Хроника Афонского дела

Протоиерей Константин Борщ. ИМЯСЛАВИЕ. Том 1. Часть 7-я

Хроника Афонского дела.

 
(Сначала титульный и первые листы книги «На горах Кавказа»):


Составил пустынножитель Кавказских гор
Схимонах Иларион


Иллюстрация


Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову,
или духовная деятельность совремеённых пустынников


Издание ЧЕТВЁРТОЕ, исправленное

Санкт-Петербург 1998

 
От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, 7 (20) Октября 1909 года.    
Цензор протоиерей Николай Боголюбский.
Книга "На горах Кавказа" составлена из духовных бесед двух старцев-пустынников и прекрасно объединяет всё святоотеческое учение о молитве Иисусовой, содержащееся в различных местах Добротолюбия. Чудесное поэтическое описание природы Кавказа и образа жизни отшельников, уединившихся в неприступных горах - ода пустынножительству, цель коего - мистическое единение с Богом через призывание Его Имени в молитве Иисусовой.









Россия погибнет, если перестанет 
почитать Имя Божие!



Составися книга сия  во  славу великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,  Иже всем человекам хощет спастися и в разум истинный приити (1 Тим. 2:4).

Един есть Ходатай пред Бога за человеки –
Человек Иисус Христос (1 Тим. 2:5).
____________________
Яко Той есть нареченный от Бога
Судия живым и мертвым.

О Сем вси пророцы свидетельствуют, отпущение грехов прияти Именем Его
всякому верующему в Онь
 (Деян 10:42-43).




Будет Имя Его благословенно во веки,      
    Прежде солнца пребывает Имя Его (Пс. 71:17).
Всяк, иже аще призовет Имя Господне,     спасен будет (Деян. 2:21).

  Яко превознесеся Имя Того Единаго (Пс. 148:13).
Несть инаго имени под Небесем, данного  в человецех, о нем же подобает спастися нам
(Деян. 4:12).
Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть (Пс. 98:3).

   От Восток Солнца до Запад  хвально Имя Господне (Пс.112:3).

     Яко возвеличил еси имя святое Твое (Пс. 132:2).

   Христианин есть тот,
кто носит в сердце  своем    Христа
(Леонтий, Священноинок  обители Саввы Освященного).

Духовное Богословие или же          внутреннее любомудрие.
... И что много глаголать? Молитва есть Бог, действуяй вся и во всём...
(святый Григорий Синаитъ).
Непрестанно пребудь в имени Господа Иисуса, да поглотит Господь сердце, а сердце - Господа: и будут два едино.
(святый Иоанн Златоустый)
Глагол сей - имя Иисус мужи, достигшие живаго Богообщения, объемлют   и   лобызают, какъ и всю полную молитву, будучи исполняемы неизреченныя радости, превыше всякаго слова и разума. Но почему так?! Ради сочетания своего сердца с Самим Господом Иисусом Христом.
(святый Каллист и Игнатий Ксанфопула).
Возстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:28).
(Святый Иоанн Лествичник)
(Далее идёт предисловие автора, а затем уже и содержание самой книги)




(Ну а теперь помещаем "Послесловие" к четвёртому изданию, написанное «Учёным Советом Русской Православной Академии Богословских Наук»).


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Книги «На горах Кавказа». Изд. 4-е. Спб. 1998 г

