Половая мизансцена

или история о сложенных крыльях

Кто-то заходит, здоровается, что-то рассказывает, уходит, а я ползаю и ползаю. В театральном классе института, когда основное действие происходило сидя или лёжа на полу, это называлось «половой мизансценой».

А что, собственно говоря, ползаем? Летать не можем? Да, пока не можем: «Аннушка» на пластической хирургии. Омолаживается. Ну, и пламенный мотор ремонтирует параллельно. А мы, временно бесхозные чайники-парашютисты, занимаемся не чем попало. Мы ждём. И ползаем!

Изредка посещаем соседние аэроклубы. КПД от изучения новых аэродромов однозначно велик. Новонежино, например, заставило меня призадуматься о матчасти парашютного спорта. Нет, я не записалась на курсы лётчиков, я заинтересовалась (потому что носом ткнули) – как же всё-таки называется эта верёвочка, которой я пристёгиваюсь к тросу, натянутому в самолёте? И все эти стропы, отверстия, тряпочки… Они все тоже как-то совершенно специфически называются и чего-то делают в общей конструкции, называемой парашютом! А я  про это ничего не знаю.

И как укладывается парашют, представления не имею… А на все предложения и ухищрения моего инструктора научить меня чему-то в этом плане, я очень долго и совершенно, по-моему, логично заявляла:

- Мне не важно, что там чего цепляет и что за чем тянется! Я просто доверяю вам, специалистам, свою жизнь. И плачу за это деньги.

Круто, да? И какой я парашютист после этого? Даже чайник никакой я после этого!

И вот во время отпуска в Хабаровске… Сергей Лозовой, начальник Хабаровского аэроклуба, первым открыл мне глаза на укладку парашюта-крыла. Целая тетрадь по устройству и укладке «Мальвы-24» была исписана мной мелким почерком за ночь, чтобы начать ползать по их спортзалу и учиться собирать в кучку, в правильную кучку, стропы, нервюры, слайдер…

Потом пришла очередь родного Арсеньевского клуба. Мой инструктор, Сергей Алексеевич, внешне с удовольствием выслушал моё решение про желание выучить укладку крыла. А сам, наверное, подумал – во, проблемка нарисовалась! Это ж сколько надо нервов иметь, чтобы меня научить укладывать парашют. И чтобы он таки потом раскрылся!

Когда я первый раз показывала, как меня научили налистывать в Хабаровске, все инструкторы внимательно наблюдали и задавали вопросы – почему так делаю, ничего не путаю? Что-то там слева удобней, что-то здесь сверху лучше. Каждый, умеющий укладывать крылья, чего-то заботливо подсказал в тот вечер.

Мдя… Не всё так, как я наползала в Хабаровске. Даже почти всё чуть-чуть, но не так! Начнём всё сначала.

…Проходящий мимо Женя Лодянов тут же подсказал, как удобней подворачивать налистанные слои. Не так, как два предыдущих учителя.

…Завершал укладку вместо меня Андрей Олегович Попков, легко вмявший мой разлапистый клубок купола в масенькую сумочку, а потом в ранец. И снова так, да не так, как я видела у предыдущих…

В конце концов я реально впала в прострацию… Оказывается, кроме неких основополагающих действий, у каждого есть своё ноу-хау!!! Всё. Я никогда в жизни не научусь укладывать парашют! Я просто не соображу, как лично мне надо завернуть, притянуть, зажать и выдохнуть… Я не смогу выбрать, что лучше!

Потом был перерыв. А с января начались главные «половые мизансцены» парашютной зимы. Раз в неделю я приезжала в клуб и, обречённо и тупо ползая на коленках, налистывала и сворачивала клубовские крылья. Рядом всегда находился Даниил Фоменко, в конце декабря вернувшийся со службы в десантных войсках, и приставленный ко мне Алексеичем в качестве инструктора.

Бедный Даня! Я слушаю, как надо сделать, а делаю, как получится. Терпеливый мальчик попался, я бы уже такую ученицу... А он смотрит и спокойненько так весь мой тяжёлый труд, всю мою убедительную укладку… выдёргивает и разваливает!!! Потому что – шарик… Всё сначала!

