Упал намоченные водопользователи

Для многих жителей города Лахденпохья ЗАО «Норд Интер Хауз» ассоциируется с именем его создателя – Марка Ароновича Когана. Кого ни спроси среди горожан, каждому из них имя это известно. Многие о нём вспоминают как о человеке, создавшем в Лахденпохском районе лесоперерабатывающее предприятие.  Время было трудное, и даже лихое, но здесь, в ЗАО «Норд Интер Хауз», чтобы прокормить семью, можно было найти дефицитную для многих работу. И жители, трудившиеся на данном предприятии при Марке Ароновиче, когда вспоминают этот отрезок смутного времени, никогда не говорят, что работали они в ЗАО «Норд Интер Хауз», все они, как правило, вспоминают, что трудились у Когана. И даже сейчас, несмотря на то, что Марка Ароновича нет уже в живых, и то, что созданным им предприятием руководит А.Д. Буков, фамилия Когана упоминается гораздо чаще фамилии Букова. Люди рассказывают, что при Когане на предприятии были задействованы более 500 человек, сейчас же работников оного, едва ли десятая часть наберётся.
О деятельности нынешнего шефа ЗАО «Норд Интер Хауз» в разное время писали различные средства массовой информации. Впрочем, если рассуждать объективно, то у предприятия с «иностранным» названием имеются как бы два руководителя: одного из них мы, по аналогии с романом И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок», можем назвать зицпредседателем – это Буков Дмитрий Николаевич; другого же, сына первого, назовём фактическим директором – это Буков Андрей Дмитриевич. Но давайте вспомним, что ряд статей был опубликован в различных республиканских средствах массовой информации и посвящены они были деятельности не зицпредседателя, (в нашем с вами случае генерального директора), но его фактического руководителя – А.Д. Букова. В одном только прошлом году на личность Андрея Дмитриевича Букова своё пристальное внимание обратили сайты интернет-газет «КарелИнформ» («Из питерских «Крестов» в кресло главы района») и «Новости Карелии. Альтернатива» («Что происходит в Лахденпохье?»). Одну из этих статей на своих страницах опубликовала и газета «Вести Лахденпохья» (№ 19 от 20 сентября 2013). В ней, в частности, говорилось о строительстве в акватории Яккимваарского залива Ладожского озера дома на понтоне, с лёгкой руки журналистов получившее название «Буков-ковчег».
В настоящей же статье речь пойдёт об одном из участков акватории Яккимваарского залива, примыкающего непосредственно к берегам сразу двух поселений – Лахденпохского городского и Мийнальского сельского. Немногим более месяца назад между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия, для простоты названным в документах «Уполномоченным органом» и ЗАО «Норд Интер Хауз», именуемым «Водопользователем», был заключён Договор водопользования. Подписание состоялось 5 мая 2014 года. До этого, как мы понимаем, сторонами была соблюдена предварительная процедура различных согласований. Так, например, чтобы всё было шито-крыто, министерские чиновники-исполнители в январе 2014 года письменно обратились в Лахденпохское городское поселение, и глава поселения Л.И. Глытенко уже через неделю резюмировала: «Администрация Лахденпохского городского поселения на Ваш исх. № 63 от 16.01.2014 г. согласовывает обустройство акватории Ладожского озера для размещения плавательных средств, причалов и иных сооружений в г. Лахденпохья, ул. Ладожская, (район 1-го городка)». Обратилось в поселение, повторяюсь, Министерство, но для кого, или же под кого делалось это согласование, как сказала мне Л.И. Глытенко, она не знает. С другой стороны, зачем и знать? Ещё с советских времён мы привыкли доверять любым обращениям «сверху», а тут – Министерство, пусть даже и по природопользованию. Тем более что речь шла об обустройстве акватории, а обустроить её уже давно пора. И для ЗАО «Норд Интер Хауз» и его фактического генерального директора Андрея Букова, как любил говаривать Остап Сулейман Берта Мария Бендер Бей, лёд тронулся, господа присяжные. Застучала компьютерная клавиатура, зашуршала бумага, туда-сюда-обратно засеменили ноги ходатаев за лучшую жизнь лахденпохского участка акватории Ладожского озера. Но, наверное, никто и никогда из «Уполномоченного органа» не бывал в городе Лахденпохья, а иначе, думается, поглядев на участок акватории, точно бы упал намоченным. Но тронувшийся в январе лёд, собрал на своём пути многочисленные торосы, и теперь грозится снести на своём пути не только то, что попадётся, но и самих ходатаев со всеми упал намоченными.
