Храм Христа Спасителя. Проект Витберга

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ.
ПРОЕКТ АРХИТЕКТОРА АЛЕКСАНДРА ВИТБЕРГА

Знаете ли вы, что за годы советской власти Москва лишилась многих своих памятников? Так, в 1917 году в границах теперешней Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) было 706 церквей. В последующие годы снесли 294 из них, так что всего осталось 412. Но сносили не только церкви… Потеряв многие памятники, Москва значительно утратила и свое историческое лицо.
Наши предки в своих творениях выразили себя и свое время, свои представления о красоте, величии, ценностях жизни. Уничтожение памятников делает людей манкуртами, не помнящими родства (страшную легенду о них рассказал Чингиз Айтматов в романе «И дольше века длится день»). В судьбе Храма Христа Спасителя, созданного в память о победе в Великой Отечественной войне 1812 года и о павших в ней воинах, отразилась очень не простая наша история прошлого и нынешнего века. Поэтому мы и решили начать нашу новую рубрику «Памятники Москвы- памятники России» с рассказа о соборе, который был в прошлом и станет в будущем Главным Храмом России.

Рассказ первый
Храм Христа Спасителя сегодня

… 7 января 1995 года, праздник Рождества Христова. Телевидение ведет прямой репортаж с места торжественной закладки первого камня в фундамент воссоздаваемого Храма Христа Спасителя. Он будет стоять на месте варварски взорванного 5 декабря 1931 года.
Еще совсем недавно казалось, что о воссоздании Храма не может быть и речи. Но вот и мэрия Москвы, и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви приняли решение. А в Указе Президента России «О создании фонда возрождения Москвы» (1992 год) первым пунктом стоит Храм Христа Спасителя. Разработана строительная документация и мероприятия по воссозданию Храма. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II издал постановление, согласно которому Храм будет Кафедральным собором Москвы.
Архиерейский Собор считает, что Храм станет местом поминовения не только героев 1812 года, но также воинов и всех наших соотечественников, погибших в войнах и лихолетьях XIX и  XX веков.
В этом году должна быть готова подхрамовая (так называемая стилобатная) часть высотой 14 метров, к 850-летию Москвы (1997 год) намечено возвести стены Храма (без куполов, отделочных работ и росписей), а к 2000 году Храм должен быть расписан, и в нем начнутся богослужения. Создан Общественный наблюдательный совет по контролю за воссозданием Храма под председательством Патриарха Московского и всея Руси. Учрежден Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма и налажена система сбора добровольных пожертвований. Храм будет строиться не на деньги из федерального бюджета (то есть не на деньги налогоплательщиков). По предварительным расчетам на воссоздание Храма потребуется около 300 миллионов долларов. Уже поступают средства от Русской Православной Церкви, отдельных граждан и коммерческих структур.
Надо сказать, что у решения о воссоздании Храма есть не только сторонники, но и противники. Доводы противники приводят самые различные. Одни говорят, что невозможно возродить полностью уничтоженный памятник: это, мол, будет не памятник, а «новодел». Но мировая практика знает много примеров восстановления полностью уничтоженных не только отдельных памятников, но и целых архитектурных комплексов и даже городов (Варшава, например). А так называемая Венецианская архитектурная хартия допускает применение новых технологий при восстановлении прежнего облика памятников. Кое-кто утверждает, что это, мол, будет очередной долгострой. Но сроки работ установлены. И если вы посетите действующий около стройки Музей воссоздания Храма Христа Спасителя, то сможете из его зала, являющегося и смотровой площадкой, увидеть всю панораму этой грандиозной стройки. Работа идет круглосуточно полным ходом. На строительной площадке- около тысячи строителей. Уже разобран бассейн «Москва», разобран и вывезен весь бетон бассейна, который лежал на фундаменте несостоявшегося дворца Советов. Вывезти его потребовалось, так как основание воссоздаваемого Храма будет находиться на этом фундаменте. Создается опорный фундамент подхрамовой части и ведутся арматурные и бетонные работы по монтажу колонн каркаса всего подхрамового и околохрамового комплекса.
Противниками воссоздания Храма приводятся и другие доводы. Но, как говорится, у желания есть тысяча возможностей, а у нежелания есть тысяча причин.
Когда воссозданный Храм Христа Спасителя поднимется на свою прежнюю 103-метровую высоту (48 с половиной саженей), он органично (как и прежде) станет рядом с историческим и градостроительным центром Москвы- Кремлем.

Рассказ второй
С чего все началось?