…Евгений Лодянов. Определение размера камеры (сумочки, в которую надо утолкать весь-весь парашют.-авт). Берём камеру, прикладываем к ней руку от локтя и смотрим по ней, как по линейке сантиметры!
Эта камера болтается на стринге, прикреплённой  к центру купола. То есть, если у Хита семь нервюр, она на четвёртой. Когда налистаешь все семь полос, разделишь пополам и свернёшь края, определить ширину наложения очередного слоя, очень сложно! Притянуть и померить нельзя – всё развалится. Это потом появится визуальный глазомер, так мне обещают.

…Сергей Алексеевич. Подсказал, что это расстояние можно смотреть по стропам. Они же тоже кучками тусуются! И обязательно постоянно надо проверять натяжку строп и наличие всех семи полотен. А куда они денутся-то?...  Пришито же всё?..

…Надя. Чтобы потом было легче в камеру по углам растолкать, надо всё-таки чуть шире брать расстояние, чем камера. Вот столько примерно… на глаз.

Когда у меня сразу не получилось расстелить парашют на столе, Сергей Лозовой показал, что можно взять его сбоку и встряхнуть. Получилось!

…Андрей Олегович. Разъяснил методику раскачивания и выкидывания купола перед собой. Надо поймать момент, когда посылать купол вперёд и вовремя отпустить его в свободное падение! Он тогда сразу ложится на всю ширину и не надо расправлять, вытягивать…

…Даниил. Научил, как надо брать парашют перед этим встряхиванием, чтобы потом не искать начало и конец.  Я пока не сразу соображаю, где у парашюта, когда он кучкой лежит, переднее, а где заднее полотнище. Кидала его на стол и начинала крутить в поисках нужной нервюры. А надо просто в одну руку взять оба пучка верхних строп, а в другую – нижних! И верхние брать правой рукой, это будет передняя часть купола и ляжет она справа! А налистывать надо с заднего полотнища, слева. Только проверить, чтобы натянуто всё было, и все семь слоёв лежат ровно один на одном.

Вот так  час в неделю я ездила на занятия два месяца. Сворачивала купола в стиле оригами: тут подвернуть, тут наложить, тут ещё слой. Локтем померить и два наложения. Ширину проверить. Простроченные полоски, при правильной укладке, должны совпасть, когда сворачиваем половинки. Полежать, чтобы воздух вышел. И рукой его выгонять к себе, а не к ранцу!

Долго не могла сообразить, как найти центр. Соответственно, не находились и эти три «стропы с косынками» с каждой стороны! Ой, ещё так и не решила – надо ли мне рукой протягивать середину? В Нежино Гала показывала, что надо. Женя тут тоже советовал. А Андрей - против! Где истина?

Сто раз повторила ещё момент, когда к куполу притягиваешь слайдер, пробиваешь середину и… Не-ет! Прежде, чем заворачивать всё это в слайдер, надо аккуратно поднять верхний ряд строп и показать инструктору!!! Если стропы после всех моих действий не перепутались, можно купол укладывать дальше. Забывала этот момент два раза. То подниму так, что вся укладка развалится, то опять забуду показать… Пришлось отдельно репетировать этот номер! Это нечто! Вот уже  коленки заболели, а я всё показываю стропы Даньке… Ну, вот так и  запомнила - на уровне болевого шока!!!

А-а, ещё, пока не забыла! Когда стропы потом к камере прицепляешь резиночками (соты называются, кажется), надо их ровнять не от себя к ранцу, а совсем наоборот! Они должны быть ровными именно от начала ранца! Всю неровность надо укладывать как раз в эти восьмёрочки на камере. С каждой стороны по три резинки, но строп почему-то хватает только на два ряда… Та-ак… Кто подрезал длину, мне не хватает???  Что, нормально? Ладно, поверю.

