На реке Хор

                НА  РЕКЕ  ХОР
       Время  отпусков  я вынужденно провел  севернее  Комсомольска  на  Амуре  командиром  студенческого  отряда.  Отпуск  дали  только  на  сентябрь  месяц  и  то  потому,  что студенты  уехали  на  сельхозработы.  Наш  стройотряд  работал на  строительстве жилья  на  руднике, который  находился  в  зоне,  где  не  росли   свежие  овощи. Расплата  за  питание  без  зелени  наступила  к  концу  сезона  болями  в  желудке.  Здесь  и  без  врача  было  ясно,  что  у  меня  открылся  гастрит.  Что  делать?
       Жена  моего  товарища,  работающая  хирургической  медсестрой  у  профессора в  горбольнице,  предлагала  лечь  в  больницу.  Представьте  себе,  что  я  лишаюсь  отдыха  до  следующего  лета.  Ехать  к  старшему брату  в  Приморский  край  тоже не  хотелось.  А,  что  если  сплавиться  по  горной  реке? В  короткий  срок  найти  попутчика  почти  нереально. Брат,  с  которым  я  готов отправиться  и  к  черту  на  рога,  занят  на  работе.  Пойду-ка  я  в  одиночку.  С  помощью  бывалых  людей  выбрал  реку  Хор  и  способ  забраться,  как  можно  выше  по  реке. Девушка по  имени  Нелли  бывала  на    Хору  и  настойчиво  советовала  сплавиться именно по  нему. Сама  же  не  могла  пойти,  так  как  отпуск  уже  использовала. С одним  знакомым  парнем  договорился  сходить  на  сплав  по  воде,  но на  автобус  он  не  пришел,  видимо, струсил.  Ну  и  пусть  ему  будет  хуже.
       Были  сборы  недолги.  И  вот  я  еду  на  местном  поезде  по  железной  дороге,  построенной   для  вывоза  леса.  Пассажирский  вагон  был  только  один  и  тот  загружен  меньше  чем на  четверть.  Надо  же  было  попасть  в  поезд,  когда  везли  мальчишку  на  показательный  суд  в  родной  поселок Горный.  Он  убил  родного  брата.  Когда  услышал  историю  его  убийства,  то  осуждать  его   у  меня  не  получилось.  Оказалось,  убитый  терроризировал  весь  поселок  лесорубов  и  все  молили  Бога,  чтобы  его  куда-нибудь  забрали.  Он  избивал  мать  до  полусмерти,  пока  не  выжмет  из  нее  последние   пенсионные  деньги.  Потом  напивался  пьяным  и  опять  бил  мать,  а  на  ночь  выгонял  из  дома.  Односельчане,  сидевшие  на   скамейках  вагона,  очень  жалели  мальчика.  На  вид  ему  было  лет  шестнадцать.  Здесь  же  ехали  двое его  друзей  и  девушка.  Он  пожалел  мать  и  взял  такую  муку  на  свою  душу.  Боже,  прости  ему  грех  братоубийства!
       От  конечной  остановки  маленького  поезда на  станции  Орочон  до  Хора,  а  соответственно  и  леспромхоза,  надо  было  ехать  еще  пятьдесят  километров.  Леспромхозовский  автобус  повез  нас  по  лесовозной  дороге.  Места  сзади   автобуса  заняли  два  милиционера  с  автоматами  и  подследственным.  А  нам и лучше  ехать  впереди – меньше  трясет.  На  меня  никто  не  обращает  внимание. Видимо,  туристы  здесь  не  в  новинку.
       Сегодня  4-ое  сентября  1968 года.  Вот,  я  и в 
поселке  Горный  на  берегу  реки.  Жаль,  что  не  могу  забраться  еще  выше  в  верховья  Хора,  хотя  бы  до  притока  Сукпай.  Говорят,  что  там  очень  красивые  места,  но  дорог  туда  нет,  а  вертолет  нанять  нереально.  Вода  прозрачная  и  на  дне  видны  камни 
на  значительной  глубине.  Надуваю  лодку  и  в  путь.
