Последнее признание

 
      Он держал её за руки. Временами закрывал глаза. А когда открывал их, то  неустанно твердил одну и ту же фразу: «Свою любовь к тебе я унесу с собой…». Потом он опять закрывал глаза, и его руки беспомощно свисали с дивана. Но он всё ещё не отпускал её руку.  Мина  не хотела  Славе показывать свои слёзы. Хотя  слёзы уже не слушались  её, и сами, крупными каплями сползали по щекам, потом они стекали по шее, пока не достигали конца пути.   Временами  Мина прислушивалась к дыханию Славы. Он дышал так тяжело, что вся грудная клетка при этом ходила ходуном…   Мина  тоже закрыла глаза и молилась. Она просила Бога  подсказать, как же помочь любимому? Ведь врачи скорой помощи  уже который раз отказывались   госпитализировать его. Причиной тому то, что Слава опять не сдержал своё слово и напился. Он объяснял это тем, что ему после рюмочки легче дышится. Но, что творилось потом, он об этом умалчивал. Каждый раз после выпитой рюмки к нему приходило временное облегчение, а через некоторое время   дыхание полностью закрывалось. В такие минуты Мине  приходилось трудно. Она звонила к подруге, и, они вдвоём   спасали   Славу   от приступа всеми средствами, которые у них были. Только подруга Лида могла терпеливо слушать  рассказы Мины  о причинах заболевания Славы, и сочувствовала ей всем сердцем.
Никто из врачей даже слушать не хотел, не интересовался, что же  послужило  причиной тому, что Слава получил тяжелейшую форму  астмы.  Ведь это всё Чернобыль.  Как бы Мина не хотела забыть эту трагедию, но  картины Чернобыльского ужаса  снова и снова всплывали в её памяти.
    После окончания сельскохозяйственной академии  Славу, в то время у него уже была семья, жена Мина, направили  на Украину. Он там работал начальником большого животноводческого комплекса. Был совершенно здоров. Находил время для  занятий спортом.  У Мины со Славой была замечательная семья. Они там прожили  несколько лет,  и успели обзавестись двумя сыновьями и тремя дочками. В то время, когда случилась авария на атомной электростанции, Мина с детьми находилась  в санатории, как многодетная мать. А Славе не повезло, и, он  в момент трагедии находился недалеко  от очага поражения. С тех пор здоровье Славы пошатнулось, хотя семья  незамедлительно переехала     в безопасное  место жительства.   
      Мысли Мины  прервались, когда она услышала дверной скрип. Это в очередной раз примчалась её подруга  Лида, чтобы помочь ей справиться с приступом Славы. Как только они  ни старались, облегчение не приходило.  Тогда подруги ещё раз попытались дозвониться до скорой помощи.  На этот раз им удалось уговорить врача, и, через час Славу увезли в больницу.
  После того, как  прикупила всё необходимое для лечения Славы,  Мина хотела вернуться домой. Но Слава не отпускал её от себя. Он смотрел на Мину  с таким жалобным взглядом, как – будто прощался навсегда.  Слава  притягивал к ней руки, и, губы его  всё ещё  шептали: «Свою любовь к тебе я унесу с собой»…
После долгих уговоров врачи согласились оставить Мину у  постели мужа.  Медсестра поставила  Славе уколы, и он уснул. Мина сидела и следила за каждым движением руки,  за каждой мимикой  на  лице  Славы. Во сне он всё ещё  продолжал мучиться. Временами дыхание выравнивалось, временами опять наступала тяжесть. В это время Слава открывал глаза на несколько секунд, и,  старался изображать на лице улыбку,  видя перед собой Мину.   Засыпая,  шептал те же самые слова, от которых у Мины разрывалось сердце на мелкие частички.  Глаза Мины застилали слёзы, и она сама на ощупь находила руку любимого, и теплом своих ладоней старалась согреть его. Ей хотелось отдать Славе частичку себя, чтобы он мог перебороть свою болезнь.
     Наступила ночь. Мина поставила кушетку рядом с кроватью Славы и решила вздремнуть. Но сон не шёл. Мысли  не слушались её. Они,  то взлетали, то  дёргали Мину за ресницы. Они уносили её  в те далёкие годы, когда Мина и Слава были так счастливы.  Мина напрягла свои мысли и перед глазами проплыли детство, юность.
      Детство Мины было трудным. Так как она родилась в послевоенные годы. Отца она тоже не помнила. Всё что Мина запомнила, это голод и холод. С самого раннего детства Мине приходилось самой зарабатывать на жизнь. Мать её отдавала в другие семьи нянькой. В то время, когда за ней нужен был родительский уход, Мине приходилось нянчиться за грудными детьми состоятельных людей, да ещё прибираться по дому, доить козу, варить ребёнку каши. Но зато, после каждого заработка, у Мины появлялись красивое платьишко и туфельки. Да ещё и на еде мать экономила. Потому что договаривалась, что Мина будет питаться у хозяев остатками детской еды. Никогда не забудет Мина, как вонзались в нежную кожу ног маленькие по размеру туфли, как болели и кровоточили мозоли, как она ждала, когда же высохнет платье, потому что оно было единственное, в которое Мина могла облачиться.  А зимой она  замерзала от того, что у неё не было тёплой  и качественной одежды. Мина падала и теряла сознание от голода, когда находилась в многолюдных местах. Единственное желание, которое у Мины осталось с детства, это желание наесться досыта.  К тому времени, когда Мина оканчивала школу, жизнь немного наладилась.  Мина поступила в техникум. Она, конечно,  мечтала стать певицей. Но мать не соглашалась, мотивируя тем, что туда берут не всех, и заработок у них  не стабильный.