Краткий очерк жизни старца Илариона
и история имяславия в России
                И слово было Бог (Иоан.1,1).
       Как известно, наш Русский Кавказ издревле был заселён пустынниками-подвижниками, искавшими в его горах безмолвия и уединения - необходимых условий для практики умнаго делания, одной из составляющих особенностей древняго учения исихазма.  Именно в этих местах появилась знаменитая книга «На горах Кавказа», вобравшая в себя опыт многих отцов исихастов.      
       Автор предлагаемой читателю книги схимонах Иларион более 20-ти лет провёл на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре. Есть сведения, что он жил там ещё в 80-х годах. Затем вместе со своим старцем о. Дисидерием он удалился с Афона на Кавказ.
       О причинах этого переселения и об истории появления книги так рассказывал старец Варсонофий Оптинский: «В Старом Афоне жил один старец по имени Дисидерий. Когда  там поднялись волнения и жизнь Русских иноков стала слишком тяжела , тогда произошло совещание Русских Афонцев, как быть дальше. Голоса разделились. Некоторые предлагали обратиться в Лондон к Английской Королеве с просьбой продать им землю в Австралии для устройства там новой Обители, но это предложение было отвергнуто а выбрано другое - переселиться на Кавказ. Здесь на пожертвованном Императором Александром 2-м участке земли был основан “Новый Афон” . В числе иноков переселившихся туда был о. Дисидерий. Но вскоре шум общежития стал его тяготить и с благословения старцев он удалился в горы Кавказа для безмолвия. О. Дисидерий имел одного ученика, с которым вёл беседы о внутреннем делании, то есть об Иисусовой молитве. Когда о. Дисидерий умер, ученик  похоронил его святое тело. Беседы их он постепенно записывал” .
По смерти своего старца, о. Иларион, хотя и был приписан к братии Ново-Афонского монастыря, возжелал ещё более глубокого уединения, удаляется дальше в горы и живет здесь ещё четверть века, обходя весь Кавказ от Каспийскаго до Чёрнаго морей. С собой он имел лишь мешочек  с сухарями, чайник и топорик для рубки дров. Известно, что долгое время жил он в Теберде (Домбай) на реке Гуначхир.
       В 1899 году на Мархотском хребте Кавказских гор между Анапой и Новороссийском в местечке “Тёмные Буки” в буковском лесу старцем Иларионом была основана Покровская община, в 1904 году преобразованная в монастырь. В 1916 году под часовней этого монастыря в которой совершались Богослужения, старец был погребён. До 1929 года там подвизались строгим уставом сёстры во главе с игуменией, но затем распоряжением советской власти община была разогнана.
Преп. Феодосий Кавказский, почитатель молитвы Иисусовой, подвизавшийся в те годы вблизи этих мест, очевидно, находился в духовном общении со старцем Иларионом .
Говоря о душевных качествах старца, подвижница нашего времени, начинавшая свою монашескую жизнь в Тёмных Буках, монахиня Пюхтицкого монастыря Сергия (Клименко) рассказывала, что «о его кротости и незлобии много ходило рассказов: был у него послушник о. Феопемт, обладавший ужасным характером, мучивший старца, не давал ему пищи и пития, всячески оскорбляя и унижая старца. По рассказам очевидцев, отец Иларион кротко всё терпел!»
    В конце жизни старец отдал свои рукописи о. Венедикту, также Афонцу. Тот решил издать их и с этим предложением приехел в Оптину. Старец Варсонофий  благословил это издание. В 1907 году появилось 1-е издание этой книги. Деньги же для 2-го издания были даны Преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной с благословения старца схиигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни  Книга была одобрена Духовной цензурой (за подписью цензора - профессора-протоиерея Киевск.Духовн.Академ.) и встретила самые тёплые отзывы среди как Афонскаго монашества, так и духовно-просвещённых людей России: преп. Варсонофий Оптинский, Преподобномученица  Вел.Княг. Елизавета Фёдоровна, преп. Кукша, митроп. Киевский Флавиан, митрополит Вениамин (Федченков) , Епископы Феодор (Поздеевский), Феофан (Быстров), Трифон (Туркестанов), священники Сергий Булгаков и Павел Флоренский, философ А.Ф. Лосев, богослов М.А. Новосёлов, В.Н. Лосский, математики проф.Д.Ф. Егоров, и Н.М. Соловьёв - вот лишь несколько известных имён, с большим вниманием и сочувствием встретивших труд старца Илариона.
       За пять лет книга выдержала три издания, причём право на последнее издание было приобретёно у автора Киево-Печерской Лаврой и напечатано небывалым для того времени тиражом - 10 тыс. экземпляров. Старец Варсонофий Оптинский рекомендовал её своим духовным чадам: “Всё описанное в его (схим. Илариона - ред.) заслуживает полнаго доверия, как дознанное им на опыте” . В книге изложено традиционное Православное учение об Иисусовой молитве и умном восхождении, причём подчёркивается, что вне Имени Иисуса спасение ни для монаха, ни для мирянина невозможно. На Афоне на эту книгу было написано несколько отзывов. Автор одного из них - иеросхимонах Андреевскаго скита о. Антоний (Булатович)  - стал впоследствии главным защитником имяславия.
       Однако, не все на Афоне смогли осознать тонкое учение о Имени Божием. И вот один из противников этого древняго учения (о.Алексей Киреевский) пишет своему покровителю архиепископу Антонию (Храповицкому) , что пустынники Фиваидские (из Русскаго скита Новая Фиваида на Афоне), якобы следуя книге о. Илариона, обожествляют самые звуки и буквы имени “Иисус”. Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), имевший авторитет среди членов Синода, написал ряд статей в журнале “Русский инок”, в которых отрицательно и даже грубо отзывался о книге и ея авторе. Эти статьи вызвали волнения на Афоне: “одни - а это были в основном представители администрации - учили, что Имя Божие - лишь звук пустой и не стоит ни в каком отношении к Самому Богу, что у него то же начало, что и у всего тварнаго, а потому обожествление его, - говорили они, - есть языческий пантеизм и магия. Другие, напротив, отстаивали Божественное начало имени Иисуса и утверждали, что в имени Божием пребывает сила (энергия) Божия, неотделимая от Его сущности и потому оно не может быть тварным, и в этом смысле Имя Божие есть Сам Бог. Представители последней точки зрения были в основном монахи-ревнители и отшельники, имевшие обыкновение творить молитву Иисусову и давшие обет молчания” .
      Между тем, должно признать, что данный спор имеет очень глубокие корни. По сути, “имяславие - одно из древнейших и характерных мистических движений Православнаго Востока, заключающееся в особом почитании имени Божия как необходимаго догматическаго условия религиознаго учения” . Представителями этого учения были величайшие отцы древней Церкви, начиная с Апостола Ермы: Юстиниан Мученик, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый, Афанасий Великий, Григорий Нисский и многие другие.               
      “Суть имяславия наиболее полно проявляется у Восточнаго монашества в мистическом учении о единении с Богом через Его Имя в Иисусовой молитве” , то есть речь идёт о единении с Богом через призывание Его имени. Этому учению придал законченную форму в середине 14-го века Епископ Фессалоникийский святой Григорий Палама.
      В Афонском деле начала века просматривается своеобразная параллель с вопросами, поставленными в целом ряде Константинопольских Соборов 14-го века. В течение десяти лет Константинопольская Церковь разбирала спор Варлаама и Акиндина, которые отказывались называть Свет Фаворский Богом. В 1351 году на Соборе была произнесёна окончательная анафема ереси варлаамитов: «Анафема тем, кто думает, что только одному Существу Божию свойственно Имя Бога, а не энергии”(Анаф. 5-я против Варлаама. См. Житие Св. Григория Синаита). Таким образом, Церковь определила, что всякое действие Божие есть Бог, то есть неотделимо от Существа Божия, хотя и отлично от Самой Сущности. Фаворский Свет не творение Бога и не Божественная сущность; она - “Сила (Энергия) Сущности, неразрывная с сущностью, и потому есть Сам Бог” .

