Моя первая Альфа

Коломна, Аэроград

Вот и пришёл он – мой отпуск! Вот и закончился календарь на форуме приморских скайдайверов «До Коломны осталось… дней». Нисколько не осталось! И мы, мелкими группами, с 11 мая начали переселяться в Аэроград. Наша арсеньевская группа из 12 человек, плюс Владивостокские, Нежинские… 23 человека на один Боинг получилось! А кое-кто уже улетел и ждёт нас на дропзоне (это место, где парашютисты совершают прыжки).

Боинг 777 – это вам не ВладАвиа с продавленными сиденьями и без удобств. Тут есть и видеомониторы у каждого, и наушники. Но… фильмы для этих мониторов можно купить за деньги! А бесплатно - только в игры примитивные играть. Музыки нет, естественно, блин! Неестественно, конечно! Но вот так…

Два прохода в салоне, в ряд получается три раза по три кресла. Хорошие кондиционеры, звукоизоляция. Мы, как регистрировались не в кучке, так и разместились по всему самолёту, во всех четырёх отсеках и на разных рядах. Это было очень кстати - гуляли в гости друг к другу, чтобы не отсидеть за девять часов пятую точку. Люди на борту привыкли, что мы «ходим в гости по утрам», и как-то сами включились в это действо, узнавая нас в следующее посещение, приветственно кивая и улыбаясь.

А в середине пути, где-то между Екатеринбургом и Новосибирском, началась качка. Турбулентность повысилась. Появились воздушные ямы. Нас рассадили по местам, привязали и тягали по непроторенной какой-то воздушной линии… Кто-то, видно, не успел заасфальтировать этот участок неба. И было не очень приятно… Но через два часа мы таки выбрались на нормальную пролётную трассу и нас отвязали от кресел. Хорошо, хоть Данька меня спас, выдал флешку с музыкой, я спала и слушала.

Прилетели в Домодедово. Параллельно туда же из Москвы упорно пробирался наш заказной автобус. Мы прибыли быстрей на три часа! Небом оно всегда быстрей получается! В 17:00 часов с чем-то прибыли в Москву, вылетев из Владивостока в 15:00 часов. Такие вот катавасии с часовыми поясами. Обратно будет гораздо неприятней – эти семь часов разницы приплюсуются, получится, что мы в пути будем не 9 часов, а все 16…

В деревню Коробчеево, возле которой расположилась дропзона Аэроград, мы прибыли аж в 23:00 часа. Пока на ресепшене оформлялись, делили спальные места, в Приморье началось утро. Часть участников поселилась в гостинице, это удовольствие весьма дорогое. Часть в бандхаусе жила – это 400 рублей в сутки за кровать, в комнате 20 кроватей, М-Ж пол не учитывается, все кучей живут. Зато дружно и весело!

Мы жили в бунгало. Эконом-класс, так сказать. Комната на двоих, в домике 4 комнаты и холл, где стоит телевизор и на раскладушках живут Данька и Владимир Андреевич Козак. В первой комнате жили Попков с Закировым, во второй устроили лазарет, Сашка Шевченко страдал болью в ушах, а Алексеич морщился от болей правого предплечья! В третьей комнате не жили, а только ночевали Гала с Пахой. А мы с Романом занимали четвёртую комнату, тоже только ночью. Если интересно кто такой Роман, читайте прошлогодние путевые заметки про Танай (во, интрига появилась!).

У нас из удобств только кровати, где через пять дней однажды поменяли бельё. Даже полотенец не предусмотрено, потому что умываться надо ходить в ангар зимний, где есть туалет, душ и прочее… И горячая вода, кстати, бывала не каждый день. Такие вот условия. А Сергей Хмель ващще живёт в палатке! И ему нравится. Но нас эти бытовые сложности не пугают, мы сюда, как бы… прыгать приехали, а не мыться… Так и дадим себе установку.

13 мая. Денёк прошёл в хлопотах и заботах. Регистрировались, оформляли документы, заявлялись. Я вступила в клуб Аэрограда, в федерацию парашютного спорта, написала заявление на открытие категории «С». Оказывается, я уже сразу готова на категорию «С»! Но за проскоченные А и В пришлось таки заплатить.

Всё пыталась какие-то льготы на прыжки получить, но нам сказали, что Альфа ващще дороже, чем простые прыжки… Ну и фиг с вами! Отпрыгаем, сколько хватит денег! Положила на карточку 20 тысяч и записалась в подъём с Колей Закировым. А погода не летняя, холодина и дождик… Мы в третьем подъёме, а первый дали только в 15:00 часов. А в это время у нас уже запланирован отъезд в Чехов, в трубу аэродинамическую. Запланирован, кстати, ещё в декабре прошлого года, во, как серьёзно готовились!

***
Короче, уехали мы в трубу вчетвером, так и не прыгнув ни разу. Лена Вирченко, Денис Лойко, Денис Безручко и я. Час на троих, перерыв, ещё час на троих, в финале Денис и Лена – ещё 30 минут. Вот так налетали. У меня получилось 40 минут «свободного падения». Сказать, что я сильно красиво выглядела, не могу. Очень не всё получалось… Особенно вспухать.

