Рецензия на фильм Авантюристы

Глубина в метрах и сокровища в евро
впечатления от фильма "Авантюристы"

Константина Хабенского, привязанного к стулу, неизвестные люди погружают с головой в бассейн и держат там около минуты. Потом вынимают. Его герой стойко, отчасти флегматически выдерживает испытание. Абстрактная «мафия» дает ему неделю на возвращение долга в 200 тысяч евро… Такова первая сцена запущенного 10 апреля в кинотеатрах фильма Константина Буслова «Авантюристы».
После картины Александра Велединского «Географ глобус пропил», вернувшей веру в отечественный кинематограф и заслуженно увешанной наградами главных российских кинофестивалей, на миг показалось, что фамилия Хабенского станет для нашего кино широкого проката чем-то вроде пробы на благородных металлах. Его блестящее исполнение роли географа не только обеспечило ленте Велединского добрую половину успеха, но и оправдало самого актера за тот по-ералашевски картонный образ учителя, который был создан в фильме «Выкрутасы». «Авантюристы» несмотря на глубоководные погружения – по сюжету, – становятся для Хабенского – по сути – мелким пресным водоемом, в котором не помещается жираф. Остается сворачиваться в клубочек или – по-страусиному – головой в воду.
В воде – сюжет фильма завязан на поисках морских сокровищ – вместе с инструктором по дайвингу тире «черным археологом» Максом (Хабенский) обитают также его экс-возлюбленная Катя (Светлана Ходченкова) и ее нынешний жених Андрей (Денис Шведов) – состоятельный и успешный финансовый работник. Их случайная встреча на пирсе – точка отсчета событий.
С легким сердцем можно обронить дежурную фразу о том, что «все актеры со своей задачей справились на отлично». Это вовсе не удивительно притом, что никакой сверхзадачи не стояло в принципе. Поэтому действие течет спокойно и благочинно: как в штиль. Именно словом «штиль» хочется охарактеризовать общие настроение и ритм фильма, несмотря на ныряние под воду, погони, поиски сокровищ и проч..
Картина сработана чисто, просто и незатейливо. Не случайно жанр «Авантюристов» профильные интернет-сайты определяют односложно и лаконично: «приключения». Больше-то ничего и не привяжешь. «Афиша.ру» добавляет, правда, слово «мелодрама». Но это, видимо, для солидности. А для мелодрамы – страстей маловато.
Сюжет, действительно, представляет собой параллельное развитие двух линий: приключенческой и любовной. Однако рефлексия героев, их эмоциональные переживания словно нанесены пунктиром поверх развернутой карты с приключенческим ландшафтом. Ландшафт при этом весьма простой – под стать типичному любовному треугольнику, который неплохо сыгран, но с очевидностью разрешим. В развязке двум повествовательным линиям суждено соединиться так, что на их пересечении рождается затертая и ожидаемая мысль: любовь – настоящее сокровище, и она важнее земных (ну, или подводных) богатств.
Интересно, кстати, что глубоководные реликвии ордена рыцарей-госпитальеров, за которыми охотятся герои, находит в морских глубинах не профессиональный дайвер и авантюрист со сложной судьбой Макс, а простоватый на вид «человек дела» Андрей, который и здесь не оплошал. Он же успевает укрыть сокровища от мафии. Но женщины любят не за это (единственная тонкая мысль)…
Картина получилась хоть не скучной, но какой-то пустой – без внутренних течений и подводных камней. До уровня «Индианы Джонса» не хватило экшена и зрелищ, до уровня «Приключений итальянцев в России» – сюжетных линий и юмора.
Сложно говорить о других, но для Хабенского-актера в новом фильме сцена резко уменьшилась от размеров Русской равнины до площади кухонной табуретки (или стула, к которому привязывают бандиты).


Рецензии