Деревенька моя

Кто же вершит наши судьбы? Я никогда не мечтала о преподавательской работе. Хотела быть врачом. В медицинский институт  не прошла по конкурсу, не рискнула поступать второй раз. Пошла туда , где проще.

Выбрала историко – филологический факультет пединститута, хотя и здесь конкурс был большой, но все – таки не такой , как в предыдущем вузе. Все экзамены сдала хорошо, а литературу - на тройку. Это было все! Сочинение – на 5, а устный экзамен подвел.

До сих пор не могу понять, за что мне "влепила" трояк очень пожилая педагог по фамилии Хлопик. Помню ее возмущение:
- Это ж надо, написать блестящее сочинение и не ответить на такой простой вопрос!
Разбирались в произведении "Как закалялась сталь". Чего там не знать? А вот ведь сумела старенькая Хлопик меня завалить  и "выплюнуть" за дверь с позорной тройкой!

Ох и помучила  эта пожилая педагог всю нашу группу. По  несколько раз ходили студенты к ней на зачеты и экзамены. Мне , кстати, везло – сдавала с первого раза.

А как же я попала в студенты, имея явно непроходные баллы с этой несчастной тройкой? Вот это уже интересная история. Нарочно не придумаешь!

Конечно, я была убита горем – провалиться во второй вуз! Как было стыдно! И что меня заставило пойти в институт к вывешенным спискам зачисленных на учебу абитуриентов ? «Вот они, счастливчики»,- думала я, пробегая глазами по фамилиям.

Увидев свою фамилию, я не поверила. Мало ли однофамильцев? Однако имя и отчество тоже были мои! Такого  не должно быть! Но это случилось!

Только где – то уже на втором курсе была разгадана эта загадка.  Когда мы, будучи  абитуриентами, сдали все экзамены , нам сказали,  что списки с фамилиями зачисленных будут выставлены на обозрение через два дня, но почему – то они не были готовы. И я решила заглянуть в кабинет , где заседала приемная комиссия.

-Что Вы хотели?
-Хотела узнать о результатах.
-Ваша фамилия?
-Казанцева (это моя девичья фамилия)
Председатель комиссии  ( надо ж такому случиться!) держала в руках как раз результаты моих вступительных экзаменов. Еще раз посмотрев в этот судьбоносный листок, она подняла на меня свои очень строгие глаза и ,как молотом по наковальне, жестким мужским голосом произнесла: "Иди, молись всю ночь!"

Председателем приемной комиссии, как оказалось, была декан нашего факультета. И вот , когда я была уже на втором курсе, Александра Дмитриевна (царство Вам небесное!) сказала мне: "Эх, Файка, повезло тебе! Ведь если б ты тогда не заглянула в аудиторию, не видать бы тебе института. Понравилась ты мне".

Вот уж, действительно, неисповедимы пути господни. Дело случая. Ведь и не должна была попасть, а попала на  преподавательскую стезю , по которой прошла всю жизнь. Судьба – а – а ! (Как говорил М.Евдокимов)   

Где только ни довелось мне поработать! Школа, вечерняя школа, техучилище, педучилище, зона (из чистого любопытства), институт. Везде было интересно. Но нигде не было так уютно и тепло, как в сельской школе!

Деревянная двухэтажная школа. Полы покрашены светло – коричневой краской. Черные парты. И светлые, приветливые лица детей. Как же были непорочны и чисты эти дети!  У меня классное руководство в 5-м классе.

Заходишь в класс и видишь счастливые глаза мальчишек и девчонок, полные любопытства и ожидания чего – то нового. Все время приходилось что – то изобретать , придумывать, чтобы подогревать этот интерес.

Готовясь, например, к встрече Нового года, мы всегда делали огромную, красочную  стенную газету. Дети любили приходить ко мне домой. Мы расстилали на полу длинное полотно, склеенное из 3-х  листов ватмана , и начиналось волшебство. Кто – то рисовал, кто –то раскрашивал, кто – то клеил фотографии, кто – то писал. Каждому находилось дело! Наши газеты увозили даже в районную редакцию. Дети были горды.

