Король Генрих VI Часть первая, 2-3

АКТ ВТОРОЙ
СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Овернь. Замок графини.

(Входит графиня и привратник.)

ГРАФИНЯ:
Убью, привратник, коль кому взболтнёшь!
А, сделав дело, мне ключи вернёшь.

ПРИВРАТНИК:
И помню я, мадам, и всё исполню.

(Уходит.)

ГРАФИНЯ:
Навёрстан план. Он требует решенья.
Коварен враг и нет ему прощенья.
Французы будут дочерью гордиться
Как Томирис, той скифскою царицей,
Что Кира в Персии сгубила самого,
И славу, и всесилие его.
И этот рыцарь славою гремит,
Не менее чем Кир он знаменит.
Допрежь велю герою умереть,
Хочу на Тэлбота живого посмотреть.

(Входят гонец и Тэлбот.)

ГОНЕЦ:
Как было велено, мадам,
Сам Тэлбот прибыл в гости к вам.

ГРАФИНЯ:
Кого привёл? Ведь это же бог весть…

ГОНЕЦ:
Графиня, уверяю – он и есть.

ГРАФИНЯ:
И этим вот пугают нас, французов?
И прячут матери в подолах карапузов?
Ни мощи в нём не вижу я, и ни веса,
Ни славы Гектора, ни тела Геркулеса.
Да за такого не поставлю грош!
Он более на карлика похож.
Гляжу на невидаль и не могу понять,
Как каракатица способна страх внушать?



ТЭЛБОТ:
Я потревожить вас осмелился, мадам,
Но вижу: недосуг сегодня вам.
Не смог я замок славою украсить,
А потому отбуду восвояси.

ГРАФИНЯ:
А ну-ка встань у гостя на пути!
Куда он вознамерился идти?

ГОНЕЦ:
Постойте, Тэлбот! Знать мадам желает,
Куда герой решительно шагает.

ТЭЛБОТ:
Не я, а пугало мадам, похоже, мнится.
Придётся в Тэлботе несчастной убедиться.

(Возвращается привратник с ключами.)

ГРАФИНЯ:
Герой был там, а здесь – невольник в яме.

ТЭЛБОТ:
И что ж за сила властвует над нами?

ГРАФИНЯ:
Скудна была фантазия твоя:
Ловушка здесь. Её скроила я.
Кровавый лорд,  сгниёшь, как куча хлама!
Тебе тюрьмой послужит этот замок.
Портрет твой в замке – на гвозде давно,
Вот и тебя повесить суждено.
Тирана я в железо закую,
Кто грабил и крушил страну мою.
За зверства наказать тебя желаю.

ТЭЛБОТ:
Держите! Я от смеха умираю.

ГРАФИНЯ:
Напрасно над судьбой своей смеёшься.
Взвопишь ты и слезами изойдёшься.

ТЭЛБОТ:
Смеюсь тому, что вдруг вообразили,
Что вместо тени Тэлбота пленили.
Но тень не может таковою быть,
Не можно к ней жестокость применить.

ГРАФИНЯ:
Выходит вовсе ты и не мужчина?

ТЭЛБОТ:
Напротив, мэм. И в этом вся причина.

ГРАФИНЯ:
Тогда же, лорд, совсем другое дело:
И тень во власти у меня, и тело.

ТЭЛБОТ:
Всего меня здесь небольшая часть,
Её, конечно, можете украсть,
Всё остальное – велико, как мир,
Не по зубам вам этот сувенир.

ГРАФИНЯ:
То тень, то тело в диалог выступают,
То быль, то сказку свету предъявляют.
Уж очень, лорд, туманно говорите.
Вы не словами – делом докажите!

ТЭЛБОТ:
Туман рассеется! Уж в это мне поверьте.

(Трубит в горн. Бьют барабаны. Палят орудия. Крепость оккупируют солдаты.)

Теперь же подойдите и проверьте,
Что это – тень, а Тэлбот, мэм, повсюду,
Везде и был, и есть, и вечно буду.
Вот эти руки рушат города,
От них французам – сущая беда,
Вот этот меч опустошает сёла,
Где жизнь была, там выжжено и голо.

ГРАФИНЯ:
Победоносный! Это заблужденье.
Простите даме краткое затменье.
И рост, и лик тарируются славой,
Её поклоняются и почести, и нравы.
А дерзость, что по глупости излилась,
Теперь, поверьте, напрочь испарилась.

ТЭЛБОТ:
Прошу вас, леди, право, не смущайтесь,
На внешний облик мой не обижайтесь.
Поруган вид, но я не откажусь:
По яствам и по винам пробегусь.
Солдату верьте, леди, не мешает,
Когда он вдруг диету нарушает.

ГРАФИНЯ:
Но коли так,  то пир – до потолка!
А слава Тэлбота – взлетит под облака.
(Уходят.)


Рецензии