Лига выдающихся джентльменов Древней Греции

Поскольку древние эллины любили всякого рода соревнования и с почтением  относились к людям здравомыслящим и проницательным, то неизбежно возникали споры о том, кто из эллинов самый умный и какой из городов может этим фактом гордиться. Благо выбирать было из кого. Разные античные авторы долгое время составляли длинные списки мудрецов, пока сам собой не установился консенсус из семи имен, признанных мудрейшими.
 
Таковыми стали Фалес из Милета, Солон из Афин, Питтак из Митилены, Клеобул из Линда, Хилон из Спарты, Биант из Приены и Периандр из Коринфа. Было немало и других достойных, но число семь всем пришлось по душе, так что на нем и остановились. Все семеро были реальными историческими личностями и жили в 7- 6 веках до н.э. Это была эпоха войн, политических кризисов и социальных потрясений, в которых наши герои принимали самое непосредственное участие, обретя заслуженную славу и почет.

Сохранилось предание о том, что некий житель Милета заплатил рыбакам за их будущий улов. Рыбаки закинули сети и вместо рыбы вытащили золотой треножник. После долгих споров о том, кому он должен достаться  покупатель и рыбаки обратились к дельфийскому оракулу и получили ответ «отдайте мудрейшему из греков». Треножник вручили Фалесу, но тот сказал: «Самый мудрый не я» и отправил его Бианту, Биант передал треножник Питтаку, Питтак – Клеобулу, Клеобул – Периандру, Периандр – Хилону, Хилон – Солону, а Солон – обратно Фалесу. Тогда Фалес отправил треножник обратно в Дельфы с надписью «Аполлону от Фалеса, дважды признанного мудрейшим среди эллинов».

Фалес был потомком древнего финикийского рода, издавна осевшего в Милете – крупнейшем торговом и культурном центре Ионии. Впоследствии Милет будет разрушен персами, но во времена Фалеса  город процветал и как магнит притягивал к себе купцов и любознательных путешественников. Фалес был одной из достопримечательностей города и многие приезжали в Милет, чтобы просто поговорить с ним. Ему задавали каверзные вопросы, он отвечал так, что его ответы цитировали по всей Элладе.

- Что самое удивительное из того, что ты видел? – спросили его. – Тиран в старости, - отвечал Фалес. – Дай совет на все случаи жизни. – Соблюдай меру. – Как достичь состояния блаженства? – Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании. - Что общего между бедным и богатым? – Надежда. Она есть у каждого». Чего не следует делать? – Ручаться за других.  – О чем нельзя забывать? – О том, что твои дети будут относиться к тебе так же, как ты относишься к своим родителям. – Какое занятие самое легкое? – Давать советы другим.

Однажды Фалеса упрекнули, что при всем своем уме он так и нажил богатства. - Если б меня интересовали деньги, я был бы богатым, - ответил Фалес. Над ним посмеялись. Тогда он взял в аренду все маслобойни города. В тот год неожиданно для всех случился небывалый  урожай оливок и Фалес разбогател.

В молодости Фалес был купцом и объездил много стран. Он долго жил в Египте, где учился математике и астрономии.  Воспользовавшись знанием многовековых наблюдений египтян за солнцем и луной, Фалес прославился предсказанием солнечного затмения в 585 году до н.э. Он научил греков пользоваться  египетским календарем и доказал несколько геометрических теорем. Первым из греков он использовал математику в изучении движения небесных тел.

Благодаря дружбе с милетским тираном Фрасибулом Фалес оказывал значительное влияние на политику Милета. Он решительно выступил против  военного союза с Лидией, хотя и помогал лидийскому царю Крезу. В частности, Фалес построил плотину и водоотводный канал на реке  Галес, чтобы дать возможность переправится лидийским войскам. Персидский царь Кир разгромил лидийцев, но не тронул нейтральный Милет. Таким образом, Фалес фактически спас родной город от порабощения.