Для тех, кто не в курсе: аэродинамическая труба – это такое приспособление, где в стеклянном стакане, диаметром в три метра, снизу подаётся поток воздуха, такой скорости и плотности, как при прыжке с парашютом. Впадаешь туда, ложишься на воздух и… тренируешься! В небе тебе с прыжка достаётся 30-60 секунд свободного падения, а тут можно за раз сразу три минуты свободного кайфа испытать. А за час – целых двадцать минут! И научиться основным приёмам перемещения в воздушном пространстве в любом направлении.

В первый заход я чуть сальто не сделала, еле поймал меня Саша Одиноков, инструктор наш. Отрабатывали вспухание на месте и провал. Когда немножко надо вспухнуть или провалиться, у меня нет проблем: голову опустил, попку поднял и взлетел; голову задрал, прогнулся и провалился. Надо только знать, что это не в ту же секунду, а с маленькой задержкой происходит. Надо не дожимать, а дождаться результата и потом принимать решение о дальнейших действиях. А вот когда большие расстояния – не факт, что получится.

Движение вперёд-назад с проваливанием и вспуханием… У Дениса и Лены получается нормально. А у меня не так просто. Саша ставит руку на стекло, где попало ставит, а я должна туда прилететь и коснуться её. Хуже всего получается вспухание. Потому что  я не могу повернуться боком и смотреть через руку. Я задираю голову и… проваливаюсь, а не вспухаю!

А ещё учились подходить (подлетать) и браться за руки. Стоять рядом не проваливаясь… Получается! Ой, как я рада, что это получается! Главное, не вытянуть руки! А подлететь так, чтобы передние конечности были согнуты в локтях, и просто положить их на руки напарника.

Училась ещё смещаться влево-вправо с помощью рук и ног. Короче, если надо уйти вправо, надо просто как бы оттолкнуться от стены (воображаемой) с левой стороны вытянутыми руками. Ой, вот это можно не читать, это я для себя записала, чтобы закрепить в мозгах. Это типа – уйти от преграды! Ноги в это время: правая в колене согнута, как при повороте (чуть вперёд, чуть навыворот), а у левой надо загнуть стопу внутрь.

А вот торможение пока не получается! Стукаюсь коленками о стекло, больно, блин!!! Бедный Саша, он, наверное, давно таких чайников не тренировал…

Несколько раз сделала перепрыжку. Это пролёт над Сашей и под ним со смещением. Здесь самый страх, когда пролетаешь сверху – получаешь затенение и проваливаешься. Затенение: когда ты сверху нависаешь над другим телом, оно перекрывает тебе поток воздушный снизу, и ты тупо проваливаешься в безвоздушное какое-то пространство, на это самое тело падаешь. Такая вот аэродинамика: Надо напрячься и устояться быстро. Страшно! Но у меня получается стабилизироваться, не ухожу в БП и ладно!

Одно время меня перемкнуло, и я начала руками втыкаться в сетку на полу, через которую воздух подают. Опираюсь и отталкиваюсь типа… Упаду, лежу на сетке и не могу подняться! Обалдеть!!! А делов-то всего – руки правильно на поток поставить и чуть поднапрячь! Не в землю, а на поток! И тебя поднимет!

В конце уже просто делала спирали, глядя в зеркало стакана. Саша всё время напоминал – подбородок подними!!! Да-а… Как-то не очень у меня в этот раз всё получилось. Какая мне Альфа после такой трубы?

Вернулись домой в половине первого ночи. Холодина… Все спят. Говорят, таки прыгнули два раза…

***
Когда спортсмены-парашютисты работают в небе большими формациями, то есть собирают там всевозможные фигуры из ста-двухсот человек, это, скорее всего, и есть высший пилотаж. А начинать каждому приходится с азов. Вот почему начальный курс групповых прыжков с парашютом называется «группа Альфа». Альфа – первая буква греческого алфавита, парашютная группа Альфа – это первая ступенька в науке о групповой работе в небе.

К чему я всё это тут рассказываю? А вот… В прошлом году, в Танае, я попробовала прыгать в паре с инструктором и поняла, что одинокое свободное падение, конечно, одухотворяет, но вместе весело не только шагать, но и летать!

И вот я уже в Коломне, на дропзоне Аэрограда. С паникой в глазах подтверждаю, что собираюсь прыгать в группе… И сама не верю, что решусь. Да и вряд ли меня в нормальную группу возьмут, такая непредсказуемая бомба никому не нужна.

Группа Альфа будет работать с Останиным. Эх, завидую им, такой мастер реальный этот Владимир Останин, у него регалий и побед столько, что если перечислять, гигобайта не хватит. Короче, чемпион мира много раз в разных видах и мастер спорта международный – этого уже достаточно, чтобы понять и проникнуться.
А какой он терпеливый и уравновешенный! Я его помню по Танаю, где он ставил рекорд Сибири, Урала и ДВ. Сто первый раз объяснял так, как будто впервые – спокойно, находя всё новые примеры и образы…

Записалась я в Альфу не сама, меня за шкирку туда притащил Юра Мартынов. Продиктовал секретарю мою фамилию, поставил перед фактом и всё. Нас там больше 10 человек оказалось, арсеньевских, благовещенских, владивостокских. Смотрю я на них - есть теория, пробные групповые прыжки, есть желание и здоровые амбиции.

