Дорога домой

                1.

Я бы хотела рассказать вам сказку. Говорят, что нужно жить в реальном мире, нужно понимать, где реальность, а где вымысел… я не знаю точно, где реальность, но знаю, что когда внутри рождаются увлекательные истории, то наслаждаться ими – истинное счастье.  А что может быть реальнее счастья?
Поэтому простите меня, я хочу увести вас очень-очень далеко – в другой мир или на другую планету. Зачем? Чтобы, если что не так, можно было сказать: это же сказка… а в сказках возможно все!
Представьте себе двух красивых детей, они стоят перед вами и держатся за руки. Это братья. У старшего – серьезные серые глаза и русые волосы, его зовут… это самое сложное. Хочется придумать имя, не похожее ни на одно из знакомых имен, но чтобы, произнося его, сразу можно было представить худого мальчика лет восьми с серьезными серыми глазами. Он крепко держит младшего брата за руку и думает о чем-то, сдвинув брови.
– Сай, я хочу домой… – послышался жалостливый голос. Это голос второго мальчика. Он похож на брата, но ниже ростом, его темные волосы слегка вьются и у него все те же знакомые нам серые глаза.  Я назову его Раду, ему пять лет и еще он напуган: кажется, они с братом заблудились.
Дома не сразу поняли, что дети ушли гулять в лес одни, а когда спохватились – никто уже не мог сказать, в какую сторону они направились.
– Брат, пойдем домой!
– Я… не знаю, куда идти. Смотри, там есть кто-то, может, это слуги?
Не дождавшись брата, Раду сорвался с места и побежал туда, где были слышны голоса.
– Эй, подождите! Помогите на… – Неожиданно Сай подскочил, сгреб брата в охапку и утащил в сторону.
– Тише… – прошептал он. – Это не слуги. Отец говорил мне, это такие люди… я забыл слово… у них оружие, и они грабят людей. Нельзя к ним идти, они убьют нас.
– Тогда куда нам идти?
– Куда угодно, только подальше отсюда. Уж лучше идти, чем сидеть на месте.
Идти по лесу на самом деле было здорово, если не думать о том, что не знаешь дороги. День был солнечный, кроны деревьев пропускали достаточно света, чтобы вокруг было уютно и совсем не страшно. Иногда дорогу перебегали разные зверьки, спешащие по своим лесным делам. Ради забавы ребята бросались их догонять, но те исчезали слишком быстро. Вдруг их взгляды приковал к себе загадочный блеск вдалеке. Братья переглянулись и, окончательно позабыв про все беды, бросились в том направлении.
– Это он! Я знаю, это он!
– Да, я видел, как блеснули рога – они красные, как рубин, а сам он весь из золота!
Братья бежали изо всех сил – впереди сияло сказочное создание, о котором ходило так много легенд. Говорили, что его шкура сияет золотом, а рога из цельного рубина. Это сильное и умное животное, никому еще не удавалось его поймать, но многие рассказывали, что видели его в чаще леса.
Братья то бежали, то крались как можно тише, когда казалось, что олень замер и прислушивается. Был момент, когда они уже почти лишились сил от нескончаемой гонки. Словно дразня их, зверь вышел под прямые лучи солнца и разбросал вокруг себя целый сноп лучей и солнечных зайчиков. Раду с радостным криком захлопал в ладоши, а олень даже не шелохнулся. Даже показалось, что он оглянулся назад и бросил на братьев лукавый взгляд – у Сая тревожно дрогнуло сердце, в него закралось недоброе предчувствие… Зверь цокнул копытом и помчался вперед.
– Бежим! – закричал Раду и бросился вслед.
– Брат, подожди… постой, мы не знаем…
Ничего нельзя было сделать, золотой олень тянул их за собой словно магнит. Он убегал все дальше в лес. Темнело, воздух резко стал холоднее.
– Он исчез, – тихо сказал Сай.
Глаза младшего брата блестели азартом, щеки разрумянились. Позабыв обо всем, он вертел головой в разные стороны, и старшему брату оставалось только повторить:
– Он исчез. Убежал. Ничего, мы… увидим его завтра.
– Завтра? Мы найдем его?
– Д-да… – неуверенно подтвердил Сай. Услышав это, Раду радостно улыбнулся. Сай поежился от холода и мысли, как же пережить ночь: – Сейчас уже поздно. Нужно найти место, чтобы поспать.
– Здесь много листьев, давай соберем их в кучу – будет постель!
Кто бы мог подумать – ни темнота, ни одинокая ночь в лесу не испугали пятилетнего ребенка. Все его мысли были о золотом олене и завтрашнем поиске.
Братья улеглись поудобнее, Раду положил голову на колени старшему брату. Разгоряченный всем, что произошло, он не замечал, что Сай обеспокоен. Тот заложил руку за голову и думал, как же им вернуться домой. Раду прошептал:
– Расскажи мне еще раз ту историю!
– Которую рассказывал отец?
– Да, ту, последнюю.
– Хорошо… – надо было зажмуриться, чтобы вспомнить. – Итак…

> > >
Принц и принцесса все дальше уходили от дома. Они надели деревенские одежды, так что никто бы не смог догадаться, кто они на самом деле. Когда они обменивались взглядами, принцесса ободряюще улыбалась, хотя на самом деле ей было страшно уходить в лес из богатого дворца.
> > >

– А почему ей было страшно, брат?
– Ну, она… – «Да уж, неподходящее время для таких вопросов…» – …она никогда не спала на листьях и думала, что это очень неудобно!
– Ха! Ей нужно было хоть раз попробовать. Она бы убедилась, что спать на листьях очень мягко!
– Видишь ли, она принцесса, а их не пускают гулять в лес. Только принцев. Вот у нее и не было возможности.
– Да уж… – Раду задумался, и вдруг его осенила прекрасная мысль: – А в ихнем дворце был сад?
– Был, наверное. Во всех дворцах есть сад.
– И в этом саду уж наверное росли деревья? – допрашивал Раду.
– Думаю, да, – Сай улыбнулся настойчивости брата.
– Значит, ей нужно было сначала поучиться спать в саду!
– Отличная идея. Жаль, ей никто об этом не сказал.
– М-да. Вот если бы я был царем, я бы издал указ, чтобы все, у кого есть сад, научились спать на листьях. Тогда им было бы не страшно уходить в лес.
– А те, у кого нету сада?
– Ну… надо пойти к соседям!
Братья рассмеялись замечательной идее. Тут Раду потребовал:
– Расскажи, что было дальше!

> > >
Они все шли и шли, и, наконец, им захотелось пить. Им встретился незнакомец, он сидел возле дороги, будто ждал кого-то. Он так низко опустил голову и надвинул капюшон, что лица совсем не было видно. Зато прямо перед ним стоял кувшин, полный воды.
– Добрый человек, не могли бы вы дать нам немного воды? – спросил принц.
Незнакомец кивнул, и они подошли ближе. Наклонившись к кувшину, принц уже было хотел его взять, как заметил, что человек сотрясается от беззвучных рыданий.
– Что с вами? У вас какое-то несчастье? – Тот молча кивнул. – Мы можем вам помочь?
Послышался едва слышный шепот:
– Родной брат лишил меня дома.
– Какая жестокость! – воскликнула принцесса. – И вам некуда пойти?
– Я не знаю, куда идти. Я всю жизнь провел с ним рядом и относился к нему, как к родному отцу. Он – самый близкий мне человек.
Принцесса улыбнулась:
– Похоже, вы так любите его. Но почему он так поступил?
– Он… перестал верить в меня. Я говорил ему, что буду рядом, что бы ни случилось. Что буду заботиться о нем. Но он не поверил мне и ушел без меня. Теперь я бездомный, ведь мой единственный дом – там, где мой брат.
Принц опустился на колено и снял капюшон с лица незнакомца. Мягко сказал:
– Твой брат верит в тебя. Просто у него не хватило духу взять тебя с собой.
Увидев лицо незнакомца, принцесса ахнула:
– Ты?..
– Старший брат мне как отец, ты же – как мать. Защити меня и уговори мужа взять меня с собой. Как я могу жить во дворце, когда вы в нищете и изгнании?
Принц положил руку на плечо младшего брата:
– Дай нам попить, брат, и пойдем.
> > >

– Ты уже спишь, Раду?
– Нет, я слушаю. А если бы я ушел в лес, ты бы пошел со мной?
– А ты?
Раду замолчал, взвешивая все «за» и «против» такого подвига, а потом потребовал продолжения рассказа:
– Расскажи про оленя!

