Переформировка

Для проводников, работающих в поездах дальнего следования, понятия «жизнь» и «работа» обозначают практически одно и то же. Их домом уже давно стал вагон, в котором они работают, личную комнату заменило служебное купе, которое они порою дружелюбно делят на двоих со своим напарником или напарницей, а любимую ванную комнату – душевая в штабном вагоне.

Многие обыватели, изредка попадая в поездки, неуютно чувствуют себя даже в отдельных купе, желая побыстрее завершить поездку и ступить на родную землю. Проводников же, напротив, зачастую заставляют смущаться стены родного дома, куда они приезжают словно в гости, выросшие за время бесконечных поездок родителей дети, постаревшие родители.

Попав в вагон единожды, этого не поймёшь. Для того, чтобы понять это необходимо проработать проводником пару-тройку лет и лишь потом оглянуться назад. Сколько верстовых столбов осталось позади, сколько лет жизни промчалось, словно курьерский поезд, сколько событий ты видел лишь из окна служебного купе, сколько всего ты проводил сигнальным флажком из тамбура своего вагона? Ответы на все эти вопросы знают только проводники.
Чем же платит железная дорога своим проводникам за столь преданную службу? Деньгами?
Да, проводник работает по две смены без выходных не ради больших денег, а потому что с работы на ночь он всё равно не уйдёт, так лучше получить за эту смену зарплату. Тем более, что деньги, которые получает проводник уходят на покупку продуктов в рейс, оплату жилья, которое ждёт своего хозяина из очередного рейса, да подарки родственникам, чтобы окончательно не забыли.
Однако иногда железная дорога преподносит настоящий подарок своим преданным проводникам. Именно о таком случае пойдёт речь в нашей повести.

Павел работал проводником в поезде Нижний Новгород – Адлер. Практически все летние месяцы Павел проводил в своём вагоне. В сезон летних перевозок поезд ходил ежедневно, к нему прицепляли по 20-25 вагонов, а проводников на всех не хватало: кто-то в отпуске, кто-то на законных выходных, а ехать в рейс всё равно надо. Поэтому в вагонном депо были рады таким стахановцам, способным работать по два месяца без выходных и без напарника.

Справедливости ради надо отметить, что Павел уже и не представлял себе другой жизни. Что бы он делал на выходных дома, когда не нужно встречать и провожать пассажиров, следить, чтобы в вагоне всегда была вода, убирать вагон…
Словом, для него это была уже не работа, а образ жизни. К тому же за два месяца ударного труда ему удавалось ещё и денег скопить: тратился-то он только на собственное пропитание, а платили ему за четырёх!

В силу того, что поезд нашего героя значился в расписании как ежедневный, у него было очень сложное служебное расписание. Для каждого из четырёх составов, обслуживающих этот маршрут, по дням было расписано, когда и какой участок пути они должны были пройти. Именно за счёт столь сложного и выверенного расписания железной дороге удалось добиться соблюдения ежедневного графика движения поезда.

Нарушить этот отлаженный механизм могло только одно событие – нечётный стык.
Нечётный стык – это 31 июля и 1 августа – два нечётных дня, в которые непонятно, кто должен быть в пути. Чтобы избежать накладок в расписании на этой недели на маршрут выходили временные составы, для каждого из которых был составлен индивидуальный график, а основные составы останавливались на пунктах оборота: в Нижнем Новгороде и Адлере.

Павлу в этом году повезло. Его состав был остановлен в Адлере тридцатого июля, а в обратный рейс должен был уйти только второго августа, по новому чётному графику.