У меня желание научиться тоже есть. Но и боюсь я за этих детишек, я ж их там могу всех положить, летая пулей, дрыгая ногами и руками в попытке куда-нибудь прилететь и к кому-нибудь прицепиться…

Сначала прослушали лекцию Останина. Что надо знать, чтобы ходить в групповые формации? Три важных пункта надо знать: вертикаль, сектор входа, глиссада. Ну, несложная такая начальная лекция для тех, у кого опыт минимален или нулевой, как у меня. Конспект лекции вот (для тех, кому интересно):

Тезисы лекции Владимира Останина для начинающих формацевтов

1. Вертикаль. Интервал покидания самолёта – каждая секунда – 40 метров. Поэтому средние на выходе будут от базы на 150 метров, дальние – на 300 метров. Вышел, встал в ноль, оттормозился и подплыл к базе чуть сверху. Торможение делается коромыслом – чуть на кобрирование (поза возмущённой кобры), прогиб, как на вспухании (пятую точку отклячить, проще говоря), но это на секунду! Потом лечь параллельно земле. Ширина фигуры – не узкая! Остановка и торможение быстрое, жёсткое, короткое.

2. Сектор входа. Тут надо знать, что пикировать или подплывать нужно в свой сектор! Нельзя крутиться потом вокруг базы, мешая остальным становиться на свои места. Дошёл до базы, на правильной вертикали стоишь, найди свой сектор и переместись туда заранее, боком или на пузе. А потом уже строй подход.

3. Глиссада. Надо из любой позиции выстроить на подходе диагональ в 45 градусов. Сверху, естественно! Пологая глиссада – попадёшь в кучу. Если заползаешь на базу сверху – надо встать на кобрирование, остановив вертикальную скорость и провалившись одновременно. Если провалился под базу, встать к ней боком и вспухнуть, глядя на базу из под руки, голову не поднимать! Боковым зрением из под руки смотреть. Если ты выше базы метров на 30, то над ней можно пролететь безболезненно. Если расстояние до базы меньше – попадаешь в затенение и проваливаешься на базу. Под базой летать нельзя! Нужно обходить вокруг метрах в 10-15… Потом развернуться и начать подход. Если нет того, за кем ты должен встать в формацию, стоишь рядом с базой, падаешь ровно с ней, фиксировано держишься рядом…

В теории, вроде, всё понятно. Тем более, что это я слушала уже в Танае. Но там я это слушала просто так, не собираясь применять в жизни. Сейчас я, оказывается, уже хочу попробовать прыгнуть в группе, рассматриваю эту возможность не как утопию. Прыгать всю жизнь на стягивание – это, конечно, мои слова, но…

И вот оно, время «Ч», неумолимо приближается. Единственное, что радует – высота в четыре тысячи метров. Она позволяет, если что, исправить ошибки. Итак, нас девять человек: Безручко Денис, Лойко Денис, Алла Гольдштейн, Гала Степаненко и я. А-а, ещё Саша Перепёлкин и Юля с Таней из Благовещенска. И Саша Шевченко с нами первые прыжки делал.

Первый групповой прыжок мы долго репетировали на земле. Нас выстроили по порядку выхода. Первыми выйдут два Дениса и Саша. Потом я и остальные. Когда пацаны сойдутся, мы должны подойти и взяться за их ножные захваты и между собой за руки.

На 1600 метрах разбежка (по нашему – тречка). Это действие завершает процесс свободного падения, и нужно быстро и резко развернуться от центра, от базы, и на самой большой скорости рвануть в разные стороны, чтобы как можно дальше друг от друга потом открыть купола. Это наша безопасность, очень важный и ответственный момент. Скорости большие, нельзя ни с кем пересечься, иначе можно реально «автодорожку» устроить при такой встрече, с летальным исходом…

Такой вот план прыжка. Но меня больше всего в этой истории волнует всё-таки - как я смогу выйти строем? Мне упорно кажется, что стоящий впереди обязательно зацепит меня ногами, как минимум по шлему. А прыгающий за мной сто пудов свалится на меня и не даст открыть парашют. Нет бы рабочие мысли были – как правильно выйти, как ласты отдать… Хм, прикольное выражение – отдать ласты! Чаще говорят «отдать концы» или «откинуть ласты»…

Ласты, кстати, – это не сленг, не образное выражение, это часть комбинезона, такие тряпочные накидки на обувь, чтобы стопа стала сплошным продолжением ноги. Носок натягиваешь – ткань натягивается, и нога становится длинней и жёстче, становится реальным рулём в воздухе. Эти рули можно класть на поток, убирать, втыкать в поток.

Возвращаемся к прыжку. Блин, страшно даже думать пока про него! Короче, для себя решила так: надо побороть страх выхода в группе, выйти максимально правильно, никому не помешать, а там посмотрим, на что ещё времени хватит у черепашки Иры…

Самолётик спортивный L-410 мне уже знаком и пугаться широкой двери я не буду. Главное - не забыть, что тут нет звукового сигнала «Приготовиться!». Включается свет в салоне – можно открыть дверь, приготовиться, свет погас – можно выходить, отделяться, выпадать.