Об этом в городе Лахденпохья впервые вслух заговорили на проходившей 19 июня встрече общественности Лахденпохского района с главой Республики Карелия А.П. Худилайненом. Вопрос о судьбе участка акватории озвучил депутат Мийнальского сельского поселения Дмитрий Мифтахов. Через некоторое время в наличии у редакции «Вестей» оказался пакет документов, касающихся непосредственно данного дела, обещающего стать громким. Разумеется, не сами документы, а их копии. Но давайте коротко рассмотрим Договор водопользования, который 5 мая 2014 года подписали Министр Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия В.Ф. Чикалюк и зицпредседатель, простите, генеральный директор ЗАО «Норд Интер Хауз» Д.Н. Буков.
Начнём с того, что размер платы за пользование водным объектом в соответствии с Договором водопользования составляет аж целых Две (!) тысячи двести семь рублей 40 копеек – 2207, 4 в год! Надо полагать, озолотится не только город Лахденпохья, но и Лахденпохский район вместе со всей республикой. Да и жители города, которые раньше купались в этой части акватории Яккимваарского залива Ладожского озера, купаться теперь будут не в водах Ладоги, а в золоте Букова.
Чтобы снять в городе Лахденпохья двух или однокомнатную квартиру, квартиросъёмщик  вынужден заплатить от 5 до 10 тысяч рублей в месяц. Это, если повезёт. Чаще всего к этой сумме приплюсовываются коммунальные услуги – оплата за электроэнергию, газ и прочие. В документах ЗАО «Норд Интер Хауз» периодически «проскакивает» словосочетание «иные сооружения». Ежели под ним понимать домики на воде, именуемые в городе Лахденпохья «ковчегами», то это и будут те самые сооружения, имеющие кодовое название «Иные». Сколько можно разместить на этом участке акватории Ладожского озера «иных сооружений», мы не знаем, но, думается, не одно и не два. А теперь прикиньте разницу между оплатой за водопользование (в год) и оплатой аренды движимой недвижимости, каковыми могут оказаться те самые «иные сооружения». Не пытайтесь упрекнуть меня в подсчёте чужих денег, я и без ВАМ знаю, что каждый зарабатывает так, как умеет,  и флаг ему в руки. Но мне, так же, как и Верещагину из фильма «Белое солнце пустыни» бывает обидно за Отечество. А вы говорите, павлины! К тому же, если посмотреть на всё это с позиции сегодняшнего времени, то обидно за Отечество может быть вдвойне: президент страны по крупицам начал собирать разбросанные перестройкой и её «послесловием» российские земли, а карельское министерство по природопользованию, то ли по недоразумению, а то ли по инерции, заданной Беловежскими событиями 1991 года, земли эти продолжает транжирить.
В разделе «Права и обязанности сторон» чёрным по белому записано, что Уполномоченный орган имеет право на беспрепятственный доступ к водному объекту, как в месте осуществления водопользования, так и в его границах. Разумеется, он будет требовать от Водопользователя надлежащего исполнения обязательств, в обязанности коего входит, как минимум, выполнять условия Договора, оплачивать ежеквартально по 551 рублю 85 копеек, приступить к водопользованию, вести регулярное наблюдение за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной и так далее. Перечнем обязательств задействован был чуть ли не весь алфавит русского языка – от "А" до "Х". Впрочем, эта буковка в тексте упоминается дважды – в одном случае, чтобы «обеспечить безопасную стоянку…», а в другом, чтобы «применять меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при использовании участка акватории озера…». Но, бегло просматривая сей документ, подумалось, что буква «Х», да ещё дважды, упомянута здесь неспроста, она для того же населения города Лахденпохья и Лахденпохского района, о существовании которого, наверное, позабыли и Уполномоченный орган и Водопользователь. О простых смертных, для кого берег Ладоги – это целая жизнь, в этих самых документах нет ни единой  строчки – ни даже в Договоре водопользования – ни на лодке не покатаешься, ни в воду не упадёшь, чтобы стать намоченным. Не всем же в Уполномоченные подаваться. К тому же, доходят слухи, что снятся уже Андрею Дмитриевичу лавры Наполеона, и он мечтает создать в акватории Ладожского озера островную империю со всеми не только удобствами, но и последствиями. Рукой водить новоявленный «корсиканец» не из Финляндии ли собирается? Впрочем, до корсиканца он, может быть, и не дотягивает, но сыном лейтенанта Шмидта, каковым на первых порах был Остап Бендер, вполне ему под силу. Ведь не зря же акватория в долгосрочное пользование досталась ему дешевле, чем аренда комнаты в общежитии…
И, пожалуй, ещё один вопрос хотелось бы задать  чиновникам и депутатам всех уровней: почему, для того, чтобы построить в том же городе Лахденпохья общественный туалет, необходимо пройти через процедуру общественных слушаний? Выходит, что человек  справить свою нужду может только с учётом общественного мнения, а раздать землю, воду и прочее народное достояние можно и без него? Выходит – так.


Рецензии