Блокпост

      В воздухе стоял запах перегретого жарой асфальта. Небольшое количество кучевых облаков не закрывало солнце, а оно  продолжало беспощадно греть   до предела накаленную  землю. Одному жаворонку, висевшему в вышине над дорогой и распевающего свою веселую песню, летняя жара не доставляла беспокойства. Казалось все вокруг застыло в своем движении под лучами палящего солнца, и только голова человека в каске возвышающаяся над укрытием из сложенных мешков с песком, поворачивалась в разные стороны, не обращая никакого внимания на полуденный зной.
       Шел второй месяц антитеррористической операции в Донбассе. Блокпост, расположенный на обочине ниже перекрестка двух автомобильных дорог перед  Славянском, как крепость стоял на пути из города. На нем несли службу четверо военнослужащих, контролирующих передвижение людей и автотранспорта по дороге в город. После более часового затишья на дороге, в дали на горизонте со стороны  Славянска, показался велосипедист. По мере приближения, когда был хорошо различим его контур, стало понятно - ехала девушка. Солдат с автоматом, утомленный жарой,  не торопясь вышел из своего укрытия и двинулся в сторону центра дороги к велосипедисту, приказывая жестом ему остановиться. Молодая симпатичная девушка лет двадцати, одетая в белое шелковое платье в крупный черный горошек, остановилась, слезла с велосипеда и улыбаясь солдату приветливо смотрела на него. 
- Откуда едем и что везем? - поинтересовался солдат, но увидев улыбающуюся девушку, тоже ей улыбнулся.
- А разве не видно откуда еду? – продолжая улыбаться поинтересовалась девушка, - кроме как из Славянска здесь не откуда ехать. Или вы просто познакомиться хотели?
- Конечно познакомиться и немного поговорить, - согласился солдат, - я  Саша, а  как вас зовут?
- Маргарита, - произнесла девушка и смутившись покраснела.
- Как там в Славянске тихо или бузят? – спросил Александр чтобы снять смущение девушки.
- Ай, бузят и с автоматами по улицам бродят. Не очень приятно ходить среди вооруженных людей агрессивно настроенных. Местных то не трогают, а вот приезжим там несдобровать. Для них все чужие – фашисты, бандеровцы, Правый сектор. Ходят по  улицам и квартирам призывают браться за оружие и защищать Донецкую народную республику, насильно забирают мужчин в ополчение.
- А ты в Славянске живешь?
- Нет, я живу в Крестищах, вот это село рядом с вами. – проговорила Маргарита и рукой указала на совсем рядом с ними виднеющиеся дома.
- Так мы соседи, а у вас как в селе?
- У нас спокойно, такой ерундой никто не занимается. Мы все за Украину, в ней выросли, в ней живем и за нее будем бороться. А ты откуда?
- Правильно, я рад что мы с тобой будем жить в одной стране. Я живу в Харькове.
- Я собиралась поступать в Харькове в университет, но видно в этом году не судьба, -  проговорила Маргарита.
- А ты в Славянске что делала?
- Я там работаю в магазине продавцом. Бытовой техникой торгуем, а когда начались беспорядки хозяин закрыл магазин до лучших времен. Ездила за зарплатой, но денег пока у хозяина нет - банк не дает. Владимир Иванович сказал наведываться каждый день,  надеется может банк все-таки выдаст деньги.
- И как же ты теперь без денег?
- Летом не страшно, в огороде огурцы, помидоры, картошка. В селе на борщ всегда продукты найдутся. А вас как кормят?
- Да нормально, сухпайками американскими.
- Ой бедненькие, на сухомятке сидеть приходится.
- Мы привыкли уже, правда часто горяченького хочется, а в такую жару лучше бы окрошки поесть. Так ты и завтра будешь ехать?
- Буду, деваться не куда.
- А во сколько?
- Скорее всего в обед. А вы тут долго стоять будете?
- Не знаю, но три дня точно буду. Нас продуктами на три дня снабдили и сказали пока менять нас не кем.
- Может вам что-нибудь надо? – поинтересовалась Маргарита.
- У нас все есть, спасибо за заботу.
- Я вечером сварю свежего борща и вам привезу.
- Спасибо тебе, вот наши обрадуются. Давай сюрприз им сделаем.
- А ты вечером что делаешь?
- Маме помогу по хозяйству, сварю вам борщ и свободна.
- Приезжай, я как раз сменюсь. Часов в семь сможешь?
- Хорошо, смогу.
- Тогда до вечера.
- До вечера, - проговорила Маргарита, и оседлав свой  велосипед покатила в сторону своего села.
       Александр занял свое место в укрытии и наблюдал за дорогой так же внимательно как и ранее. Он за время своей короткой службы в армии приобрел боевой опыт и уже понимал, что из маленьких незначительных мелочей может вырасти большая беда. У него еще свежи были в памяти события под Волновахой, когда солдат из их 51 мотострелковой бригады расстреляли боевики, незаметно подкравшиеся  к подразделению на привале. Случай был ужасный и Саша не раз думал о причинах произошедшего. У него было свое мнение на это происшествие из которого он сделал для себя один вывод: на войне расслабляться нельзя, надо все замечать и вовремя докладывать начальству, а оружие всегда должно быть под руками.
       За спиной Саши раздался хриплый голос сержанта Марченко. Он был старшим на блокпосту и поначалу сутками не спал, дежурил вместе с подчиненными, пока не научил не обстрелянных ребят несению службы на блокпосту. Марченко получил практику еще в Афганистане, где ему приходилось нести службу на блокпостах.
- Санек, как дела на дороге?
- Тишина, никого. Жара всех разогнала. Вон только жаворонок над дорогой завис и поет свою мирную песню.