> > >
Принцы проснулись рано. Они разбудили принцессу и сказали, что слышали в лесу какой-то шум и должны проверить, что это. Они вышли из хижины. Всходило солнце, и в его первых лучах глазам открылось настоящее чудо.
– Какая красота! – воскликнула принцесса. Возле хижины играл золотой олень, он бегал туда-сюда, цокал копытами, поддевал воздух рубиновыми рогами. – Поймайте его для меня, пожалуйста! Я буду играть с ним!
Старший брат немедленно отправился вслед за оленем – тот,  обнаружив своего преследователя, бросился прочь в глубину леса. Принц все бежал и бежал вслед за оленем, который то тут, то там мелькал среди деревьев…
> > >

– Что было дальше? – нетерпеливо спросил Раду.
– А дальше… – «Дальше отец не рассказывал. В последний вечер он остановился здесь…»
– Расскажи мне, что случилось дальше? Он нашел золотого оленя? Он поймал его и привел к принцессе?
– Он… он бежал и бежал…

> > >
Он бежал и бежал. И вот золотой олень прекратил свой бег. Принц приблизился к сказочному зверю и сказал: «Дорогой олень, ты так красив и благороден, не хочешь ли ты пойти со мной? Моя супруга принцесса будет играть с тобой, она украсит твою шею гирляндой из белых цветов…»
Тогда олень ответил ему человеческим голосом:
– Я знаю тебя, принц. Я не просто олень, я царь и волшебник. Я знаю, кто ты: сын царя, вынужденный жить в изгнании. А брат и жена последовали за тобой. С тобой поступили несправедливо, и я хочу это исправить. Пойдем со мной, я подарю тебе прекрасный мраморный дворец, где будет много слуг, красивый сад и озеро в саду.
Услышав все это, принц позвал принцессу и младшего брата, и они отправились в свой новый дом  – это был самый красивый дворец на свете…
> > >

– Сай, послушай, – прошептал Раду. – Если он пообещал жить в лесу, как же он мог нарушить обещание?
Старший брат запнулся. Если бы не было так темно, мы бы увидели, что он густо покраснел.
– Он… ну, он… дворец стоял прям посреди леса, так что он не нарушил обещание!
– Ааа, ну тогда ясно, – пробормотал Раду, повернулся на бок и мгновенно заснул. Ему снился олень, говорящий человеческим голосом: «Раду, я все знаю о тебе, пойдем со мной, я отведу тебя во дворец из белого мрамора…»

                * * *
– Почему ты оставила принцев без присмотра?
Служанка была бледная и смотрела перед собой невидящим взглядом. Царица обошла кругом, остановилась напротив нее и еще раз спросила:
– Почему? Где ты была, что ты делала? Отвечай!
Девочка закрыла лицо руками и заплакала.
Царица ходила из стороны в сторону, то смотрела на служанку, то подходила к окну… Тревожно вглядывалась в горизонт, будто в этот же миг там могли появиться два красивых ребенка в костюмах пастушков – это была их любимая игра, и так они были одеты, когда ушли из дома. Не поворачиваясь, устало сказала:
– Успокойся. Не плачь. Пойди позови всех, кто был рядом.
– Я говорил с ними. Никто ничего не видел.
Приветствуя царя, служанка низко склонилась, а потом выбежала из комнаты. Царица глянула лишь мельком и снова стала тревожно всматриваться в горизонт.
В сердцах она воскликнула:
– Мы должны хоть что-то делать!
– Я отправлю еще людей на поиски. Это же дети, они не могли далеко уйти.
– А если их похитили?!
– Послушай меня, – он взял царицу за руки, настойчиво заглянул в глаза. – Послушай. С ними все будет хорошо. Это же не просто дети, это ~наши с тобой~ дети. Мы знаем, какая у них судьба. Все не может закончиться так.
Хотелось поверить спокойному голосу мужа. Отбросить тревоги, запретить воображению рисовать встречи с разбойниками и дикими животными. Довериться и ждать.
– Когда ты пошлешь людей?
– Они уже начали. Скоро добавятся еще.
– Мама, я тоже… – царь поднял руку и остановил старшего сына взглядом. «Не надо. Это может испугать ее еще больше. Лучше успокой мать». Старший царевич замолчал, хотя больше всего ему хотелось сказать: я сам пойду и приведу их. Я их брат, сердце подскажет мне, где искать.
– Мама, пожалуйста, отдохни. Так много людей отправлено на поиски. Братья обязательно вернутся. – «Я тоже пойду, мам. Я пойду сегодня же».


                * * *

> > >
– Отец, что это?
– Это город, сын. Наш город.
– Да?! Я хочу посмотреть!.. – Сай подошел поближе и с азартом принялся изучать крохотные домики, улочки и дворцы… и разочарованно вздохнул: – Но он совсем не похож на НАШ ГОРОД. Здесь все по-другому!
Царь негромко засмеялся.
– И, тем не менее, это так. Просто этого города еще нет. Его не существует.
– Когда же он появится? – склонив голову, Сай задумчиво трогал маленькие горные пики, окружившие городок; водил ладонью по крохотным деревцам – они приятно щекотали кожу.
– Как только станет нужен. Чтобы он появился, его нужно построить, сын. Кто-то должен за это взяться.
– Это, наверное, очень много работы! – мальчик окинул задумчивым взглядом макет. – Придется привезти все эти камни, чтобы возвести дворцы, выложить улицы… А эти домики – деревянные, наверное, нужно много деревьев?.. И еще – вырыть колодцы, ведь здесь нет рядом ни озера, ни реки…
Отец с любовью погладил сына по голове. Потом поднял взгляд и пальцем поманил к себе худого человека в длинном одеянии, все это время стоявшего в стороне.
– Ваше высочество говорит правильные вещи, – тихо произнес ученый, раскладывая перед собой диковинные карты и письмена. Присмотревшись, можно было понять, что это карты звездного неба. Что-то беззвучно шепча, ученый водил пальцами по много раз наведенным линиям. Его пальцы остановились в точке, где линии пересекались – тогда он поднял голову и выразительно глянул на царя. Продолжил, как ни в чем не бывало:
– На возведение города потребуется много времени и сил. Также путь туда не близок – потребуется преодолеть большое расстояние, оставить все, что дорого…
– Я построю его! – уверенно сказал мальчик, глядя царскому астрологу прямо в глаза. – Вы ведь это хотите сказать? – он перевел взгляд на отца. – Да, папа? Кто-то должен за это взяться?
Наверное, другой удивился бы решительности маленького мальчика, поспешил бы охладить его: ты еще мал, тебе многому предстоит научиться… Царь, спокойно улыбаясь, смотрел на сына. Потом кивнул и обнял, прижав его к себе.
> > >