Как же это древнее учение Церкви связано с имяславием XX века ?
Самым непосредственным образом. Не имея возможности говорить о глубинах этого учения, приведём лишь несколько тезисов, означенных в рукописи А.Ф Лосева для о. Павла Флоренского:
1). Имя Божие - энергия сущности Божией. И, как энергия сущности Божией, неотделимо от самой сущности и потому есть Сам Бог.
2). Имена Божии - таинственные символы реальнаго действия Бога. Имя Божие есть Сам Бог, но Бог Сам - не есть имя (то есть Сущность Божия не есть имя. - прим. ред.).
3). Имя Божие не есть имязвучие (то-есть тварное сочетание звуков и букв).
4). Имя Божие - место встречи Бога и человека. Его Именем очищаемся от грехов и спасаемся. Его Именем совершаются таинства. Сама молитва не есть человеческая тварная энергия, ни Божественная сила, которая есть Сам Бог, но это - место встречи двух энергий, Божественной и человеческой; слияние в одном Божественном имени двух сущностей, Божественной и человеческой   .
Таким образом, когда Афонским пустынникам противники книги старца Илариона говорили, что, мол, имя Иисус есть простое человеческое собственное имя, как и другие имена человеческие, это лишь сочетание звуков, - опытные старцы просто прерывали общение с подобными "учителями", ибо видели в словах их «тонкую ересь приравнения  Имени Господня слову человеческому» , а ещё далее - ересь варлаамитов, отделявших энергию Божию (заключённую в Имени Призываемаго) от Божества, то есть не признававших её Богом. Действительно, «Имя Божие, хотя и не может быть Богом по своим звукам или буквам, является Богом по энергиям»  или, как пишет о.Антоний (Булатович), «Имя Божие есть словесное действие Самого Бога и Сам Бог» ,  .
Продолжая знакомиться с делом имяславцев, можно заметить сходство имяборцев (то есть тех, кто выступал против учения имяславия) с иконоборцами 8-го века. Последние отрицали, что икона, так же как и Имя, имеет общение с Первообразом и через общение с ней мы освящаемся. Более того, икона считается неосвящённой без начертания на ней имени. Лишь после надписания, в иконе признаётся реальное присутствие именуемых.
Так же, как противники иконопочитания попирали святые иконы, имяборцы позволяли себе хульные выходки против имени Господа Иисуса, как например: "бросание наземь записок с именем Иисуса и топтание их . А ведь Имя Божие и есть наиболее первичный вид иконы.
Кроме того, об иконоборчестве здесь уместно говорить ещё и потому, что при физической расправе над имяславцами было и поругание святых икон, которые также бросали на землю и топтали ногами .
Как видно из дальнейших событий этот глубоко Богословский спор, касающийся древней церковной практики умнаго делания, был разрешён административно-силовыми методами.

