Пьеса Краеугольный камень России 4 глава

Глава 4
ПЬЕСА
«КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ РОССИИ»
Святой князь Игорь шёл по Дмитровскому валу, по солнцу. В центре блистал золотыми куполами Успенский кафедральный собор. Длина вала около километра, с каждым километром или кругом взгляд на мир становился более глубоким. Люди внизу брели по своим делам, им некогда было поднять взгляд к небу. Американские учёные установили, что, если человек преимущественно смотрит ниже линии горизонта, у него преобладает материальный взгляд на мир, если взгляд выше линии горизонта, у него романтическое восприятие действительности. Какой смысл смотреть ниже линии горизонта, когда в мировой экономике количество виртуальных, ничем не обеспеченных денег перевалило за облака. Что осталось внизу? Только глупые иллюзии стабильности этого мира. Игорь увидел внизу, на мостике, влюблённых, а внутри вала женскую фигуру. Она стояла и о чём-то мечтала. Он остановился, стал смотреть на даму. Думал: спуститься к ней или подождать, может быть, она сама поднимется вверх на вал. Женщина заметила Игоря, вспомнив примету: волки гонятся за добычей, которая убегает вниз, и не преследуют тех, кто бежит вверх. Она решительно направилась вверх. Он понял, что она из волчьей стаи.
У незнакомки были большие голубые глаза, голубые тени делали соотношение глаз и лица как у кошки. Она тысячи лет назад знала, что увеличенные страстью зрачки производят наибольшее впечатление. Только недавно американские психологи провели эксперимент: показывали испытуемым пары фотографии одних и тех же людей; различие было незаметным для испытуемых, они не знали, на что смотреть. Отличие фотографий было в том, что на одном из фото им перед фотографированием прыснули в глаза капли для увеличения зрачков. Испытуемые выбрали в качестве более привлекательных фотографий те, где зрачки были больше. Зрачки становятся больше от страсти и от темноты. Возможно, люди могут мгновенно оценивать, зрачки человека уменьшаются или увеличиваются, когда на них смотрит интересующих их человек. Подсознательная подсказка: любит или нет, возбуждаете вы этого человека или нет. Женщина такой стрельбой глазами владела в совершенстве.
Волосы незнакомки были покрашены перьями – светло-русыми и тёмно-русыми, взгляд буквально застревал, пытаясь понять, какого цвета волосы. При разных оттенках света и дуновении ветерка волосы меняли цвет.
Она была одета в белую шубку и шапку с золотой отделкой со стразами. У неё не было перчаток, сверкали золотые длинные ногти. Не было на руке обручального кольца. Золотые сапоги создавали впечатление, что она не от мира сего. Князь Игорь смотрел на неё, не в силах отвести взгляд. Эта дама неопределённого возраста выглядела сказочно и таинственно.
– Вы написали обо мне, женщине-кошке. Я пришла, – сказал она, глаза сверкнули, зрачки на мгновение сузились, стали вертикальные.
Но возможно, Игорю это показалось. Игорь вспомнил, что выложил в интернете публикацию о святом Кристофере. В Ростове Великом, в одном из музеев, Игорь столкнулся с иконой святого Кристофера. Это святой с головой собаки. Князь Игорь застыл от неожиданности. По преданию, Кристофер был красивым юношей и, чтобы избавиться от искушений, попросил у Господа непривлекательную внешность – вот и стал он с головой собаки. Христофор (от греческих слов «носящий Христа») – святой мученик, почитаемый католической и православной церквями, живший в III веке (либо на рубеже III–IV веков).
Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол и Великая схизма – церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную – на Востоке с центром в Константинополе. Во время раскола поделили многое, в том числе домашних животных: собаки достались католической церкви, кошки отошли к православной церкви. В Средние века католическая церковь, кроме охоты на ведьм, сжигала на кострах кошек. В результате грызуны способствовали распространению чумы. В православии считается, что к животным нужно относиться хорошо, не обижать. Кошка может свободно гулять по храму, правда, иногда говорят, что ей нельзя заходить в алтарь храма.
Иван Грозный был грамотным, прочитал имя Христофор буквально и приказал написать икону Христофора с головой коня. Коню вести Господа удобней, чем псу. Говорят, что сейчас эта икона в храме в Свияжске. Свияжск – уникальный военный проект, не имеющий аналогов в мире. Иван Грозный приказал сделать в Мышкине деревянную крепость больше Московского кремля. Когда крепость была готова, её пронумеровали, разобрали и сплавили по Волге в Свияжск. Крепость собрали, она стала базовым лагерем для штурма Казани. В войске Ивана Грозного из семи воевод четыре были представителями тюркских народов. Это была война за сферы влияния, а не война религий. Представители тюркских народов почитали и ценили коней, так что икона святого с головой коня была кстати. Но важно другое: нет обязательного канона, нарушение которого повлекло бы несчастья. Несчастья Ивану Грозному люди приписали, сына он не убивал.
Почему нет святой с головой кошки? Православие предпочитает кошек, а не собак.
– Кто вы, волшебное создание? – переведя дух от волнения, спросил Игорь.
– Я Бастет, древнеегипетская богиня.
Князь Игорь знал, что уменьшительно-ласкательное от этого имени Бес, так что не стал спрашивать, можно ли её так называть. Вообще-то, Бес это мужской вариант Бастет. Так же как есть кошки и коты, но боги и богини, возможно, не по этому признаку различаются.
– Как вы нашли меня?
– Я же богиня, – удивилась вопросу Бастет.
– Извините за бестактный вопрос, не привык общаться с богинями.
– Ничего, бывает. Древние египтяне нашли портал в другое измерение, ушли, а богов оставили, вот мы и шляемся без дела.
Князь Игорь сделал удивлённые глаза, соображая, что бы такое сказать.
– У пророка Мухамеда девяносто девять имён. Бастет, ты не обидишься, если у тебя будет девяносто восемь имён? – спросил Игорь.
– Посмотрим, как у тебя это получится.
Игорь подумал. Использование по одному слову будет долгим, лучше использовать сразу по три слова. Он вспомнил майора, для которого был Небесным Покровителем, поделился некоторым хитростями стрельбы из автомата. Из автомата Калашникова стреляют короткими очередями по два-три патрона, потому что все остальные пули летят вверх и вправо. Хитрость в том, чтобы при стрельбе из укрытия прижать ствол к чему-нибудь прочному, чтобы пули не уходили в сторону. Три слова, как три пули, возможно, самая оптимальная форма.
