На Украине помнят Пальгунова

     «Северный край» не раз рассказывал об одном из редакторов газеты середины тридцатых годов прошлого столетия Николае Григорьевиче Пальгунове, ставшем затем известным дипломатом и генеральным директором ТАСС. У него было ещё два младших брата – Дмитрий и Иван. Младшие Пальгуновы тоже стали достойными гражданами своей страны. Но судьба обоих сложилась трагично. Сейчас их двоюродный брат, кандидат технических наук Александр Васильевич Попов, занимаясь родословной своей династии, собирает сведения и о жизни Дмитрия Пальгунова.


     Данных не очень много: нет уже современников, основная часть жизни Дмитрия Григорьевича прошла вдали от родины. Дмитрий родился в деревне Дубровки под Даниловом в 1904 году. В 1920 – 1925 годах был он секретарём путятинской комсомольской ячейки. По архивным данным известно, что «за не коммунистический поступок» его исключили из комсомола. По словам недавно умершей родственницы Клавдии Васильевны Поповой, наказан он был, кажется, за крещение дочки, что могли без его ведома сделать деревенские родственники. За несколько лет до начала войны Дмитрий в числе добровольцев-ярославцев был отправлен на восстановление горнорудного комплекса в Донбассе. Там он показал себя способным организатором, стал директором или секретарём парткома одной из шахт. После объявления войны отвёз на родину дочь и жену. Супруга в дороге заразилась тифом и вскоре умерла. Сам Дмитрий Пальгунов, по сведениям Даниловского райвоенкомата, добровольно ушёл на фронт. Он был зачислен в 52-ю стрелковую дивизию, которая начала боевой путь под Москвой, участвовала в Сталинградской битве, освобождала Донбасс, вошла на территорию Германии.

     Следы Дмитрия Пальгунова найти было нелегко. Наконец, недавно по просьбе Александра Васильевича Попова председатель Даниловского районного совета ветеранов Галина Михайловна Корешкова написала письмо в совет ветеранов Донецкой области. Ответ пришёл быстро – от председателя совета ветеранов войны, труда и Вооружённых сил города Красный Лиман .

     «Уважаемая Галина Михайловна! Я горжусь вами, тем, что вы затеяли очень хорошее дело по розыску ваших земляков, которые сложили свои головы за нашу Родину, – пишет ветеран. – Памятники воинам у нас есть в каждом селении. Они ухожены и каждый год перед Днём Победы мы их красим и возлагаем цветы. В этом месте был самый жестокий бой. Наши войска шли от Сталинграда, они были сильно ослаблены, вот почему фронт приостановился. На реку Северский Донец наши войска пришли 31 января 1943 года, а наступление началось только в августе, когда укомплектовали все части. В батальоне капитана Пальгунова Д. Г. было около 300 солдат и командиров, а батальон должен состоять из 1200 – 1500 бойцов.

     Эти сведения есть в музее-панораме нашей Яровской школы. Там всё показано: и землянки, и дзоты, и доты. До нас приезжает совет ветеранов из Москвы, представители 52-й стрелковой дивизии – наших освободителей. Мы с ними постоянно ведём переписку. Там есть замечательный человек, полковник запаса Лисенков Анатолий Иванович. Я был в Москве, вместе мы ходили в их подшефные школы. Вот так мы держим историческую связь.

     В направлении Барвенково – Изюм было кровопролитное сражение. Наши войска стояли на горе у города Славяногорска. В Северском Донце были затоплены танки Т-34. Мы подняли танк и поставили на постамент, поклоняемся тем воинам, которые отдали свои жизни за наше будущее. У нас много книг о боевых операциях, которые проходили здесь. Если вы приедете к нам, мы поделимся всеми сведениями, которые имеем, а живых свидетелей тех лет почти не осталось».

     К письму была приложена фотография памятника капитану Дмитрию Пальгунову.

Северный край, 04 сентября 2009


Рецензии