                * * *

Туман. Утро холодное и влажное. Издалека пробиваются ранние лучи солнца, но, кажется, лес не хочет сбрасывать с себя иллюзию сна.
– Раду, проснись. Уже утро.
– Я хочу спать.
– Нужно двигаться. Сидеть на месте слишком холодно.
– Мне не холодно.
– Ты весь дрожишь.
– Это не от холода.
– От жары, что ли?
– Я хочу есть.
– Вставай. Мы найдем что-нибудь съедобное.
Братья неохотно поднялись, стряхнули с себя остатки листьев и отправились в путь.
– Давай бежать, тогда мы согреемся.
Бежать, не зная, куда бежишь, было совсем не так увлекательно, как гнаться за золотым оленем, но ничего другого не оставалось.
Постепенно туман рассеялся. Солнце поднялось выше, воздух стал теплее и мягче.
– Сай, эти ягоды можно есть?
– Помнишь, на празднике урожая крестьяне приносили отцу корзины с дарами? Там были такие ягоды… Никогда не видел, как они растут.
Наверное, сейчас им больше хотелось теплого супа от царского повара, но они сделали вид, что ягоды прекрасно утоляют голод. Собирая их, принцы испачкались синим соком и смеялись, показывая друг на друга.
– Что такое «праздник урожая»? – послышался тихий голос рядом. Братья вздрогнули и испуганно оглянулись. В двух шагах от них стоял золотой олень. Он пощипывал листики и ягоды с куста и как бы между прочим обратился к ним. У него был мягкий мелодичный голос, а глаза смотрели совсем как человеческие. Видя, что братья застыли, не в силах вымолвить ни слова, олень довольно улыбнулся. Он вышел вперед и изящно цокнул копытами, давая принцам возможность полюбоваться собой во всей красе.
– Ты… настоящий? – Раду подошел и несмело протянул руку. Больше всего ему сейчас хотелось потрогать сказочного гостя, но он не решился.
– Думаю, да, – засмеялся олень. – А вы?
– Конечно, мы настоящие! – решительно воскликнул Сай. – Мы принцы из царского дворца.
– Принцы? – задумчиво повторил олень. Он склонил голову набок и лукаво смотрел то на старшего, то на младшего брата.
– Значит, принцы из дворца… – медленно повторил он.
– Да, мы принцы. Мы заблудились.
– Наверное, ваш дворец очень далеко отсюда? Я не видел ни одного дворца в этих краях… – Олень прогуливался перед ними, время от времени подходил к кусту и ел ягоды. Потом сказал как бы между прочим: – Вы не похожи на принцев. На вас совсем не царские одежды.
– Это одежда для игры, мы играли в пастухов, когда потерялись! – взволновано ответил Раду. «Почему он делает вид, что не верит нам?»
– Играли… – так же медленно протянул олень. – Играли. Есть те, кто играет в пастухов. Другие – в рыбаков или земледельцев. Кто-то играет в принцев… ~Это~ ваша игра?
– Нет же!..
– Хотите, я отведу вас домой?
– Ты же не знаешь, где наш дворец!
– «Самый красивый дворец на свете, дворец из белого мрамора, там много слуг, красивый сад и озеро в саду…»
– Да, это он! – Раду радостно захлопал в ладоши. Олень подошел к нему и наклонил голову, мальчик почувствовал на лице его теплое дыхание.
– Это не ваш дворец, мальчик. Это сказка, которую рассказывал тебе брат.
– Это не сказка! Мы живем в белом дворце…
– Но разве твой брат не рассказывал тебе вчера красивую сказку?
Сай попытался возразить:
– Но я…
– Про двух братьев-принцев, живущих в лесу?..  Двух принцев, что гнались за золотым оленем?..
Его мягкий голос гипнотизировал. Олень рассмеялся золотистым смехом:
– Кажется, я самый настоящий во всей этой истории!
– Сай, я хочу домой! – жалобно протянул Раду.
– Все будет хорошо, маленький пастушок, играющий в принца. Пойдем со мной, я отведу вас домой.

 
                2.

– Ты пойдешь посмотреть на турнир, брат?
– Чего я там не видел: худосочных вельмож, пинающих друг друга? Уж лучше сходить посмотреть на петушиные бои – там, по крайней мере, можно делать ставки!
– Ты никогда не ходишь на петушиные бои, – усмехнулся Сай.
– Тем более, зачем...
На пороге появилась мать:
– Не говори глупостей, сынок. Тебе обязательно нужно пойти – хотя бы увидишь город. Пропадаете с братом все время в поле, совсем одичали… Идите сюда, еда готова!
Братья с радостью принялись за еду.
– Мама, твой рис – лучший в мире!
– Он настолько хорош, что ты пойдешь со мной и братом на городской праздник?
– Хмм… Только ради тебя, мам! Только чтоб порадовать тебя, я пойду в город и буду целый день любоваться на глупость и чванство богатых бездельников! – Он вскочил и изобразил глубокий поклон: – Что скажете, господин пастух?
Старший брат поклонился в свою очередь:
– Еще бы, господин пастух!
– Тогда проходите, многоуважаемый!..
– Лучше вы, многоуважаемый!..
Мать смотрела на все это, улыбаясь, но тут напустила на себя строгий вид:
– Угомонитесь оба, устроили представление! Сай, поговори с братом, убеди его пойти с нами!
Братья с хохотом вылетели на улицу, по пути продолжая изображать из себя «высоких господ».

                * * *

Центральная площадь украшена флагами и гирляндами. Празднично одетые слуги охраняют палатки вельмож, прибывших для участия в турнире.
– Итак, просвети меня, брат. Что это за представление, из-за которого наделали столько шума? И из-за которого я не могу спокойно послушать сверчков, а должен любоваться парадом боевых петухов?
– Не стоит недооценивать важность события. Этого дня некоторые ждали всю жизнь – это «турнир совершеннолетия». Все дети вельмож, которым исполнилось двадцать, прибыли продемонстрировать свою силу.
– Самые важные места, конечно, для царя и царицы? – Сай молча кивнул. – А тот парень, на чьем лице написано «Все это здорово, но у меня есть дела поважнее»?
– Старший принц. Ему положено имеет серьезный вид – он будущий царь, пора привыкать беспокоиться о благополучии подданных.
– Надо будет сказать ему, чтобы вычеркнул меня из списка. О своем благополучии я позабочусь сам. Может, хоть на секунду раздвинет брови… А что за два пустых украшенных трона возле них?
– Это старая история. Еще в детстве исчезли и, скорее всего, погибли два принца, младшие братья царевича.
– И у них теперь всегда будут стоять пустые стулья?
– Не всегда. Сегодня старшему должно было исполниться двадцать. Он бы участвовал в турнире.
– И, не сомневаюсь, победил бы, – усмехнулся Раду.
– Сын!.. – укоризненно сказала мать. – Потерять сына, а тем более двоих – такое горе для женщины. Нехорошо смеяться над этим.
– Прости, мама, – тихо сказал Раду и обнял ее.
– Не представляю, что бы я делала, если бы потеряла вас.
– Но этого никогда не случится, мам! – весело воскликнул Сай и отбежал назад. Люди с любопытством расступились. – Ты не сможешь даже потерять нас из виду, взгляни-ка!.. – Разбежавшись, Сай сделал свой любимый трюк: перекувыркнулся в воздухе прямо на глазах у изумленных прохожих. Последовали аплодисменты и одобрительный свист.
– Возьмите его на турнир! – закричал какой-то шутник. – Он всех уложит одним ударом!
– Не получился, туда не пускают детей дровосека!
– Да нет же, это царский сын! Он царь овец и коров, только корона куда-то закатилась, пока он тут прыгал!
Сай «изящно» поклонился в разные стороны, чем вызвал новый прилив веселья у зевак. Но тут прозвучал гонг – турнир начинался – и все взгляды устремились на сцену.
Братья тоже внимательно смотрели в одну сторону, только не на выстроившихся для приветствия вельмож, а на одно-единственное лицо: уставшее лицо женщины, на губах которой играла рассеянная улыбка, но и тени радости не было в глазах. В уголках губ спряталась горькая складка, как давно невысказанная боль.
– Она выглядит печальной, брат, – прошептал Раду. – Хотя и улыбается. Уверен, когда она счастлива, у нее совсем другое лицо.
– Она царица. Конечно, она улыбается. Даже если все мысли об одном…
– …или об одних, – поправил его младший брат.


                * * *

- Мама, ты грустишь?
- Что ты, сын. Сегодня такой важный день… важный для всего царства.
- И для нашей семьи, да? – Царица опустила глаза. Уголки ее губ дрогнули. –  Я знаю, о чем ты думаешь, но я так хочу, чтобы ты улыбнулась. Как будто все хорошо: будто они здесь, с нами…
- У твоего отца это лучше получается. Когда я спрашиваю его, скучает ли он по сыновьям, он говорит, что весь народ – его дети. Когда я говорю, как сильно хочу, чтобы они вернулись… он говорит, что они всегда живут в нашем сердце. А когда я говорю, что больше всего хочу обнять их, он говорит…
- … что ожидание усиливает радость встречи. Да, я помню. Знаешь, что-то подсказывает мне, что это время уже очень близко... веришь? – Их глаза встретились, и на губах царицы заиграла мягкая улыбка – настоящая, вместе с огоньками в глазах. Сын улыбнулся в ответ: – Ну вот, совсем другое дело. Давай будем думать только о хорошем.