– Мужчины остаются мужчинами, даже слова любви у них ассоциируются с войной. В любви и на войне всё дозволено.
– Замечательная, удивительная, необыкновенная, совсем забыл, что ты можешь читать мысли. Мужчины – это воины, а не кисейные барышни.
– Майор воспользовался твоим советом?
– Чудесная, волшебная, бесподобная, майор был заместителем командира отдельного медицинского батальона 2-й гвардейской Таманской дивизии в октябре 1993 года. Тогда президент России приказал двум дивизиям – 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии и 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии – атаковать Верховный Совет России. Майора не взяли захватывать Белый дом, приказали организовать охрану и оборону военного городка в Калининце: нужно было обеспечить безопасность семей военнослужащих. Не взяли и две лучшие дивизии страны, не смогли убить ни одного депутата Верховного Совета. Погибли сотни людей, военнослужащих и сотрудников милиции. В армии избыточное количество офицеров, это рассчитано на войну и обеспечивает выполнение боевых задач. Танки стреляли по Белому дому, но была ли команда на уничтожение Верховного Совета или просто было запугивание. Сказочная, бесценная, очаровательная, давайте прогуляемся по Дмитровскому валу, это удивительное, волшебное место. Какое направление выберем? Я бы предпочёл гулять по солнцу, вы не против выбрать такое направление?
– Что за вопрос о направлении по солнцу, я же богиня солнца и луны, – улыбнувшись, ответила Бастет.
– Пойдёмте, богиня, – сказал Игорь и протянул руку.
Бастет подала руку. Разряд статического электричества или любви вспыхнул на мгновенье как электрическое замыкание. Люди ищут принцессу, забывая, что для этого самому нужно быть принцем. Игорь почувствовал, что Бастет действительно не от мира сего. В смысле, не только на словах богиня.
– Меня Игорь зовут.
– Я знаю, не стоит меня недооценивать, – сказала Бастет, достала из кармана шубки планшет. Планшет был включён. На экране была фотография Игоря со странички Проза.ру.
– Действительно богиня, – непроизвольно сказал Игорь.
– Я знаю ответ на твой вопрос, почему в православии нет святой с головой кошки. Потому что я не встретила мужчину, за которого хотелось бы выйти замуж, принять православие, как это делали иноверные женщины, – уверенно сказала Бастет.
– Восхитительная, фантастическая, бриллиантовая, вы не встретили рыцаря?
– Подвиг одного это преступление другого, часто они меняются местами, рыцари не выдерживают беспристрастного взгляда на мир.
– Возлюбленная, восхитительная, прекрасная, за тысячи лет вы не потеряли надежду найти мужчину своей мечты?
– Возможно, это будете вы, время покажет, – интригующе сказала Бастет.
– Божественная, тогда у людей будет новая заступница? – спросил Игорь.
– Люди знают не всё. После Рождества Господа, волхвы с востока принесли дары – ладан, смирну и золото. Когда Ирод приказал избить младенцев, святое семейство направилось на юг, ко мне, в Египет. Об этом никто не знает, потому что это скрывает Ватикан, они кошек не любят. До того как люди приручили кошек, меня, богиню Бастет, изображали с головой льва. Затем фараоны запрещали иметь личных кошек, потому что они были священными животными. Об этом знали константинопольские императоры, их трон охраняли изображения львов. В ранних православных храмах на Руси львы были у входа в храм. Но похожи эти львы были на собак, потому что скульпторы никогда не видели львов. Затем львов стали изображать на входах в дворянские собрания, – объяснила Бастет.
– Премудрая, превосходная, драгоценная, говорят, что у трона константинопольского императора были золотые львы, которые рычали, когда к трону приближался человек. Вероятно, внутри золотых львов находились люди. Недавно в музее Кремля Ростова Великого видел парных каменных львов, которые раньше были на входе в церковь. Мне всегда это казалось странным, ведь в первые века христианства, когда были гонения на христиан, был лозунг: «Христиан ко львам», мученики гибли на аренах, – сказал Игорь.
– Самая большая тайна в том, что люди даже не знают о существовании такой тайны. Каменные львы от входов в церкви исчезли потому, что людям свойственно всё упрощать. В преследовании христиан кроме видимой стороны была и невидимая: вбить клин между христианской верой и верой древнего Египта.
– Доброжелательная, очаровательная, романтичная, я знаю удивительный камень, который изменил историю России, давайте я его вам покажу, – предложил Игорь.
Это было слишком смелое решение: их роман мог закончиться не начавшись. Предложение сразу после знакомства отправиться в Шутов лес выглядело неразумным.
– Как хочешь, дорогой. Я не слишком фамильярна? – шутя и одновременно интригующе спросила она.
– «Дорогой» в смысле «золотой», по-французски – or, по-итальянски – doro, по-испански – oro?
– Неплохие знания. По-французски or, золотой, в смысле Игорь.
– Блестящая, сияющая, суперская, меня золото в человеческой культуре интересует.
– По-итальянски doro, русское слово «дорога» – это золото.
– Обворожительная, неповторимая, душевная, золото – интересная тема, но мы отвлеклись от рыцарей.
– Возможно, самыми популярными романами были рыцарские романы, сейчас их не встретишь в магазинах. Их заменила фантастика. Писатели-фантасты заменили мечи на бластеры, коней – на космические аппараты, платья – на скафандры, чувства, страсти и подвиги скопировали. Получилась современная фантастическая литература. Если писать по принципу «и так сойдёт», сходит, быстрый способ создания фантастических романов, возможно, приносит деньги раскрученным авторам. Герой рыцарских романов был отважным всадником. Рыцарь (нем. ritter, первоначально «всадник») – средневековый дворянский почётный титул в Европе. Сейчас машина успешно заменила коня. Возможно, рыцарь ощущал себя кентавром, так воспринимали конкистадоров индейцы. Получается, что сейчас рыцарь превратился в киборга. Киборг (сокращение от англ. cybernetic organism – «кибернетический организм») в медицине – биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты; машинно-человеческий гибрид (в научной фантастике, гипотетике и т. п.), – рассказала Бастет.
– Фантастическая, божественная, завораживающая, в рыцарских романах была прекрасная дама, ради которой рыцарь совершал подвиги. В этом-то и проблема: прекрасная дама сама превратилась в киборга, часть своей машины, может быть, самую прекрасную, но всё же часть. Отношения между мужчинами-киборгами и женщинами- киборгами не могут быть такими же, как между рыцарем и прекрасной дамой, или могут, – сказал Игорь.