Парашют «Дельфин-2» считается скоростным, но переходным от классики к скоростному. Освоила я его буквально накануне отъезда. До сих пор нервничаю по части приземления адекватного. Но сейчас и это не главное. Главное – очень плотно выйти, буквально на ранце впереди стоящего.

Всё! Пошли! Высота 4030 метров. Денис передо мной выпал, я следом легла на воздух без пинков в лицо и спину. Потом все ушли вниз, а я так и осталась наверху лежать, не смогла провалиться. Вернее, я все свои силы потратила на выход! Чтобы ногами не убили… Хи!

База не собралась и смысла падать вниз не было. Но если честно, когда два Саши (Шевченко и Перепелкин) почти сошлись, я пробовала к ним подойти. Не смогла, как ни пыталась. Потом поняла: я на них смотрела вниз, а это - вспухание вверх…

Отмашка, разворот, тречка, торможение, рука за медузой и тут.. Рядом совсем открывается парашют чей-то (Юля, оказалось потом). Кошмар! Я должна была её видеть и дальше отойти.

Приземление с ветром 5-7 м/с получилось нормально. Колдун (полосатая тряпочка-конус, показывающая направление ветра над полосой приземления) здесь  стоит по центру поля. Слева от него можно строить заход левой коробочкой (слева заход на посадку), справа – правой. Удобно! Главное, не залетать на другую половину поля, навстречу другим приземляющимся.

Оператор прыжка взял в кадр только базу, мы в кадр не попали. Разбирать было нечего… Ну, зато ужас группового отделения преодолён, хотя пока мало что понятно.

Следующий прыжок кардинально отличался от предыдущего. Начиная с того, что нам подали вертолёт Ми-8. Для удобства общения с плотно-мускулистыми партнёрами я напялила на себя груз в 4 кг. Мдя… Так сразу группой, и с МИ-8, и в такую узенькую дверь…

Задача: два Дениса – база. Кто не знает: база – это человек (или несколько человек), который выходит первым, ложится ровно и изображает из себя «выброшенную мебель». Его задача ровно падать с постоянной скоростью, не летать по горизонту, не крутиться вокруг своей оси.

Итак, сначала все приходят к базе. Потом один Денис уходит вниз и становится базой, и мы уже к нему идём. И так летаем от базы к базе. Кружочки делаем. Типа… Ага! Раз пять сделаем, думаю… Собраться бы хоть половиной! Но стремиться всё равно надо…

Стояла я в этот раз второй, сразу за базовым, который выходит с лееров. Леера – это поручни такие, чтобы можно было выйти наружу на ходу и там держаться, пока остальные в салоне встанут плотным строем на полусогнутых ногах. Почему на полусогнутых? Так удобней бежать на выход, у двери не надо пригибаться, и на таких ногах толчковая нога уже сразу в рабочем состоянии находится. Даже если прозевал начало выхода, сзади толкнут, а ты готов и побежал!

Первым на леера выходит оператор, чтобы снимать отделение от самолёта всей группы. И база выходит с лееров и спиной отделяется и падает.

В салоне вертолёта  мерзко пахло керосином! И так долго мы кружились почему-то… А-а, другим самолётом формацию выкидывали! Полчаса лишних катались. А мы заранее приготовились, сиденья сложили, стоим, как дураки, токсикоманим. А сигнала нет и нет…

На звуковой сигнал приготовиться, Денис Безручко от неожиданности чуть не вышел сразу, успели придержать. Оператор у нас мальчик новый, учится. Зовут Мишей Петровым. Он тоже… выходил не первым с лееров, а крайним. Ну, как-то вот так. Он с вертолёта впервые снимал.

На просмотре Андрей Попков сказал: «Задача ставилась на другие двери, другой выход. И ждать от вас хорошей работы было бы смешно…». С нашим опытом - точно. Короче, я не успела приготовиться, а Денис уже качнулся и отделился. Я руками за ним, а тело стоит в салоне! Еле как вышла. Или не успела перенести центр тяжести на левую ногу, или меня придержали сзади. Но всё равно вышла без беспорядочного падения.

Дениса сразу увидела, сверху. Но только пошла к базе, кончилось эдакое безвоздушное пространство под вертолётом, и тут же обнаружилось, что шлем-то я не закрыла! Руки на шлем – пикирование головой вниз, и вот уже мы с Денисом в горизонте (на одной высоте, в одной плоскости). Начала подходить. Нормально получилось, и вдруг… провалилась с дикой скоростью в 230 км/ч! Мдя… Глиссада должна быть под углом в 45 градусов – Останин правильно сказал… Потом Алла почти подошла и улетела, Гала пронеслась мимо. Второй Денис отвиселся наверху.

На сегодня прыжки закончились, погода не позволила прыгать. Но ващще – все живы-здоровы и слава Богу! Настрой боевой, настроение отличное! Азарт появился – захотелось, чтобы получилось что-то! Что для этого надо? Прыгать и опыта набираться!