      Течение  быстрое,  даже  слышу,  как  шуршат  на  дне 
камни,  перекатываемые  водой.  Опыта  сплава  на  резиновой  лодке  нет  и  от  этого  несколько  тревожно. Река  мне  незнакомая. Как  там  сложится?  Время  уже  вечернее  и  надо  где-то  искать  место  для  ночлега.  На  горизонте  появилась  темная  туча  с  всполохами  молний.  Грома  пока  неслышно,  но  туче  недолго  затянуть  все  небо. Выбираю  площадку  для  стоянки  и  выгружаюсь.  Лодку  заношу  на  берег  и  под  кустом  переворачиваю  ее  вверх  дном,  чтобы  не  унесло  ветром.  А  еще  хуже,  если  от  ливня  поднимется  река  и  смоет  мой  лагерь.  Пусть  лодка  будет  под  рукой.
       Палатка  у  меня  одноместная  и  я  с  трудом  помещаюсь  в  ней.  Длина  коротковата  настолько,  что  ноги  приходится  поджимать.  Одно  хорошо –  она  легкая  для  путешествий  и  не  занимает  много  места.  Только  успел  сварить  кашу,  как  пошел  ливень  и  я  сидел  в  палатке,  утоляя  голод. Ну  не  получилось  в  пути  перекусить.  Там,  где  коснулся  головой  внутри  палатки,  стала  капать  вода.  Хорошо,  что  ливень  был  коротким,  но  костер  затушил,  и  пришлось  разводить  его  снова,  чтобы  вскипятить  чай.
       Сижу  у  палатки  и  пью  чай,  а  на  небе  яркие  звезды,  каких  в  городе  не  увидишь.  Самое  известное  созвездие – Большая  медведица,  а  от  нее   недалеко  и до  Полярной  зведы.  Звезда  Бенетнаш  образует  нос,  а  Алькор  глаз  медведицы.  Древние  Греки  считали,  что созвездие – это  нимфа  Каллиста,  спутница  богини  Артемиды,  возлюбленной  Зевса.  Однажды  Каллиста  навлекла  гнев  Артемиды  и  та  превратила  ее  в  медведицу,  да   еще  натравила  собак.
      После  дождя  цикад  не  слышно  и  в  лесу  стоит тишина.  После  городского  шума  тишина  давит  на  тебя.  Боязни  одиночества  нет.  У  меня  есть  ружье,  а  для  ловли  рыбы  удочка.  Вскоре  небо  опять  стало  затягивать  тучами  и  звезды  постепенно меркли.  Я  залез  в  палатку  и  улегся  спать  в  спальном  мешке.  Следом  по  палатке  застучали  капли  дождя,  под  мерный  шум,  которого  я  и  уснул.
       Проснулся  отдохнувшим  и  в  хорошем  настроении.  Слышу  пение  птиц,  а  значит  день  солнечный.  Выползаю  из  палатки  и  вижу  безоблачное  небо,  а рядом  шумит  река. На  траве  и  кустах  обильная  роса,  а  по  приметам  день  будет  без  дождя. Развожу  костер.  Для  растопки  использовал  сучок  кедра,  из  которого  настрогал  сухих  стружек.  Чай,  хлеб  и  масло –  вот  мой  завтрак.   Пока  пил  чай,  проветрил  спальный  мешок  и  палатку.  На  солнце  они  быстро  высохли.  Подкачал  насосом  лодку  и  в  путь.  Назову-ка  свое  резиновое  суденышко – “Бурундук”.  Почему  так,  да  и  сам не  знаю.  Просто  зверек  маленький  и  подпускает  близко,  а  если  умеешь  подражать  его  свисту,  то  прибежит  и  сядет  рядом.