– Возрастание зависимости человека от механизмов, а также замена органов механическими приспособлениями (протезами, имплантатами) создаёт условия для постепенного превращения человека в киборга. В технике человек проецирует себя, поэтому совместная эволюция человека и техники в киборга – процесс объективный. Ясно, что объективный процесс не затормозишь, бессмысленно. В мире слов, в романе, должны хоть слова остаться из прекрасного прошлого: рыцарь-киборг и прекрасная дама-киборг. Они, конечно, могут гулять под луной до утра, но едва ли это будет выглядеть правдоподобно. Так что едва ли наши прогулки под луной будут выглядеть правдоподобно. Совсем другое дело путешествие в «прекрасное далёко», естественно, на машине, – сказала Бастет.
Нужно было решить, на чьей машине поехать? Для людей-киборгов это проблема: без своей машины они некомфортно себя чувствуют. У Бастет была серебристая «Киа Рио», дизайн этой машины называется «улыбка тигра». В ней она себя комфортно чувствовала. Поехать сразу на двух машинах было нельзя: они не настолько хорошо друг друга знали, чтобы не потерять друг друга в дороге. Нужно было выбирать. Игорь достал из кармана золотую монету святого Георгия Победоносца, подбросил её. Бастет посмотрела на монету, монета застыла в воздухе. Она была весёлая богиня, любила пошутить. Игорь взял монету и положил в карман.
– Неотразимая, шикарная, ослепительная, поедем на любой машине. Как пожелаешь, дорогая? – предложил Игорь.
– Игорёк, я одета для серебряной машины, ну да ладно, поехали на золотой. В следующий раз надену леопардовую шубку, под цвет твоей золотой машины, – ответила Бастет.
Переход на имя Игорёк было для святого неожиданностью. Он давно привык к особенности имени Игорь, люди иногда неосознанно переходят в общении на Игорёк. С другими имена подобная метаморфоза происходит редко. Это возможно потому, что, например, у имени Константин, Костя, Костенька – три варианта, а у имени Игорь, Игорёк – два.
– У тебя красиво в машине, так выглядят планеты со стороны солнца, всё сверкает, – сказала богиня солнца.
Ей видней, только она видит мир со стороны солнца, никогда не видя тень.
Машина остановилась рядом с Шутовым лесом, в нескольких десятках метров от указателя «Силиваново». Государство скрывает тайну Дмитровского камня. Все самодельные указатели убирают местные жители, хранители тайны камня.
– Чудесная, романтичная, сказочная, далее к Дмитровскому камню в Шутовом лесу надо пройти пешком.
Они вышли из машины и направились вглубь Шутова леса. В этом лесу люди теряют ориентацию, начинают блудить, так как шаг правой ноги длиннее, чем левой, начинают ходить по кругу, против часовой стрелки. Но святому князю Игорю и богине Бастет это не грозило, к Дмитровскому камню вела только одна тропинка. Они перешли железный мостик через речку. Углубились в лес. Вскоре увидели разноцветные ленточки на деревьях, словно попали в сказочное пространство.
В этом мире мало что-то понимать самому, нужно доходчиво, ненавязчиво объяснить другим. Эту роль выполняет искусство, когда это искусство, с большой буквы, несёт что-то «прекрасное и вечное». Современных людей трудно оторвать от компьютеров, телевизоров, поэтому можно выбрать средство. Например, написать пьесу, которую поставили в Дмитровском театре. Можно было бы посмотреть пьесу в театре, но святой князь Игорь подал текст пьесы богине Бастет. Она с интересом углубилась в чтение.
КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ РОССИИ
Пьеса в двух действиях
Действующие лица
Молодой Дмитровский князь.
Мария, невеста молодого Дмитровского князя.
Святой Даниил Московский, младший сын Александра Невского.
Святой Михаил Тверской, племянник Александра Невского.
Владимирский великий князь Андрей Александрович, сын Александра Невского.
Переславский князь Иван Дмитриевич, внук Александра Невского.
Святая Анна Кашинская, жена святого Михаила Тверского.
Юрий Данилович, старший сын святого Даниила Московского.
Слуги князей.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Муляж магического камня в центре сцены, на заднике сцены – Успенский кафедральный собор Дмитрова, окружённый деревянной крепостной стеной. Мария обращается к камню, святыне славян, существовавшей до крещения Руси.
Мария. Камень, пошли мне, сиротинушке, любимого, суженого-ряженого. (Слышит шаги.) Как быстро исполняется моя просьба.
Выходит молодой Дмитровский князь
и его слуга. Направляются к камню.
Мария идёт им навстречу.
Дмитровский князь не замечает Марию.
Слуга Дмитровского князя (обращается к Марии). Пошла прочь не до тебя теперь.
Мария прячется за кусты.
Молодой Дмитровский князь (обращается к слуге). Иди в Дмитров, узнай, что происходит. Передай дружине готовиться к бою, а людям в ближайших лесах схорониться.
Слуга уходит.
Молодой Дмитровский князь (обращаясь к камню). Четыре князя с дружинами идут к Дмитрову. Славные русские воины, против них не устоять моей небольшой дружине. Умрём, но не сдадимся. Я молился в храме, но и вы, предки наши, помогите.
Из своего укрытия выходит Мария.
Молодой Дмитровский князь (говорит в зал). Неужели предки услышали меня? Послали Берегиню, спасти град мой Дмитров. Краеугольный камень – первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего- либо, широкое распространение получило благодаря Библии, где в основном использовалось как метафора. Согласно иудейским преданиям, в Святая святых храма Соломона находилась скала, считающаяся краеугольным камнем мироздания. Четыре камня в основе Руси, два камня в Москве – Конь-камень, Девий камень, в Переславле Залеском – Синь-камень, в Дмитрове – это камень древних славян.
Мария. Я не Берегиня, я сирота Мария. Негоже Дмитровскому князю выглядеть таким растерянным перед проблемой, соберись с духом русским, земля родная тебе поможет.
Мария подошла к князю и прижала его к себе. Они сидят обнявшись. Сзади появляется Владимирский великий князь Андрей Александрович, достаёт меч.
Владимирский великий князь Андрей Александрович. Убью этого мальчишку, Дмитровского князя, заберу у брата Московского князя Даниила город Дмитров себе.
Замахивается мечом, чтобы нанести решающий удар.
Молодой Дмитровский князь и Мария
сидят, обнявшись, не видят угрозы.
Подсветка камня показывает, что камень ожил.
Появляется слуга великого князя.
Слуга великого князя. Великий князь, Тверской князь Михаил с дружиной совсем рядом.
Великий князь. Нужно вернуться к своей дружине, неизвестно, с какими намерениями идёт Тверской князь Михаил.
Убирает меч и уходит вместе со слугой.
Выходит святой князь Михаил Тверской