- Жаворонок – это хорошо, пусть поет себе птаха беззаботная. Я слышал ты с кем-то разговаривал?
- Девушка мимо проезжала, я с ней познакомился и расспросил как там в Славянске.
- Что она сказала? – пробубнил Марченко прикуривая сигарету.
- Говорит много их там собралось, заправляют всем не местные и силой забирают мужчин в ополчение к себе. Кто упирается грозятся их расстрелять или семью убить.
- Да-а, видать дело у нас не совсем хорошо обстоит. Если они сюда попрут, мы их не удержим, а пока наши подоспеют их здесь ужу не будет и нас скорее всего тоже. Вот так-то, Санек.
- Что нам делать? – настороженно поинтересовался Саша.
- Службу нести внимательно,  не отвлекаться, обо всем мне докладывать.
- Петрович, я в шесть сменяюсь. Девушка с которой я познакомился должна приехать в семь. Можно мы возле поста на обочине посидим. Она хорошая, она за Украину и против сепаратистов.
- Сань, вообще это не положено, но раз она приедет, на часик не больше. Опасно у нас здесь и в первую очередь для девушки.
- Спасибо, Петрович. Она там в магазине работает,  ей завтра в Славянск за зарплатой надо, может пусть обстановку разведает? 
- А чего же пусть посмотрит, что они там затевают, - согласился Марченко с предложением Александра.
       За десять минут до семи часов вечера Саша начал поглядывать в сторону села, на дороге было пусто и только в начале восьмого Александр увидел на фоне крайнего дома велосипедиста в белом платье. Он сразу догадался – это Маргарита. Он отошел метров на двадцать от блокпоста, сев на краю  обочины, стал ожидать девушку. Вскоре Маргарита подъехала к нему и с той же приятной улыбкой на лице поздоровалась с Александром.
- Я не на долго, мама не отпускала, но я ее  на час уговорила.
- Мне Марченко тоже только на час разрешил.
Они устроились за небольшим кустиком, присев на краю обочины. Саша рядом с собой положил свой автомат.
-  Он сильно тяжелый? - поинтересовалась Маргарита, кивнув на автомат.
- Когда привыкнешь то не очень. На попробуй, -  Саша протянул оружие девушке.
- Ой какой он тяжеленный. Как ты с ним целый день ходишь? – проговорила Маргарита, удивленная весом автомата, -  ты стрелял из него в кого-нибудь?
- Нет не приходилось и слава богу. Я человек мирный воевать не люблю.
- А я никогда бы не смогла выстрелить в человека.   
    Послышался нарастающий звук автомобиля. Саша насторожился, привстал и выглянул из-за куста, но увидев на посту Марченко и Груйко успокоился. Он хотел продолжить разговор с Маргаритой дальше, ему понравилась эта симпатичная, улыбчивая, открытая девушка. Они были одногодки и ему не надо было задумываться о чем с ней разговаривать. Темы для разговора рождались сами собой. Александр хотел спросить девушку о чем-то, открыл рот и в этот момент  прозвучала автоматная очередь,  разрезавшая тишину летнего вечера. Саша тут же вскочил, сжимая в руках автомат, он кинулся к блокпосту. Маргарита побежала следом за ним. По центру дороги стояли два человека в камуфляжной форме с автоматами в руках, лица их закрывали черные маски. Они длинными очередями расстреливали внутри укрытия Марченко и Груйко. Александр, вскинув автомат, короткой очередью срезал одного из нападавших. Второй навел оружие на девушку хотел выстрелить, но замешкался и этого хватило Александру чтобы закрыть собой Маргариту, раздались выстрелы и девушка почувствовала как обмякло тело Саши. Он начал оседать на землю, силы быстро его покидали, а на левой половине груди растекалось кровяное пятно. Маргарита не осознавая произошедшего, подхватила выпавший  из рук Александра автомат, навела его на стоящего перед ней мужчину и нажав на спуск разрядила в него пол-обоймы. Встав в полный рост, она увидела как водитель автомобиля полностью растерялся от неожиданного поворота событий. Он парализованный от произошедшего сидел не шевелясь некоторое время, но сообразив что ему ждать больше не кого, начал быстро разворачивать машину в сторону Славянска. Маргарита еще раз нажала на спуск автомата, и очередь разрезала автомобиль в районе  водителя. Машина с сильным ревом двигателя слетела в кювет и заглохла. Находясь в шоке от всего произошедшего, Маргарита подошла к Саше начала трясти его и что-то кричать, но он ни на что не реагировал. Положив его на землю, пошла в сторону укрытия блокпоста. На краю дороги лежал совсем молодой солдат в каске, сжимая в руке ни разу не выстреливший автомат. Его грудь была пробита пятью пулями, а под лежащим безжизненным телом образовалась большая лужа крови. Рядом с ним без движения лежал еще один пожилой солдат. Маргарита вошла в укрытие и увидела лежащего на земле Марченко, в руке которого была зажата гарнитура радиостанции,  а сержант широко открыв глаза пытался что-то сказать девушке открывая рот, но кроме хрипа ему ничего не получалось издать. Через мгновенье он затих и на его лице застыло выражение, как будто он своим подчиненным давал команду – «огонь».
- Двадцать седьмой, двадцать седьмой, я десятый ответьте. Что у вас там случилось, - раздался чей-то голос из гарнитуры. Маргарита взяла гарнитуру из руки Марченко и монотонно проговорила:
- Приезжайте сюда, их всех убили.
- Кто это говорит, ответьте.
Маргарита бросила гарнитуру и  вышла наружу. Она подошла к безжизненному телу Саши, села рядом с ним на землю и положила его голову себе на колени в надежде, что он скоро проснется и снова заговорит с ней. Ее слезы стекали по щекам и падали на голову Саши.


Рецензии