   В ту весну, когда Мина  познакомилась со Славой, она  уже писала дипломную работу. Мина радовалась тому, что скоро начнёт зарабатывать сама, и сможет помочь матери деньгами и продуктами.
 Мина очередной раз приехала на выходные и   школьная подруга позвала Мину в клуб. Клуб  был единственным местом отдыха и   по выходным там собиралась сельская молодёжь, и, устраивала танцы под пластинки. Мина  сидела уже в клубе с подругами, когда на пороге, вместе со сверстниками появился Слава. Мина сразу обратила на него внимание. По виду Мина определила, что он старше неё. Поэтому Мина  не знала, кто он и откуда?  Сначала подумала, что парень приехал  к кому нибудь,  погостить. Помогла подруга. Она объяснила ей, что это свой деревенский парень  вернулся домой после службы в Армии.  Мина не могла от парня отвести глаза. Ей даже было немного неловко от этого. Слава был так красив:  спортивного телосложения, подтянутый, широкоплечий. Светлые волосы и голубые глаза совсем не оставляли в ней никакого  сомнения,   парень  Мине очень понравился. Когда Мина поняла, что парень тоже пристально смотрит в её сторону, её лицо покрылось румянцем.     Слава  тоже никак не мог оставить без внимания  такую девушку.  (Это он потом рассказывал Мине, какое у него было желание сразу подойти к ней и без всяких слов взять на руки унести  её с собой).  Мина была такой хрупкой, беспомощной.  Длинные иссиня чёрные волосы вились по плечам.  Реснички то и дело пытались скрыть смущение  карих глаз. Казалось,  что даже тихий спокойный ветер сможет поднять маленькую тоненькую фигурку высоко в небеса.
    Мелодия вальса прервала тишину, и  Мина увидела, что парень направляется в их сторону. Сначала она подумала, что Слава хочет пригласить на танец её подругу. Когда он остановился около Мины и протянул руку, то Мина сама не заметила, как его руки оказались на её талии. Как только  Слава потянул её к себе, Мина  почувствовала, что её к нему тянет какая – то невидимая сила. Такого чувства у Мины ещё никогда и ни к кому не было. Ходил за ней  один соседский парень. Мина иногда казалось, что она в  него влюблена. Но то, что она испытывала сейчас, в никакое сравнение  с тем, что было раньше, не шло.
        Слава был парень видный. Многие девочки хотели бы оказаться в этот момент с ним в танце. Но он выбрал себе ту единственную,   с первого взгляда. Даже через сорок лет эта любовь не угасала, а,  наоборот, с возрастом Слава любил Мину ещё больше. Он постоянно признавался Мине  в своей  бесконечной любви к ней.  Мина тоже не могла представить в роли своего мужа никого кроме Славы.
   А теперь её любимый умирал у неё на глазах. Какая – то надежда теплилась в сердце у Мины, несмотря на утверждения  врачей, что ему осталось жить совсем чуть – чуть.
  Помнит Мина и тот момент, как в первом же танце Слава предложил ей свою руку и сердце. И Мина, к своему удивлению,  сразу согласилась!
  Свадьба была скромная. Собрались самые близкие, родные и друзья. Оказалось Славе на днях надо вернуться в Ленинград. Так как он  во время службы в Армии не сидел сложа руки и поступил в сельскохозяйственную академию. Мать Мину сразу начала упрекать. Она говорила, что Слава воспользовался её доверчивостью, взял от неё то сокровенное, что ему было нужно, и, укатил восвояси. Подруги тоже поглядывали недоверчиво. А некоторые даже шушукались за спиной и пробовали  проявлять сочувствие. Но Мина верила Славе, тайком от всех читала любовные послания своего возлюбленного. И никому даже было невдомёк, что главное условие Мины к Славе было то, что он не будет трогать её до тех пор, пока он не приедет и не увезёт её с собой. Так и получилось. Он приехал, взял её на руки, и, сказал, что никогда больше не отпустит её от себя.  Оказалось, параллельно с учёбой Слава подрабатывал в нескольких местах. Он трудился, учился, для того, чтобы  на столе всегда была еда, и его любимая не нуждалась в деньгах.
     Когда они уезжали  у  Мины в руках был  диплом товароведа. По приезду в Ленинград она устроилась на работу. Теперь финансовый вопрос решался общими усилиями. 
      После окончания академии Славе дали направление на Украину.  Там они родили всех своих детей. Эти годы для Мины и Славы оказались самыми счастливыми, и, в то же время трагическими. Слава так и не смог вылечиться от своей болезни.
  Подёргивание руки Славы прервали мысли Мины. Она открыла глаза и ужаснулась.   Слава почти не дышал. Веки как – то странно дёргались. Ногти на его руках стали синими.  Мина заметила, что пальцы  постепенно становились холодными.  Мина поняла, что Слава умирает. Она смотрела на него, звала его, просила не умирать и не оставлять её одну, без него.  Вдруг веки глаз дёрнулись так сильно, что  Слава  смог открыть глаза. Он собрал все силы, вдохнул последний глоток воздуха  и прошептал  своей любимой: «Свою любовь к тебе я унесу с собой»… Это были его последние слова…





   
   
    


Рецензии