На следующий день хорошая погодка пришла, накрыла нас солнечным градусом! Группа Альфа с утра получилась женская. Задача – собраться в звезду. Базой идёт Юля, я в строю выпадающих крайняя. Надо пробовать разные позиции отделения, чтобы знать, откуда комфортней.

Короче, вышла на Таниной спине нормально, обнаружила Юлю. К ней первой подошла Алла. Они вдвоём в захвате. Я по правильной глиссаде спустилась, подошла. Но не могу присоединиться! Отползла, снова подошла…

Мне показалось, что они меня подобрали из жалости, но Останин сказал, что подошла к базе я сама. Сама! А вот в захват взяли меня девчонки, я побоялась. Полежали ровно, комфортно, на троих. За подход Останин похвалил, сказал – аккуратно, правильно. Но понятно же, что это случайность, повезло просто…

Разбежка. Отмашка, медуза и… Вот тут косяк полный случился, амнезия частичная! На открытии расчековала клеванты и прокачала купол, как на Хите! Я даже объяснять не хочу все эти термины, просто знайте – полный пипец устроила! И… конечно, закрутка! Раза на три. Хорошо хоть купол открыт, держит нормально. Мдя… Мышечная память…

На следующий прыжок нам в группу добавили Макса (тоже Благовещенск). Оператор Семён, экстравагантный мальчик с выбритой полосками головой и с разными перчатками обязательно!

Гала-база зацепила ранцем борт, кувыркнулась. Алла её догнала, в захват взялась. Базу начало носить по горизонту и крутить. Юля подойти успела, но догнать и взяться не смогла. Я догнала кое-как, пошла к ним. Но мимо. Разворачиваюсь и… Получилась большая запятая вокруг фигуры, собачий хвост называется… Я – собачий хвост… Мдя… допрыгалась!

В следующий раз базой поставили пару: Таня и Алла. За ними я, потом Макс, крайняя Юля. Оператор опять Семён. Предыдущую съёмку он сделал сбоку и со смещением, трудно было понять, кто куда и как летал. Останин не смог провести работу над нашими ошибками, он провёл работу с Семёном, поставил задачу: съёмка с верхней точки конусом до 20 метров от базы.

А мне, наконец-то, пришла в голову мысль, как в группе нырнуть под хвост вниз. И, хотя, Останин просит первого за базой выходить вверх, я со спины Таниной аккуратно ушла вниз. Красиво так ушла! Получилось! Нырнула, как в воду.Конечно, такой шикарный провал никаким вспуханием не исправишь. Хотя я пыталась, что-то же надо было делать, пока валялась подо всеми.

На открытии у меня как-то нештатно повела себя левая клеванта, жёлтенькая петелька на стропе управления, куда я вставляю руку для удобства управления куполом. Не вылезла она из петли зачековочной. Тянусь расчековывать, купол начинает крутиться и укладываться в горизонт… Приняла решение - дёрнуть двумя руками, если не поможет – отцепляться. Дёрнула, петелька сошла. Уф… Неприятно. Потом было неуютно, ночью, как всегда… Риггер Василий Павлович (укладчик моего парашюта) предположил, что я просто слабо дёрнула стропы управления. Что ж, попробуем жёстче…

Ну, что… Базой не была только я. А база выходит с лееров. А как я дома с лееров выходила, до сих пор хихикаю. И было это всего два раза в жизни. Порепетировали на двери-тренажёре. Бесполезно, выход я закосячила. Села на кобрирование и провалилась конкретно. Потом легла, но опять со скрюченными ногами. Хотя меня не крутило и не носило по горизонту. Кстати, по высотомеру потом оказалось, что я хорошую скорость падения дала – 190 км/ч, самую комфортную для группового прыжка.

Лежу это я, лежу, короче. Вижу Юлю, она пошла на сближение, мы уже в захват пошли и тут… Сверху в меня кто-то врезается! По силе пинка решила, что это Макс, но потом оказалось - Алла! Жёстко… Но вцепилась насмерть. И встала в захват. Потом Алла отошла, а Юля опять подошла. Метра не хватило по высоте, чтобы мы взялись в захват.

Отмашка, разбежка. Открылась. Аккуратно заколлапсировала (свернула в трубочку) слайдер, взялась за стропы управления, резко одновременно дёрнула вниз – уф!!! Всё нормально открылось! А-а, слайдер – это прямоугольная тряпочка такая, нужна для того, чтобы при открытии смягчить динамический удар, чтобы от резкого открытия купола позвоночник не ссыпался в… вниз, короче. Он (слайдер) при открытии сползает от купола по стропам вниз и после открытия уже тормозит скорость и трещит сильно на потоке, поэтому его лучше замотать, затянуть. 

Погуляла по небу довольная. А потом ушла на край поля и нахально попробовала свинтиться (надо затянуть одну стропу управления, купол резко сделает круг на 360 градусов, и ты на месте потеряешь высоту, не улетев по горизонту). Вроде, получилось.

А-а-а! Сегодня там, на краю поля, у меня получилось ещё и  пролететь над землёй перед приземлением - свуп типа… А потом дожать и встать спокойно на землю… То есть, уже не боюсь воткнуться в землю, особенно при ветре.
Короче, сегодня у меня несколько личных рекордов состоялось! Первый самостоятельный подход! Первый пролёт на приземлении! Первый раз провалилась нормально! Первый раз сходила базой с лееров!