У него были ученики, которым он преподавал не только науки, но свои философские взгляды. Фалес полагал, что неживой природы не существует, во всем есть жизнь и во всем есть душа, а первоосновой всего сущего является вода. Общепризнанно, что именно Фалес и его ученики Анаксимен и Анаксимандр заронили то зерно, из которого впоследствии выросла вся европейская наука и философия.
Ему приписывают следующие слова:
Старше всех вещей – Бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего – космос, ибо он – творение Бога.
Больше всего – пространство, ибо оно вмещает всех.
Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает всё.
Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.

Умер Фалес в преклонном возрасте на трибуне стадиона во время спортивных соревнований.


Солон, знаменитый афинский политик, поэт и законодатель по рождению был  потомком царского рода, по политическим убеждениям умеренным демократом, а по характеру человеком деятельным и решительным. При этом он не раз проявлял достойную удивления проницательность.

Свои незаурядные способности политика Солон проявил еще в молодости, когда дерзко нарушил закон, запрещающий афинянам под страхом смертной казни призывать к войне за остров Саламин, отошедший Мегарам после поражения Афин в войне. Солона запрет не смутил, он надел на голову венок и отправился на городскую площадь. Там он разыграл целое представление, изображая охваченного безумным порывом стихотворца, и продекламировал элегию собственного сочинения, в которой были такие слова:

"На Саламин! Поспешим и сразимся за остров желанный,
Чтобы с отчизны стряхнуть горький и тяжкий позор".

Народ, вдохновленный этим выступлением, решительно поддержал поэта. Закон был отменен, а Саламин отвоеван. После войны Солон блестяще отстоял права Афин на Саламин в третейском суде Спарты. Он был  инициатором успешной войны за права паломников свободно посещать Дельфийский оракул, и организовал победоносный поход афинян на Херсонес Фракийский.

Получив должность архонта, Солон провел целый ряд важных реформ, заложивших основу последующего процветания Афин. Он запретил продажу афинских граждан в рабство за долги, отменил сами долги  и добился выкупа за государственный  счет уже обращенных в рабство.

Солон учредил суд присяжных, унифицировал систему мер и весов и провел денежную реформу. Одним из самых важных стал его закон о свободе распоряжения имуществом. То есть владелец земли, дома, мастерской и т.д. мог их заложить, продать, разделить или завещать  кому угодно по своему усмотрению. Для той эпохи это были просто революционные решения, давшее мощный толчок экономике.

«Закон похож на паутину – сильный ее разорвет, слабый застрянет», -  говорил Солон, - «За грехи подчиненных отвечает начальник», «Не умеешь подчиняться – не сможешь управлять», «Справедлив тот, для кого чужая обида как своя», «Друзей следует хвалить публично, а упрекать наедине», «Пока живешь – учись! Не надейся, что мудрость в старости придет сама по себе».

В преклонном возрасте Солон отправился в путешествие и побывал в Лидии, где встречался со знаменитым Крезом, который тогда был еще царевичем.  Крез спросил его – кого из людей можно назвать счастливым? Солон ответил так: « Называть счастливым человека при жизни, пока он еще подвержен опасностям, - это все равно, что провозглашать победителем атлета, еще не окончившего состязание». Умер Солон вдали от родины – на Кипре, а его прах был развеян над островом Саламин, который он отвоевал.


Биант  прославился защитными речами на судебных заседаниях далеко за пределами своей родной Приены. В Греции была даже такая поговорка «если уж судиться, то на приенский лад», то есть  суд должен быть занимательным для зрителей и справедливым для участников. О жизни Бианта известно не так уж много. Его судебные речи не были записаны, однако сохранилось немало цитат, которые свидетельствую о незаурядном уме и наблюдательности Бианта.