Краткая хроника событий такова   :
1912 год.
13 августа иеросхимонах Андреевскаго скита Антоний Булатович в связи с гонениями на имяславцев от Игуменов Андреевскаго скита и Пантелеимоновскаго монастыря, запретивших даже на исповеди говорить   с   духовниками   об   Иисусовой   молитве,   пишет Константинопольскому Патриарху Иоакиму 3-му письмо с просьбой защитить имяславие. За этим посланием следует письмо группы монахов-имяславцев Патриарху по тому же вопросу.
После осуждения в России книги «На горах Кавказа» Архиепископом Антонием (Храповицким) , который назвал имяславие «хлыстовщиной», следует жалоба о.Антония (Булатовича) Патриарху и Обер-Прокурору Св. Синода с просьбой о защите от подобных нападок.   Игумен Пантелеимоновскаго монастыря Мисаил, напуганный тем, что среди Русских Афонцев имяславие приобретает авторитет и знакомый с отрицательным отзывом архиепископа Антония (Храповицкаго), представил книгу «На горах Кавказа» на суд Патриарха Иоакима III-го. 
12 Сентября тот в своём Послании осудил книгу, хотя есть сведения, что первоначально (в 1907 г. при первом издании) он её одобрил.
1913 год
9 января в Андреевском скиту братия в присутствии Ватопедских проэстосов , в полном соответствии с Уставом о внутренней жизни скита, сменила игумена Иеронима, не разделявшаго их убеждения и намеревавшагося даже изгнать имяславцев из скита. Смена была произведена простым большинством голосов (302 против 70-ти). Новым игуменом был избран о. Давид. Ватопед вначале письменно согласился признать результаты избрания, однако, по требованию Российскаго Посольства, в дальнейшем отказался от своего согласия. Вскоре рота Греческих солдат заняла посты у скита.
27 Января игумен Мисаил, опасаясь изгнания из монастыря, подписался под исповеданием имславцев, уничтожив свой прежний Акт о недостопоклоняемости Имени «Иисус». Этот день примирения всей братией праздновался как Пасха и был назван ими «Торжеством Православия».
Однако, Игумен Иероним не захотел подчиниться требованиям братии и обратился в Русское Посольство в Константинополе. После этого светския дипломатическия структуры стали грубо вмешиваться во внутреннюю жизнь скита. Вице-Консул Щербина потребовал от лица Императорскаго Правительства, чтобы братия скита приняла обратно смещённаго игумена, объявив, что Правительство не признаёт (?) нового игумена - архимандрита Давида. Далее Щербина заявил что если братия не выполнит требования посла Гирса и не вернёт смещённаго игумена Иеронима, то в таком случае она будет «предана на растерзание Грекам» .
2 Февраля Советом настоятелей Афонских монастырей принят "Запрет совершать Богослужения" сторонникам имяславия.
Февраль - Июнь - блокада имяславцев на Афоне: их лишили почты, подвоза продовольствия, денежных переводов.
7 Марта Русский посол в Константинополе Гире отправляет на Афон с миротворческой целью церковного деятеля сенатора П.Б. Мансурова по вопросу об устройстве политическаго положения Русских Афонитов. Не сумев убедить монахов в '' неправоте", он отказался, однако, использовать против них военный стационер и быть судьёй в Богословском споре.
30 Марта Халкинская Богословская школа , по требованию Патр. Германа V-го, даёт отзыв о книге и имяславии. Преподаватели оной, «хотя и не дочитали книги «На горах Кавказа», но считают себя достаточно изучившими этот вопрос, чтобы сделать определённый отзыв»  и характеризуют имяславие как «пантеизм».
Великим Постом 1913 г. выходит «Апология веры во Имя Божие и Имя Иисус» о.Антония (Булатовича) с предисловием (неподписанным) о.Павла Флоренского и письмом (неподписанным) проф. М.Д.А. М.Д. Муретова ,  в которых они выступают как защитники имяславия.
5 Апреля новый Константинопольский Патриарх Герман V-й, основываясь на суждении Архиепископа Антония (Храповинкаго), подтверждает мнение своего предшественника об имяславии как ереси и грозит упорствующим принятием определённых против них мер. О.Давида вызывают на суд, требуя отречения от игуменской власти, на что он даёт согласие, и отпускают обратно, не требуя, однако, "покаяния" и отречения от "ереси".
