Дом с сиреневыми шторами

«Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться вокруг смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит долг, твой щит станет непробиваемым.»
(Из заповедей японских самураев.)

Вступление.

Расцветает день и приносит каждому из нас новые ощущения: кому - сбывшиеся  мечты, кому-то - радость, кому - горе, кому - счастье. А кому-то  – смерть.
Наступает ночь. Её тёмное звёздное покрывало многим людям несёт любовь, наслаждение, упоение, некоторым – слёзы. А кому-то  – смерть, как освобождение от больной плоти, как приобретение независимости, как долгожданное возвращение домой.
Каждый из смертных в нашем мире мечтает о счастье, большой любви, некоторые грезят о власти, о богатстве и о других земных благах. Но на свете не существует ни одного человека, который бы мечтал и желал себе смерти, конечно, при условии, что этот человек здоров и психически нормален.
Но может эта свобода от плоти и есть то самое счастье, которого так жаждет, ищет и ждёт каждый смертный при жизни в мире вещей?...

1.
В нашем большом городе есть одно странное, если не сказать загадочное здание, на котором нет никакой вывески. Это – большой серый, ничем неприметный пятиэтажный дом, который окружает невысокий каменный забор с внушительными железными воротами. Но у этого здания есть одна примечательная особенность: все его окна наглухо занавешены плотными тёмно-сиреневыми шторами. Никто не знает, что там происходит и кто живёт в этом таинственном доме.

Но однажды утром, просматривая газету, я наткнулся на короткое объявление:
«Фирма «Осирис» предлагает свои эксклюзивные услуги. Подробности по телефону…….»

«Странно, предлагают эксклюзив, но в какой связи? - подумал я, - что это за таинственная фирма с таким зловещим названием? Ведь Осирис, как известно, по египетской мифологии является богом царства мёртвых – правителем загробного мира. А если позвонить… наверное, можно узнать, что это за предприятие… Попробую.»
Любопытство пересилило, и я, недолго думая, набрал номер, указанный в объявлении.
В трубке раздалось официальное «Алло!»
-Здравствуйте! – я представился и спросил, что предлагает фирма «Осирис». Мне ответил строгий женский голос:
-У вас есть клиент? Женщина или мужчина?
-Я спросил вас о виде услуг, а вы мне отвечаете вопросом на вопрос, это - по меньшей мере, невежливо! - возмутился я.
-Судя по вашему голосу, вы – молодой человек?
-И что из этого следует? - с нетерпением в голосе перебил я. – Хочу узнать, чем занимается ваша фирма? Или это запрещено?
-Нет, конечно. Наша фирма «Осирис» предлагает эксклюзивные услуги, которые не оказывает ни одно учреждение в мире.
-И что же это за услуги? У вас что – бордель?
-Ну, что вы, молодой человек! У нас очень серьёзное медицинское заведение.
-Что, может дурдом особого назначения? – съязвил я.
-Нет, не угадали. Наша фирма предлагает смертельно больным людям эвтаназию. Надеюсь, вы знаете, что это такое?
-Слышал слово, но не знаю его значения. Поясните, пожалуйста, если вам не трудно.
-Пожалуйста. Эвтаназия – это ускорение смерти тех, кто переживает тяжёлые страдания от смертельной болезни. Или забота об умирающих, которые уже не в состоянии терпеть боль и мучения; прекращение жизни, предоставление человеку возможности умереть и таким образом прекратить его страдания. Причём способ умерщвления имеет право выбрать сам клиент, если, конечно, он или она находится в сознании. Теперь, надеюсь, вы поняли, молодой человек, что никакого секрета мы не делаем из деятельности нашей фирмы. Ещё вопросы есть?
-Нет, – растерянно ответил я, а про себя подумал. «Надо же, куда меня занесло!».
И после короткой паузы я всё же спросил:
–А разве эвтаназия разрешена?
-Да, после того, как вышел соответствующий закон в нашей стране.
-Спасибо.
Я положил трубку и задумался.
«Совершенно не ожидал услышать такой ответ. Подозревал всё, что угодно, но о таких услугах даже не представлял. Да, каково этим несчастным, которым приходит время воспользоваться предлагаемой помощью ускорения смерти этой самой фирмой «Осирис». Ужасно! Как этим людям тяжело и одиноко в этом мире! Даже представить невозможно!»