со своей женой святой Анной Кашинской.
Святой князь Михаил достаёт меч.
Святой князь Михаил Тверской. Убью этого Дмитровского князя, будет город Дмитров мой.
Святая Анна Кашинская. «Бог есть любовь» – апостол Павел сказал. Посмотри, какие они молодые и влюблённые. Сам Бог оберегает их.
Святой князь Михаил Тверской. Пожалуй, ты права, жена моя. Пойдём к нашей дружине. Любовь действительно побеждает всё. Это я минутному искушению предался.
Они уходят. Молодой Дмитровский князь
и Мария остаются одни.
Сидят они, обнявшись, не замечая ничего вокруг.
Выходит святой князь Даниил Московский.
Святой князь Даниил Московский. Дмитровский князь, не до любви сейчас, иди в город, встречай гостей. Но не провоцируй гостей своей слабостью, покажи всю мощь и величие города Дмитрова, чтобы не возникло у них желания напасть на слабого.
Молодой Дмитровский князь вскочил,
услышав слова святого Даниила Московского.
Молодой князь Дмитровский (обращаясь к Марии). Пойдём со мной. Живы останемся, возьму тебя в жёны.
Все уходят.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Голос за сценой. Дмитровский съезд князей – съезд четырёх русских князей северо-восточной Руси в 1300–1301 годах в Дмитрове с целью прекращения междоусобицы в составе:
– святого князя Даниила Московского, младшего сына Александра Невского, первого собирателя земель русских вокруг Москвы;
– святого князя Михаила Тверского, племянника Александра Невского, первого князя, разбившего монголо-татар, развеявшего миф о непобедимости Золотой Орды;
– Владимирского великого князя Андрея Александровича, сына Александра Невского;
– Переславского князя Ивана Дмитриевича, внука Александра Невского, передавшего город Переславль- Залеский святому князю Даниилу Московскому.
Здесь, в Дмитрове, зародилось самосознание независимой Руси и стремление свергнуть Золотую Орду. Съезд князей нашёл своё отражение в гербе города Дмитрова. В 1781 году, после того как Дмитров получил статус уездного города Московской губернии, Высочайшим указом императрицы Екатерины II от 20 декабря того же года был утверждён герб города и дано его описание: «В верхней части щита герб московский. В нижней – четыре княжеския короны, в горностаевом поле, в память бывшаго в оном городе знаменитаго четырёх российских князей съезда».
В Дмитровском съезде князей участвовали два святых, впоследствии канонизированные Русской Православной Церковью, – святой благоверный Даниил Московский и святой благоверный Михаил Тверской. Впервые святые князья объединились в утверждение единства и православия на Руси. Участвующий в съезде Переславский князь Иван Дмитриевич, внук Александра Невского, в 1302 году, перед смертью, передал своему дяде Московскому князю Даниилу Переславль-Залесский. С этого началось объединение земель вокруг Москвы.
В 1652 году состоялось обретение мощей князя Даниила Московского; в 1791 году он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский. Дни памяти – 4 марта и 30 августа (обретение мощей) по юлианскому календарю.
Михаил Тверской канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных в 1549 году на втором Макарьевском соборе в Москве. В 1632 году состоялось обретение мощей князя. День памяти – 5 декабря.
Четыре князя подходят к Дмитровскому камню в Шутовом лесу.
У камня стоит молодой Дмитровский князь.
Святой Михаил Тверской (обращается к молодому Дмитровскому князю). Что тебе сказал камень?
Молодой Дмитровский князь. Царь Давид, чтобы победить врагов, перенёс столицу в Иерусалим – земное воплощение Града Небесного. Посмотрите на камень: острый угол показывает на Москву, она должна стать нашим Градом Небесным (отходит в сторону; возле камня собрались четыре князя). Сколько можно нам воевать друг с другом, монголо-татары захватили Русь, а мы всё продолжаем убивать братьев своих. Объединяться надо. Объединяться вокруг нового центра Руси, вокруг Москвы. Не смогла Владимиро-Суздальская Русь противостоять врагу, сможет это сделать Московская Русь.
Святой Михаил Тверской. Вера у нас одна, давайте хранить Русь православную. Не проливать больше крови братьев своих.
Владимирский великий князь Андрей Александрович. Сложно восстановить былое могущество Владимиро-Суздальской Руси, не дремлют лазутчики Золотой Орды, нужен новый центр Руси, о котором не догадываются враги наши.
Переславский князь Иван Дмитриевич. Предок наш, святой Александр Невский, смог разгромить рыцарей и договориться с Золотой Ордой, не оказалась Русь между молотом и наковальней. Сейчас пришло время объединиться. Не долог мой земной век, после моей смерти передаю предел свой город Переславль Московскому князю Даниилу.
Святой Даниил Московский. На том будем перед памятью предков на этом Дмитровском камне клясться и крест целовать.
Вышел священник в чёрной одежде,
князья по очереди поцеловали крест.
Все уходят.
Старший сын святого Даниила Московского (обращаясь к святому Михаилу Тверскому). Князь Михаил, останьтесь, секретный разговор к вам есть.
Святой князь Михаил Тверской. Слушаю тебя, Юрий.
Юрий Данилович. Не верят русские люди в то, что можно победить рать Золотой Орды. Есть план, как разгромить небольшое войско врагов.
Святой князь Михаил Тверской. Что предложишь? Если дело говоришь, можешь рассчитывать на мою помощь.
Юрий Данилович. Пригласить их воевать на своей стороне и заманить в засаду.
Святой князь Михаил Тверской. Хороший план. Как это сделать? Кому они смогут поверить?
Юрий Данилович. Отец мой, Даниил Московский, клятву Богу дал, что не будет проливать кровь православную, ему не поверят, что он собрался идти войной на братьев своих. Я, старший сын, когда стану Московским князем, тогда и осуществим этот план.
Святой князь Михаил Тверской. Не помилует Орда за разгром части своего войска.
Юрий Данилович. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.
Святой князь Михаил Тверской. Хорошо, здесь у Дмитровского камня так и порешим это сделать.
Оба подходят к камню и дотрагиваются до него.
Голос за сценой. Даже сейчас, через семьсот лет после съезда четырёх князей, камни не потеряли свою силу. Основная причина смертей – сердечнососудистые заболевания, проще говоря, отложение камней на стенках сосудов в организмах людей.
Выходит молодой Дмитровский князь
с Марией, одетой в княжеские одежды.
Молодой Дмитровский князь. Милости просим, гости дорогие, на мою свадьбу.
Молодые и гости празднуют свадьбу.
Голос за сценой. Прошло несколько лет со съезда четырёх князей. Умер Переславский князь