9 Апреля Императорский посол в Константинополе сообщает в письме обер-прокурору Святейшего Синода В.К. Саблеру, "что Игумен Пантелеимоновскаго Монастыря на Афоне продолжает извещать о господствующей в среде братии обители смуте, которая ставит его в очень затруднительное положение. В связи с возникшими на Святой Горе беспорядками по поводу религиознаго учения об Имени Божием, Вселенский Патриарх уже высказывал намерение послать на Афон экзарха в архиерейском сане для принятия мер к водворению мира среди монашества.  Из этого же архивнаго дела следует, что Св.Синод хотел, по указанию П.Б. Мансурова послать на Афон архимандрита Чудова монастыря Арсения, как лицо авторитетное в среде монашества и Богословски образованное, но в связи с выставкой 300-летия Дома Романовых в Чудовом монастыре и грядущим прославлением патриарха Ермогена, о.Арсения решено было оставить в Москве, а отправить члена Государственного  Совета  и  Святейшего  Синода  архиепископа Вологодского Никона. На всеподданнейшем докладе В.К.Саблера о предстоящей поездке архиепископа Никона  Государь Николай 2-й написал: "Преосвященному Никону Моим именем запретить эту распрю".
18   Мая - После предварительного слушания докладов архиепископов Антония, Никона и проф. М.Д.А. С.В. Троицкого , следует Послание Святейшаго Синода с разбором имяславия. Учение имяславпев   в   нём   признано   «хлыстовством»   ввиду   идеи «перевоплощения Божества». В этом послании излагается три лжедогмата: Имя Божие есть «только имя, а не Сам Бог и не Его свойства, название предмета, а не сам предмет, ...оно не есть и энергия Божия»; чудеса творятся не Именем Божиим, «а по молитве и вере Святой Церкви» .
Для урегулирования вопроса Министерством Иностранных Дел Российской Империи на Афон направлялись люди, не имевшие Богословскаго образования, которые заведомо не могли разрешить этот вопрос.
4 Июня на канонерской лодке "Донец" на Афон прибыл по распоряжению Св. Синода архиеп. Никон, которому в распоряжение были представлены военные транспорты с солдатами. Он, принял на веру Богословскую аргументацию архиеп. Антония, не сумел найти общий язык с Афонцами и, таким образом, был использован как лицо, возглавившее разгром Русскаго монашества на Афоне    .
11 Июня Русский пароход «Царь» доставил на Афон 118 солдат и 5 офицеров.
13 Июня Протат  заявил, что если «еретиков» не удалят с Афона Русские, то их удалят Греки.
С 14 по 17 Июня в Пантелеимоновском монастыре была произведена перепись: имяборцев - 661, имяславцев – 517, 360 к переписи не явились. В общем из 1700 насельников монастырей, участвовавших в этом догматическом споре, лишь одна четверть не присоединилась к имяславцам, а сами они насчитывали лишь 100 человек неприсоединившимися .
3 Июля при насильственном выселении имяславцев с помощью солдат на прибывший военнй параход «Херсон», часть монахов Пантелеимоновского   монастыря   оказала   сопротивление.   Тогда «безоружных, совершавших церковное служение иноков, подвергли неслыханному истязанию - их в продолжении целаго часа окатывали в упор из двух шлангов сильнейшей струёй холодной горной воды, сбивая с ног, поражая как сильнейшими ударами лице и тело... Для насильственнаго вывоза были поставлены два пулемёта: из солдат выбирали охотников «бить монахов», которых предварительно игумен Мисаил приказал за обедом усиленно напоить вином, и, наконец полупьяных и осатаневших солдат бросили на безоружных иноков по команде – «бей штыками и прикладами!...» Били беспощадно!... Хватали за волосы и бросали об земь!... Били на полу и ногами! Сбрасывали по мокрым лестницам с четвёртаго этажа! Били прикладами по голове, и по чём попало!... Если не было заколотых насмерть штыками, то только благодаря крайнему непротивлению и незлобию иноков, которые скрестив руки, не оказывали никакого сопротивления!... Однако, было 46 раненых с колотыми, резаными... ранами, которых зарегистрировал судовой врач на «Херсоне». Без чувств скатывались многие иноки с лестниц, а внизу их подхватывали приспешники имяборца .Мисаила и избивали их там большими железными кочергами из просфорни... Совершенно потеряших чувство и убитых оттаскивали в просфорню. В ту же ночь, как утверждают очевидцы, было похоронено четверо убитых... Наконец израненных, залитых водою иноков пригнали на пароход. Производились и кощунства над священными иконами, которыя бросались на землю, топтались ногами и т.п.» . Из Андреевскаго скита имяславцы отправились на пароход без всяких принудительных мер, (т.е. не сопротивляясь,- Ред.).