Целый день я был «не в своей тарелке», всё думал о деятельности этой странной фирмы «Осирис». Теперь, конечно, тайная завеса была приоткрыта, но всё равно…
Я никогда всерьёз не задумывался о смерти. Может этот вопрос начинает будоражить человека с определённого возраста?
Ночью, я неожиданно проснулся, лёжа в постели, задумался о своей жизни и о смерти. «Что же это такое – смерть? Удивительная вещь, которую невозможно ни увидеть, ни познать, ни потрогать, не ощутить. Смерть можно только испытать с приходом конца жизни.»  Представил: «ну вот, я умер и что дальше, ведь окружающее не изменится. Будет точно также вставать и садится солнце, день будет сменятся ночью, будут так же петь птицы. Море также будет омывать берега. Небо останется синим. Всё, решительно всё останется неизменным, я просто не смогу этого увидеть, наслаждаться запахом моря, цветов, запрокинув голову глядеть в недосягаемую синеву неба. Я могу представить, что прекращу своё физическое существование. Но когда я представил, что станет с моей душой, куда она исчезнет?» Темнота комнаты угрожающе сгустилась надо мной. «Что станет с моим «я»???…
За этой мыслью тут же последовало замешательство. Словно в моей голове произошёл некий щелчок, отключивший мой разум, моё воображение, моё сознание. В нём образовался какой-то вакуум. Меня вдруг обуял страх, какой-то животный ужас. Как это так, меня не станет? И я не смогу мыслить, чувствовать своё тело, не смогу говорить, потеряю свои конечности!? Не может быть! … Неужели это когда-нибудь произойдёт?... Всё моё существо протестовало против эдакой необъяснимой несуразности! Я ощутил в голове какое-то странное покалывание, меня охватил жар.
Я с ужасом отогнал эту зловещую мысль и вскоре уснул тяжёлым сном. Мне приснилось, будто бы я лежу на дне какого-то водоёма, совершенно не чувствую своего тела и не могу ни двигаться, ни говорить, ни дышать. Во сне меня охватило ощущение безысходности.
Утром проснулся с тяжёлой головой. Из сна помнил только обрывки.

2.
Прошло несколько лет. Жизнь моя текла повседневно. Я продолжал жить один в своей просторной двухкомнатной квартире в шумном городе Израиля Тель-Авиве. Продолжал работать научным сотрудником в Институте высоких технологий. Работа заполняла почти весь мой рабочий день. Заниматься личной жизнью не оставалось времени. В выходные, как правило, я ходил или в театр, в музей или в кино. Иногда посещал рестораны, обычно с друзьями, которых у меня имелось немного.
Однажды я заметил, что мой сотрудник Давид приходит на работу расстроенный, всё у него из рук валится. Я подумал, что у него что-то случилось. В обеденный перерыв я предложил ему вместе пообедать в кафе напротив работы. Он согласился. В кафе было много народу. Мы устроились за свободным столиком и пока ждали официанта, я стал осторожно расспрашивать о причине его расстройства.
-Да, ты прав. У меня большое несчастье. У моей тёти, родной сестры моей мамы обнаружили рак желудка в последней стадии. Её мучают сильные боли. Она очень плоха и просто молит об избавлении, то есть о смерти. А я её с детства очень люблю, мне её так жалко! Я узнал, что в нашем городе есть медицинское заведение, где делают законную эвтаназию. Мой отец позвонил туда вчера. И наверное, завтра утром мою тётю заберут туда, понимаешь, на эвтаназию, - тихо, дрожащим голосом закончил Давид.
-Да, очень тебе сочувствую. Не дай Б-г испытать такие мучения!
-Сегодня, после работы я пойду в синагогу, поговорю с ребе.
-Да, как жалко людей, которые страдают от тяжёлых болезней! – сочувственно согласился я. - А можно я пойду с тобой в этот дом с сиреневыми шторами?
-Что ещё за сиреневые шторы? – удивился Давид.
-А ты там ещё не был?
-Нет, конечно. Мне-то зачем?
-Да, извини. Я просто видел этот дом со стороны. На нём нет никакой вывески. Все окна этого дома наглухо закрывают сиреневые шторы. И мне стало любопытно, что там происходит и кому этот дом принадлежит. А однажды я прочёл в газете их объявление, но в нём не написано, какие именно услуги предоставляет эта самая фирма «Осирис». 
-Ах, значит, они называют себя «Фирма Осирис»? – уточнил Давид.
-Да, так мне ответили по телефону, когда я позвонил туда из любопытства. Представляешь, я грешным делом подумал, что это – бордель.
-Ух! Ничего себе! – отозвался Давид и откинул свои густые кудри назад. – Не приведи Господи, туда попасть!
-И не говори, друг.
-Хорошо, завтра пойдёшь туда вместе с моим отцом. Хорошо? Хоть поддержишь его.
-Ладно.
Мы пообедали и вернулись на работу.
На работе у меня не было времени размышлять о предстоящем визите в Дом смерти. Но по возвращении домой, я задумался о посещении Дома с сиреневыми шторами. «Интересно, почему там, в окнах висят именно сиреневые шторы? Что означает этот цвет?... Вспомнил, что где-то слышал, что сиреневый или фиолетовый цвет - символ воздержания и раскаяния. Да, да, раскаяние за грехи необходимо испытать перед смертью каждому человеку! Ведь мы все – грешники! - подумал я. – Каждый умирает, как того заслуживает… А что испытывает больной перед смертью? Тоже риторический вопрос…»
Ночью долго не мог уснуть. Снова размышлял на тему смерти. Видимо, я слишком впечатлительный человек.
 
