177. Мигиренко Георгию Сергеевичу 50 лет

НА СНИМКЕ: Георгий Cергеевич Мигиренко (1916-1999)


Георгию Сергеевичу Мигиренко исполнилось 50 лет.
Как отмечали его юбилей, я не знаю, большого чествования не было.

Много это – 50 лет – или мало? Не знаю.… Тогда мне казалось, - много. Сегодня, с высоты моих 80 лет – молодой человек.

Он доктор технических наук, профессор. Руководитель Морской физической секции при СО АН. Заместитель директора Института гидродинамики по научной работе, лауреат Ленинской премии, капитан первого ранга. Вскоре станет контр-адмиралом.

У нас с ним не было общих научных работ, и я никогда не бывал на семинарах в Морской физической секции. Его личного вклада в науку я не знаю. Но организатором науки он был великолепным. В его Морской физической секции трудились многие хорошо знакомые мне люди. Разрабатывали теоретические вопросы, изготавливали модели, испытывали их.

Тогда разрабатывалась межконтинентальная ракета, которую предполагалось запускать из подводной лодки, находящейся под водой. Научных проблем в этой работе было непаханое поле. И ряд вопросов изучался и разрабатывался в институтах СО АН. Георгий Сергеевич эти работы координировал. Но не только эти. Было и много других.

Например, одна из проблем – увеличение скорости судов, но не за счёт увеличения мощности двигателя, а за счёт снижения сопротивления при движении судна. Тогда обратили внимание на дельфинов, которые могли развивать большую скорость, изучали их гидродинамику.

Я уже писал, что занимался изучением прочности корпуса подводной лодки, сопряжённого с рубкой. Он тогда был моим научным руководителем, живо интересовался моделированием напряжённого состояния корпуса в области сочленения, утверждал мой отчёт.

В отделе механики струйных аппаратов, где я теперь работал (сначала в Институте гидродинамики, а затем в Институте теплофизики), он был научным руководителем научной темы – разработки гидрореактивного прямоточного двигателя. В качестве варианта рабочего тела тогда рассматривался расплавленный алюминий. Уделял внимание и моей работе – возникновению ударной волны разрежения в жидкости при мгновенном сбросе давления в ней.

Когда он был секретарём парткома СО АН, а я руководителем профсоюзного комитета, мы с ним были в постоянном контакте. Он поддерживал все мои начинания. Я не помню ни одного случая давления на меня. Не помню ни одной размолвки. Он верил мне и поддерживал мой энтузиазм, который в те годы бил через край. Никогда не останавливал, не обрывал. Всегда терпеливо выслушивал мои аргументы. Находил свои, дополнительные в мою поддержку.

Лучше его, сильнее его секретаря парткома СО АН не было. Он никогда не был гонителем кого бы то ни было, он всегда пытался погасить пожар, раздутый обкомом. Погасить так, чтобы и Сибирскому отделению был минимальный ущерб, и чтобы человек не пропал.

Он умел находить правильные слова и чеканные формулировки. Его речи-экспромты были по делу и интересны. Его можно было слушать и час, и два, - так хорошо он говорил, но он не злоупотреблял своим красноречием, - всегда знал, когда пора заканчивать.

Для академика Лаврентьева он был верным учеником и преданным другом. Защищал его, рискуя собственной карьерой, не раз и не два. Находил выход из безвыходных ситуаций. Когда он был секретарём парткома, академик Лаврентьев был за ним, как за каменной стеной. Да и Институтом гидродинамики фактически руководил он, а не Лаврентьев, которому хватало забот о Сибирском отделении. И так было не год и не два, а чуть не четверть века.

Иногда академик Лаврентьев был несправедлив к нему, хватало людей, которые наговаривали на Георгия Сергеевича. Он всё это терпеливо сносил, был предан своему учителю до конца.

Когда не стало Лаврентьева и после выхода в отставку, Георгий Сергеевич Мигиренко ушёл из Сибирского отделения, работал, как и я, заведующим кафедрой в Новосибирском электротехническом институте.

Мы сохраняли добрые отношения с ним до самого моего отъезда в США в 1992 году. Ему было тогда уже 75 лет, но был он бодрым, полным сил и замыслов.

Рассказ о Георгии Сергеевиче Мигиренко был бы неполным без двух очень характерных присущих ему черт.

Красивый мужчина с замечательным тенором. Он пел на всех наших институтских вечерах и на всех застольях, где я его видел. Произносил зажигательные тосты и пел.

Однажды я услышал по радио его голос. Он рассказывал о своей только что умершей матери. Сколько было в его рассказе любви и нежности!…

К пятидесятилетию Георгия Сергеевича Мигиренко в газете «ЗНВС» №39 была напечатана большая хвалебная статья.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/07/04/1675


Рецензии