…Сегодня впервые добралась до укладки строп. Ну, не получается у меня пока плоскую камеру показать инструкторам. Ну, никак не получается! Им-то что, они-то дядьки не хилые, утолкают, умнут и прижмут как надо… А я за эти полтора месяца только ногти все переломала. А камера, как была шариком, так осталась…

И вот сегодня мы не налистывали уже полоски. Мы сто раз сворачивали и разворачивали купол, запихивали в камеру и снова аккуратно выпихивали. Он, бедный этот Хит, уже валялся бездыханной тряпочкой без кубика воздуха внутри. И складывался всё легче и легче. А я забываю стрингу вытягивать до появления кольца. Женя рассказывает страшную историю – чем эта мелочь может обернуться в небе. Ой, лучше не забывать!..

…Андрей Олегович узрел очередную ошибку. Надо просто придерживать коленом то, что накладываешь поверх первого ряда и колец (гуся). А ещё, камеру поставил, и надо постоянно жёстко сжимать её коленями! Чтобы воздух выходил и чтобы плоско получалось. Пихать туда купол и чтобы плоско оставалось! И запихивать ещё надо так, чтобы по углам ткань расходилась, чтобы комками не была, чтобы середина пустая…
 
Нет! Это невозможно! Пустая середина! Скажите, пожалуйста! А куда же денутся эти три километра ткани, торчащие сверху камеры? Ой, ещё один ноготь покончил жизнь самоубийством…  Так, сжимать забываю коленями!!! Вот уже половину запихали. И что так жарко-то в клубе становится к концу занятия??? А на финише, оказывается, чтобы не рвать соты-резинки при затяжке, можно ещё этими же многострадальными коленками потоптаться по камере, делая её параллелепипедом, а не шариком. И вот после этого можно приступать к укладке строп.

Запихать камеру в ранец мне не дали, опять только показали. Куда лямочки, куда стропы, как положить. Мне, кстати, ещё раньше показывали, что после укладки камеры в рюкзак стропами вниз, нужно её потом как-то поддёрнуть верёвочкой, с помощью которой потом производится зачековка. Сейчас не могу описать это действо волшебное точно, но суть в том, что ключиком-крючочком и никелированной палочкой с верёвочкой всё это делается легко и просто - затяжка называется!

А, ещё не забыть, что коленками опять надо давить!!!

…Женя Лодянов. Обращай внимание на положение колец!  Как я пропихнула внутрь камеры вылезшие кольца? Они легли поперёк и, скорее всего, заклинят в стропах при открытии. И ширину добавляют моей кругло-беременной камере…

…А сегодня я дважды сама закрыла камеру! Конечно, углы пустые. Конечно, чуть-чуть шарик, но всё-таки уже не шарик… Ну, овал, например!!! Сегодня меня опять учили не забывать коленями сдавливать камеру, в которой лежит купол… Не весь лежит, ещё надо впихивать. Но и сдавливать в то же время, чтобы воздух выходил и не заходил…
Короче, надо задушить парашют по полной, чтобы он стал плоский и дохлый. А потом, в небе, он как учует воздух, как рванёт наверх, как откроется быстро и ровно!!! Вот… пока не получается. Но в ранец всё равно сегодня сама первый раз укладывала, под чутким руководством Даньки. Он сделает, потом я повторю. Почти запомнила…

Кстати, сегодня даже не заметила, что колени болят. Уже так привыкли, что и не болят даже… А когда стропы цепляешь в соты, то вообще удобней стоять, а не ползать!

…Женя показал старый метод, когда камера между ног закрепляется и так, косолапой черепахой, аккуратно придвигаешься по натянутым стропам к ранцу.

…Андрей показал новый способ: одной рукой и противоположной ногой переставляешь камеру после того, как вставил загогулину стропы в соту… Пробую и так, и так…

…Даня и Надя. Не надо высоко камеру поднимать перед укладкой в ранец! Стропы вылетят или перепутаются. А они уже и перепутались!

…Ахметханович. Обратил особое внимание на проверку строп перед тем, как окончательно воткнуть камеру в ранец. Точно запутались… Вместе всё размотали, положили аккуратно.

А когда сегодня первый раз сворачивала купол… неправильно наложила первый ряд! Не под кольца протянула, а сверху положила. В камеру запихивается легко, а потом… А кольца не в середине, а у стенки камеры?! Даня смеялся… Я обалдела от такого своего беспамятства! Пришлось вытягивать и заново!