                * * *

«Возьмите его на турнир! Он царский сын!» – этот возглас донесся издалека и прервал мысли царевича. Он перевел взгляд. Высокий русоволосый юноша шутливо раскланивался перед толпой зевак, потом к нему подошел второй – видимо, младший брат, – и дружески похлопал по плечу. Оба смеялись.
Царевич склонил голову, что-то обдумывая. Парни были крепко сложены, хотя и не похожи на воинов – скорее всего, занимались физическим трудом. Они выделялись своим независимым видом. От их движений веяло свободой, которая рождается только в общении с природой…
Очередной удар гонга возвестил об окончании поединка. Царь наблюдал, как прощаются противники после боя.
– Отец, я заметил, как внимательно ты следишь за турниром.
– Эти юноши в будущем будут играть важную роль в жизни страны, – не отводя взгляд, ответил правитель. Задумчиво продолжил: – Здесь мы смотрим не только на то, кто победит, но и на то, достойно ли они сражаются.
– Я понимаю...  – принц помолчал, обдумывая. – А как на счет простолюдинов? Неужели среди них не бывает способных к военным наукам?
– Бывает склонность… но умение воспитать ее в себе и превратить в способность – это встречается редко. Но если тебе интересно, ты можешь взглянуть. После окончания турнира будут народные гуляния и … хм…  «деревенский турнир».
– «Деревенский турнир»? – переспросил принц.
– Это шутливое соревнование, которое придумали крестьяне в ответ на соревнования вельмож. Правил нет, каждый желающий показывает, на что способен.
– Я обязательно схожу посмотреть. У меня возникли кое-какие мысли на этот счет.


                * * *

Горят костры. Их танцующее пламя освещает вечер. Толпа гудит, то одобрительно приветствуя, то насмешливо осмеивая выступающих. В центр круга выбегает худой высокий парень, он хватает пылающие бревна прямо из костра и подбрасывает их в воздух, рисуя пламенем диковинные фигуры. Глаз не успевает уследить, как и когда он касается факелов, но они все время в полете. Это красиво и опасно. Зрители восторженно кричат. Юноша кланяется и убегает, на его место выходит крепкий детина – сын кузнеца. Он демонстрирует недюжинную силу, разгибая и ломая несколько подков, но люди хлопают вяло – они уже видели такое много раз и хотят зрелищ.
Шепотом:
– Ты готов?
– Еще бы.
– Тогда пошли!
В центре круга оказываются двое пастухов. Тот, что выше ростом и, видимо, старший брат, задорно улыбается, предвкушая реакцию толпы. Младший более серьезен, он подходит к старшему и берет его за руку. Начинается невероятное – то ли танец, то ли бой… Крепко схватившись за руки, братья изображают сражение: старший раскручивает младшего и отбрасывает прочь, тот приземляется, словно кошка. Разбежавшись, запрыгивает «противнику» на плечи. Изображая ярость, старший сбрасывает его с себя – перевернувшись в воздухе, Раду снова приземляется на землю легким прыжком. Кажется, он изображает дикого зверя: тигра или барса… Толпа ошалело кричит и хлопает. Женщины в ужасе закрывают глаза, когда в конце выступления Раду «покоряет» противника, приземлившись прыжком ему на грудь.
Чтобы показать, что все удалось и было не более чем шуткой, братья, смеясь, поднимаются с земли, и Сай стучит себя кулаком в грудь, будто говоря «Не думайте, что пробить ее так легко!» Зрители хохочут, сбрасывая накалившиеся эмоции. Тогда братья убегают, а на их место выбегает следующий умелец.
Раду подошел и шепнул брату:
– Как ты думаешь, кто это?
– Хм… Давай подумаем. Он не участвует в турнире, но внимательно следит за выступлениями. На вид он крепкий, но прячется под плащом, будто не хочет выдавать свою силу. Если присмотреться, станет видно, что он носит оружие. Думаю, он из царской армии, какой-нибудь сын богача, пришел поразвлечься, не спросив у папаши разрешения.
– Может, он тоже хочет показать себя? – сказал Раду громче.
– А, может, он боится, что крестьяне утрут ему нос?! – пожалуй, это было сказано достаточно громко, чтобы услышал и глухой.
– Всегда ли силу нужно показывать? – не поворачиваясь, тихо сказал незнакомец. – Или ее достаточно применять по назначению?
– Эй, что он о себе возомн… – начал было Раду и подошел поближе, как обнаружил, что незнакомец… исчез. Только что его силуэт контрастно выделялся среди прохожих, а через миг – сколько братья не оглядывались и не искали глазами – найти его так и не смогли.
– Что за магия? Ты видел, куда он делся? – Раду растерянно смотрел по всем сторонам.
– Я слышал, во дворце такому учат. Этот точно был из них…
– Мне это не нравится, – младший брат сдвинул брови.
– Я бы сказал, это… странно. Ладно. Пойдем домой, мать ждет и наверняка уже волнуется.
– А ты видел, как сын аптекаря заставил огонь гореть разными цветами? Завтра уговорю его повторить этот трюк – красиво-то как!..
Чтобы сократить путь, они пошли через лес – если хорошо знаешь путь, то ни за что не заблудишься. И зверей если не бояться, то они никогда не приблизятся – каким-то внутренним чутьем братья знали, что дикие звери идут на страх.
Сейчас они чувствовали себя в лесу как дома, каждая ветка казалась знакомой. Когда-то давно, еще в детстве, они заблудились и несколько дней не могли отыскать путь домой – но потом волшебным образом вышли к деревне, правда, порядком напуганные и со спутанным сознанием.
Пока они блуждали в лесу, у них были странные видения о сказочном дворце, несуществующих животных и прочем. Неделю после этого из них не могли вытянуть ни слова – кто они, откуда, кто их родители... Раду все время плакал, а Сай смотрел перед собой невидящим взглядом и только крепко прижимал к себе брата, инстинктивно защищая его от кого-то. Тогда одинокая женщина взяла их к себе. Всех прохожих она спрашивала, не пропадали ли где в соседних деревнях двое ребят из семьи пастуха. Потом перестала спрашивать. Дети привыкали, жизнь шла своим чередом.
Однажды утром Раду подошел к ней, посмотрел в глаза и тихо спросил:
– Ты моя мама?
По ее щекам потекли слезы, она быстро вытерла их и обняла мальчика.
– Да, мой дорогой. Я твоя мама.
– Значит, мы дома.
Сай молча подошел и обнял их обоих. Они больше никогда не вспоминали об этом.
Так же, как остальные ребята из деревни, дети уходили на весь день в поле. Они присматривали за стадом и учились всему, чему можно научиться у природы: начиная от музыки и заканчивая искусством сражения.
…Сай оглянулся и бросил через плечо:
– Пожалуйста, покажись. Я чувствую, ты рядом. Хотя ты здорово прячешься, и я сам, скорее всего, не смогу тебя найти.
Незнакомец вышел из тени. Как ни странно, на его лице была широкая улыбка, словно он рад, что его поймали.
– Ты молодец. Я еще не встречал среди крестьян тех, кто смог бы увидеть меня.
– А я и не смог. Ветка, кажись, треснула… Ты был на деревенском турнире, да?
Незнакомец теперь шел рядом и беседовал, словно они старые друзья.
– Да, мне было интересно посмотреть с точки зрения мастерства, скажем так.
– Разве вас во дворце всему этому не учат? Ты, кажется, умеешь вытворять трюки покруче, чем деревенские дети. Наверняка участвовал в турнире?
– Я никогда не участвовал ни в одном.
– Что-то с трудом верится. Вроде, среди вас, дворян, принято хвастаться своими способностями?
– А среди простолюдинов, похоже, такой традиции нет? – парировал незнакомец. Сай улыбнулся. Один-один. – Мне было интересно узнать, есть ли те, кто способен учиться.
– То есть ты не просто воин, ты…?
– Я обучал кое-кого из тех, кто выступал сегодня.
– Не слишком ли ты молод для таких заявлений?..
– Отец позаботился, чтобы у меня были лучшие учителя. После некоторых событий в прошлом.
– Похоже, твой отец – влиятельный человек?
– У него много обязанностей. И много ответственности.
– Да, вельможи любят называть это именно так, – иронично заметил Сай.
Раду все это время шел рядом и слушал молча. Тут он решился спросить:
– Так ты нашел, что искал?
Незнакомец, кажется, обдумывал ответ.
– Я пока не уверен.
Тогда Сай сказал:
– Это школа для дворян, так? И никому не понравится, если там появятся дети мясников и дровосеков.
– Это царская школа. Не потому, что она для дворян... Царь – это тот, кто покорил себя.
– Ооо, так ты поэт! – засмеялся старший брат.
– Хм. Вполне возможно. Поэзия тоже помогает в битве.
– Чудесная мысль! Теперь, когда волк будет пытаться утащить пару овец, я почитаю ему Овидия!
– Ты довольно смышленый для пастуха. Откуда бы это?
– Я… сказал первое, что пришло в голову.
– В моей школе учатся знать, откуда берется все, что приходит.
– Звучит все это здорово, только в реальности значит одно – стать дворцовой собачкой на поводке. Потерять свободу. Ты не задумывался об этом?
– Задумывался. Для начала хорошо бы разобраться, что такое несвобода… и что нас на самом деле ограничивает. Тогда захочется вырваться. С этого момента начинается учеба.
Лесная тропинка закончилась, и они вышли к деревне. Незнакомец замедлил шаг. Братья тоже остановились, чтобы попрощаться. Незнакомец снял капюшон, и братья смогли рассмотреть его лицо в свете луны. У него были аккуратные черты лица, серые глаза и, кажется, русые волосы. Хотя в ночном свете было трудно понять. Его лицо почему-то казалось знакомым.
– Завтра на рассвете вы можете прийти во дворец. Просто назовите имя – Харт. Тогда стража проведет вас в школу. Можете прийти оба или кто-то один.
Незнакомец приветливо кивнул и быстро исчез в лесу.