Давайте же вспомним основные вехи истории Храма: неудавшаяся попытка создать Храм Христа Спасителя на Воробьевых горах по проекту Александра Витберга (1787-1855); снос Алексеевского женского монастыря и создание на его месте Храма Христа Спасителя по проекту Константина Тона (1794-1881); уничтожение этого Храма взрывом 5 декабря 1931 года; неудавшаяся попытка строительства на его месте Дворца Советов; создание на месте несостоявшегося дворца плавательного бассейна «Москва»…
Так с чего же все началось?
На Руси давно существовала традиция отмечать военные победы закладкой церквей. Так было и с этим Храмом. Заканчивался тяжелый 1812 год. Последние остатки «непобедимой армии» Наполеона изгнаны из России. События этой войны сильно повлияли на императора Александра I. И до этого набожный, он стал настолько мистически настроенным, что даже в победе над неприятелем видел прежде всего промысел Божий, а не мужество народа российского.
Войска российские готовились к переходу границы: ведь впереди еще были бои с отступающим противником, но уже не на российской земле. Перед тем, как дать команду на переход границы, Александр I подписал манифест, в котором дал обещание создать Храм Христа Спасителя в благодарность за спасение России. Этот манифест он подписал в праздник Рождества Христова 25 декабря 1812 года (6 января 1813 года по новому календарю), находясь в городе Вильно (нынешний Вильнюс). В манифесте, в частности, говорилось: «Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев их истребление есть явно излиянная на Россию благость Божия… В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, в верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа… Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем перед святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков».
А саму идею такого манифеста подал императору его статс-секретарь по приему писем генерал Первой армии Петр Андреевич Кикин (1775-1834). Он был не только генералом, участвовавшим в Отечественной войне 1812 года. Многим обязана ему русская культура. Он был знаком с Пушкиным, входил вместе с И.А. Крыловым и Г.Р. Державиным в литературное товарищество «Беседа любителей русского слова», возглавлял возникшее в 1820 году Общество поощрения художников. Это он добился поездки в Италию на учебу Карла Брюллова и Александра Иванова, ставших гордостью России. Именно Кикин крайне настойчиво убеждал и убедил: России нужен всенародный Храм-символ в честь великой Победы. В обстановке патриотического подъема, вызванного завершением войны, был объявлен в 1815 году «по высочайшей воле» конкурс на проект Храма.
В нем могли участвовать как отечественные, так и зарубежные архитекторы.          От российских зодчих поступило около двадцати проектов. В конкурсе приняли участие такие известные мастера, как О.И. Бове (1784-1834), Д. Кваренги (1744-1817), В.П. Стасов (1769-1848), Д.И. Жилярди (1785-1845), А.И. Мельников (1784-1854), А.Н. Воронихин (1759-1814)- он успел сделать проект до объявления конкурса.
А победителем оказался мало кому известный художник Александр Лаврентьевич Витберг (1787-1855). Он незадолго до конкурса окончил Академию художеств по классу исторической живописи.

Рассказ третий
Первый проект

Узнав из манифеста о предстоящем создании Храма Христа Спасителя, Витберг горячо увлекся этой возвышенной задачей. Молодой, энергичный, темпераментный, романтически настроенный, он с большим энтузиазмом самостоятельно изучает архитектуру. Все его помыслы направлены на создание проекта, который достойно увековечит память о великой победе. И он успевает представить свой проект.
Все конкурсные проекты подавались под девизами и с поясняющими «записками». Император знакомился со всеми проектами и его мнение было решающим.
После ознакомления с проектом Витберга и пояснениями к нему, Александр I пожелал встретиться с автором. «Вы угадали мои мысли, мое желание, которое я тайно хранил в себе, не предполагая, чтобы архитекторы удовлетворили меня… Вы камнями говорите…»- сказал он Витбергу при встрече.
Так судьба конкурса была решена. Император утвердил этот проект, за который автор получил звание академика архитектуры. Что же представлял собою проект и чем он так увлек императора? Витберг предлагал создать на Воробьевых горах величественный архитектурный ансамбль (общей длиной около версты) с Пантеоном Славы, представлявшим композицию из трех храмов, как бы поставленных один на другой. Общая высота была 240 метров (сравним: высота самой высокой пирамиды- 147 метров, собора Святого Петра в Риме- 145 метров). Все три храма были объединены одной идеей триединства тела, души и духа. Именно эта идея оказалась особенно близкой умонастроению императора.
Нижний храм (автор называл его «телесным») был задуман как своеобразный огромный погребальный зал-усыпальница. Его мрачные катакомбы, высеченные в недрах горы, должны были стать братской могилой всех погибших воинов. Их прах должны были перенести сюда с полей сражений. А на внутренних стенах этого Храма должны были поместить имена всех павших от полководцев до рядовых, и дать хронику военных действий. По краям ансамбля должны были стоять 100-метровые обелиски, отлитые из трофейных пушек. От нижнего храма к набережной Москвы-реки должны были идти величественные спуски. Средний храм («душевный»), светлый Храм жизни, имел в плане форму Креста и внутри него предполагалось отразить всю евангельскую историю. Верхний («духовный») был задуман в форме круга, увенчанного огромным куполом (диаметр более 50 метров), на его стенах размещались барельефы, посвященные истории побед 1812 года, а также и манифесты. Все три храма соединялись между собою внутренними лестницами.
Были разные варианты размещения Храма. Император желал разместить его на Швивой горке (где ныне находится высотное здание на Котельнической набережной, недалеко от впадения Яузы в Москву-реку). А московский архиепископ Августин был уверен, что Храму стоять только в Кремле. И поторопился расчистить для него место: приказал снести древнюю церковь Николая Гостунского, стоявшую рядом с колокольней Ивана Великого. Церковь эта была построена после свержения золотоордынского ига на месте бывшего ханского подворья. В ней служил ранее дьяконом русский первопечатник Иван Федоров. Было и предложение разместить Храм на месте Симонова монастыря. Но Витберг убедил, что лучшее место-  на Воробьевых горах. «Кто хочет понять Россию, должен посмотреть отсюда на Москву».