       Течение  быстрое  и  проношусь  мимо  стройных  ильмов,  ясеней  с  экзотическими  кронами,  вековых  кедров  с  диаметром  ствола  до  двух  метров.  Поворот  за  поворотом,  сопка  за  сопкой,  а  смотреть  все  интересно.  Надо  будет  походить  по  ближайшему  распадку  с  ружьем.  Может  быть,  что-нибудь  добуду. 
Впереди  на  берегу  стоит  деревня –  это  Гвасюги,  где  живет  древнее  племя  Удэге.  Решил  посмотреть  на  быт  аборигенов  этих  мест.  Первый  Удэгеец,  увиденный  мною,  ковал  из  плоского  напильника,  вероятно,  нож.  Конечно,  кузнец  из  него  липовый,  и  это  видно,  как  он  держит  молоток.  Впечатление  такое,  как  будто  он  схватил  его  за  горло   и  душит. 
      Подхожу  к  памятнику  Кимонко  Джанси –  первому  национальному председателю  сельсовета  и  автору  книги  о  своем  племени.  Кимонко  погиб в  объятиях  медведя,  вместе  впадения  притока  Сукпай  в  Хор.  Он  дважды  выстрелил  в  косолапого,  но  третий  патрон  заклинило,  так  и  нашли  их  вместе.  Из  сельсовета  выскочила  молодая  аборигенка  и  перепрыгнула  через  оградку  памятника,  даже  не коснувшись  рукой.  Поставила  цветы  у подножия  и  убежала.  Пока  я  фотографировал  памятник,  она  наблюдала  за  мной  из-за  занавески  на  окне.  А  вдруг  это  корреспондент?
       Старая  удэгейка  готовила  еду  на  костре.  Здесь  же 
собаки  вылизывали  сковородки.  Зачем  их  мыть,  когда  собака  это  сделает  с  удовольствием.  Мальчишка  все  вертелся  около  меня,  пока  не  получил  конфетку.
        На  обратном  пути к  реке  увидел  кузнеца,  умывающегося  на  берегу  Хора.  Я  стал  расспрашивать,  чем  они  занимаются  –  охотой  или  рыбалкой.  Он  ответил:
       – А  зачем?  Муку,  макароны  и  крупу  дают, картошка  есть   и  чего  еще  надо.   
И  это  лучшие  охотники.  Они  сами  себя  называли  “лесные  люди”. Вот  только   леса  вырубают,  и  места 
промысла  сокращаются. И  как  им   выживать?  Пробовали  им  выдать  породистых  коров,  но  эта  затея  была  мертворожденной.  Где  в  тайге  держать  коров?  Нет  же  сенокосов  и  выпасов.  Когда  проверили  сохранность  коров,  то  услышали  ответ:
        – В  тайгу  ушли, наверно  медведь  задрал.
Они  же  тысячи  лет  жили  охотой,  а  чиновники их  хотели  сделать  скотоводами. Каждой  семье  Удэге  государство  выдает  помощь,  чтобы  не  выродилось  племя. 
       Удэгеец,  умывающийся  у  реки,  спросил  меня:
       – Выпить  есть?
Мой  отрицательный  ответ  опечалил  его.  Пора  отправляться  дальше.  Река  зовет  в  путь.
       Чу!  Слышится  шум  далеко  идущего  поезда.  Но  откуда  ему  здесь  взяться?  До  ближайшей  железной  дороги  двести  километров. Вот-вот  появится из-за  поворота  локомотив,  и  окутанный  паром  пронесется  мимо.  Подплываю  к  повороту реки,  а  там,    в  пене  и  барашках  стоячих  волн,  ревет  перекат   Шумный.  Греби  не  зевай.  Это  не смертельно,  но  искупаться  в  сентябрьской  горной  реке  нежелательно.  Деревья  сливаются  в  неразличимую  полосу  зелени,  так  быстро  меня  несет  вода.  Немного  замочила  брызгами,  так  не  беда – высохнет.  Но,  что  такое?  Под  веслами  проушины  сминаются,  и  воздух  быстро  уходит  из  лодки.  Фу,  успел!