Самую знаменитую свою фразу он произнес, когда вместе с другими жителями Приены покидал родной город, спасаясь от неприятеля. Все беженцы тащили свои пожитки, один лишь Биант шел налегке. На недоуменные вопросы сограждан Биант невозмутимо ответил - «Всё своё ношу с собой!». Не менее известно другое его высказывание - «Худших везде большинство», которое  до сих пор охотно приводят противники всеобщего избирательного права.

Сохранилась забавная история о том, как Биант обвел вокруг пальца лидийского царя Алиатта, который надумал захватить Приену и осадил город. Биант раскормил двух мулов и подстроил так, чтоб они сбежали из города. Подумав, что в городе большой запас продовольствия и осада может сильно затянуться, Алиатт направил в Приену посла для переговоров. Узнав об этом, Биант распорядился насыпать на городской площади большие кучи песка, а сверху присыпать их зерном. Посол увидел эти фальшивые запасы  зерна и сообщил о них царю. Алиатт решил не тратить время понапрасну,  осада была снята.

«Лучше разбирать спор между своими врагами, чем друзьями. В первом случае один из врагов станет твоим другом, а во втором - один из друзей станет врагом», - говорил Биант. «Несчастен тот, кто не переносит несчастья», «Сначала думаю, потом действую», «О богах говори, что они есть», «Что удается хорошо – считай от богов», «Жизнь надо устраивать так, как будто жить осталось и мало и много».
Умер Биант в глубокой старости в зале суда, после того как успешно защитил подсудимого. Он уснул в перерыве заседания и тихо скончался во сне. Такая смерть в античной Элладе считалась высшей милостью богов.

Питтак был мельником в Митилене, главном городе острова Лесбос. Несколько десятилетий на острове длилось противостояние между аристократами и демосом, который закончился государственным переворотом, одним из организаторов которого был Питтак. Многие аристократы были изгнаны с острова. В числе эмигрантов оказалась и знаменитая поэтесса Сафо, которой пришлось на десять лет уехать в Сицилию.

Потом была война с афинянами. Питтак, который  возглавил войско митиленян, вызвал на поединок предводителя афинян Фриона, олимпийского чемпиона по пятиборью. Когда бойцы сблизились, толстый, неуклюжий, страдавший плоскостопием Питтак выхватил сеть, которую прятал за щитом, набросил на могучего противника и убил его. Этот поступок принес ему славу и Питтака избрали правителем Митилены.  На этом посту Питтак проявил себя с самой лучшей стороны. Он правил десять лет, после чего сам сложил с себя полномочия.

Жители Митилены передали ему в дар большой надел земли. Питтак оставил себе лишь половину, а остальное посвятил богам. «Половина больше целого», - загадочно объяснил Питтак свое решение.  Рассказывают, что когда лидийский царь Крез преподнес ему богатые дары, Питтак отказался их принять, заявив «У меня и так вдвое больше, чем хотелось бы».

Однажды к Питтаку за советом обратился один юноша: «У меня на примете есть две девушки. Одна из знатного рода, вторая происходит из моей среды. Какую из них мне выбрать в жены?». Питтак указал своим посохом на играющих мальчишек и сказал: «Послушай, о чем они говорят». Молодой человек подошел к мальчишкам и услышал, как один из них говорит своему товарищу: «Не за свое не берись!». Сам Питтак, по слухам, был не очень счастлив в браке, поскольку был женат на высокомерной аристократке.
 
Некий человек убил сына Питтака. Убийцу схватили, но Питтак приказал отпустить его, заявив «Лучше простить, чем раскаяться».

«С неизбежностью и боги не спорят», - говорил Питтак. «Дело умных — предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – справиться  с бедой, когда она уже пришла», «Истинно добрым стать трудно», «Люби умеренность», «Корысть ненасытна», «Знай всему пору», «Не злословь ни о друге, ни о враге».

Умер Питтак в глубокой старости. На его могиле написано

Как неутешная мать рыдает о сыне любимом,
Плакал, Питтак, о тебе Лесбос, угодный богам.


