Эталонное преступление и идеальное наказание

«47 преданных вассалов» или история высшей доблести по-японски:
эталонное преступление и идеальное наказание

За господина
Воин без колебаний
Жизнь положил,
Сохранив
Своё доброе имя.
/Жена Ядзамы Дзюдзиро Иотооки
(одного из 47 преданных ронинов)/

Эти стихи были написаны женой Ядзама Дзюдзиро Иотооки (Хадзама Дзюро Мотооки) на его могиле. Ядзама, член союза «Сорока семи преданных вассалов», за совершенное преступление (месть за господина) был приговорен властями к ритуальному самоубийству сэппуку. Его жена, следуя своему долгу перед мужем, заколола себя ножом кодзука. Это была «смерть вослед» - дзюнси – подвид сэппуку. Итак, собралась вся цепочка ритуальных смертей: господин погиб из-за долга чести – самурай погиб из-за долга перед господином – жена самурая погибла из-за долга перед мужем. И никто не мог и не хотел этого избежать. Вот она – Япония - страна, в которой суицид стал органичной частью национальной психологии и культуры.

Япония эпохи Эдо (1603-1868) – закрытое для внешнего мира государство. Здесь, в самоизоляции, на основе учений буддизма, синтоизма и конфуцианства выкристаллизовались уникальная воинская культура самураев и менталитет нации.

«Среди цветов красуется сакура, среди людей – самурай» -  сказано в Бусидо. Самураи были высшим сословием средневековой Японии и значительно влияли на жизнь и культуру страны. Сами же они стремились максимально соответствовать своему кодексу чести.

Что же требовало Бусидо от самураев? Приведу несколько показательных цитат:
"Самурай должен прежде всего постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги - что он должен умереть".

"Самурай, находящийся на службе, в большом долгу перед своим господином, который он не может возместить иначе, как совершив дзюнси и последовав в смерти за ним".

"В ситуации "или-или" без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй. Только малодушные оправдывают себя рассуждениями о том, что умереть, не достигнув цели, означает умереть собачьей смертью. Сделать правильный выбор в ситуации "или-или" практически невозможно".

«Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. <…>Каждый день нужно переживать падение с высокой скалы, смерть в результате болезни или самоубийство после смерти хозяина. Каждый день без исключения нужно считать себя уже мертвым».

"Я постиг, что Путь Самурая - это смерть".

Как видим, Бусидо требует от самураев абсолютной и безоговорочной преданности господину вплоть до смерти. Не стало господина – не должно быть и самурая.

Рассмотрим одну из трагических, но показательных историй эпохи Токугава – историю эталонных мести и смерти 47 преданных вассалов. Эталонных, потому что исполненных полностью по букве и духу Бусидо.
 
Итак, Япония, 1701 г. Дворец сёгуна. Идет важнейшая церемония благодарения императорских послов и вручения ответных подарков императору. Вдруг тридцатипятилетний даймё Асано Такуни-но ками Наганори, с возгласом: «Помнишь ли ты про мою ненависть к тебе за давешнее?!" напал на престарелого Киру Кодзукэ-но сукэ Ёсинака. Видимо, причина такого поступка была достаточно веская, если Асано забыл, где находится и кто перед ним. Он коротким мечом вакидзаси ударил своего недруга в лоб. Удар не сразил Киру и тогда Асано Наганори нанес ему ещё два удара в плечо. В результате Кира - глава знатного аристократического рода и церемониймейстер сёгунского двора – был серьёзно ранен, однако остался жив. Виновного сразу же арестовали. Во дворце произошло экстренное совещание во главе с сёгуном. За свершённое преступление даймё Ако Асано Наганори приговорили к сэппуку. Его дом был распущен, а имущество конфисковано.

В тот же вечер Асано Наганори совершил предписанное самоубийство с соблюдением всех ритуалов и правил, вплоть до написания в соответствии с традицией предсмертных стихов (дзисей): 

Под порывом весеннего ветра
Цветы опадают.
Я еще легче
С жизнью прощаюсь.
И все ж - почему?