       Один  отсек  почти  полностью  спустил,  так  что  остров,  куда  я  пристал,  был  кстати.  Выгружаю  рюкзак  и  ружье  из  лодки.  Достаю  запасной  мешочек  с  клеем  и  заплатой.  Осмотрел  лодку  и  оказалось,  что  на  перекате от  вибрации заплата  отошла.  Зачистил  наждачной  бумагой  место  склейки  и  отремонтировал  лодку.  Скоро  обед,  пойду,  наловлю  хариусов, чтобы  сварить  уху – хватит  перебиваться  всухомятку.  Недавно  прочитал  книгу  французского  путешественника  Алена  Бомбара,  как  он  на  резиновой  лодке  в  одиночку  пересек  Атлантический  океан.  У  него  шкотами  перетерло  резиновый  бок  лодки,  так  он  использовал  вместо  клея  собственную  сперму.
        Пора  на  рыбалку.  Рецепт  ухи  прост.  Сходи  на  горную  речку  и   налови  хариусов.  Купить  вряд  ли  получится – рыба  для  города редкая  и зело  вкусная.  Водится  только  в  исключительно  чистой  воде.  Поймал?  Почисти  и  за  дело.  Накроши  в  котелок  картошки  и  вари,  а  как  только  закипела,  то  через  три  минуты  можешь  опускать  и  рыбу.  Не  забудь  удалить  жабры.  Через  восемь  или  десять  минут  пора  опустить  репчатый  лук,  а  потом  и  соль.  Лавровый  лист  и  три-четыре  горошины  перца  перед  снятием  котелка.  Можно  капнуть  чайную  ложку  водки.  Есть  гурманы,  на  мгновение опускающие  в  котелок   головешку,  чтобы  уха  пахла  дымком.  Мне  же  кажется  это  уже  излишество.  А  вот  пятьдесят  граммов  перед  ухой – в  самый  раз.  Придется  нарушить  сухой  закон,  но  я  сегодня  больше  не  пойду  по  реке.
      На  противоположном  берегу  узкой  протоки  стоят  маньчжурский  орех,  бархат  и  ясени.  Все  деревья  на  вид  экзотические.  У  бархата  кора  кажется  грубой,  но  стоит  коснуться  рукой,  как   почувствуешь  ласковое  прикосновение  бархатной  ткани.  Видимо,  потому  дерево и  получило название.  Его  кору   заготавливают  для  пробок  в  бутылки  с  шампанским  и  марочным  вином. 
       У  ясеня  ствол  высокий   и  ровный  до  тридцати  метров  в  высоту,  листья  на  черешках  непарно -перистые.  Это  означает,  что  лист  состоит  из  многих  листиков,  отходящих  от  материнского  черешка длиною   в сорок  сантиметров.  Древесина  относится  к  ценным  породам  и  идет  на  изготовление  мебели  и  ценной  фанеры.    
       Особо  красив  в  тайге  Маньчжурский  орех.  Крона  раскидиста  и  сразу  же  листья  своей  формой  бросаются  в  глаза.  Они,  как  и  у  ясеня  состоят  из  многих  листочков  на  черешке,  но  длина  всего  листа  может  быть  больше  метра.  Потому  и  кажется,  что  ты  в  джунглях. Древесина  относится  к  особо  ценным  породам  и  идет  на  изготовление  мебели  и  художественных  изделий.  Плод ореха  имеет  твердую  скорлупу  и  без  молотка  не разбить,  но  кабаны  и 
белки  умеют  справляться  с  этой  проблемой.  В  народной  медицине  орех  применяют  против  туберкулеза  и  астмы.  Из  молодых  листьев  изготавливают  отвары  для  борьбы  с  фурункулами  и  заживлением  ран. 
       В  дополнение  все  это  переплетено  лианами  дикого  винограда  и  лимонника.  Я  пробовал  отломить  веточку  от  лимонника,  но  тщетны  мои  усилия.  Это  все  равно,  что  отломить  конец  растительного  каната.  Сок  ягод  лимонника  применяют  в  чай,  как  тонизирующее  средство.  Когда  нет  ягод,  то  можно  отрезать  несколько  кусочков  лианы  и  заварить  чай –  вкус  натурального  лимона.
