Злынский конезавод орловский рысак
Конный завод, названный впоследствии Злынским, был основан страстным любителем лошадей статским советником Василием Николаевичем Телегиным в начале 1870-х годов. Завод дважды менял переезжал, пока в 1903 г. не обосновался в селе Злынь Злынской волости Болховского уезда Орловской губернии. Здесь он остается и поныне.
В. Н. Телегин начал с разведения рысаков орловской породы. Орловские рысаки в те времена были, по сути, идеальными легкоупряжными лошадьми. Они, как тогда говорили, "и под воду, и под воеводу" . Сам не раз бравший в руки вожжи во время бегов на орловском ипподроме, Н.В.Телегин заметил, что при всех достоинствах орловский рысак в резвости уступает более сухим и быстрым стандартбредным американцам. Появился замысел скрестить эти две породы.
Родоначальниками новой породы — русской рысистой — стали два американских стандартбредных жеребца: Барон Роджерс (куплен в 1890 году) и Боб-Дуглас (куплен в 1910 году). Эти имена памятны всем знатокам и историкам российского коневодства.
Н. В. Телегин оказался неплохим предпринимателем, поставившим дело на широкую ногу. К 1914 году на его конезаводе было уже 7 жеребцов и 93 матки, а годовой приплод приближался к 80 головам. Они неплохо продавались в столицах. Однако основной доход составляли деньги, вырученные на соревнованиях.
На Орловщине век беговой лошади начался в середине девятнадцатого века . Буквально через десять-двадцать лет ставки повысились в сто раз. Уже не кренделя, а полновесные тысячи золотых рублей ждали победителей.
Неописуемый восторг вызывали конные бега, явились тотализаторы, президентом общества охотников конного бега не гнушался стать сам губернатор.
Бега сначала организовывали на базе губернских земских сельскохозяйственных смотров-выставок. То есть, после парада породистых свиней, овец и птиц выпускали лошадей. А те напоказ делали парадный шаг, пассаж, пиаффе, пируэт. Потом бежали наперегонки. Простые лошади выступали наравне с породистыми и часто побеждали.
Вычищенные до блеска кони стали изюминкой выставок. И вот уже в семидесятых годах жеребец Тальони принёс орловскому коннозаводчику В.;Н.;Телегину более полутораста тысяч рублей. А все выведенные им рысаки, сравнимые с лондонскими и чикагскими беговыми породами чистых кровей, дали ему целый миллион. Эти деньги позволили отстроить и оборудовать конезавод и усадьбу на самом современном уровне.
После Октябрьской революции имение Телегиных было, национализировано. Лошадей и инвентарь разделили между крестьянами, которые почти всех элитных лошадей съели или уморили непосильной для рысаков тяжелой работой. Уцелели лишь единицы. Вслед за этим грянула война. Часть поголовья удалось в спешке эвакуировать, но основная масса осталась и погибла. Многие постройки оказались разрушенными в результате боев. Отступая, немцы подожгли конезавод и в результате пожара здания очень сильно пострадали. Самостоятельное существование Злынского конезавода стало невозможным. После освобождения Злыни в 1943 году завод сделали частью Орловской государственной конюшни. И лишь после окончания войны ценой героического труда злынцев конезавод был восстановлен и успешно функционирует и сегодня. Лошади по-прежнему выступают на ипподромах, завод имеет планы на будущее. Сохранилась и часть усадьбы – главный дом, где сейчас расположен небольшой музей коневодства, а также конюшни конца XIX – начала XX века и остатки парка с каскадом прудов. На Злынском конезаводе регулярно проводятся конные соревнования, конные прогулки и катания в санях. Злынский конный завод активно участвует во всех мероприятиях, касающихся рысистого коневодства и является одним из самых известных племенных конезаводов России.
Свидетельство о публикации №214070701417