История одной площади

Высоко над землей, распластав по воздуху большие и сильные руки, в июльском солнце горела и плавилась статуя человека, давшего имя одной из самых больших и красивых площадей Города.
 Губы человека были решительно сжаты, а глаза смотрели так, как будто он видел то, что недоступно простым смертным, копошащимся в этот ранний час у его подножия. Однако никому из извергнутых нутром земли на поверхность или выплюнутым из общественного транспорта гражданам, спешащим кто на работу, кто по прочим своим делам и устремлениям, не было никакого дела до того, что прозревал в своем величественном уединении первый посмевший оставить свою уютную и привычную планету человек. А человек видел многое...
  Он видел не только беспорядочно снующую под его ногами человеческую массу и поток проносящихся мимо него с утробным ревом автомобилей, не только окружавшие площадь величественные постройки недавно минувшей эпохи и перечеркивающие небо серебристыми светящимися полосами самолеты, наделенный космическими знаниями и умением видеть сквозь века, человек прозревал историю - историю площади, над которой его вознесли воля судьбы и творческий замысел создателя - легендарного скульптора Павла Ивановича Бондаренко.
И сейчас глаза его были обращены в то время, когда вершились на просторах нашей страны великие дела великим самодержцем. Распоряжением этого властителя были в ту пору выстроены на всех ведущих к Городу путях заставы, взимавшие с торгового люда пошлину и ведавшие проверкой документов. Но нигде и никогда не проявляется так явно и ярко самобытность и независимость нашего народа, как в попытке обойти установления власти. И потянулись в город мимо застав, в обход главных дорог, тайными и непроезжими путями, подводы со столь любезному сердцу простого нашего человека напитка. Жадность и зависть, сказать по правде, и всегда служили мощным двигателем истории, в те же времена, тороватые московские купцы первыми почуяли опасность для своего ремесла в ввозимой в обход застав водке, ибо избавленные от тягостной повинности вносить в казну необходимую пошлину предприниматели тех времен уверенно демпинговали на рынке и подрывали успешно налаженный бизнес законопослушных коллег. И для пресечения неравноправной конкуренции силами компании московских купцов, получивших от властей откуп на продажу водки, в 1731 году возведена была между заставами деревянная стена, получившая название Компанейского вала.
Компанейская стена простояла, однако, недолго, и вскоре уже ее обветшавшие обломки были растащены на дрова домовитыми москвичами, а на ее месте, по указу особого государственного ведомства, ведавшего всеми доходами Российской державы  и именовавшегося Камер-Коллегией, в 1742 году было насыпано сплошное кольцо из высокого земляного вала,  получившего название Камер-Коллежского. Протяженность его достигала 37 километров и был он укреплен рвом и заставами, где взималась пошлина за ввозимые в город товары. А дабы не возникло у сметливого русского народа крамольного желания уклониться от податей, вдоль Камер-Коллежского вала несли регулярную службу наряды конной стражи, с дозором проезжавшие по его гребню.
Тут к слову будет сказать, что различных видов внутренних таможенных сборов в  середине XVIII в. взималось не мало, а именно 17. И если на заморские товары пошлина была установлена умеренная (не выше десятой части стоимости товаров),  то на продукцию, произведенную  отечественными промышленниками, пошлины были в два раза выше. Понятно, что при столь разветвленной и дифференцированной системе таможенных платежей и сама процедура осмотра товара, внесения записей в учетные книги и взимания пошлины, была весьма трудоемкой и сложной и препятствовала развитию зарождавшейся русской промышленности и всего внутреннего товарооборота в целом.
Сетования торгового и промышленного люда дошли, наконец, до законодательных высот и вот, Указом от 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины были отменены. С отменой таможенных пошлин функции Камер-Коллежского вала как таможенной границы свелись, фактически, к нулю и с конца XVIII в. он стал выполнять  роль просто границы Города.
Год 1771 ознаменовался в истории страшнейшей чумой, и распоряжением московских властей захоронения внутри Города были строжайше запрещены. А также  были перемещены за границу вала все городские погосты.
Надо сказать, что москвичи не торопились с заселением этого района и жилая застройка города еще долгое время не доходила до этих мест. Располагались же здесь слобода при Андреевском монастыре, Живодерная и прочие слободы, протекала в овраге за заставой река Кровянка.
Статус официальной полицейской границы Города Камер-Коллежский вал получил с 1806 года. А в 1812 году Калужская застава, что находилась тогда в северной части современной площади, стала свидетельницей исторического отступления войск Наполеона из Москвы.
В 1852 году заставы на Камер-Коллежском валу ликвидируются, а спустя несколько лет срывается и сама насыпь. Меняется и статус бывших заградительных валов - с 1864 года они становятся муниципальной границей Города - внутри управление осуществляется городской думой, а с внешней стороны вала, в Московском уезде, управлением ведали земства. К сожалению, неспособность земств к организации надлежащего полицейского надзора привела к серьезной криминализации поселков, расположенных в непосредственной близости от  Камер-Коллежском вала и находиться там стало небезопасно не только для мирных граждан, но и для полицейских чинов.
Новой вехой в истории площади стало строительство в 1903-1908 годах Окружной железной дороги, которая пролегла чуть южнее ее нынешней территории. Вокруг, как грибы, стали разрастаться склады и мастерские.  И вот, наконец, в начале 1940-х годов, на северной стороне площади, начинается сооружение жилых домов с башнями, образующими парадный въезд в Город. Этот въезд получил название «Юго-Западных ворот» Москвы. Разработка проекта дома №37 была поручена архитекторам Е. А. Левинсону и И. И. Фомину, построен дом был в 1940 г. Дом №30, образующий вместе с ним парадный въезд в город, был построен в 1950 году архитектором А. Е. Аркиным. Примечательно, что построен был дом силами заключённых (так называемый лагерь «Калужские Ворота»), а на строительстве его в 1945–1946 годах работал простой советский заключённый Александр Исаевич Солженицын. Позже,  в своем романе «В круге первом» в главе 43 , он описал это событие следующим образом:
„Дом строился полукруглый на Калужскую заставу, с двумя крылами: одно — по Большой Калужской,  другое — вдоль окружной. Всё делалось в восемь этажей, и ещё предполагалась шестнадцатиэтажная башня с солярием на крыше и с фигурой колхозницы в дюжину метров высотой. Дом был ещё в лесах, со стороны улицы и площади не кончен даже каменной кладкой. Однако, уступая нетерпеливости заказчика (Госбезопасности), строительная контора скороспешно сдавала со стороны окружной уже вторую отделанную секцию, то есть лестницу с прилегающими квартирами”.
В 1957 году через Окружную железную дорогу был возведен новый мост, в результате чего образовалась новая площадь, которая была застроена по всему периметру к 1958 году жилыми домами. А 14 апреля 1961 года площадь стала местом, где  жителей столицы приветствовали первого человека, шагнувшего в космос  - Юрия Гагарина, именем которого и была она впоследствии наречена.
В 1980 году на площади вознесся вверх на высоту 46 метров титановый памятник, ставший своеобразной точкой в завершении  архитектурного образа площади. На головокружительной высоте, раскинув по воздуху большие и сильные руки, стоит человек-титан и смотрит сквозь годы и пространства, прозревая прошлое и грядущее.


Рецензии