        Вот  и  наступил  вечер.  Хорошо  помечтать  у  костра  с  кружкой  чая.  Смотри  в  огонь,  и  ты  в  углях  увидишь  там  диковинных  зверей.  Вот  змея  разинула  пасть  на  мышь,  но  не может  к  ней  приблизиться,  так  и  сгорит.  А  это  уже  птица  с  загнутым  клювом,  как  у  орла.  Недаром  говорят,  что  на  огонь,  звездное  небо  и  текущую  воду  можно  смотреть  бесконечно  долго.   Ба,  спутник  летит!  А  помните,  когда  летал  первый  спутник  и  мы  выбегали  из  домов  посмотреть  на  это  чудо.  Пора  спать.
       Ночью  проснулся  от  того,  что  кто-то  дернул  мою  палатку  и  сильно.  Пока  искал  ружье  и  вылезал  задом  из  палатки,  то  рядом  уже  никого  не было.  Посветил  фонариком  на  лес,  но  тишина.  Залез  в палатку  и  снова  уснул.  Утром я встал  выспавшийся  и  умылся  в  горной  реке.  На  завтрак  у  меня  вчерашняя  уха.  Пойду-ка  я  и  поброжу  в  округе,  да  посмотрю,  кто  меня  разбудил.  Но  ходить  и  не  пришлось.  Рядом  с  палаткой  четкие  следы  изюбра.  Надо  же  не  побоялся  подойти  к  человеку,  а  может  из  палатки  он  не  почуял мой запах.
        Утро  солнечное  и  теплое.  Иду  по  распадку,  а  по  нему  течет  ключ  с  чистой  водой.  По  берегу  много  ольхи.  Вот  чем  хорошо  коптить  рыбу.  На  илистом  грунте  отпечатался  след  огромной  кошки  и  выводка  кабанов.  Пожалуй,  надо  приличное  блюдце,  чтобы  закрыть  след  тигра.  Следом  еще  два  следа,  но  намного  меньше.  Хм!  Похоже,  тигрица  с  детенышами  охотится  здесь  и  одновременно  обучает  своих  детей.  Она  приносит  потомство  один  раз  в  два  года.  А  это  значит,  что  обучение потомства законам  джунглей  длится  столько  же.  Встреча  с  ней  не  желательна.  Если  пошуметь,  то  она  уйдет.  Ей  тоже  встреча  с  человеком  не  нужна.  Стучу  палкой  по  дереву  и  кричу:
       – Амба,  иди,  гуляй  в  другое  место!
       Походил  полчаса у  ручья  и  поднялся  на 
небольшую  сопку,  но  рябчиков  не  нашел,  а  остальное  мне  и  не  нужно.  Пошел  в  сторону  лагеря.  Вдруг  из  кустов  лещинника с  визгом выскочили  свинья  с  поросятами  и  бросились  мимо  меня. Скорее  всего,  их  вспугнула  тигрица,  а  так  они  бы  убегали   от  меня.  Стрелять  в  кабанов  не  стал – мясо  мне  ненужно. Да  и  пусть  останется  хоть  что-то  в  природе.  Убивать  и  без  меня  хватает  желающих  браконьеров. Выстрелил  вверх,  чтобы  отпугнуть  тигрицу.  В  лагере  решил  пристрелять  ружье.  Мне  еще  не  приходилось  стрелять  из  него  пулей.  Отмерил  восемьдесят  крупных  шагов  и  поставил  камень.  Пуля  ударила  немного  ниже  цели.  Отклонений  в  сторону  нет,  а  это  уже  хорошо.  Заряд  пороха  можно  и  увеличить. 