Иван Дмитриевич, по его воле перешёл город Переславль-Залеский к Москве. Отошёл ко Господу святой Даниил Московский. Московская Русь набирала силу, но сильна была вера в народе в непобедимость Золотой Орды. Пошли на военную хитрость святой Михаил Тверской и Московский князь Юрий Данилович, сын святого Даниила Московского. Московский князь Юрий Данилович пригласил небольшое монголо-татарский войско сражаться на своей стороне, пошёл на Тверь. В 1317 году в Бортеневской битве монголо- татарское войско было разбито святым Михаилом Тверским. «И была битва великая и сеча злая, и помог Бог князю Михаилу Ярославичу Тверскому, и побежал князь великий Юрий Данилович Московский. А Кавгадый (ордынский посол) повёл дружные свои стяги повреши и неволею сам побежал в станы» – этот отрывок из Патриаршей летописи запечатлён на гранитном камне мемориала «Бортеневская битва». Весь русский народ увидел, что непобедимое войско можно разгромить на поле боя, это вселяло уверенность в возрождение Руси. Святого Михаила Тверского убили через год в Орде, Московского князя Юрия Даниловича убили в Орде через несколько лет. После гибели мужа жена святого Михаила Тверского уехала в Кашин, совершила много благотворительных дел: к святой Анне Кашинской и сейчас обращаются верующие в своих молитвах. Победа святого Михаила Тверского воодушевила святого Дмитрия Донского, который по благословению Сергия Радонежского разгромил татар на Куликовом поле.
В «Описании путешествия в Московию» XVII века немецкого учёного Адама Олеария приводится легенда: «Люди в надежде на исцеление приходят к загадочному камню в Шутовом лесу у Дмитрова. Камень якобы помогает одолеть врагов, а великий князь московский даже водил к камню, что лежит у Дмитрова в Шутовом лесу, своё войско перед самым походом на Орду. Якобы князь верил, что, прикоснувшись к этому камню, его воины станут неуязвимы и вернутся с победой. Так и вышло: это было знаменитое стояние на реке Угре, где дружины Ивана III и татары встретились, постояли напротив друг друга и разошлись! Опять разошлись!» Так закончилось монголо- татарское иго на Руси.
Прочитав пьесу, Бастет надолго задумалась, наверно, вспоминала те времена, когда происходило действие пьесы.
– Давай будем вместе, – сказала богиня Бастет, протянув руку святому князю Игорю.
– Невообразимая, единственная, умопомрачительная, прекрасная идея, – ответил он.
Они стояли, держась за руки, у Дмитровского камня в Шутовом лесу. Долго ли, коротко ли стояли, почувствовав созвучность своих душ. Но когда снова вернулись их души из восхитительного полёта, уже стемнело.
Игорь достал из кармана маленький фонарик, всегда носил его с собой. Не потому что внезапно могло стать темно, вдруг затмение начнётся, а потому что у фонарика такая же батарейка, как и у сигнализации машины. Если батарейка сигнализации разрядится, машину нельзя будет завести. В таинственном Шутовом лесу луч фонарика освещал тропинку в реальность из нереальности. Они поехали на стоянку, где оставили машину Бастет, забрали машину. Заехали в ресторан «Золотая середина. Он обратил внимание, что Дмитров – это золотая середина между Белым и Чёрным морями. Сталин приказал построить три канала: Беломоро-Балтийский, Волго-Донской и канал Москва – Волга. В Дмитрове, в Борисоглебском монастыре, находилось Управление НКВД по строительству канала. Они знали, где середина. В ресторане было как в ресторане: песни, танцы, вино. Всё путём, но вдруг певец запел:
Ще не вмерла Украина,
Если мы гуляем так.
Зал словно взорвался, на уши встал. Все, кто спокойно пили и ели, пошли танцевать, удаль свою показывать. Места всем не хватало. Но разве может русский человек с доброй душой спокойно усидеть, когда, как в песне говориться, «надо гулять, чтобы Украину спасти». Вот если бы певец эту песню спел раз пять подряд, то народ дошёл бы кондиции, мини-майдан устроил. В Киеве митингующие уже месяц бросали бутылки с зажигательной смесью в полицейских.
Всё спасение Украины администратор, нероссийской национальности, сорвал. Он мгновенно оказался рядом с певцом, что-то зло ему сказал. Не заканчивая песни, певец нажал кнопку на ноутбуке, песня продолжилась в том же темпе.
А по Волге вниз теплоход,
А по Волге вверх теплоход.
Люди, хоть и пьяные, но против Волги возражать не стали, тем более что Волга рядом, правда, замёрзла, бедняжечка, но отогревать Волгу песня не призывала. Постепенно толпа успокоилась, стала в меру буйная, не переходя границы. Больше песни про «зажигательную» Украину не исполняли.
– На Украине, на майдане, кидали в «Беркут» бутылки с зажигательной смесью, а в ресторане чем кидаться? – сказала Бастет.
– Безупречная, гармоничная, совершенная, водка почти не горит, во всём Менделеев виноват. Установил стандарт водки сорок два градуса, а мог бы и девяносто шесть градусов сделать. Какая разница сколько градусов водка? Всё равно водка вредна для здоровья, независимо от градусов. Сорок два градуса для того, чтобы зимой водку можно было бы по России перевозить. Совсем о революционерах не позаботился. Была бы девяносто шесть градусов, можно было бы оторвать часть скатёрки, сунуть в бутылку, поджечь – вот вам и коктейль Молотова. Танк не загорится, ну а что другое, в самый раз, – сказал Игорь.
– Почему Менделеев акцизами на спиртные напитки занимался?
– Желанная, непредсказуемая, загадочная, потому что его из университета выгнали. Не за то, что он таблицу Менделеева создал. Его на конгресс по химии в какую-то страну послали. А он со студенткой в Париж уехал. Кстати, у Менделеева две жены было, в имении Боблово, совсем рядом с Дмитровом, было два больших деревянных дома – первой и второй жены. Дома не сохранились, только маленькое помещение музея сейчас есть. Безработному Менделееву премьер- министр предложил возглавить создание стандартов в России. Менделеев перевёл Россию с аршинов и пудов на метры и килограммы. Красота сделала Россию более прогрессивной.
– Смотри, какая красивая цветочница ходит по ресторану, цветы продаёт. Наверно, такая же красивая была, как студентка у Менделеева? – спросила Бастет.
Игорь ничего не осветил, подозвал цветочницу, купил три красные и три розовые розы. Три розовые розы подарил цветочнице, в благодарность за красоту и за прогресс России. Три красные розы подарил богине.
– Игорь, смотри, пьяный мужик с охапкой роз. Он для дам своей компании купил.
Из зала ресторана уходила цветочница с пустой корзинкой, в руках держала три розовые розы.
– Я бы понял цветочницу, если бы она продала и подаренные розы. Бизнес есть бизнес, всё на продажу, – сказал Игорь.
– Оказывается, в России не всё продаётся, – заметила богиня.