                * * *

Наступила ночь, но спать совсем не хотелось. Видно, полная луна не давала покоя. Сай как можно тише открыл дверь и вышел на улицу. Младший брат тоже был здесь.
– Не спишь? – Раду покачал головой.  – Что так?..
– Ты совсем не помнишь отца? Я имею в виду, ты ведь старше меня. Если я не могу вспомнить, то ты, по крайней мере…
– Мне жаль, брат.
Они замолчали. Раду думал о чем-то, временами его губ касалась задумчивая улыбка. Он сказал негромко:
– Мне кажется, если бы я мог вспомнить его, мне было бы легче понять, кто я сам.  – Они помолчали. Ночное небо притягивало взгляд и напоминало, как велик мир, насколько он шире всех обыденных забот. Раду продолжил: – Мне иногда хочется пойти куда-нибудь… далеко.  Куда-нибудь, где все не так, как здесь. Совершить что-то необычное.
– Вернуться и прославиться?.. – усмехнулся Сай.
– Нет, знаешь… даже не важно, вернуться или нет. Просто сделать что-то стоящее. Тебе разве не хочется?..
– Да, наверное. Раньше хотелось. А сейчас я смотрю вокруг, и мне кажется, что все стоящее уже сделано. Есть люди, носящие лавры, и есть мы – те, кто проживают свои жизни.
– Ого, говоришь как старик!
– Да, наверное. – Сай тихо рассмеялся.
Раду, кажется, решился сказать вслух:
– Я пойду завтра во дворец. Ты пойдешь?
– Думаю, да. Хотя бы для того, чтоб за тобой присмотреть. Я ведь тебя знаю: разгромишь какой-нибудь золоченый сервиз – отбиваться придется вместе!
– Надеюсь, мы идем туда не только за этим…

                * * *

Услышав имя, слуга кивнул и сказал им идти следом. Братья старались казаться небрежными, но глаза то и дела расширялись при виде окружающей роскоши. Хотелось коснуться рукой стен, чтобы проверить, не сделаны ли они из чистого золота. Распахнув тяжелые двери, слуга предложил им войти. Увидев братьев, Харт радостно поприветствовал их. Было заметно, как почтительно к нему обращался слуга: склонился, что-то сказал полушепотом и смиренно удалился. Сейчас, в свете дня, можно было, наконец, разглядеть его лицо.  Оно снова показалось смутно знакомым. Мгновение – и брови обоих братьев от удивления взлетели вверх…
– Ты?..
Принц молча кивнул. «У моего отца много обязанностей», – сказал он прошлой ночью. Сай вспомнил это и стал взвешивать в уме, насколько мудро отвечал вчера вечером на вопросы.
– Я рад, что вы пришли. Оба. – Братья молчали, растерянно переглядываясь. – Ничего, сейчас удивление пройдет, и мы сможем поговорить, – усмехнулся принц. Показав жестом следовать за собой, повел их дальше. Поблуждав коридорами дворца, они вышли на просторную площадку под открытым небом – вдалеке виднелись мишени для стрельбы, и еще вокруг были разные металлические строения, видимо, для тренировок. Раду заинтересовался стоящим в ряд оружием и немного отстал.
Принц заговорил первым:
– Расскажи о своем отце.
«Как теперь с ним говорить? Я никогда не разговаривал с принцами… Ладно, будь что будет».
– Хм… если ты надеешься найти в моем роду кого-то в белых перчатках – придется тебя разочаровать.
– Нет, я не об этом. Просто интересно – кто он?
– Да я, собственно… не помню его. То есть не то чтобы совсем. Все как-то урывками. И не уверен, что из этого – правда, а что просто приснилось, когда я пытался его вспомнить.
– И все-таки?..
Сай растерянно потер лоб.
– Помню, что редко видел его – очень ждал вечера, потому что вечером он всегда приходил. Помню, что он рассказывал нам с братом сказки. Он умер, и я не расспрашивал мать – не хотел ее расстраивать.
– А Раду тоже ничего не помнит?
– Только историю про «золотого оленя»… – рассмеялся Сай.
– Это еще что? – удивленно спросил царевич.
– Да сам не знаю, чего-то он запомнил ее, я уже и сам забыл…
– Брат, ты мне ее пересказывал тысячу раз – не прибедняйся насчет  памяти, – Раду подошел к ним.
– Что за история? – с любопытством спросил Харт.
– Сказка про оленя, исполняющего желания. Два принца жили в изгнании в лесу, но появился волшебный олень и подарил им сказочный дворец. Все дети в детстве мечтают о дворце.
– Никогда не слышал такую историю. Правда, слышал немного другую. Взгляните-ка сюда…
Они вернулись во дворец, и Харт провел их в комнату, где стены были сплошь расписаны рисунками. На одном из них – два принца в золотых коронах, с луками. Они улыбаются, их руки подняты в приветственном жесте. На другом – они же, в одеждах отшельников, строят хижину. Рядом, с кувшином воды – красивая девушка, ее волосы украшены цветами. Хотя на них уже нет корон, почему-то ясно, что она – принцесса. Следующая картина вызвала у братьев удивленный возглас – один из принцев на рисунке бежит с луком в руках, он преследует… золотого оленя. На следующей – сцены битв и сражений, смысл которых был для братьев непостижим.
– «Олень уводил принца все дальше в лес. И когда стрела настигла зверя, тот сбросил личину». Это был демон, который заманивал принца в чащу леса, чтобы другой в это время похитил принцессу. Так началась большая война.
– Да уж… наша версия звучит добрее, – хмыкнул младший брат.
– Пожалуй, – согласился принц.
Сай решил перейти к главному:
– Так с чего мы начнем, кроме рассказов о детстве? Брату, я уверен, не терпится приступить, он мечтает о великих свершениях.
– А ты?..
– Да и я не против. Только мне непонятно…
Голос принца прозвучал словно издалека:
– А что, если обучение уже началось?
– Это, что ли… – Сай показал на стену с рисунками, как вдруг услышал громкий шум снаружи. Он оглянулся и обнаружил, что в комнате никого нет – Раду с принцем исчезли. – Что за… ах да, это дворцовые магические штуки. Ладно, поиграем в прятки.
Идея об играх пропала в следующую секунду. Пол под ногами задрожал. Сай удивленно оглядывался по сторонам. «Землетрясение, что ли?  Не может быть...».
– Раду, ты где? – Толчки усиливались. Издалека слышался треск и испуганные крики... – Брат, где ты?! – Сай выбежал в коридор, не помня, куда бежать. Слуги метались в разные стороны, нарастала паника. Вдалеке виднелся свет – кажется, это был выход. «Бежать». – Раду, куда ты запропастился?! Все это уже не игра, нужно выбираться…
Земля задрожала еще сильнее, послышался грохот. Казалось, здание сейчас рухнет. Вместе со всеми Сай бросился к выходу, пробираясь среди толпы и продолжая выкрикивать имя брата, но ответа не было. Со всех сторон доносились крики и плач – слуги бежали из дворца – стена дала трещину, и здание рушилось прямо на глазах.
– Я ищу брата, вы видели его?..  Вы не видели здесь юношу, он мой брат…
Детский плач. Посреди шума и неразберихи одиноко прозвучал детский плач. Сай оглянулся и увидел мальчика, испуганно прижавшегося к стене. Он растерянно оглядывался по сторонам и явно не понимал, что происходит. «Я должен найти Раду. У меня нет времени на это…» Работая локтями, Сай пробрался к стене и, не спрашивая ни слова, схватил мальчугана в охапку. Перекинув его через плечо, стал усиленно пробираться к выходу. Мальчик испуганно вскрикнул, но тут же затих, будто понимая, что лучше не мешать.
Оказавшись снаружи, они еще какое-то время бежали подальше от рушащихся зданий. Самое безопасное сейчас было одно – открытое небо. Все укрывались под ним так, как до этого – под крышами своих домов. Улицы были заполнены испуганными людьми. Многие пострадали: всюду лежали раненные, другие пытались оказать им помощь.
Сай наклонился к мальчугану и сказал:
– Побудь здесь, хорошо? Я вернусь туда, мне надо кое-кого найти.
– Отец остался там.
– Где остался?
– Во дворце.
– Послушай, там сейчас всё зав… понимаешь, я не…
Губы у малыша задрожали. Он понимал, что ему вот-вот скажут что-то страшное и необратимое. Мальчик протянул руку и коснулся плеча Сая. На плече была ссадина, которая слегка кровоточила – Сай не помнил, откуда она взялась.
– Папа может это поправить. Он лечит людей…
– Врач? Да, здесь он сейчас нужнее всех… Слушай, просто останься здесь, хорошо? Я вернусь за тобой. Как тебя зовут? Хияр… Я вернусь за тобой, ничего не бойся и жди меня!