Это было первое эталонное самоубийство в сей истории.

Далее события развивались так: узнав о произошедшем с господином, вассалы дома Ако собрали совещание во главе с главным управляющим замка Оиси Кураносукэи Ёсио - каро, на котором решали, как поступить. Было рассмотрено три варианта: разойтись в поисках новой службы; покончить с собой сразу же (совершить дзюнси); подготовиться, выждать и отомстить. В итоге остановились на третьем варианте – подготовленной мести.

По Бусидо месть за господина - священный долг (гири) его вассалов. В самурайской этике он ставился превыше всего. Поэтому, хотя власти Эдо и подозревали о приготовлениях 47 ронинов, реальных мер против них не предпринимали. Токугавское законодательство признавало и разрешало кровную месть, но с соблюдением строгой процедуры мщения.

Всего на полноценную подготовку к мести у ронинов ушло два года. Это очень мало, если учесть, что в большинстве известных случаев на подобное уходили десятки лет. Наконец, мстители напали на дом Кира Ёсинака, где мечом Асано Наганори (что символично) отрубили Кире голову. Первый священный долг – гири – был свершен. Самого молодого ронина отправили с радостной вестью на родину в Ако. Существует мнение на этот счет, что Оиси, предвидя в будущем искажение истории мести Ако, поручил юному гонцу миссию написать правду о произошедшем. Что тот в будущем и исполнил.

Но история на этом не закончилась, ей требовалось идеальное завершение в духе Бусидо. И заговорщики отправились в монастырь Сэнгакудзи на могилу своего господина Асано Наганори, чтобы отнести голову поверженного врага и там же совершить сэппуку. Однако в монастыре они были арестованы.

Почти полтора месяца шли разбирательства по делу преданных вассалов, тогда как дело их господина было рассмотрено за несколько часов. Но слишком велик был в этом случае разброс мнений. С одной стороны ронины свершили месть согласно букве и духу Бусидо. И это вызвало к ним симпатию народа. Ведь идея вассального долга была основой самурайского кодекса чести. Но с другой стороны ронины нарушили приказ сёгуна. По сути, их проникновение в Эдо с оружием и нападение на царедворца не просто месть, а мятеж. В конце концов, бакуфу вынесло решение: всем ронинам совершить сэппуку. Это был компромисс, поскольку к сэппуку, как почетной смерти, приговаривались только даймё. Людям же не столь высокого ранга за подобные преступления отсекали головы.

И вот 4 февраля 1703 года с соблюдением всех формальностей состоялось ритуальное самоубийство 46 человек. Всё было тщательно подготовлено и исполнено как хороший спектакль: правильные декорации (сэппуку происходило в четырех особняках, принадлежащих знатным семьям), актеры (благородные ронины), массовка, драматургия (написание дзисей). Похоронили воинов в том же монастыре, что и их господина. Вот и вторая часть образцовых самоубийств. Однако в итоге своей местью и смертью они восстановили честь рода Асано.

Третьими на сцене смерти были жены самураев, которые исполнили свой долг и совершили дзюнси, подчеркнув тем самым значимость Бусидо в жизни людей той эпохи. Их выступление прошло гораздо скромнее, ведь женщины в те времена ценились низко. Никто не восхищался их мужеством и решимостью, но именно на них закончилась цепочка ритуальных самоубийств в этой истории.

Эталонный подвиг 47 ронинов так восхитил современников, что быстро стал народным преданием. В театре Кабуки, в устных рассказах коданся, в гравюрах жанра мусяэ часто использовались сюжеты из мести Ако. И хотя сама история мести всегда оценивалась неоднозначно, имея как сторонников, так и противников, непосредственно 47 преданных вассалов вызвали к себе уважение и стали символом стойкости в Бусидо.

Долго жил
Без свершений, -
Мучился этим.
Но деянье сегодня, -
Счастье и слава всей жизни.
/дзисей Орибэ Яхей Канкмару
(одного из 47 преданных ронинов)/


Рецензии