Цена СССР

Из цикла "Перепрыгнувшие тысячелетие"

Когда мне было 12 лет, я попала в чешский луна-парк, приехавший в Союз. Хали-гали, карусели, куча интереснейших аттракционов и кегельбан. Последняя дребедень как раз важна - так как ничего подобного видеть нигде не приходилось, пошла и туда. Кстати, деньги я тогда сама заработала (сдавала бутылки, трёхлитровые банки натыренные и найденные) - билет на одно развлечение стоил 30 копеек, а туда - аж 60, я решила, что там вдвойне интереснее. Это оказалось не так, конечно - я сразу поняла, что крутой приз мне не выиграть (хоть ещё понятия не имела о теории вероятностей), но утешительный меня дюже порадовал - леденец был восхитителен, казался натурально божественным на вкус. Привет, нахваливатели СССР,  - ваш "Мишка на севере" на вкус туфта, как и конфеты "Каракум", жрите их до отвала, а шоколадные батончики с дерьмовой начинкой "Сникерсу" никакая не конкурренция. А карамельки из жжёного сахарного сиропа с отвратительным вкусом даже страшно вспоминать. В общем, вкус "братского" леденца сразил ребёнка наповал. Аж голова закружилась. И тут же пришла злобная мысль: в нашей стране всё лучшее - детям, да? Я уже забыла, когда в 80е в магазины завозили ванильный зефир - тогда по НГ за ним очередины выстраивались в километр, а в упаковке было 3 штуки, и то не всем хватало. В патоке леденца ваниль чуть была - столько, сколько надо, и наши сверхгениальные учёные и партия, которая заботится о народе, могли бы без труда наладить производство этих дивных штуковин - но раз их нет в стране, значит, сделать не хотят! Если мы такие крутые, круче всех в мире, то какого хрена у нас нет леденцов? Паша Корчагин сдох во имя того, чтоб мои сверстники не знали вкус настоящего леденца, что ли? Ради того, чтоб в пшене была пыль и грязь, а в рисе - камни? Пионеры-герои из-за чего-то там погибли - но это было полвека назад, и дальше яблочного сока в гастрономе дело не пошло, а колбаса, продаваемая по талонам, была с зелёной плесенью. И тут очень некстати оказалась школьная пропаганда о хреновых буржуях - во имя чего у нас дрянная еда в магазинах, было непонятно, а буржуи едят вкусно, достаточно почитать Стивенсона и Дюма - чего они там ели, было какой-то фантастикой. В школе же учили о ВРЕДЕ пряностей для организма. Это сейчас я обнаружила, что после имбиря, мускатного ореха, паприки и куркумы обычная курятина становится вкуснее колбасы - а сервелат был диким дефицитом, как и варёные языки, потроха и части курицы купить было невозможно, только синие тушки полудохлых кур. И в доме становится ненужным аспирин и парацетамол - если есть эль или ром, литра на месяц вполне хватает. Не надо мне говорить про некие дико вкусные сливки - синие бутылки с типа молоком достойны сниться в кошмарах, и те вечером купить невозможно, а то и после обеда уже их нет в магазине. Вы стояли в очереди два часа, чтоб услышать, что огурцы кончились, а, офисные хомяки? Жарили на сковороде без тефлона с нерафинированным маслом? Ваши дети знали, что 15 минут мультиков будет раз в день? А унылые расцветки одежды уродливых фасонов видали? думаете, их придумал Жванецкий? А ещё - как только появились неотечественные авто, их владельцы через полгода уже не могли садиться за руль того, на чём ездили всю жизнь и полагали это пределом мечтаний.

   А сегодня дочь принесла мне тот самый леденец, того волшебного вкуса детства. Она купила его за 14 рублей в лавочке, на сдачу, ребёнок озаботился тем, что хлеб на кухне закончился, и перед моим возвращениеv домой распорядился своими деньгами на мороженое.

   Опять вытащили заезженную тему из времён Андропова про продавших родину. Вы знаете, то, что мне досталось в качестве родины, продать невозможно. Оно стоит 14 современных рублей, не больше.

ЭЛЕН


Рецензии