                * * *

Солдаты разбирали завалы, пытаясь расчистить входы во дворец. Или в то, что от него осталось.
– Там мой брат!
– Там осталась куча народу, – проворчал солдат. Он и еще несколько человек вцепились в огромный камень и с шумным выдохом пытались сдвинуть с места. Лицо раскраснелось от перенапряжения, вены вздулись, но камень даже не двинулся с места.
– Что делать?
– Не знаем, валуны слишком большие, нужна дюжина настоящих силачей, чтобы сдвинуть хотя бы один… Мы ищем способы проникнуть внутрь.
– Я… найду кого-нибудь, кто сможет.
– Если что-то делать, то быстро. Там могут быть раненые, и, кроме того, они могут просто задохнуться. – У Сая перехватило дыхание: «Раду!»
– Я приведу помощь. Очень скоро.
«Крепких ребят из деревни… И лекаря, деревенского лекаря... Нужен кто-то, чтобы открыть вход – сын кузнеца, как же его …» Он побежал по улице и, встречая кого-либо, кричал прямо на ходу:
– Там люди гибнут в завалах… эй, кто-то может помочь? Каждая минута дорога! Парнишка, ты!  Да, ты… знаешь, где дом деревенского лекаря? Сможешь привести его? Беги со всех ног!


                * * *

– Эй, есть тут кто живой? Кто-то есть здесь?
Послышался тихий голос:
– Мы здесь… мы не могли выбраться… надеялись, что кто-то придет…
В просвете показался старик и несколько юношей. У старика – повязка на голове, с проступившими следами крови.
– Давайте руку. Вы ранены?
– Ничего такого, с чем я не могу справиться. Я врач.
– Вы… отец мальчика? Хияра?
– Да, сынок, это я. С ним все хорошо? Он невредим?
– Да, он цел. Он ждет вас. И еще с полсотни людей… ваша помощь очень нужна там, снаружи. Вы можете?..
– Ну, я жив… – усмехнулся старик. – Значит, могу.


                * * *

Дни напряженных усилий подходили к концу. Большая часть города была разрушена. Спасатели разобрали все, что смогли. Раду так и не нашли.
Сай и другие парни из горожан и окружающих деревень помогали, кто чем мог. Ребята не уходили домой, они отдыхали прямо в лагере, потом снова принимались за работу. Они вместе с солдатами разбирали завалы, оказывали помощь или хоронили погибших.
Иногда можно было наведаться домой. Там было тихо и светло, никаких следов разрушений. В окна дома заглядывали зеленые листья деревьев, можно было сесть на теплые ступеньки, закрыть глаза и подставить лицо солнцу. Его мягкие лучи шептали: «Я люблю тебя…» А в уме тут же настойчиво звенело: «Тогда почему?..» Но жаловаться не хотелось. Такой мир и покой царил дома, что приходило одно чувство: что бы ни случилось с нами – все это можно пережить…
- Мам, я пойду… Мы там еще не закончили.
Мама плакала. Потом положила хрупкие ладошки ему на плечи и сказала: «Не вздумай погибнуть, сын. Где бы ты ни был, как далеко бы ни ушел от дома… Ведь ты уходишь, да? Иди. Но не вздумай погибнуть. Живи…» - «Я люблю тебя, мам».
После этого Сай брёл по улицам разрушенного города и смотрел на попытки людей вернуть ему прежний вид. Так же растерянно бродили многие – искали какие-то вещи, посуду… было непонятно, как жить дальше. «Нужно строить все заново. Строить вместе – в одиночку это не осилить никому». Под руинами дворца так и не нашли никого из царской семьи – считалось, что все погибли.

               
                * * *

> > >
– Папа, что это?..
– А ты не помнишь?
Отец смотрел на него, прищурившись. Потом опустил глаза и стал водить рукой по песку, придавая ему разные очертания. Влажный песок в умелых руках послушно принимал форму домиков, дворцов и площадей.
– Не помню.
– Это твой город, сынок. Ты же хотел его построить, помнишь?
– Но я не знаю, как. Как я один могу построить целый город?!
– Нужно много камней. И деревьев. Нужно вырыть колодцы, – задумчиво перечислял отец. Под его руками уже вырос милый городок, а вокруг него – деревушки, луга, на которых паслись ожившие по волшебству овечки и козы. Ворота города медленно отворились, десятки и сотни крохотных человеческих фигурок выросли из песка и одна за другой входили в город: открывали окна и двери, носили воду из колодцев, развешивали белье возле домов, раскладывали товар на прилавках магазинов… – Но самое главное, – продолжил отец, – нужно много людей, готовых оставить всё, что им дорого….
– Сейчас это уже неважно, – пробормотал Сай.
> > >


…И вдруг проснулся. Сел на постели и стал смотреть в темноту. Сначала не мог вспомнить, где он и почему потолок такой низкий. Потом сообразил, что он в лагере, и это не комната, а палатка. Оглянулся, чтобы проверить, где Раду. Спросонья ум медленно восстанавливал цепочку событий: дворец, землетрясение, безуспешные поиски… Сай взял кувшин и хотел было выпить воды, но задумался, и руки застыли на полпути. Обычно Раду, если просыпался среди ночи, просил воды. Изнутри поднялась волна гнева и досады… Он сжал кувшин и бросил его изо-всех сил – черепки разлетелись в разные стороны, но легче почему-то не стало.
 







                3.