       Все – пора  идти  дальше.  Через  полчаса  хода  на  лодке  услышал  шум.  Похоже,  опять  перекат  ждет  меня.  Еще  далеко,  но  я  вижу  пляску  волн. Течение  реки  увеличивается  и  вот  уже  струи  переката.  Пожалуй,  этот  перекат  длиннее  Шумного  и  волна  круче. Скорость  передвижения  итак  была  приличной,  а  здесь  просто  стремительна.  Заметил  по  часам,  что  за  три  минуты  проскочил  по  реке почти  километр.  Надо  остановиться,  высушиться  и  попить  чаю. Все-таки  волны  прилично  вымочили  меня.  А торопиться  мне  не  куда. 
       Вижу  небольшую  протоку  и  направляю  лодку  в  нее.  Вот  так  встреча!  В  протоке  стоит  изюбр  и  ест  водоросли,  а  они  свисают  изо  рта. Он  недоуменно  смотрит  на  меня.  Пока  я  не  шевелюсь,  то  олень  и  думает,  что  приплыла  коряга.  Ну  не  буду  же  я  стрелять  такого  красавца  ради  куска  мяса.    Сижу  в  лодке  неподвижно,  и  смотрю  ему  в  глаза,  а  они  синие - синие  и  какие-то  жалостливые,  кажется,  сейчас  заплачет. Но  стоило  мне  пошевелиться,  как  зверь  развернулся  в  протоке  и  в  два  прыжка  скрылся  в  тайге.  Жаль  фотоаппарат  лежал  в  рюкзаке.
       Отдохнул  немного  за  кружкой  чая  и  опять  в  путь.  Дело  в том,  что  устаешь  неподвижно  сидеть  в  лодке,  а  стесненные  условия  не  дают возможности  приподняться  или  сменить   позу.  Через  час  пути  решаю  остановиться  на  ночлег.  Выбираю  отлогий  берег  с  поляной  среди  тайги  и  пристаю.  Пора  опять  наловить  хариузов  и  хорошо бы насолить  котелок  для  дома – будет  чем  угостить  друзей  под  пиво  или  бутылку  сухого  вина.  Время  до  вечера  есть.
       Нашел  хорошую  яму  под  берегом,  куда  била  струя  быстрой  воды  и  закинул  удочку.  Сразу  же  последовал  рывок  и,  блестя  серебром,  бьется  рыбка  на  крючке.  Бока  хариуса  раскрашены  всеми  цветами  радуги.  Такое  впечатление,  будто  рыбку  прострочили  цветными   нитками.  Соленый  хариус  берешь  в  руки  и  снимаешь  кожу  вместе  с  чешуей,  а  там  прозрачное  мясо,  даже  видны  косточки. Отменная  закуска  под  любую выпивку.
       За  час  наловил  рыбы  больше  чем  надо  для  ухи. 
Значит,  останется  и  на  засол.  Варю  уху  и  опять 
сижу  у  костра  с   кружкой  чая.  Надо  мной  звездное  небо  и  хочется  верить,  что  и  там  есть  жизнь.  Что,  такой  же  чудак  сидит  у  костра  и  мечтает.  Вспомнил  девушку  Свету  из  букинистического  магазина.  Жаль  у  меня  украли  дорогой  книжку «Курс – одиночество»  Вэла  Хауэлза.  Неплохо  бы  почитать  его  в  такой  обстановке.  Света  много  мне  книг  достала  и  с  ее  помощью  у  меня  образовалась  приличная  домашняя библиотека.  Обещал  зайти  к  ней  еще  две  недели  назад.  Надо  ее  пригласить  на  хариусов  и  рассказы  о  плавании.  Может  быть,  она  надеется  на  более  близкие  отношения?  Я же  вижу  ее  взгляды.  Но  не  хочется  обманывать  хорошего  человека.  Ну,  нет  у  меня  к   ней  чувств!
