Рецензия на фильм Need for speed Жажда скорости

Малолитражное кино с полным баком
о фильме «Need for speed: Жажда скорости»

Мода на экранизации компьютерных игр – вероятно, примета кризиса экшена как кинематографического жанра. Сталлоне, Шварценеггер, Ван Дамм и проч. запатентованные фабрикой грёз супергерои сегодня уже в том солидном возрасте, когда пора собираться вместе в гараже или на веранде, пить пиво или чай с молоком (каждому по потребностям), вспоминая, насколько раньше зеленее была трава и горячее кровь.
Этот процесс, приправленный «золотыми дозами» погонь и перестрелок, можно наблюдать аж в трех частях фильма «Неудержимые», где «старая гвардия» забавляется, как может, доводя собственные амплуа до самопародийности и гротеска рыбацкой байки (от каждого по способности). В свою очередь, «неудержимые» XXI века на сумасшедших скоростях врываются на экран прямо из виртуальной реальности (откуда же еще?).
13-го марта вышла в российский прокат лента «Need for speed: Жажда скорости» – первая экранизация гоночных видеоигр. До этого материалом кинематографу служили более кровожадные игровые жанры (можно вспомнить киноверсии «Макса Пэйна», «Принца Персии» и проч.). «Жажда скорости» противопоставила блеску оружия заводской блеск двигателя внутреннего сгорания.
Сюжет картины до предсказуемости прост (что самоочевидно для фильма, основанного на компьютерной игре). Гениальный гонщик и автомеханик Тоби Маршалл (Аарон Пол), завязав с большими соревнованиями, тихо-мирно работает с друзьями в автомастерской, участвуя для поддержания формы в подпольных местечковых заездах на деньги. Отец героя недавно умер, экс-возлюбленная предпочла более успешного Дино Брюстера (Доминик Купер), самодовольного гонщика-негодяя, а у самого Тоби – большой долг по кредиту. Классический набор «героя, побитого жизнью». Эта «побитость» – сюжетная данность, и никакой предыстории у Тоби словно бы нет: «почему стал механиком?», «почему бросила девушка?», «откуда долги?» – все эти вопросы повисают в воздухе, из которого, по сути, и возникает сам герой (жанр позволяет).
Попытка поправить дела оборачивается для Тоби трагической гибелью друга и двумя годами тюрьмы по ложному обвинению – все это при непосредственном участии его нареченного антагониста Дино. Такова завязка. Дальше: возвращение из тюрьмы, мужественная небритость, потертая кожаная куртка и эффектная месть на высоких скоростях. Одолжив «резвый» Ford Mustang, получив в придачу отвязную – под стать себе – подружку (Имоджен Путс), готовую (зачем?), высунувшись из окна, на полной скорости заправлять автомобиль, Тоби отправляется на культовую гонку «De Leon». Выиграв, он сможет отомстить Дино. Всю дорогу ему помогают друзья, пересыпающие действие «пацанским» юмором (один из них – естественно! – чернокожий), а ход событий комментирует экзальтированный организатор «Де Леона» Монарх (Майкл Китон).
Зритель, чуждый автокульту, проассоциирует «Жажду скорости» не с «Форсажем», а скорее с фильмом «Угнать за 60 секунд». И без сомнения обнаружит, что в последнем больше глубины, а также меньше условности, которая в случае с «Жаждой скорости» была бы воистину мифологической, если бы не однозначность моральных оценок.
Собственно, и Тоби Маршал – герой, конечно, мифологический – супергерой. Он – не Брюс Уиллис, справляющийся с полчищами врагов с помощью палки-копалки, но он – и не «простой механик». Неуязвимый и почти всемогущий за рулем своего «суперкара», он не может не победить. А если возникнет неразрешимая проблема – то, прилетит друг-«волшебник», на военном вертолете цвета хаки – и унесет от проблемы подальше. Такое кино. С хэппи-эндом и ревущими двигателями.
Общее впечатление однозначное: содержание по объему и качеству полностью соответствует замыслу – никакого дополнительного топлива картине для движения не требуется. Ей достаточно.


Рецензии