– Что теперь будет, дядя Сай? Ты знаешь?
– У нас будет новый дом, Хияр. Мы найдем хорошее место, где земля спокойная и тихая, там сочные луга, а вокруг холмы, которые защитят наши дома от всех несчастий.
– Мне нравилось жить здесь. Здесь был дворец и много всего... Мы не можем остаться?
– Пока земля неспокойна – не сможем. Придется подождать. Может, позже, через много лет…
– Мы вернемся?
– Ты, Хияр. Или твои дети. Вы готовы? – спросил Сай, обращаясь к старому лекарю. Тот кивнул, колеса телеги скрипнули, и она двинулась с места.
Путь предстоял неблизкий, нужно было пересечь лес и выйти в окруженную холмами долину, которая станет им новым домом. Путешествие, возможно, займет несколько недель. Они знали это – горстка горожан, в основном, разных дел мастера, которые вооружились запасами воды и еды, надежным провожатым и отправились в путь, чтобы заложить новый город.
Сай прошел этот путь несколько раз и теперь вел путников за собой. Единственное, что беспокоило – это ночи. И возможные страхи людей. Он выбрал несколько крепких духом ребят, чтобы дежурить по очереди у костра на случай незваных гостей: разбойников или хищных зверей.
Он расспросил каждого, как кого зовут, чем занимается, кто родители и пр. Спросил, кто как решился пойти вместе с первой группой – ведь было много других, готовых подождать, «пока все наладится».
– Я подумал, это же здорово – строить город! Буду рассказать детям, что заложил первый камень!
– Да мне все едино – что там, что здесь. Семья погибла. Жить же как-то надо.
– Я хочу построить хороший дом для своей семьи, потом заберу жену и детей, начнем все заново…
Наступила ночь. Молодой парень, который вызвался дежурить, задремал и чуть не свалился прямиком в костер – Сай подскочил и потряс его за плечо: «Эй… проснись!»
– Э-э… простите.
– Давай, взбодрись. Ты как, не боишься?
Парень растирал лицо, пытаясь прогнать сонливость.
– Н-нет... Только спать охота. – Он вскочил и принялся ходить взад-вперед, размахивая руками.
– ~ Расстелет ночь седой туман, в объятия маня… ~
– Чей это голос?
– Где?
– Вы не слышите?
– ~ Дремоты ласковый дурман сменяет ясность дня… ~
– Вот, опять!
– Ничего не слышу. Сова ухает где-то…
– А-а… может, послышалось.
– ~ Тебе больше всего хочется заснуть сейчас, да? Заснуть, чтобы забыть про все тревоги. Ты думаешь, как там твоя мать, как невеста, в порядке ли они?.. Тебе страшно, да? А хочешь, я покажу тебе, что с ними стало? Сколько вы уже в пути... Ты знаешь, как капризна стала земля? Никогда не знаешь, откуда ждать опасности… ~
– Как вы думаете, там у них все хорошо?
– Дома? Думаю, да. Если бы что-то было, мы бы почувствовали. Мы ведь ушли не так далеко. И потом, опасно только в городе, а из города все ушли, дожидаясь нас.
– А-а… точно.
Между ветвей блеснул золотой силуэт и скрылся в темноте. Пламя огня на миг блеснуло на его золотистой шкуре, и яркие лучи рассыпались во все стороны.
– Ты, знаешь, что? Ты пойди лучше выспись… Завтра отдежуришь.
Парень лишь секунду колебался, растерянно глядя, а потом кивнул и пошел к остальным. Сай подбросил дров в костер – во все стороны брызнули золотые искры.
– Очень красиво… – прозвучал рядом мелодичный голос. – Я имею ввиду: даже благородно! Такая забота…
К костру подошло волшебное существо: на его шкуре переливались золотые и серебряные пятнышки, а рога играли рубиновым светом.
– Тебе понравился дворец? – спросил олень, пристраиваясь рядом. – И ты, верно, понял, что был там не первый раз? – Сай кивнул.  – Как же несправедлива жизнь! – протянул олень. – Все найти и все потерять! Как это, должно быть, чудно: сын, но без родителей; принц, но без царства; брат, но без братьев! Судьба жестока, одним словом…
Сай только улыбался, слушая причитания своего гостя.
– Вот если бы все можно было изменить, если можно было поправить, ты бы чего захотел? Знаешь, ведь существует магия – знающие люди могут даже судьбу повернуть впять! Может, ты бы…
– Думаю, я бы все равно оказался здесь. Думаю, я там, где и должен быть, согласно своей судьбе.
– Какая наивность! Ты не знаешь силы магии! Только взгляни! – олень ударил золотым копытцем по земле, и все вокруг преобразилось. Вот их родная деревня: солнечный день, мама выглядывает из окна, Раду что-то мастерит, сидя на пороге дома… Он поднял лицо и улыбнулся.
– Ничего себе история, да, братишка? – сказал младший брат и засмеялся. – Я думал, ты уже никогда не очнешься – так увлекся.
– А ты?..
– Я почти сразу. Как только понял, что все это – дворцовые штуки, так и сказал: хватит с меня, я пойду домой! И проснулся. Ты тоже можешь, если захочешь.
– Но там – мои люди, они ждут… – Сай указал куда-то за спиной.
– Там никого нет. Это все выдумка. Или ты хочешь сказать: ты поверил, что наш отец – царь, а дворец – наш дом, то бишь мы с тобой… прости, не могу это выговорить без смеха… – Раду и впрямь схватился за живот, сгибаясь пополам от смеха.
– Я не просто поверил. Я вспомнил…
Раду посерьезнел. Посмотрел на старшего брата долгим взглядом и медленно сказал:
– Ты сейчас можешь решить: оставить все как есть… – он обвел рукой вокруг себя, – Или пойти туда совершать подвиги. Только учти, ЭТО ты уже никогда не вернешь. И меня не вернешь.
Сай подошел ближе. Он обнял брата.
– Я так рад тебя видеть, брат. Рад, что ты жив. Больше всего на свете я хочу остаться и быть уверен, что с тобой все хорошо.
– Вот, совсем другое дело, – сказал Раду и похлопал его по спине. – Это – мой брат!
– Да… – кивнул Сай, слегка отстранившись. – Жалко, что это – не мой… – тихо добавил он и закрыл глаза…
– Э-эй, как же так… – родной голос растаял в темноте. Перед глазами по-прежнему танцевало пламя огня, но рядом никого не было.

               
                * * *

> > >
– Мама, папа, я не могу найти Раду! Он куда-то убежал.
– Все хорошо, сынок. Харт приведет его, – сказала мама. – Не волнуйся.
– Да?.. – растерянно пробормотал Сай.
– Он видел, как вы играли, и сказал нам, что Раду снова убежал за мячом. Вот увидишь, через несколько минут они придут, – пояснил отец. – Так что оставь беспокойства и иди в свою комнату.
– Не забудь, у тебя скоро урок.
– Хорошо, мам. Я пойду.
> > >

               
                * * *
Следующей ночью дежурить вызвалось несколько человек – рядом бродила стая волков, нужно было всем быть наготове. Они заготовили факелы и держали их рядом – известное дело, звери больше всего боятся огня.
Старый лекарь усадил ребят вокруг костра и развлекал их историями.
– … главный генерал был силен и хитер, как дикий зверь. Он был могучий воин и маг. Но самое главное – он был предан принцу всем сердцем. Если бы было нужно, он отдал бы за него жизнь, не задумываясь.
– А что за магия была у него? – спросил кто-то из ребят.
– Он мог летать по воздуху, как птица. Мог оказаться в любом месте на земле по одному лишь своему желанию. Мог поднять любую тяжесть, даже огромную гору!..
– Неужто правда, целую гору?..
– Да, сила его была велика! Но даже его магии было недостаточно, чтобы доставить огромное войско на поле битвы. Зато у его преданности была такая способность. Он взял огромный камень и написал на нем дорогое ему имя. Тогда он бросил камень в воду, и тот – поплыл, будто был сделан из дерева! И это была не магия. Это была сила любви! Так из плывучих камней они построили мост: целая армия смогла пересечь океан, вызволить принцессу и победить злого демона, похитившего ее!
Сай подошел ближе и протянул руки к огню – чем глубже ночь, тем становилось холоднее.
– Расскажите нам о принце. Какой он был?
– Он был воплощением справедливости. Жизнь каждого солдата он ценил не меньше, чем свою. Долг сына – больше, чем личное счастье. А свой долг правителя он поставил превыше всего.