Пароход с пленными монахами стоял возле Афона до 9 июля, а затем с 621 монахом (418 из Пантелеимоновскаго и 183 из Андреевскаго скита) отправили в Одессу. 40 изувеченных солдатами монахов возвращено в монастырскую больницу с транспорта "Херсон", как не способных следовать в Россию . После допроса в Одессе 8 человек отправлены на подворье Андреевскаго скита, 40 - в тюрьму, остальные в мирском одеянии и с остриженными власами и бородами -для водворения на родину по местам приписки. 17 июля прибыли ещё 212 монахов на пароходе "Чихачёв", которые временно были распределены по Афонским подворьям . Некоторых монахов переодевали в еврейские ермолки, что было несомненно ритуальным глумлением .
7 июля оставшаяся часть Афонитов по указанию архиепископа Никона и проф. М.Д.А. С.В. Троицкаго подписала отвержение от учения об Имени Божием. Миссия посланцев Синода была завершена. В результате этого Русская часть Афона уменьшилась почти наполовину, так как на следующих пароходах выехало добровольно ещё большое число иноков, отказавшихся дать требуемую подписку о непризнании Божества Имени Божия.
Эта высылка была трагедией для Русских иноков: многие из них прожили на Афоне по нескольку десятков лет, многие были схимники. По воспоминаниям ныне прославленнаго преподобнаго Кукши (память 16(29) Сентября), прожившаго на Афоне семнадцать с половиною лет, накануне отъезда он побежал в пустыню к своему духовному отцу и сказал ему: «0тче, я никуда не поеду! Вот лягу на берегу под камнем или под лодкой, и умру здесь на Афоне! - Нет, чадо, так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там тоже надо спасать людей» .
17 Июля Государь слушал доклад Обер-Прокурора Св. Синода В.К.Саблера о событиях на Св. Горе. В тот же день состоялась его встреча с Г.Е.Распутиным, безусловно сочуствовавшим имяславпам.
29 Июля архимандрит Мисаил телеграфирует Обер-Прокурору Святейшаго Синода В.К. Саблеру: «Почтительнейше просим Ваше Высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорскаго Величства нашу усерднейшую благодарность за освобождение нашего монастыря от грозившей ему со стороны революционеров и сектантов опасности разорения». На Всеподданнейшем докладе об этом Государь сдержанно написал: «Желаю Пантелеимоновскому монастырю мира, тишины и благочестия» .
9 Августа в Св. Синод от уполномоченнаго более чем от 600 высланных иноков подано Прошение о пересмотре их дела.
27 Августа Св. Синод, выслушав доклады архиеп. Никона и проф. С. В. Троицкого об их командировке, решает просить Константинопольскаго Патриарха произвести суд над упорствующими.
11 Декабря Патриарх передаёт весь суд над ними Св. Синоду и требует, чтобы высланные даже после раскаяния не присылались вновь на Афон. Это свидетельствует о неискреннем подходе Греков к решению этой проблемы и вполне соответствует и-х планам эллинизации Афона. Русскими Церковными властями прибывшие Афонцы были встречены сурово. Их разослали по различным епархиям с запретом совершать Богослужения. Многих потом погребали по мирскому обряду. Так были погребены: схимонах Ионафан и схимонах Афиноген, прожившие на Афоне один 60 лет, а другой 45 лет . В последнем приобщении Святых Тайн было отказано схимонаху Севастиану и схимонаху Афиногену. Причём первого священник лишил даже отпевания .
1914 год
После высылки с Афона о. Антоний (Булатович) уехал в имение своей матери при с. Луцыковка Лебединскаго уезда Харьковской губернии. Там же начинает строить молитвенный дом для имяславпев, разсылает брошюру "Мысли отцов Церкви о Имени Божием". Некоторые имя славны прибывают к нему на жительство .
5 Февраля о. Антоний (Булатович) пишет прошение в Св. Синод с просьбой разрешить высланным предать себя духовному попечению Св. Синода и прекратить все догматические споры через разъяснение всех недоумении имяславцев.