Благодарные дамы зацеловали пьяного мужика. Что там «миллион алых роз» из песни, то ли дело миллион поцелуев от множества дам.
– Игорёк, посмотри на тайну расположения святящих и вращающихся фонарей на площадке для танцев.
– Красиво, увлекает, всё становится разноцветным.
– Тайна в том, что танцующие не видят своих теней, превращаются в призраков, может быть, действительно становятся призраками.
Поужинав, вышли из ресторана, поехали к Игорю. Обе машины поставили во дворе дома под окнами квартиры, в которой жил святой князь Игорь. Вошли в квартиру. В прихожей, на стенах, были золотые зеркала, висевшие напротив друг друга. Эти зеркала из нитрида титана образовывали зеркальный коридор, с едва заметными стыками между метровыми листами.
Пока наука не может ответить на вопрос, что отражается между двух зеркал. Это магическое пространство всегда использовали в магии, в том числе и для гаданий. Ставили две свечи между зеркалами, образовывалась бесконечная дорожка из зеркал, похожая на лестницу. Как Лестница Якова, она уходит в бесконечность – не вверх, а куда-то в пространство.
Богиня остановилась между зеркалами, посмотрела в зеркало, на глазах Игоря ушла в одно из зеркал. В конце коридора была закрытая дверь. Ключ с брелком не поворачивался. Дверь была закрыта. Потосковав немного, Игорь смирился с мыслью, что богиня как пришла, так и ушла.
Он пошёл на кухню, включил чайник. Заварил иван- чай и стал пить, горюя о несбывшемся счастье. Конечно, если бы это была сказка, то герой отправился бы в золотое зазеркалье за любимой. Но святому князю Игорю нужно было выполнять волю Бога, не отвлекаясь на любовь.
Минут через двадцать в комнату вошла Бастет.
– Где ты была?
– В золотом зазеркалье.
– Что там было?
– Игорёк, я не могу это выразить в словах. В следующий раз возьмёмся за руки и попутешествуем вместе. Налей мне чаю, мне нужно немного с мыслями собраться. Кстати, откуда такие необыкновенные зеркала?
– Зажигательная, возбуждающая, игривая, это листы из кровельного металла, ими покрывают купола православных храмов. Блестят как золото, но во много раз долговечней.
– Пирамиды в Египте раньше были покрыты золотом, блистали на солнце, унося сознание и души людей в солнечный рай. Эта традиция из древности.
Как пел Высоцкий: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». Сейчас купола покрывают металлическими листами, покрытыми нитридом титана. Они обладают свойством поляризации света. Свет солнца, являющийся тепловым излучением, не имеет поляризации, однако рассеянный свет неба приобретает частичную линейную поляризацию. Поляризация света меняется также при отражении. Когда золотые листы из нитрида титана расположены вертикально, в нём отражаются световые полосы, но если лист развернуть, полосы повернутся и станут горизонтальными. Покрытые нитридом титана купола храмов обладают удивительными поляризационными эффектами, но вряд ли их можно заметить, если не знать, на что обратить внимание.
– Игорёк, пойдём в золотое зазеркалье, сам убедишься в чудесах, – предложила богиня.
Они встали и пошли, взявшись за руки. Сначала в золотых отражениях всё было обычно, ничего таинственного. Вдруг в пространстве между двух золотых зеркал, в лучах семисвечника, появилась женская фигура. Игорю следовало бы испугаться, гости из зазеркалья бывают недоброжелательными. Но в квартире двести икон, украшенных монетами с изображением святого Георгия Победоносца, и ещё двести пятьдесят тысяч таких монет. Эта небольшая армия вполне могла защитить от мистических пришельцев другого мира. Женская фигура, напоминающая поляризацию, не вызывала страха. Незнакомка была полупрозрачная, то появлялась, то исчезала, совсем как призрак или инопланетянка. Одета она была в поляризацию, одежда под одним углом была видна, под другим исчезала.
– Кто ты? – спросил Игорь. Он был мужчина и предпочитал говорить первым, несмотря на то что рядом была его богиня.
– Я Поляризация, современная персонификация. В Древней Греции на меня не обратили внимание. Без персонификации, приписыванию природным явлениям человеческих черт, люди упускают очень важное, – ответила незнакомка.
– Мы рады с вами познакомиться. Сейчас персонифицируют литературных и виртуальных героев, – сказал Игорь, чувствуя спокойствие в руке Бастет, она бы дала знать, если бы захотела что-то сказать.
– Они не настоящие, под ними нет природных явлений, они просто пена на волнах, – пояснила Поляризация.
– Поляризация, скажите то, чего мы не знаем.
– Сначала надо выяснить, что вы знаете. Как христианство стало мировой религией? – спросила Поляризация.
– Это знают все. В начале своего правления Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником. В 310 году, после посещения священной рощи Аполлона, ему было видение бога солнца. Однако уже через два года, во время войны с Максенцием, по словам Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы «ХР», а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий: «Сим победиши!» После победы в 313 году Константин настоял на принятии им свободы вероисповедания. Константин созвал Никейский собор 325 года, на котором он заявил епископам: «Вы епископы внутренних дел церкви, я поставленный от Бога епископ внешних дел», – повторил Игорь, и вдруг его осенило: – Крест поверх солнца – это поляризация атмосферы, это природное явление. Крест поверх солнца иногда можно увидеть.
– Я вижу, вы всё поняли. Крест поверх солнца – это поляризация света, часто зимой бывает в холодном воздухе, в народе его называют ложное солнце, – сказала Поляризация, исчезла и больше не появлялась.
Они попрощались с Поляризаций и вернулись из золотого зазеркалья в реальность. Игорь и Бастет были только в прихожей золотой квартиры. Они прошли дальше. В одной из комнат трёхкомнатной квартиры были две трёхметровые золотые рыбки из настоящих монет, они буквально вызывали шок у тех, кто видел их впервые.
– Игорёк, какие волшебные золотые рыбки! Никогда таких золотых рыбок не видела. Я сразу начала копаться в своих желаниях, чтобы такого пожелать, что-то самое необыкновенное. Совсем из головы вылетело, что я сама богиня. Почему их две? Золотая рыбка в сказке была одна.
– Любимая, ласковая, суперсолнышко, это в сказке она одна, а настоящая золотая рыбка нашла себе пару, она же волшебная, а волшебная золотая рыбка не может быть одинока.
– Правильно, жизнь может быть неправдоподобной, а искусство нет. Почему их не много, как в китайском фэншуй бывает?
– Увлекательная, антидепрессантная, привлекательная, потому что в русском языке много рыбок называется косяк. Наркотики это, конечно, интересная ассоциация с золотой рыбкой, но не совсем правильная.