Понимая, что несколько дней на море – это праздник, железная дорога делает щедрый подарок своим проводникам: каждому проводнику разрешается взять с собой на переформировку по одному пассажиру. Для этого проводник заранее должен сообщить паспортные данные своего попутчика в вагонное депо, чтобы на него успели оформить безденежный билет на проезд туда и обратно.
Надо сказать, что Павел, работая на этом маршруте более десяти лет, каждый год ждёт именно этого подарка от железной дороги – возможности прокатить с собой на переформировку свою любимую маму. Поэтому каждый год он старается подогнать свой рабочий график таким образом, чтобы именно его состав ушёл в Адлер на максимально длительную переформировку. Для этого он готов весь сезон работать без выходных, уходить в рейс без напарника и откладывать на осень свой отпуск. Всё ради одного – двух летних дней на море со своей мамой.
И вот, наконец-таки настал этот долгожданный день, тридцатое июля. Поезд Нижний Новгород – Адлер, лязгнув буферами остановился на платформе вокзала станции Адлер, из вагонов в город посыпались толпы пассажиров, а состав замер в ожидании локомотива, который отведёт его на четырёхдневный отстой в дальний тупик адлеровского ранжирного парка. Для Павла и его мамы начинался летний отдых.

После прибытия поезда на станцию Адлер не прошло и получаса, а старый запыхавшийся тепловоз уже тянул длиннющий состав на дальний тупиковый путь.
Надо сказать, что тупик, в который поставили этот поезд, не отличался особой симпатичностью, единственное его достоинство заключалось в наличии водопровода, благодаря которому проводники имели возможность заправить свои вагоны водой.

Чтобы выйти из ранжирного парка в город, членам поездной бригады приходилось пробираться сквозь несметное количество железнодорожных путей, составов, ожидающих своего рейса и формирующихся поездов. В силу тесноты ранжирного парка и ограниченности маневровых путей, местные машинисты формировали поезда практически вслепую. Здесь, как и в любом другом отстойнике, было нормальным делом толкнуть вагон локомотивом, чтобы он сам докатился до замершего на башмаках состава или же буксировать состав задним ходом, т.е. когда локомотив расположен сзади состава, а впереди идёт вагон с канарейкой , которая в рацию передаёт машинисту локомотива всё что видит впереди. Из-за опасности попасть под поезд проводники ходили по отстойнику крайне аккуратно и всегда старались вернуться в депо до наступления темноты.

За время переезда из Нижнего Новгорода в Адлер в вагоне практически полностью истощились запасы воды, поэтому первое, что сделал Павел по прибытию в ранжирный парк – пополнил запасы воды в вагоне.

К тому моменту, когда Павел закончил обслуживание своего вагона после рейса, его часы показывали около одиннадцати часов дня – самое время, чтобы выйти в город, насладиться морскими пейзажами, подышать легендарным южным воздухом.
Когда приезжаешь на юг на четыре дня, то кажется, что этого времени крайне мало, чтобы успеть полюбоваться южными красотами, сбросить груз годовой усталости и запастись силами ещё на один год работы. Только по прошествии этих четырёх дней понимаешь, на сколько они велики, насколько далеко они способны отодвинуть повседневную суету и вдохнуть в тебя новую жизнь.
Наверное, поэтому расписание первого дня на юге стандартно и не изменяется вот уже на протяжении десятка лет. Сначала – морские причалы, к которым обязательно нужно идти пешком, чтобы в неторопливой прогулке отдохнуть от шумных железнодорожных перегонов и насладиться размеренностью жизни курортного района, потом – морское открытое побережье, а потом…магазины.
Да-да, именно магазины, но не сувенирные лавки, а продуктовые лавки. Дело в том, что железнодорожный быт придаёт этому летнему путешествию особый оттенок. На все четыре дня пребывания на южном побережье Черного моря вагон, в котором работает Павел, становится их домом. Здесь не надо никому платить за найм жилья, не надо ни с кем делить кухню и утварь, ты словно привозишь с собой свой дом.