3.
Рано утром я поехал по уже известному мне адресу. Приехал немного раньше, но машина отца Давида уже стояла у каменного забора, окружающего Дом с сиреневыми шторами. Я
 Подошёл к машине. Яков Сионович пригласил меня сесть рядом с ним.
-Павел, попросили подождать. Я должен заполнить соответствующие документы, оформить разрешение на эвтаназию.
-Очень жаль. Как же так, что не смогли обнаружить болезнь вовремя? Ведь сейчас рак излечивают!
-Да, дорогой, я так признателен, что ты пришёл сопровождать меня в такой тяжёлый момент.
-Не стоит благодарности, - учтиво ответил я. – На работе дали выходной.
-Спасибо, Паша. Давид и так очень сильно переживает, прямо плакал сегодня.
-Я его понимаю, ведь он с детства привязан был к Саре Михайловне.
-Хоть в этом избавлении от боли и страдания я смогу ей помочь! – сказал отец Давида со слезами в голосе.
У него зазвонил телефон. Он коротко поговорил.
-Вот, зовут, попросили пройти на первый этаж в комнату 20. Пойдём!
Мы, молча, поспешили двигаться в названном направлении. Вошли в фойе. Обстановка выглядела дорого, но без излишеств. По сиреневой ковровой дорожке прошли в названный кабинет.
Постучали. Войдя, мы увидели пожилого подтянутого мужчину с сединой. Одет в дорогой серый костюм. Толстая роговая оправа дополняла его официальный вид. Он поздоровался, пригласил присесть. Представился:
-Андрей Романович. Слушаю вас.
Отец Давида вкратце рассказал историю болезни Сары Михайловны.
-Я готов подписать все нужные для процедуры документы,- закончил он.
-Да, пожалуйста. – С этими словами Якову Сионовичу подали несколько печатных листов.
-И вот ещё… Осталось только выбрать как ваша родственница хочет умереть? То есть, каким способом?
-А что у вас ещё и выбор имеется? – удивился Яков Сионовоич.
-Да. Самое распространённое – смертельный укол, можно с использованием таблетки, или некоторые предпочитают раньше уснуть.
-Думаю, раньше усыпить, а потом укол. Это будет гуманно, - после долгой паузы ответил отец Давида. И я в поддержку кивнул ему.
-Хорошо. Вот счёт за услугу. Туда входит и кремация тела. После оплаты, отправьте нам факс. Мы вам позвоним, когда привезти больную.
Отец Давида взял счёт, и мы с ним вышли.
«Да, надо срочно завести семью, а то неизвестно, для кого я работаю и сколько времени мне ещё отпущено. Хочется испытать любовь, семейное счастье! Что ж срочно надо приниматься за разработку этого плана», - решительно подумал я.
В машине отец Давида открыл конверт со счётом и ахнул. Там была указана внушительная сумма. Но он зажмурил глаза, чтоб не расплакаться.
-Вот сволочи, и на смерти делают деньги! – с ненавистью произнёс он. – Бедная моя золовка!
4.07.2014 г.
Напечатан - альманах "Ришон" Израиль, декабрь 2016 г.
 


Рецензии
Начну с того, что скажу: мимо смерти ещё никому не удалось прошмыгнуть. В отличие от Бога-химеры – Смерть сущая реальность. И очень часто переход от жизни к небытию очень болезненный. Поэтому затронутая автором тема заслуживает внимания.
С проблемой уменьшения страданий у умирающего любимого человека мне пришлось столкнуться 14 лет назад: от рака печени умирала моя жена.
Из онкоотделения иерусалимской больницы Адасса-Эйн-Керен она была перевезена в хоспис больницы Адасса-ар-а-Цофим . С первой же минуты пребывания там персонал хосписа взял заботу по уходу за женой. Ей сразу же был поставлен на предплечье небольшой аппарат автоматической подачи обезболивающих лекарств. Прекратившиеся боли позволили больной спать. Для меня, а в первую очередь для жены, это было бесценной помощью и спасением от ужасных болей.
Не надо было думать ни о какой эвтаназии. Поддерживаемая регулярным поступлением обезболивающих средств, жена спокойно перешла в мир иной.
Пребывание в больницах и в хосписе в Израиле оплачивается больничными кассами.
------------------------------------------------------------------------
Теперь замечания по опечаткам и др.
В первой главке – «ничем» и «неприметный» пишутся слитно
Во второй главке – «немного» = «мало» пишется слитно.

И ещё. Лично мне не понравилась концовка рассказа, особенно последняя фраза.
А весь рассказ стоит того, чтобы быть прочитанным.

Исаак Нюренберг   19.07.2014 08:11     Заявить о нарушении
Уважаемый Исаак! Огромное спасибо за рецензию и указания. Вы очень внимательный читатель! Здровья вам и удачи!
С уважанием, автор.

Любовь Казазьянц   19.07.2014 11:20   Заявить о нарушении
Так я же, Люба, коллега Ваш!

Исаак Нюренберг   19.07.2014 15:24   Заявить о нарушении