Осенью детей привлекали к копке картофеля. Занятие это, прямо скажем, не из интересных. Надо было наити какую- то изюминку, чтобы дети работали с задором. Я предложила ребятам в отдельный мешок собирать " уродливые"  картофелины. Не ровненькие и круглые, а со всякими наростами. Работа кипит. Каждый увлечен. И вот мы уже после уроков  опять занимаемся коллективным творчеством. Картофель вымыт, высушен – готов к работе. У каждого на парте акварельные краски и кисточки. Фантазии детей нет предела!

 Все окна в классе заставлены поделками. Это сказочные герои , у которых смешные лица, необыкновенные наряды. Однако все герои узнаваемы. Вон там сидит злая баба Яга. А там – змей Горыныч.  А вот и Красная шапочка, Колобок, серый волк. Животных – целый зоопарк.  Все наши поделки мы расставляем на стеллажи, и каждую работу сопровождаем веселым комментарием.

Наша необычная экспозиция готова принять посетителей. Все мы замерли в ожидании гостей. Утром вся школа увидела красочное объявление : " Тот не знает наслаждения, кто картошки не видал!" С первого этажа до нашего 5  «А» на втором этаже  были наклеены яркие, разноцветные стрелки – указатели. Это был грандиозный успех!

Мы и сочинения ухитрялись писать коллективные. Осенью, зимой и весной всем классом на два урока (литература и русский язык) выходили на природу. Лес рядом, пруд рядом – деревня! Любовались природой. Наблюдали за всем : небо, воздух, растения, птицы, животные, звуки.  Впечатлений –море. Дети учились не только смотреть, но и видеть.

А потом мы писали сочинение. Цитировали стихи известных поэтов о том времени года, когда выходили на природу. Вырезали и приклеивали в тетради соответствующие картинки. Все работы читались на уроке вслух, и дети отмечали самые удачные мысли в каждой работе. А потом два или три ученика вместе со мной из этих " лакомых " кусочков  составляли общее сочинение. Шили, так сказать, "лоскутное  одеяло". Переписывал это сочинение тот ученик, у которого был красивый почерк.

Ребята очень любили слушать, что за сочинение у них получилось. Каждый узнавал свой кусочек и был бесконечно рад, что сделал вклад в общее дело. Так мы учились писать серьезные работы. Сочинения в старших классах дети писали без проблем.

С интересом дети делали книжки – малышки. Так, например, пройдена тема "Существительное ".
У нас – зачетная форма работы. Каждый делает маленькую книжку  (13см х10см) с красочным титульным листом. Содержание – все о существительном. Все работы разные. Кто-то писал сказку, кто – то изобретал кроссворд, ребус, викторину и т.д.  Так, играючи, повторяли и закрепляли пройденный материал.

Наши уроки не были скучными. И я , и дети шли в школу с радостью. Наша любовь была взаимной. На уроках всегда находилось время для шутки.

Я очень любила своих детей и умела понять и простить их шалости. Ну какое же детство без  озорства и шуток? Каждый помнит, что проделывал он в школьные годы.

Идет урок. Вроде все заняты делом, но я вижу , что Слава Молин напряженно смотрит не в тетрадь. Ага! Он опять "удит". Деревянный пол рассыхался, и кое – где были широкие щели, в которые свободно могла пролезть мышь. Ребята привязывали к нитке рыболовный крючок, на который нанизывали что-нибудь вкусненькое и опускали крючок в щель.  Объясняя новый материал, я наблюдаю, что будет. Мне и самой интересно. Удачный улов сопровождался дружным смехом. Это была маленькая разрядка.

На уроке могло произойти самое непредвиденное. В самом конце класса на подоконнике лежал огромный транспортир, который использовался математиками. Миша берет этот злополучный прибор и, недолго думая, нахлобучивает его на голову впередисидящего. Дети выполняют письменную работу, все смотрят в тетради. Некоторые видят, что происходит, и, молча, наблюдают. Я тоже. Тот,  на ком надет "хомут", молча снимает его и  надевает на следующую голову . Так транспортир благополучно дошел до шестой головы, ловко сел на плечи ученика, а вот снять – то не получилось!  Класс содрогался от хохота, а мне пришлось высвобождать «нестандартную»  голову.