13 Февраля имяславцам была дана Высочайшая аудиенция в Царском Селе, о которой они просили Государя, считая себя обиженными. Приняты были Иеросхимонах Николай, схимонахи Исаакий и Мартиниан, монах Манассия. В докладной записке от 14.02.1914 г. экзекутора Канцелярии Обер-Прокурора М. Шергина, сопровождавшаго монахов на Высочайший приём в Царское Село значится следующее:
«Монашествующие вернулись из Дворца в самом радостном настроении, глубоко растроганные оказанным им Высоким вниманием. По их словам, после получасового ожидания во Дворце, они были удостоены милостивой беседы с Государем Императором и Государыней Императрицей Александрой Федоровной в продолжении приблизительно 40 мин., при чём в комнате, где велась беседа, из свиты никто не присутствовал. В конце аудиенции, на просьбу монашествующих о даровании им Высокой милости лицезреть Наследника Цесаревича, в комнату вошел Его императорское Высочество и подал монашествующим руку, которую те поцеловали, а один из них, в благоговейном чувстве склонившись пред Царственным отроком, облобызал его в   голову.   Затем   Высокомилостивая   аудиенция   была закончена» .
 Таким образом, Государь «принял их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им Своё содействие к мирному урегулированию их дела, а Ея Императорское Величество настолько была растрогана их печальной повестью, что не могла воздержаться от слез». Иноки под впечатлением ласки Царской семьи надеялись, что им будет предоставлен скит Пицунда, где они выберут своего настоятеля по Афонскому уставу . По воспоминаниям С.Б. Белецкаго старец Г.Е. Распутин был сторонником этого течения в монашеской среде .
В Феврале Св. Синод приглашает «для келейнаго увещания подсудимых Афонских монахов» Оптинских старцев архим. Агапита и иеромон. Анатолия, желая привлечь на свою сторону их безусловный авторитет. Однако, старцы, сославшись на нездоровье, не приехали . В Феврале же Св. Синод поручает Московской Синодальной Конторе принять к рассмотрению дело имяславцев.
18 Марта Афонские иноки подают в Св. Синод "Исповедание веры", с просьбой пересмотреть послание Св. Синода от 18 Мая 1913 года и изменить высказанные в нём тезисы о Имени Божием. Однако, Синод не стал рассматривать по существу догматический спор и предоставил Московскому Духовному Суду оправдать тех, кто подпишет мнение, выраженное в своём послании от 18 Мая.
25 Марта о. Антоний (Булатович) пишет первое письмо Государю с просьбой повелеть разобраться в учении имяславцев, назначив особую Богословскую Комиссию. Промедление и действия Синода "наталкивают" Россию на бедствия: "К каким дальнейшим бедствиям это (то есть промедление и действия Св. Синода - ред.) приведёт Россию, это ведает один лишь Бог», - так пророчески заканчивает своё письмо о. Антоний .
В Апреле Государь пишет письмо Митрополиту Московскому Макарию, выражая благоприятное мнение об имяславцах.
11 Апреля следует Заявление Афонских иноков в Св. Синод, в котором говорится, что "в связи с тем, что неправильное учение о Имени Божием принято Синодом безповоротно, они отлагаются от всякаго духовнаго общения с Всероссийским Синодом и отказываются явиться на суд Московской Синодальной Конторы", Под заявлением стояло более трёхсот подписей.
15 Апреля на Пасху, в Ливадии Государь передал Обер-Прокурору В.К. Саблеру следующую записку: «В этот Праздников Праздник, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и к ближним, душа Моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Тайн и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о Величайшей святыне - Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину (выделено нами -ред.); суд следует отменить и всех иноков по примеру митрополита Флавиана разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить священнослужение» .  Записка была донесена В.К. Саблером в Св. Синод.
В Мае происходит ряд встреч и бесед с имяславцами епископа Верейскаго Модеста, определённаго к сему послушанию Московской Синодальной Конторой. Для избежания разделения церковнаго иноки предлагали Св. Синоду принять мнение, что имяславцы всегда пребывали в Православии, чтобы им были оставлены монашеския и священническия звания и передан скит Пицунда. Богословскую же сторону вопроса о почитании Имени Божия предлагалось отложить до созыва Собора .