– Оригинальный взгляд, – согласилась богиня.
– Незабываемая, страстная, лучезарная, если ориентироваться на окружающих, то никакого бы творчества в мире не было. Творчество – это всегда вызов стереотипам мышления. Желания – это тоже творчество, стереотипы мышления. Монеты в мире в дизайне не используются. Получилось уникальное произведение. Но самое главное, золотые рыбки из монет выполняли желания, как сказочная золотая рыбка. Как православие шло по Руси? Мастера из Греции и Италии строили каменные храмы. У нас каменного строительства не было, красивые каменные храмы вызывали восторг. На Руси считали, что молиться надо в каменных храмах, а жить в деревянных домах. Первые кирпичи использовались при строительстве храмов в Московском кремле и самой крепостной стены при Иване III. Это стало революцией в строительстве. Сейчас храмы перестали быть революцией в строительстве. Когда-нибудь и золотые рыбки из монет перестанут быть диковинкой, – сказал Игорь.
– Трёхметровая золотая рыбка вызывает необычное ощущение, непередаваемое на словах. Возможно, первоначально православные храмы, украшенные «золотой» резьбой, вызывали у верующих подобные чувства. Мы привыкли представлять золотую рыбку маленькой, а трёхметровая рыбка буквально приводит к смятению чувств. Люди оценивают окружающий мир относительно себя, измеряя его больше, меньше. В Москве, на Манежной площади, есть скульптура старика с золотой рыбкой, но сделано ограждение, чтобы не пускать людей к счастью.
– Обалденная, сногсшибательная, обольстительная, золотая рыбка из монет, в монетах больше волшебства, чем в магии. Деньги превращаются во всё что угодно. Золотая рыбка из монет исполняла желания. Возникло понимание того, что красота храмов подобна золотой рыбке, способной исполнять желания. Это люди не осознают, но это существует. Поэтому уникальные красивые произведения искусства пользуются такой привлекательностью.
На противоположной от золотых рыбок стене была роспись ковра-самолёта с царевичем и царевной, ковёр-самолёт был из настоящих сверкающих «золотых» монет.
– Деньги действительно могут унести человека хоть куда, – сказала Бастет, присела на диван под ковром-самолётом.
Игорь сел рядом, они обнялись. Бастет поцеловала его. Их души взлетели вместе к облакам в золотое Царствие Небесное. В сказочной обстановке была кровать с золотым покрывалом. Бастет в своём золотистом платье свалилась на кровать.
– Так много удивительных новых впечатлений, я всё больше и больше убеждаюсь, что ты мужчина моей мечты, мой золотой рыцарь, – сказала Бастет, развалившись на кровати.
Она, конечно, не играла Игорем как кошка с мышкой. Не просто кошка, а богиня-кошка. Но всё в ней говорило: от меня не уйдёшь. Игорь присел рядом на кровать.
Они проснулись с первыми лучами солнца, часов в одиннадцать. Золотая постель из золотого шёлка с вышитыми золотыми рыбками в китайском стиле.
В комнате было два кресла, но их одежда вперемешку лежала на одном кресле, даже одежда не пожелала разделяться, словно одежда была живая. Тела людей – это одежда для души, так же как и одежда для тела. Если влюблённые, раздеваясь, старательно раскладывают свою одежду в разных местах, значит, их любовь всего лишь любовь тел, а не любовь на уровне их души.
– Я не думала, что золотые рыбки так быстро могут исполнять делание, – сказала Бастет, одеваясь.
Одевшись и умывшись, они пошли на кухню. На одной стене кухни была гора Моисея из настоящих монет: фреска изображала Моисея, общающегося с Богом из света, похожим на солнце. На другой стене в стену был вставлена «золотая» лампа Алладина, джин был из настоящих монет. На третьей стене – скатерть- самобранка, как и всё остальное, из настоящих монет, на скатерти стояла полка с консервами. На холодильнике висела репродукция картины «Тайная вечеря», создавалось впечатление, что за столом присутствовал Иисус Христос.
– Кокетливая, грациозная, весёлая, это сказка, да и только, – сказал Игорь.
Бастет как настоящая хозяйка приготовила завтрак: бутерброды с сыром, с колбасой, с икрой. Короче, много чего. Они сели завтракать.
– Игорёк, Шарм-эль-Шейх ближайший курорт, чтобы набраться сил и подняться на гору Моисея. Кто встречает рассвет на этой горе, тому Бог прощает все грехи. По дороге на гору, до неё двести пятьдесят километров, в окно экскурсионного автобуса я увидела призрачный восточный сказочный замок. Благополучно, безгрешной, вернувшись с горы Моисея, я купила открытку сказочного восточного дворца. И чудесным образом оказалась в сказке, показав открытку таксисту. Сказка не только в новых, сделанных в старинном стиле дворцах, но и том, что внутри и снаружи дворца целые сокровища золота и других товаров в лавках торговцев.
– Энергичная, креативная, стильная, просто кухня в девятиэтажном доме, но чувствуешь себя как в сказке. Не только в сказке, а в конце сказки, в пещере с сокровищами.
– В одном из «дворцов» целая картинная галерея по сказкам «Тысяча и одна ночь». Алладин с его волшебной лампой и джином, в этом нет ничего необычного. Алладин на берегу моря, ясно, что Красного моря, этот город стоит на берегу. На картине силуэты сказочного восточного дворца, в котором в данный момент я находилась. Только дворец с разноцветными куполами, как у нас собор Василия Блаженного, а на картине только чёрные силуэты. Возможно, картину писали, когда был только набросок этого дворца. Но самое главное, на картине гора Моисея, в реальности её не видно, далековато для человеческих глаз. В картине видно, джин над горой. Это очевидное сравнение потрясло до глубины души.
– Симпатичная, интригующая, изысканная, Бог и джин – интересное сравнение.
– Интернет подтвердил моё очевидное предположение. «Аладдин – главный герой одной из наиболее знаменитых арабских сказок, входящих в собрание «Тысяча и одна ночь». Некоторые современные исследователи полагают, что первоначально эта сказка в сборник не входила, а является более поздним западным наслоением. Антуан Галлан, опубликовавший первый перевод «Тысячи и одной ночи», включил в него историю об Аладдине, однако этой сказки нет ни в одном из арабских рукописных или печатных изданий, поэтому Галлана долго подозревали в фальсификации». В этот отрезок времени он встретился со странствующим монахом, в голове которого вера в Бога перепуталась со сказкой. Так появились сказки об Алладине. Как мы видим, дело не в фальсификации, а похожести Библии и сказки, – поделилась своими впечатлениями Бастет.