Рассказ четвертый
Судьба «победителя»

Торжественная закладка Храма состоялась в пятую годовщину бегства неприятеля из Москвы.- 12 октября 1817 года. В Лужниках и на склонах Воробьевых гор собрались около 400 тысяч человек из Москвы, окрестных сел и деревень, а также из ближайших городов (больше, чем тогда было в Москве жителей). Когда Витбергу предложили стать руководителем строительства, он согласился. И это была его роковая ошибка. Дав согласие, он стал ответственным не только за технические и организационные вопросы, но и за финансовые. А в них-то он был малосведущ. Очень доверчивый, честный, увлеченный воплощением своего проекта, он оказался жертвой злоупотреблений и хищений окружавших его техников-строителей, подрядчиков, а также подлости завистников, ждавших возможности расправиться с ним. И такая возможность им представилась после смерти в 1825 году его покровителя- Александра I.
Рабочей силой стройки были тысячи специально купленных крепостных. Они выравнивали косогор, чтобы подготовить место для закладки фундамента. Работали здесь от 1500 до 4000 человек. Условия труда и жизни были ужасны. Начались повальные болезни, унесшие много жизней. Строительство дальше земельных работ не пошло, а ведь оно длилось восемь лет. Но были и другие неурядицы и проблемы. Не были своевременно укреплены склоны гор, подверженные оползням. Из-за плохого хранения сгнило много заготовленного лесного строительного материала, а доставка биржами нужного количества строительного камня не удалась, так как многие баржи застряли на мелях.
В многочисленных хищениях и злоупотреблениях обвинили Витберга. Восемь лет тянулось судебное разбирательство. И хотя никто (в том числе и сам император Николай I) не верил в то, что этот честный человек может быть казнокрадом, суд обвинил его в халатности и казнокрадстве. У него конфисковали все имущество и выслали в 1835 году вместе с семейством в Вятку. Здесь с ним и встретился А.И. Герцен, тоже сосланный сюда, но за революционную деятельность В «Былом и думах» он целую главу посвятил изложению судьбы Витберга и его проекта. Прожив четыре года в ссылке в страшной нищете, Витберг был «милостиво» возвращен в Петербург, где влачил жалкое существование до самой смерти (в 1855 году).
«Свинцовая рука царя,- писал Герцен,- не только задушила гениальное произведение в колыбели, не только уничтожила самое творчество художника… но она попыталась с последним куском хлеба вырвать у него честное имя, выдать его за взяточника, казнокрада».
А что же стало с начатой стройкой? В 1826 году по распоряжению Николая I она была прекращена. Основными официальными причинами прекращения строительства были выявившиеся несоответствия грунтов склона Воробьевых гор для реализации проекта Витберга и крайняя недостаточность заготовленных для строительства материалов.
Чтобы как-то использовать сделанные подсобные постройки (мастерские, казармы для рабочих, кузницы…), их приспособили для другого… разместили здесь пересыльную тюрьму. В 30- 40-е годы XIX века через тюрьму ежегодно проходило не менее шести тысяч ссыльных заключенных.
Но история Храма Христа Спасителя на этом не закончилась.
Николай I решил начать все сначала, но с другим архитектором и на другом месте. Но это- уже следующий рассказ.
                Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова)   1995 г.

Рассказ Юрия Жданова «Храм Христа Спасителя. Проект архитектора Александра Витберга» опубликован:
Юрий Жданов. Храм Христа Спасителя. Газета «Радость» № 2, 1995. Стр. 4-6.

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).


Рецензии