О Царе П. Лунгина

...В общем, исторический фон выбран для иллюстрации плоской и ничего не объясняющей "либеральной" идейки: противостояние "чёрного" царя и "белого" митрополита. Конечно, Пётр Мамонов играет незаурядную личность - этакого философствующего маньяка на троне (в чём-то наподобие доктора Лектера из "Молчания ягнят", хотя другого типа), но это искусственное конструирование реальности, а не попытка разобраться в том, какой же был настоящий Иван IY Грозный. А он был очень сложным и противоречивым - именно сложным и противоречивым, а не цельно-демоническим, и такой же была его политика. В этом плане фильм С. Эйзенштейна, при всей его идеологичности, на порядок честнее. А самой лучшей, на мой взгляд, является трактовка образа Иоанна IY Евгением Евстигнеевым в фильме "Ермак". Но это надо смотреть - рассказывать здесь всё равно что "лизать мёд через стекло".


Рецензии
Оценивать личность Ивана Грозного следует всё же не по фильмам. Нужно читать историков, напр., С.М. Соловьева, который как раз и отмечал: «Не произнесет историк слово оправдания такому человеку; он может произнести только слово сожаления, если, вглядываясь внимательно в страшный образ, под мрачными чертами мучителя подмечает скорбные черты жертвы; ибо и здесь, как везде, историк обязан указать на связь явлений: своекорыстием, презрением общего блага, презрением жизни и чести ближнего сеяли Шуйские с товарищами — вырос Грозный» (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.6. – М., 2007. – С.243). Таким образом, отмечая то, каким образом формировался характер Ивана Грозного, Соловье употребляет такие эпитеты: "страшный образ", "мучитель" и т.д.

Нинель Сорокина   16.10.2016 20:10     Заявить о нарушении
Дорогая Нина Дмитриевна, оценивать я здесь берусь не личность царя Ивана IY (я его тоже живым не видел - может быть, и к счастью), а "вторичный культурный продукт" в лице фильма Павла Лунгина. И его я оцениваю весьма жёстко и нелицеприятно как глубоко тавтологичный, а значит, никакой новой информации (художественно, идейно и всяко друго) не несущий. О личности Ивана Грозного можно лишь сказать, что он был очень сложен, противоречив и глубоко неоднозначен. Но его демонизация столь же тупа и примитивна, как и его прославление. Я ожидал от П. Лунгина более глубокой художественной рефлексии.

Сергей Лебедев 3   17.11.2016 19:39   Заявить о нарушении
"Я ожидал от П. Лунгина более глубокой художественной рефлексии".
Лунгин - не историк, он в своем фильме показал то, как он сам понял Грозного. И это его право. А наше право - принимать такую трактовку или нет. Но нельзя при оценке деяний Грозного и его роли в истории страны сбрасывать со счетов негативных последствий его правления и то, почему его фигура нет на памятнике в Великом Новгороде. Но, разумеется, мы можем производить переоценку и тогда возникает вопрос: что мы делаем, когда пытаемся его по сути реабилитировать?

Нинель Сорокина   19.11.2016 10:41   Заявить о нарушении
Лунгин - художник, и сильный художник. А сделал в данном случае то ли дешёвку, то ли недоразумение. Простите за резкость. А потому, на мой взгляд, что пошёл на поводу у определённого рода идеологии. Художник же призван быть выше и "объёмнее" всякой идеологии. Я бы сказал, первичнее.
Эйзенштейн тоже, вроде бы, руководствовался очень конкретной и весьма жёсткой идеологией - однако же в художественном отношении его фильм примерно на голову выше. Потому что там показана трагедия и царя, и царства. А здесь, хотя заявка делалась на трагедию - вышло ближе к понятию "чернуха".
Примерно так, Нина Дмитриевна.

Сергей Лебедев 3   19.11.2016 21:57   Заявить о нарушении
"Художник же призван быть выше и "объёмнее" всякой идеологии. Я бы сказал, первичнее".
Уважаемый Сергей Дмитриевич! Мы знаем много примеров, когда художник оказывался идеологически "заангажированным". Особенно много примеров в советскую эпоху. Поэтому вот это слово "должен" - это всего лишь Ваше представление, а художник может руководствоваться и своими соображениями. Повторяю: это его право!
Но все-таки за этой дискуссией скрывается нечто большее, я это выразила в вопросе: что мы делаем, когда вольно или невольно пытаемся реабилитировать Грозного?

Нинель Сорокина   21.11.2016 12:21   Заявить о нарушении
Не "должен", а "призван", Нина Дмитриевна. Это немного другое.
Думаю, что у разных "реабилитаторов" И. Грозного разные мотивы. Я лично не столько хочу его реабилитировать, сколько подвергнуть сомнению устоявшиеся стереотипы. Их надо периодически подвергать сомнению. Задавать себе вопрос "так ли это?", как учил один дзэнский мастер.

Сергей Лебедев 3   21.11.2016 20:11   Заявить о нарушении
У каждого свое понимание призвание. В данном случае большой разницы между "должен" и "призван" не вижу.
Насчет стереотипов. Есть такой математик Фоменко. Он тоже подвергает пересмотру устоявшиеся стереотипы на хронологию исторических событий. С какой целью?
Вот и в данном случае? Зачем? Что не дает покоя?

Нинель Сорокина   21.11.2016 22:15   Заявить о нарушении
А я , Нина Дмитриевна, вижу. В данном случае оттенок смысла существен: "Должен" - это внешне-обязывающий императив (ибо должен человек всегда кому-то другому); "Призван" - императив внутренней свободы. Павел Лунгин не должен никому, в т.ч. мне, как художник. Но призван - как художник же. Если подобные "Царю" поделки - это всё, на что он способен, то убогий он художник. Но мы знаем, что это не так. Значит, слегка изменил призванию?
Фоменко в данном случае уязвим тем, что крайне некритично относится к собственным построениям. А я вообще их не строю, только предлагаю: меньше мифотворчества. К сожалению, им грешат обе спорящие стороны, но замечают его только друг у друга.

Сергей Лебедев 3   26.11.2016 23:17   Заявить о нарушении
Сергей Дмитриевич! Я бы с Вами согласилась, если б речь шла об исторических, научных изысканиях, документалистике. А это художественный фильм и автор имеет право на свою трактовку. А призвание каждый художник понимает по-своему. Это в годы идеологического единомыслия предписывалось "сверху" понимать так, как обяжут и прикажут. Мы живем в другой период, нравится нам это или нет!

Нинель Сорокина   27.11.2016 12:15   Заявить о нарушении
Ну, всё верно Вы говорите, Нина Дмитриевна!
Лунгин имеет право снимать фильмы так, как он видит. А я имею право критиковать его видение как угодно жёстко. "Наснимал - получи". Кто-нибудь другой имеет право его хвалить или выражать иное отношение. Это демократия, плюрализм мнений и многобразие социальных оценок.

Сергей Лебедев 3   23.09.2021 08:07   Заявить о нарушении