Клеобул,  потомок древнего аристократического рода, был тираном Линда, крупного порта на острове Родос. В те времена тиранами назвали правителей, которые пришли к власти не в результате выборов или по праву рождения, а захватили ее силой. Обычно тиранов, мягко говоря, недолюбливали, но Клеобул оказался удивительным исключением.

В молодости он занимался торговлей и двенадцать лет прожил в Египте, где обучался наукам и получил посвящение в таинства у египетских жрецов. Вернувшись на родину, Клеобул захватил власть в Линде и правил около пятидесяти лет. Этот тиран остался в памяти потомков как добродушный, жизнерадостный и проницательный человек, склонный к некоторым чудачествам, таким как сочинение элегий, эпитафий и  загадок, которые придумывал в соавторстве со своей дочерью Клеобулиной. Даже для той славной эпохи, когда неординарных личностей хватало с избытком, Клеобул был весьма экзотическим персонажем.

Правитель из него получился отменный – при Клеобуле Линд процветал, а жители города относились к нему с симпатией и уважением. За все пятьдесят лет правления не было предпринято ни единой попытки свергнуть тирана, хотя он был большим любителем путешествий и порой надолго  отлучался с острова. Сохранилось несколько произведений, которые свидетельствуют о несомненном поэтическом даре Клеобула. Но гораздо больше он прославился как автор коротких изречений, которые знал наизусть каждый образованный грек.

«В достатке не заносись, в беде не уничижайся», - говорил Клеобул. «Мера превыше всего», «Ссоры замиряй, удаче молись, удовольствие обуздывай», «Бери жену из ровни, ибо, если возьмешь знатнее себя, приобретешь не родственников, а господ», «Дочерей нужно выдавать замуж по возрасту девицами, а по разуму женщинами», «Превратности судьбы переноси с благородством», «Говори меньше, слушай больше».  «Силу сдерживай, детей воспитывай, вражду развязывай».

Клеобул умер в глубокой старости. Жители Линда почтили его память такой эпитафией:

О мудреце Клеобуле скорбит великою скорбью
Линд, отчизна его, в море вознесшийся град.


Периандр, тиран Коринфа был личностью противоречивой. Он осуждал корысть, но сам был одним из богатейших людей Греции. Он посвятил всю свою жизнь процветанию родного города, но не смел выйти из дворца без отряда охраны. Он жаждал любви и признания народа, но правил сурово и беспощадно. Им восхищались чужеземцы, его боялись сограждане.

Власть досталась Периандру в наследство от отца, который так же был тираном. Правление Периандра было более чем успешным. Именно он превратил Коринф в один из богатейших городов Эллады. Он провел денежную реформу, расширил свои владения успешными войнами, наладил  сухопутную переправу кораблей через Коринфский перешеек. При нем так расцвела торговля, что он смог отменить все налоги кроме портовых сборов. Он обустроил две гавани – в Коринфском и Сароническом заливах, которые превратили Коринф в центр всей средиземноморской торговли. Он был покровителем искусств и ремесел, но любви народа добиться так и не смог.

Жители города считали его власть незаконной. Периандр знал об этом и держал народ в страхе. Его охраняли двести наемников, набранных в других городах. Он запретил все собрания и праздники, опасаясь большого скопления людей. Пытаясь приучить народ к добродетели, он запретил куплю-продажу рабов и предметов роскоши, а так же внебрачные связи, что возмутило всех свободных граждан. Его терпели лишь потому, что он был силен.

Почему такой человек попал в список мудрейших из греков? Наверное, потому, что Периандр и в самом деле был человеком выдающегося ума. Он воспринимал свое тиранство как тяжелый, но неизбежный рок. Он стремился к покою и добродетели, но трезво понимал, что для него они недостижимы. На вопрос, почему он остается тираном Периандр ответил: «Отречение так же опасно, как низложение».