Много веселых минут доставлял детям мой дворовый  , беспородный песик по кличке Уголек. Он постоянно утром провожал меня до школы. Я захожу в здание,пес бежит домой. Но, видимо, одному во дворе ему было очень скучно, и он возвращался в школу. Всякий раз он ухитрялся прошмыгнуть в дверь. Этот нарушитель общественного порядка прекрасно понимал, где меня найти.

Идет урок. Дети выполняют самостоятельную работу. В классе тишина. Вдруг скрипнула дверь и в класс по – пластунски, с чувством большой вины ползет по полу мой непутевый пес, забирается под учительский стол и замирает. Дети рады случаю посмеяться. А мне совсем не до смеха!

Что только я ни предпринимала, чтобы отучить пса от этих визитов, но он ухитрялся повторять свои трюки. Ведь в маленькой сельской школе в те времена не было никакой охраны. Дежурная подаст звонок (не электрический!) на урок  и уходит заниматься другими делами на целых 45 минут до очередного звонка. В коридоре тихо, никого нет – самое время моей животине опять  пробраться в класс и поприсутствовать на уроке.

Конечно, не каждый день Уголька ждала такая удача, но случалось это частенько.  Все бы ничего, да  в дождливую погоду его "вылазки" не могли оставаться незамеченными. Следы от его грязных лап красивой цепочкой тянулись на второй этаж. Уборщицам это было не в радость. Приходилось прибегать к дипломатии во избежание неприятностей.

Дети знали, что я очень люблю животных, поэтому они тащили в мой дом (огромный, построенный для молодых специалистов ) подобранных птенцов, брошенных котят, выводок мышат из-под плуга во время копки картофеля. В моем доме всегда был "зоопарк". Жизнь наша, как школьная, так и внешкольная, бурлила радостью!

Как бы я ни любила святую, непорочную сельскую школу и моих незабываемых детей, мне очень хотелось пожить в городе. Я была молода, мне так хотелось ходить  на шпильках! А в нашем совхозе даже летом позволить себе такого мы не могли. Дождь – значит резиновые сапоги. Сухо – значит только удобная, устойчивая обувь. Не было ни асфальта, ни тротуаров.

Затосковала моя душа по городу, и я собралась переезжать. Вещи были запакованы. Муж сопротивлялся (безумно любил свиней, коров и ЛОШАДЕЙ), не зря заканчивал с\х академию, но с пониманием относился к моему желанию. Все готово к переезду, но ничего не получилось. Пришли мои ученики вместе с родителями и устроили коллективный плач. Плакала и я. Уговорили остаться. Я проработала еще год и навсегда уехала в город.

Но разве можно забыть то прекрасное время, людей, самозабвенно работающих на земле, и удивительных деревенских детей?!

 Очень хорошо о ностальгии по деревне написал поэт Л.Дербенев.

Сам себя считаю городским теперь я.
Здесь моя работа, здесь мои друзья.
Но все так же снится мне моя деревня,
Отпустить меня не хочет родина моя.

Да! Так оно и есть!


Рецензии
Здравствуйте, Фаина. Какой замечательный рассказ!
"Любовь с детьми должна быть вза-
имной: иначе в школе нечего делать!"
Да, нечего делать. На прозе кто-то написал, "учителя не обязаны любить учеников". Не стала писать ей рецензию. Конечно не обязаны. Только, как же она там бедная работает то. )))
Я два раза уходила из школ и два раза мои классы ревели. В гимназии класс был крутой, плакала на прощальном родительском собрании мама одной девочки - финдиректор огромной фирмы, эту девочку личный водитель возил в школу. )))
Спасибо, Фаина. Вам творческих успехов и хорошего ноября! С уважением.

Ирен Бертрам   10.11.2019 21:08     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Ирен.
Сочувствую детям, учителя которых
бесчувственны к своим ученикам.За-
чем идут в школу,разве нет другой
работы?
Приглашаю Вас заглянуть в мой класс
еще разок - "Монголия не заграница".

С уважением!

Фаина Нестерова   11.11.2019 07:35   Заявить о нарушении
Обязательно почитаю. Спасибо.

Ирен Бертрам   11.11.2019 08:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 110 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.