Рецензии
Добрый день, Игорь!!

Спасибо - очень интересно и сюжет необычный! И тонкий юмор!! И большой словарный запас:))) Было интересно наблюдать, как герой старается не повторяться в эпитетах, обращенных к Бастет! Уж коли обещал 98 разных имен!!:))))

"...Какой смысл смотреть ниже линии горизонта, когда в мировой экономике количество виртуальных, ничем не обеспеченных денег перевалило за облака. Что осталось внизу? Только глупые иллюзии стабильности этого мира..." - точно...

"...Женщина заметила Игоря, вспомнив примету: волки гонятся за добычей, которая убегает вниз, и не преследуют тех, кто бежит вверх. Она решительно направилась вверх. Он понял, что она из волчьей стаи..." - еще новое знание, спасибо!:))

"...В православии считается, что к животным нужно относиться хорошо, не обижать..." - православие милосерднее католицизма...

"...– Извините за бестактный вопрос, не привык общаться с богинями.
– Ничего, бывает. Древние египтяне нашли портал в другое измерение, ушли, а богов оставили, вот мы и шляемся без дела..." - :)))

"...– Меня Игорь зовут.
– Я знаю, не стоит меня недооценивать, – сказала Бастет, достала из кармана шубки планшет. Планшет был включён. На экране была фотография Игоря со странички Проза.ру..." - :)))

"...– Неотразимая, шикарная, ослепительная, поедем на любой машине. Как пожелаешь, дорогая? – предложил Игорь.
– Игорёк, я одета для серебряной машины, ну да ладно, поехали на золотой. В следующий раз надену леопардовую шубку, под цвет твоей золотой машины, – ответила Бастет..." - хоть и богиня, но рассуждает чисто по-женски:)))) Леопардов, из которых сшита шубка, только жаль...

"...– На Украине, на майдане, кидали в «Беркут» бутылки с зажигательной смесью, а в ресторане чем кидаться? – сказала Бастет.
– Безупречная, гармоничная, совершенная, водка почти не горит, во всём Менделеев виноват. Установил стандарт водки сорок два градуса, а мог бы и девяносто шесть градусов сделать. Какая разница сколько градусов водка? Всё равно водка вредна для здоровья, независимо от градусов. Сорок два градуса для того, чтобы зимой водку можно было бы по России перевозить. Совсем о революционерах не позаботился..." - :))))

"...Незнакомка была полупрозрачная, то появлялась, то исчезала, совсем как призрак или инопланетянка. Одета она была в поляризацию, одежда под одним углом была видна, под другим исчезала..." - "одета в поляризацию" - супер:))) Вообще рассуждения о Поляризации очень интересны!!

И пьеса, и о камне в Шутовом лесу - все необычайно познавательно!!

Жаль, глава длинновата для электронного варианта чтения:(((( Надеюсь, другие будут размера первых трех:)))

Удачи и чудесного дня!!!

Ольга Малышкина   25.08.2015 14:01     Заявить о нарушении
Эта книга уже издана, спроса никакого, просто так лежит, так что это и есть объективная оценка. Люди не любят покупать книги, не очень то читают в электронном виде, предпочитают аудиокниги или фильмы. Вы можете написать общие впечатления от глав. В подробном анализе нуждаются современные миниатюры, которые когда-нибудь соберу в книгу.

Игорь Леванов   25.08.2015 19:08   Заявить о нарушении
Не вижу смысла в "общих впечатлениях":))) Если только Вам скучно читать длинные отзывы, то тогда, конечно, пойду навстречу:))))

Ольга Малышкина   25.08.2015 19:17   Заявить о нарушении
Мне нескучно, но изданную книгу уже не переделаешь. Полно новых идей, которые нуждаются в доработке.
Рад общению с вами, пишите, как считаете нужным.
Я конечно, читаю отзывы с большим интересом.

Игорь Леванов   25.08.2015 21:17   Заявить о нарушении