А ещё, сегодня у одного местного парашютиста было вечером сразу две отцепки подряд… Ужас! А я же тоже… чуть не отцепилась…
А у Дениса Лойко сегодня полтинник был, пятидесятый прыжок. Формация Кравцова юбилей оформила, прыгнули с ним. Классно!..

Четвёртый день в Аэрограде. Ветер был такой, что меня дважды приземляло строго перпендикулярно земле, а один раз даже повалило. Купол вихлялся так сильно, что я иногда не успевала реагировать…

Пошли в первом подъёме группой в 9 человек. Ушла под хвост, провалилась со скоростью 205 км/ч. Вот и весь прыжок. Научилась проваливаться, блин! Теперь, что ни прыжок, то кирпичом вниз. А ведь догонять гораздо удобней, чем потом вспухать. Я вообще с трудом вспухала и в трубе, а тут задираю голову и… улетаю ещё ниже!..

Ещё раз попробовала себя в качестве базы. Вышла снова как попало. Потом легла правильно, воткнула в поток ласты, лежала ровно, не летала. Смотрела на землю, чтобы не летать по ландшафту. Вроде, нормально. А когда Саша подошёл, чуток понесло меня, но захват всё равно состоялся. Остальные не пришли…

Сегодня уже конкретно разделили нас на две группы. Наша группа: Саша Ганжин, Кубанов Андрей, Макс Начевный, Денис Лойко. И я… Мальчики (для меня мальчики, а так-то они все уже мужья, отцы, бизнесмены и прочее), конечно, все за 90 кг… Останин сказал, что базой меня делать смысла нет, не совпадаем мы весовыми категориями. Так что они базами по очереди летают.

В очередном прыжке я умудрилась посыпаться и улететь вниз со скоростью 223 км/ч! Вот откуда такая скорость взялась??? И в следующем подъёме опять провалилась. Стабильность, говорят, признак профессионализма?!... Мдя.. Стала легче? Или перестала напрягаться? Не пойму никак! Они же весят больше?! Должны же падать быстрее меня?...

Короче, решила без груза прыгнуть. База - Саша Ганжин. Вышел и… ушёл вниз камнем. Ловили его майками, никто не догнал. А я без груза… зависла наверху и всё… А в следующем подъёме с этой же базой, опять без груза - провалилась… Ни фига не понимаю, от чего это зависит???

В конце дня решили сделать хороший прыжок - выйти с Денисом в захвате базой, чтобы мальчишки поработали нормально. Вышли мы, немного крутанувшись. Но легли быстро и ровно. И к нам все собрались, оба Саши! Полежали, и тут Денис решил перестроиться. Меня отпустили и… Тяжёлые мальчики ушли вниз сразу!

Устала жутко сегодня! Первый раз в жизни сделала 7 прыжков в день. И каких! Останин отметил, что направление движения к базе я держу. И сказал, что для обучения, конечно, нужны более комфортные условия, хотя бы вес одинаковый в группе. А у меня такого нет… ну, вот так получилось…

Вот уже 17 мая. Первый взлёт, стандартная пятёрка – четыре парня и я. Сошлись только я и база. Захват на высоте 2500 метров, попадали вдвоём, никто не пришёл. Останин за подход похвалил.

Кстати, при подходе решила таки сделать торможение жёсткое на выдохе. И кобрирование, чтобы без горизонтальной скорости вниз съехать. Получилось! Спасибо Гале, она научила, как это должно выглядеть: остановка и тупо вниз! Ощущение - класс!!! На видео смотрится реально жёстко, я однажды нечаянно уже сделала такое кобрирование с торможением: просвистела мимо базы с бешеной скоростью.

А на земле (тренировка) это смотрится комично: иду-иду и вдруг, словно встретила и обняла огромное чугунное ядро от царь-пушки! И как будто обхватила его и пытаюсь остановить, и с выдохом полным – ха!...  Кто не знает, что это я делаю, может что попало подумать про такую раскоряченную позу.

Ещё прыжок. Провалилась. А дальше, после очередной выброски, главная жуть ждала нас на приземлении. Пока мы наверху колбасились, на земле ветер усилился - более 12 м/с, стал порывистым и очень напряжным. Приземлялась я на кромке поля, меня качало, купол хлопал крыльями, спиной вперёд тащило. Неприятные ощущения…

После приземления купол не погас, резко потянуло назад, только и  успела перевернуться на пузо. Начала затягивать стропы, а меня тащит по земле волоком. Встать невозможно, словно меня и нету у этого купола! Уже затянула половину секций, а меня всё не отпускает. Еле как спаслась. Говорят, некоторые в этом приземлении хотели даже отцепку делать, таскало даже габаритных парашютистов.

Очень сильно ударила мизинец. В медпункте посмотрели, намазали синим обезболивающим (заморозка) и благословили дальше прыгать. А у Галы сегодня был юбилей – 200-й прыг! Опять формация Кравцова поработала на праздник.

