Бессмертие поэтов, или Рукописи не горят

После выхода на телеэкраны достаточно спорного фильма «Есенин», как из рога изобилия в разных издательствах стали появляться как книги самого поэта, так и многочисленная биографическая литература о нём. Правда, многие издатели не согласны с тем, что выпущенные ими книги это дань популярности телесериала.
Не станем спорить, тем более что две годовщины 110 лет со дня рождения и 80 лет со дня трагической смерти поэта – повод более чем достаточный для того, чтобы почтить его память хорошими книгами.
В издательстве «Терра-Книжный клуб» подготовили замечательный миниатюрный двухтомник Сергея Есенина, в который вошли стихотворения, ставшие классикой, «маленькие поэмы», как называл их сам поэт, и написанная «залпом» за год до смерти поэма «Анна Снегина», а также хроника её создания. Завершает двухтомник очерк Натальи Шубниковой-Гусевой, рассматривающий поэму как полемику с классическими литературными традициями Пушкина, Гоголя, Некрасова.
Петербургское издательство «Амфора», выпустившее роман Виталия Безрукова, ставший литературной основой нашумевшего телесериала, решило на сей раз обратиться к первоисточникам. Антология «Живой Есенин» составлена из воспоминаний поэтов-имажинистов Анатолия Мариенгофа, Ивана Грузинова и Матвея Ройзмана. Если «Роман без вранья» Анатолия Мариенгофа, вышедший в 1927 году в ленинградском издательстве «Прибой», книга хорошо известная, то два мемуарных очерка Грузинова, созданные им в 1926-27 годах известны меньше. Написанные по непросохшей известке воспоминаний они содержат, несмотря на малый объем, исключительно много информации. А вот воспоминания Матвея Ройзмана написанные сорок лет спустя, отличаются максимальной достоверностью. Ведь автор писал их , опираясь на документы и перепроверяя каждый факт. Его книга называется достаточно осторожно «Все, что помню о Есенине».
Вышедшая третьим изданием в издательстве «Центрполиграф» книга Анатолия Панфилова «Есенин без тайн» прямо противоположна версии Виталия Безрукова. Автор, он же кропотливый исследователь жизни и творчества поэта, с документами в руках пытается убедить читателя в наличии душевной болезни у поэта, показать те корни внутреннего разлада, которые повлекли за собой трагедию в гостинице «Англетер». С позицией Анатолия Панфилова солидарен и Борис Соколов. В книге «Красная нить судьбы» («Эксмо» - «Яуза», 2005 г.) историк утверждает, что в гибели поэта не следует искать таинственных убийц.

 


Рецензии