Как бы это ни было парадоксально, но неповторимая атмосфера курортного юга способна воздействовать даже стандартные плацкартные железнодорожные вагоны. После того, как из вагона уходят пассажиры, он становится непривычно тихим и уютным местечком. Никакой тебе суеты, бесконечных очередей в туалет и за кипятком, вечно снующих по вагонам торгашей; ничего этого в вагоне нет, здесь сейчас тихо и спокойно. Уже не надо ограничивать себя масштабами служебного купе – можно выбрать любые пассажирские места и разместиться на них, 15 литров кипятка хватает на весь день, да ещё приходится сливать остатки в конце дня, а тонны воды в цистернах хватит, кажется до конца года.
Быту в железнодорожном вагоне присущи свои неповторимые особенности.
Так роль кухни в этом курортном жилище выполняет служебное купе. Раньше в старых вагонах проводники устанавливали в служебном купе электроплиты для приготовления пищи в пути следования. В современных вагонах в служебном купе уже предустановленны микроволновые печи. Правда, по своим функциональным характеристикам микроволновая печь всё же уступает электроплите: далеко не все блюда можно приготовить в микроволновке, а вот на электроплитке при помощи кастрюли и сковороды – все! Поэтому некоторые проводники «старой школы» по-прежнему заботливо снабжают свои служебные купе электроплитками.
Справедливости ради отметим, что во время длительного отстоя оба эти способа приготовления пищи имеют общий существенный недостаток: и микроволновая печь и электроплитка потребляют слишком много электроэнергии. В условиях длительного отстоя, когда невозможна подзарядка аккумулятора от генератора колёсной пары, они способны полностью посадить аккумулятор. Хорошо, если рядом с путями есть работающий высоковольтный разъём, тогда можно заряжать аккумулятор от него. А если такого разъёма в тупике нет? Тогда остаётся уповать только на мастерство проводника, умеющего за счёт грамотного включения электроприборов сэкономить заряд аккумулятора и не обесточить вагон раньше времени.

Однако тупик, в который поставили нижегородский состав, не имел высоковольтного разъёма, а это означало, что проводникам необходимо было крайне экономно расходовать заряд подвагонных аккумуляторов, чтобы не прибавить своему курортному отдыху ещё больше ярких красок.
Правда, те составы, возле которых имелись высоковольтные разъёмы, были ни чуть не в лучшем положении, чем состав нашего героя. Дело в том, что по техническому регламенту высоковольтные разъёмы предназначены для подключения пассажирских вагонов к электроотоплению в зимнее время. Руководствуясь такой логикой, администрация вагонного депо станции Адлер отключала на летний сезон все высоковольтные разъёмы. Проводники, которые приезжали в этот курортных город зимой, знают, что и в зимние месяцы руководство вагонного депо, считая, что на улице стоит слишком тёплая погода, отключало пресловутые разъёмы в целях экономии электроэнергии, а проводникам оставалось довольствоваться только собственными запасами каменного угля.

Однако такие мелочи быта не могли испортить впечатление от пребывания на юге. Многие из тех пассажиров, которых привёз сюда нижегородский поезд, коротают свой досуг в мазанках, которые на летний сезон заботливо освободил для постояльцев хозяйский скот. Наверное, они были бы рады сменить своё место пребывание на железнодорожный вагон, только в отстойник нельзя купить билет за деньги; цена билета в отстойник – годы верной службы на стальных магистралях.

Пьянящий аромат черноморского побережья России, словно добрый наркотик, отметает в сознании наших героев мысли о вагонном быте, домашних заботах и прочей повседневной суете.

Жаль только, что эти четыре летних беззаботных дня пролетают мимо наших героев, словно курьерский поезд, и вот на календаре уже второе августа, а это значит, что после обеда поезд снова помчится по привычному пути, навстречу ему загудят приветливо встречные локомотивы, а наши герои вновь будут ждать следующего лета и следующего подарка от железной дороги.

Последний день на море всегда грустный. Отправившись с утра на прогулку по южному городу, Павел и его мама наслаждались летним зноем, с некоторым чувством зависти смотрели на беззаботных отдыхающих, мягкие безмятежные морские волны и барахтающихся в них детей. Однако их умы не покидала мысль о том, что они расстаются с этим городом ещё на один год; мысли о суровой среднерусской зиме и ничтожности земного бытия.

К обеду наши герои уже вернулись в свой вагон. Ещё несколько минут и трудяга локомотив отведёт их на посадочную платформу, а там…
А там в вагон размеренно войдут отдохнувшие пассажиры, забросят на багажные полки резиновые детские спасательные круги, займут свои плацкартные места: кто-то под потолком, кто-то на боковушке у туалета, а кто-то на козырном нижнем месте и поедут домой, чтобы зимой заработать денег и на следующий год обязательно снова вернуться в этот дивный уголок.


Рецензии