После обеда, к вечеру уже, ветер стих и разрешили прыгать. Мы сразу собрались. К нам записались купольник Дима и опытный формацевт Саша из Северодвинска. Получилось 7 человек. Я выходила четвёртой. Народ собрался довольно быстро. Я припёрлась крайней, подошла, отошла, опять запятой вокруг облетела, зависла над базой и… Затенение, конечно, провалилась прямо на собранный круг. Дима и Денис руки расцепили, меня пропустили и опять в захват… Я улетела в пропасть. А потом ещё умудрилась разбегаться (тречка) в сторону базы.. Ващще заблудилась…

И в следующем прыжке я себя не порадовала успехами. Зато видела, как мимо меня вспухла и улетела вверх Алла – респект и уважуха! Я тоже так хочу! Ну, когда я научусь опускать голову под руку?! Рука, кстати, начала опухать, еле как медузу дёрнула на очередном прыжке. Сегодня больше не пойду в подъём.

Настроение упало. Ничего не получается, палец болит, плакать хочется и всё…
Короче, весь вечер бродила, стонала и рыдала. Потом пошла одна в шашлычку. Но там обнаружились инструкторы Алексеевич и Ахметханович, которые «тепло со мной поговорили - обозвали дурочкой».

Оказывается, мне наоборот очень повезло! Надо учиться ходить именно с такими тяжёлыми мужиками, с комфортным весом учиться беспонтово, потом не сможешь с разновесовыми парашютистами собираться в формации… А палец не сломан, просто сильный ушиб… Пройдёт… Ну, вот так шли, болтали ни о чём, душевно…

На следующий день появилась новая задача – выход базой-тройкой. Двое с лееров, один изнутри, но все в захвате. Прикольно! Макс, Алла и я на подходе. Я с кучей площадок, с кобрированием, на двух выдохах, таки пришла к базе. Но как-то боком, поэтому цепляться не стала. Через секунду разбежка уже. На разборе сказали, что очень осторожно и медленно. Ну, очень!.. Останин посетовал, а в конце сказал: ну, хоть подошла…

Дальше мы втроем база – Алла, Макс и я, я выхожу изнутри салона. На выходе нас заколбасило. Алла провалилась под меня, потому что Макс опоздал уйти с лееров. Но не развалились, легли. Скорость падения нашей базы была 183 км/ч. Все пришли, Денис был крайним, теперь он врезался и выбил меня из круга. Я пыталась остаться в строю, но... На разборе нас, как базу, похвалили, мы были ровными, не крутились…

Практически летняя жара, обед. Во время очередного подъёма чуть не уснула. Открываю глаза - на высотнике 2500 метров и… весь салон спит! Интересно, как они увидят лампочку готовности на выход? Тут же нет звукового сигнала?! Лениво после обеда. И прыжок, кстати, не состоялся, потому что облачность была плотной, нам не разрешили шершнями кучей летать по небу, не тот у нас уровень…

И вот наступили выходные. Суббота здесь денёк напряжный. Очень много народа приезжает попрыгать. Открыли летние ангары для укладки парашютов. Мы с Василием Павловичем перебрались в дальний ангар. Риггер мой, между прочим, тот ещё парашютист! Прыжков у него за 8 тысяч, если ничего не перепутала…

Наши операторы предупредили, что им будет не всегда возможно с нами ходить, они риггеры в первую очередь! И с «подъёмниками» тоже напряг – на полную мощь работал даже вертолёт. С него и начался наш прыжковый день.

С утра опять большая группа – девять человек. Когда так много, редко что получается. Вышла кувырком, потом пикировала и кобрировала со страшной силой. На просмотре Останин сказал, что правильно тормозила и подходила. Но опять медленно, к разбежке подошла только…

А Макс сегодня врезался в базу и, свернувшись в позу эмбриона, сполз вниз. Останин сказал, что спиной, ранцем к базе, поворачиваться нельзя! Нас, торпед-таранов, в Альфе уже много. Практически все проверяли прочность базы, то влетая без торомозов, то падая сверху, попав в затенение…

Семёркой пошли. В базе Макс, Таня и я. Вышли адекватно, спокойно так лежали. Но вот на 3,5 км у нас скорость падения была 158 км/ч! Обалдеть! Это кто же так медленно падать может?! Но при таком раскладе к нам пришли Юля и Саша Северодвинский. Мы дружно попадали.

Опять «ветролёт»… Никак не могу выйти нормально с вертолёта. Кстати, прыгаю я теперь с грузом в 2 кг. И как-то сразу уравновесилась, стала лучше ориентироваться с провалом-вспуханием.

Ещё один анекдот. База – Саша Перепелкин. Вышла я, кувыркнулась и пошла на базу. Стою с левой руки Сашки и думаю: а чего это он меня не видит? Тут Саша Северодвинский справа пришёл, захват в руки сделали. Потом уже я прицепилась. И только потом вспомнила, что это мне надо было встать перед ним!