«Власть народа крепче тирании», - говорил Периандр. «В счастье будь умерен, в несчастье – разумен», «Размышление – это все», «К друзьям в несчастье будь неизменен», «Сдерживай гнев», «Наслаждение бренно – честь бессмертна», «Наказывай не только за поступок, но и за намерение», «Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть», «Свобода – это чистая совесть».

Периандр правил сорок лет и умер, достигнув восьмидесятилетия. Он распорядился захоронить себя в тайном месте, чтоб никто из врагов не мог осквернить его могилу.


Хилон был первым спартанским эфором, то есть, говоря современным языком, кем-то вроде генерального прокурора. Спарта имела уникальное по своеобразию государственное устройство. В ней правили два царя, пять выборных эфоров и совет старейшин. Причем все ветви власти жестко контролировали друг друга. Одним из организаторов этой сложной системы считают именно Хилона.

О его жизни известно не так уж много. Есть скупые упоминания о том, что однажды Хилона изгнали из Спарты, и некоторое время он был вынужден скитаться. Он происходил из царского рода и, не считая легендарного Ликурга, был, пожалуй, единственным из спартанцев, вошедших в историю благодаря своему выдающемуся уму. Многие полагают, что именно Хилон превратил отсталую, архаичную Спарту  в могучее и уважаемое государство. Причем, сделано это было исключительно за счет умелой дипломатии.

После двух Мессенских войн, в которых спартанцы поработили и превратили  в рабов своих же соплеменников-дорийцев, репутация Спарты оказалась изрядно подмоченной. Государство спартанцев оказалось в окружении враждебно настроенных соседей, что при его весьма скромной экономике грозило большими проблемами.  Первое что сделал Хилон для исправления ситуации – это развернул мощную пропагандистскую компанию, причислив к предкам спартанцев легендарных ахейских героев. Целью этой компании было доказать соседям, что спартанцы для них не иноплеменники, а чуть ли не близкие родственники.

Дальше – больше. Хилон провозгласил, что главная цель Спарты – это борьба с тиранией, после чего было организовано несколько военных акций против нескольких мелких полисов,  в которых спартанцы сместили тиранов и передали власть местной аристократии. Все это быстро переломило отношение греков к Спарте и принесло ей репутацию поборника справедливости и всеобщего блага.

Затем Хилон активно занялся дипломатией,  уговаривая соседей к военно-политическому сотрудничеству. Результатом его усилий стал Пелопоннеский союз, превративший Спарту в самое влиятельное и авторитетное государство на Пелопоннесе. Сильная армия Спарты плюс развитая экономика Коринфа  и других городов сделали Пелопоннеский союз серьезной политической силой. Так стараниями Хилона провинциальная Спарта за несколько десятилетий превратилась в важнейший  центр античной геополитики.

Когда Хилона приглашали на пир, он подробно расспрашивал обо всех, кто будет на пиру, говоря так: "С кем приходится плыть на корабле или служить на войне, тех мы поневоле терпим и на борту, и в шатре. Но в застолье сходиться с кем попало, не позволит себе никакой разумный человек".

«Если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти», - говорил Хилон. «На обеды друзей ходи медленно, на беды – быстро», «Познай самого себя», «Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе будет огорчать всегда», «Пусть язык не обгоняет ум», «Мертвых не хули».

Умер Хилон в весьма почтенном возрасте, не пережив радостного известия, что его сын стал олимпийским чемпионом по кулачному бою.

Древние греки настолько уважали своих мудрецов, что высекли их изречения в самом священном месте – на стене  храма Дельфийского оракула, дабы все паломники могли приобщиться к мудрости. А запомнить их нам поможет  стих неизвестного античного автора:

Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
«Мера важнее всего!» - Клеобул говаривал Линдский;
В Спарте - «Познай себя самого!» -  проповедовал Хилон;
«Сдерживай гнев», - увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чем», - поговорка была митиленца Питтака;
«Жизни конец наблюдай», - повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», - говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся», - Фалеса Милетского слово.

Журнал "Наша Греция" 2014


Рецензии