А ещё! Сегодня рядом укладкой занимался Костя. Так вот у него укладка в камеру получается быстро и без проблем. Даниил сказал, что у него камера другая, больше. А парашют такой же! Мне специально дали маленькую камеру!!!! Что ли, чтобы не получилось и ушла? Или чтобы научилась на такой, потом нормальные будут как семечки?... 

Ломаю ногти, умираю от жары …
Ранец закрывается конвертиком – четыре части, в каждой люверс-дырочка. И вот по очереди надо притянут все эти дырочки к центру (низ-верх лево-право), потом вытянуть петельку из этих совмещённых дырочек и вставить туда ключик-улыбочку. А потом, как фокусник, выдернуть верёвочку и вернуть волшебную палочку-затяжку хозяину! Если когда-нибудь мне повезёт сдать укладку нашим инструкторам, то я тоже куплю себе верёвочку-затяжку…

Для ускорения процесса обучения мне вручили ХИТ Елены Александровны для временного использования в домашних условиях. Только зачековку ранца не разрешили, чтобы люверсы не покоцала…  Между прочим, дома, в спокойной тихой обстановке, я вполне сносно вспомнила всё, чему меня учили. И на третий день у меня получилась почти плоская камера! Ну, правда, и камера у Лены реально побольше и поудобней той, что давал Даниил.

А возникающие в процессе домашней укладки вопросы мы решали совершенно современным способом! Я фотографирую непонятное место (как у меня получилось), скидываю это в компьютер и отправляю Даньке с вопросом. Он в Агенте отвечает, консультирует. А ещё, он каждый вечер, обнаружив, что я вошла во всемирную паутину, пишет сообщение: «Что с укладкой? Здравствуйте». И если я припёрлась в Инет, а половую мизансцену не репетировала… Выгоняет он меня тренироваться…

В пятницу очередную приезжаю в клуб, довольно сносно и не медленно укладываю всё в камеру и… Наконец-то сама под «дружное рычание всех присутствующих» дважды зачековываю ранец!!! И остаётся куча времени для чая, просмотра видео, разговоров по делу…

Ура!!! Первая ступенечка преодолена! Теперь методично ежедневно повторять простые действия, в пятницу сдавать и зачековывать… Глядишь, так и стану своим собственным риггером! 

P.S. …Вот уже и март на дворе. Технику укладки освоила. Но сегодня вредный Лодянов начал задавать вопросы. Очень неудобные вопросы! Почему середина не обозначена? Как находить стропы-косынки? Почему тут висит, а там не сходится?... Теперь, стало быть, надо не просто сворачивать и подтягивать, а надо понимать – почему именно ТАК делаешь, и как это влияет на правильное раскрытие купола.

Мдя… Начни сначала, всё начни с нуля!...
А все, кто пойдёт по этой учебной дороге после меня, должны помнить – главное в укладке парашюта… Ну, да, - колени для исполнения половой мизансцены! И сноровка! Но это позже придёт само…


P.S.Коммент от Алексея на нашем парашютном форуме:

Прочитал очередной опус и.... и хреново матчасть изучаем! 
"...То есть, если у Хита семь нервюр, она на четвёртой..."
семь у хита секций. а нервюр 15.

"...в одну руку взять оба пучка верхних строп, а в другую – нижних..."
не верхних и нижних, а строп передних и задних свободных концов. ну или строп 1 и 2, и 3 и 4 рядов.

"...забываю стрингу вытягивать..."
стрИнга - это часть трусиков стрингов. а у парашюта стреньга 
ну и так далее.

Кстати по поводу запихивания в камеру - у хита ткань с частичной воздухопроницаемостью, т.е. воздух через нее проходит, а вот у скоростных тряпочек ткань "нулевка" - воздух не пропускает. и вот ТАМ сдуть все и засунуть в камеру реально трудно первое время:))
удачи в обучении;) рекомендую скачать инструкцию от мальвы - укладка там расписана и проиллюстрирована. сам изучал укладку матраса по этой книжечке.

Январь-февраль 2011


Рецензии