> > >
Однажды, уже будучи царем, он шел по улице и услышал, как спорят муж с женой. Муж упрекал жену, что та ведет себя ветрено, а она ответила: раз царице можно все что угодно, и царь ей слова не сказал – тогда мне и подавно. Вот когда царь спросит со своей жены, осталась ли она чиста после стольких лет во дворце демона – тогда и ты, мой муж, посмеешь спрашивать с меня!..
Тогда царь оглянулся вокруг и понял, что царство его изменилось, подданные стали легкомысленны и все меньше задумывались о долге… Тогда он пришел к своей любимой царице, обнял ее и сказал: я верю тебе, но жители царства – нет… они поверят, лишь когда своими глазами увидят твое искупление. Так они расстались и не виделись много лет – царица покинула дворец и ушла жить в лес, как отшельница…
> > >



Ребята притихли, наверное, задумались. Тогда, чтобы развеселить слушателей, старик стал рассказывать им другие истории: про сражения храбрых принцев с демонами, про древние города и далекие странствия на край света и обратно.
Сай отошел в сторону от всех и поднял голову вверх – кое-где сквозь ветви деревьев серело небо. Близился рассвет. На душе было спокойно. И еще – мягкое чувство, что все происходит, как и должно. Это чувство начиналось где-то в глубине груди, поднималось вверх и заполняло мысли и чувства.
«Отец, ты видишь? Я в пути. Кажется, я ушел очень далеко. Я все забыл: и себя, и тебя... Но сейчас, я чувствую, что направляюсь в нужную сторону».
– Дорогой сын, на самом деле, ты ни на миг не отклонялся от своего пути.
Лес, костер, небо среди ветвей – все растаяло… С картины на стене смотрели двое улыбающийся принцев. И чья-то рука мягко легла на плечо. Сай положил свою ладонь сверху и оттягивал момент, чтобы оглянуться – насколько сильно вздрогнет сердце от этой встречи? Узнаю ли тех, кого не видел много лет? Смогу ли высказать, как сильно рад встрече? Он перевел растерянный взгляд на старшего брата – Харт стоял рядом и улыбался. Так, будто это было самым привычным делом, он держал за руку Раду – сияющего и какого-то… повзрослевшего. Оставалось только сделать глубокий вдох, обернуться и посмотреть в любящие глаза отца и матери. И пусть сердце не выдержит столько счастья – для чего же еще оно дано нам, как не для таких мгновений?..


                * * *
Настал черед для счастливого окончания сказки. Пора закрыть книжку и жить дальше. Ведь говорят, что нужно жить в реальном мире, нужно понимать, где реальность, а где вымысел… Я не знаю, где реальность, я только знаю, что все мы – странники, забывшие и ищущие себя, и что в конце путешествия нас ждет трепетная встреча… И когда она случится (а однажды это обязательно произойдет, завтра или через сто веков), это будет самый счастливый день в нашей жизни. И сердца не хватит на столько счастья, но ведь на то оно и дано нам, не так ли?..

Апрель-июнь 2014г.


Рецензии
Здорово! Все понравилось! Очень непривычное и при этом странно знакомое ощущение исчезновения грани между реальным миром и игрой воображения. Заставляющее задуматься: а есть ли она, эта грань? Ответ однозначен, когда мы живем на поверхности. Фантазия фантазией, а жизнь жизнью. Так что пора закрыть книжку и жить дальше. Но, для человека живущего глубоко, внутренний мир - целый космос. А разве можно говорить о границах, когда перед тобою распахнут огромный и удивительный мир, когда перед тобою простирается вся Вселенная?
Стоит задуматься?))) 5+++

...
"Настал черед для счастливого окончания сказки. Пора закрыть книжку и жить дальше. Ведь говорят, что нужно жить в реальном мире, нужно понимать, где реальность, а где вымысел…" (Та Савитри)

Здесь мне вспомнился один отрывок из сказки гениальной современной сказочницы Зинаиды Миркиной. Сказка называется Старая Фея...

" Но вот – знакомый дом. Фея бесшумно снизилась, сложила крылья и приобрела свой земной облик. Прозвенел мелодичный звонок, и – дети! дети! Как они ее встречали! Нет, это были не ее дети. Разве у феи когда-нибудь бывают дети? Но разве бывают дети не ее?
И вот едва она отбилась от них и стала раздеваться, как услышала тяжелый вздох их мамы и увидела ее недовольное лицо.
– Опять ты на крыльях прилетела? Ну неужели нельзя попроще, как все люди, на автобусе или на метро? Обязательно эти твои штуки...
Фея вся сникла и почувствовала себя примерно так, как в издательстве. Даже в первый момент ей трудно было рассказывать детям свои истории, но это скоро прошло. Под их взглядами нельзя было не расправиться. А что может быть проще для феи, чем рассказывать сказки про фей? Все полагают, что она – искусная выдумщица. И никто не знает, что ей тут совсем не надо выдумывать. Просто рассказывать все, как есть. А историй у нее больше, чем волос на голове...
Но когда она кончила и собралась уходить, мама детей была ею опять очень недовольна.
– Вечно про этих фей и волшебников. Неужели ты не можешь еще о чем-нибудь? Ты забиваешь головы детям всей этой небылью, и они совершенно не готовы к реальной жизни. Ты должна все-таки им растолковать при случае, что никаких фей не существует, и рассказать про то, что существует на самом деле.
Никто не видел, что Фея глотала слезы, как маленькая девочка, и выходила на улицу понурая и совсем беспомощная. Ну легко ли жить, зная, что тебя нет и совсем не должно быть на свете?
Она сидела в автобусе и ехала домой и чувствовала себя старой, усталой и очень больной.
Да, Фея была больна. Это началось давно. С того первого дня, когда она взлетела на крыльях, неся людям огромную корзину с дарами. Так бы, кажется, все просто. Она им – дары, они ей – радость и любовь. Но получилось все совсем не так. Дары брали только дети. А взрослым дары не были нужны. Они сломали ее корзинку и чуть не сломали ей крылья. Вот с тех пор она и больна. Когда она на земле, – то всегда больна. Там, в воздухе, она совершенно здорова. Но совсем улететь с земли, ей никогда и в голову не приходило. А как же дети? Да и не только дети. Она и еще кому-то нужна, и даже чему-то. Вот, например, – вещам.
Фея вспомнила про вещи и улыбнулась. Взглянула в окно автобуса. Скоро выходить. Вот и дом. Фея жила в обыкновенном доме, в обыкновенной квартире, отличавшейся от других квартир только тем, что вещи в ней были живые. Они говорили с Феей, и Фея их понимала и ставила их именно туда, куда они просились. И вещам было хорошо в доме Феи. У каждой вещи была своя история, и слушать их можно было бесконечно. Это было удивительно хорошо – сидеть и слушать то, что рассказывают вещи! У каждой вещи – свой голос. Вот только не заглушай его – и он будет слышен. А какие у вещей были великолепные и причудливые желания! Если слышать и выполнять эти желания, то и возникает красота! Все думали, что Фея создает красоту. Ничего подобного! Вещи сами создают ее, надо только им не мешать. И Фея умела не мешать, не своевольничать, не навязывать вещам того, что сама она хочет. Что хотите, то и делайте, мои дорогие! Вы совершенно свободны.
– Свободны? Свободны?! – Вещи выглядывали из своих неживых оболочек и вдруг начинали смеяться и петь.
Вот так и получалась красота. А Фея тут ни при чем. Она просто была тихой и внимательной. Вот и все. Все получалось само. Иногда прямо на глазах у детей. Она только разведет руками, и – вдруг!.. – чего-чего не выходило, когда свободные вещи начинали ликовать! И вот тогда-то к ней слетались дети, отовсюду, как пчелы на цветущие кусты.
Дело в том, что все дети рождаются с крылышками, и все они – чуть-чуть волшебники и феи. Не совсем, а только чуть-чуть, потому что они еще очень маленькие. Но они знают, что стоит им немножко подрасти – и такое будет! Вот они и играют в это "будет", воображая, что оно уже есть, торопят его изо всех сил, и так хлопают своими
маленькими крылышками!
Да, все дети рождаются с крылышками, но не у всех они вырастают. Вот только бы помочь детям вырастить крылья! Это оказывается так трудно! И удавалось редко, очень редко. А казалось бы – чего проще?.."

Ай Жан   11.07.2014 18:18     Заявить о нарушении