Зато я взялась сама! Секунду сначала пропадала с ними вместе… Останин сказал, что это мой первый настоящий подход! Значит, всё-таки не зря я тут кувыркаюсь. Значит, кое-что понимать начинаю…

И снова МИ-8. Пока набирали высоту, Макс открыл иллюминатор и высунулся туда. Смотрел, как выходят свуписты. Блин! Там такой ветер, что кожа на щеках отрывается! Я надела шлем и высунулась тоже. Посмотрела. Между прочим, страшно смотреть, как кувырком выпадают из транспорта люди! Они же уходят как попало, в разных позах, с 1700 метров, когда землю видно хорошо… Самой выходить не страшно, а видеть падающее без купола тело – страшно…

Восьмёрка. База - Саша Северодвинский. Скорость базы 187 км/ч. Юля подошла первой. Мы с Таней шли в одной плоскости, я даже зацепилась за её ноги. Подошла к базе, но Юля меня не пустила в захват, потому что резко и боком пришла. Решила уравновеситься, но тут сверху прилетела Таня, встала над базой и упала на нас всех.

А вечером в ресторане состоялось открытие летнего сезона. Народу понаехало! В вечерних платьях все такие… Благовещенцы целый столик заняли, тусовались. Наши тоже столик заняли, меня взяли в кучку. Мы послушали живую музыку, ансамбль какой-то крутой пел и джаз, и рок, но всё на английском…

Между прочим, реально каждый вечер слушаю соловьёв! Поют они у крайнего домика в деревьях. Иду вечером в душ, а оттуда и трели, и щёлканье всякое, как в кино… Соловьи поют, заливаются…

А ещё тут, оказывается, живут скворцы! Я как-то привыкла, что по Саврасову - «скворцы прилетели» весной и всё… Где они дальше? Как живут? Что делают? Оказывается, вот тут и живут! Как обычные птицы – воробьи, вороны… Они, кстати, и похожи на ворон, только маленьких.

Воскресенье. Почти все альфовцы уехали отдыхать в Коломну, смотреть Кремль. А я сегодня крайний день прыгаю, завтра уезжаю в Москву. Итог: мы с Сашей Северодвинским идём двойкой. Решили выходить без захвата под хвост. Собраться и разойтись. Будет возможность – пробовать вспухать и проваливаться. Но это сомнительно.

Нашла Сашу быстро, это, думаю, его заслуга. А зато я сама к нему подошла три раза!!! Забываю подворачиваться и становиться нос к носу! А в остальном, если Сашка мне не подыграл, то совершенно позитивный прыжочек!

Потом двойка с Максом, тоже хороший рабочий прыжок получился, учебный! Потом тройка: Лойко, Начевный и я. Я сразу ушла вниз и тут.. У меня наконец-то получилось вспухнуть! Боком я не встала, но вот голову под руку засунула! И так мощно перед ними вверх улетела!!! Потом пришлось пикированием догонять!

К вечеру уже пятёрка собралась. В планах - собрать кольцо и покрутиться в обе стороны. Чуть полетала (опять туплю) и только потом пошла к базе. Саша пришёл раньше. База стала медленней, и я спокойно приплыла!!! Уря!!! Саша с Аллой начали раскручивать фигуру, они так заранее договорились. Я тоже пыталась ногой помочь. Потом в другую сторону. Жаль, что сегодня без оператора, заценить и поправить некому… Ну, сама довольна и хорошо!..

В понедельник моя любимая Альфа прыгала без меня. Я уже собрала вещи, в обед уезжаю. Так я думала. Получилось иначе. Благовещенцы сегодня тоже улетают, им надо именно в Домодедово, и машина у них есть. Короче, жду их, они прыгают до обеда. Тоскливо, что я не с ними. Но… решила, значит, всё! На восьмом подъёме у Перепёлкина случилась отцепка. Жесть! Хорошо, что у него на шлеме камера! Посмотрели, обнаружили, что выпал стропорез на большом шнурке и запутался в стреньге медузы. И купол не пошёл.
С Сашкой нормально всё. Приземлился на запаске. До 17 часов искали парашют. Потом снова видео посмотрели и в огороде нашли основной парашют.

***
Лично я в Коломне сделала 31 прыжок. А оплатила 32. Меня забыли вычеркнуть однажды. Из 67 подъёма в воскресенье, в который я уже не смогла пойти – устала!
Короче, выехали мы на Москву в 18 часов только. Могла бы свободно ещё попрыгать. Но я искала парашют со всеми. И, кстати, в это время услышала с неба вопль о том, что есть рекорд на 36 персон!
Пока-пока, Коломна! В 20:00 прибыли в Домодедово. Тепло попрощались и разъехались по городам и весям. Мой парашютный отпуск завершён. Понравилось? Не то слово! Пригодилось? Однозначно! Пусть не всё получилось, но получилось тоже немало! Главное, что я теперь верю в себя. У меня теперь всё получится!

12-21.05.2012


Рецензии
Уважаемая Ирина! Как интересно вы пишете. Я знал, что прыжки с парашютом сложная штука; сам-то прыгал всего пару раз. Но что такая сложная...
Успехов Вам и в Небе, и в литературе!

С уважением,

Василий Васильевич Ершов   07.07.2014 12:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий, за рецензию. Я теперь Вас не потеряю, буду читать медленно, с наслаждением. Потмоу что парашютист всегда поймёт лётчика!

Ирина Семерова-Малахова   07.07.2014 12:57   Заявить о нарушении