       Нижние  две  звезды  Большой  медведицы  скрыты  за  деревьями  и  кажется,  что  ковшом  зачерпнули  воду  и  еще  не  вытащили из  реки.  Млечный  путь  похож  на  разлитое  молоко  небесной  коровы.  Сегодня  особенно  сильно  шумят цикады – завтра  будет  ясный  день.  Солнце  опустилось  за  сопки  и  сразу  же  становится  темно.  Это  характерно  для  Дальнего  Востока,  а  вот  в  Западной  Сибири  вечерняя  заря  долго  освещает  землю,  а  в  самую  короткую  ночь  обе  зари  встречаются  на  горизонте.  Поднялась  луна  и  сегодня  почему-то  она  багровая  и  большая.  Ученые,  вероятно,  могут  объяснить,  почему  иногда  луна  делается  особенно  большая. 
       Пролетела  сова  и  села  на  галечный  берег.  На  реке 
отражается  луна,  а  от  быстрых  струй  воды,  она  меняет  очертания.  Что  нужно  человеку  для  счастья?
Наверно  сразу  и  не  ответишь.  Сейчас  я  счастлив  у  костра,  а  завтра  мне  подавай  веселую  компанию,  а  послезавтра  любимую  девушку.  Это  свинья  счастлива,  когда  у  нее  полное  корыто  корма.
      Костер  горит  жарко.  Слава  Прометею,  укравшему  огонь  у  богов. Вот  кого  нужно  считать  главным  божеством  и  поклоняться  ему.  Представьте  себе  человека  без  огня,  да  не  выжил  бы  он.  Боюсь  ли  я   ночью  в  тайге,  когда  на  десятки  километров  нет  людей.  Мне  думается,  что  здесь  я  в  большей  безопасности,  чем  ночью  на  городской  улице.  Слышу  рев  зверя.  Волки?  Да  не так  они  воют.  Так  кто  ревет?
Ба-а!  Да  это  же  изюбрь  во  время  гона.  Самцы  дерутся  из-за  оленухи.   В  темноте  леса  кажется,  кто-то  идет  с  фонариком,  но  это  бабочки-светлячки.
       Пора  спать,  но  прежде  выживем  комаров  из  палатки.  Беру  из  костра  головешку  и  проталкиваю  в  палатку.  Через  две  минуты  все комары  убираются  и  можно  спать.  Завтра  последний  день  пути.
       Утром  встаю,  разбуженный  пением  птиц.  День  опять  солнечный,  а  за  эти  дни  я  загорел  и  наверно  нос  облезет.  Завтракаю  ухой  и  собираю  пожитки  в  рюкзак,  чтобы  загрузить  в  суденышко – «Бурундук».  Он  мне  неплохо  служит  в  походе.  Солнце  пригрело  так,  что  решил  раздеться  до  пояса,  чтобы  пополнить  загар,  неполученный  летом.  Студенческий  отряд  работал  на  Севере  и  загореть  не  получилось.  Вообще-то  я  преподаватель,  но  послали  командиром  строительного  отряда,  видимо,  потому  что  я  инженер – строитель.
      Река  вырывается  из  гор  в  долину  и  появилось  много  проток  и  корчей.  Есть  опасность  наскочить  на  один  из  них  и  пропороть  лодку.  Сходу  влетаю  в  одну  из  проток,  так  быстро  течение,  хотя  порогов  нет.  Пролетел  протоку  и  опять  выскочил  на  основное  русло.  Впереди  избушка  и  около  нее  люди.  Подплываю  и  расспрашиваю,  где  я  и  можно ли  пройти  на  деревню  Кутузовка.  Лесозаготовители  с  интересом  разглядывают  чудака,  идущего  по  реке  в  одиночку.  Мне  ответили:
      – Протоку  на  Кутузовку  я  уже  проскочил,  а  до  поселка  “Бичевой”  осталось  семь  километров.   Меньше,  чем  через  час  я  буду  в  конечном  пункте  моего  плавания. «Бурундук»  хорошо  отслужил  свою  службу  и  не  подвел.
       Вот  я  и  в  поселке,  пора  на  автобус.
 



 

      
      
    
 



 


Рецензии