7 Мая последовало Определение Московской Синодальной Конторы, в котором говорилось, что "у иноков имяславцев нет оснований к отступлению ради учения об Именах Божиих от Православной Церкви». Часть иноков была определена в Покровский монастырь, некоторым было разрешено служение в определённых Московских приходах, отменено решение о церковном суде. Однако, это Определение Св. Синод на заседании 10 Мая утвердил лишь частично,  «не изменив своего прежняго суждения о самом заблуждении». Подписано это решение было шестью архиереями, причём у подписей Архиеп. Финляндскаго Сергия и Архиеп. Никона стояли добавления: «без допущения их к Святым Тайнам» (но эти их заметки носили чисто редакционный характер и к исполнению не принимались).
24 Мая Указом Св. Синода № 4136 утверждалось решение Суда Московской Синодальной Конторы о Православии имяславцев .
Несмотря на Определение Московской Синодальной Конторы, в епархиях имяславцев продолжали считать "еретиками", так как это решение не было обнародовано и не доходило до местных церковных властей.
14  Мая  Преосвящ.  Модест,  которому  было  поручено архипастырское попечение над имяславцами, пишет издателю журнала «Дым Отечества» А.Л. Гарязину: «Все иноки-имяславцы оказались истинными чадами Церкви... Разность мнений не должна мешать единению и любви...» .
18 Мая следует Заявление от Афонских иноков Митрополиту Макарию (Невскому) с благодарностью за снятие обвинения в ереси: «Берём обратно заявление об отложении. Архиепископы Антоний и Никон - главные виновники Афонской смуты» . Действия Митроп. Макария воспринимались иноками как «акт Православия, великодушия и справедливости» .
27 Августа о. Антоний (Булатович) подаёт прошение обер-прокурору, где просит разрешить ему поехать в действующую армию в качестве священника. На прошении имеется ходатайство митроп. Макария и еп. Модеста, желавших «скорейшей ликвидации всего Афонскаго дела». Синодом желание о. Антония было удовлетворёно.
1915 год
1 Июля от схимонаха Илариона, находящагося в горах Кавказа, поступает прошение в Св. Синод, в котором он просит уведомить его, верны ли дошедшие до него слухи, что он отлучён от Церкви. Ответа, видимо не последовало.
В ответе старца Илариона на письмо к нему одного из издателей звучат пророческия слова: "я сильно обижен действиями в отношении меня духовной власти. Почему же она, когда разбирала мою книгу и осудила её, не отнеслась ко мне ни единым словом или вопросом... Мнится... что эта ужасная "пря"с Богом по преимуществу высших   членов   Российской      иерархии   есть   верное предзнаменование близости времён, в кои имеет притти последний враг истины, всепагубный антихрист" .
1916 год
4 Марта архим. Давид, иеросхим, Николай  (Иванов), иеромонахи Викентий (Филатов), Сила (Ершов), схим., Исаакмй (Грязев), Иларион (Федюков), Филодельфий (Орлов), монахи Ириней (Цуриков) и Манассия Зенин), уполномоченные от всех афонских монахов-имяславцев подали прошение Государю: «Покорнейше просим Ваше Императорское Величество об официальном опубликовании в "Церковных Ведомостях" даннаго уже почти два года тому назад Синодального распоряжения, дабы не было препятствий совершать священнослужение тем из нас, приехавшим с Афона монахам, кто имеет священный сан, и всем нам монахам приобщаться Святых Христовых Тайн». На этом прошении Государь начертал: «следует удовлетворить» .
2 Июня кончина схимонаха Илариона в возрасте 70-ти лет в урочище "Тёмные Буки".
7 Октября о.Антоний (Булатович) пишет своё второе письмо Государю, в котором он мистически соотносит военные неудачи России на фронте с борьбой Синода с имяславием, например, гибель парохода "Донец", на котором прибыл на Афон архиепископ Никон, захват противником Почаевской Лавры, из которой раздались первые хулы архиеп. Антония (Храповицкого) на имяславие. На копии письма есть позднейшая приписка о. Антония: "Не внял Государь благому совету и духовному предупреждению (...) не восстановлена поруганная честь Имени Господня  и отступление от истинных догматов навлекло на страну и на народ великий гнев Божий и тяжкия кары..." Здесь же указывает о. Антоний знаменательные знаки, подтверждающие его пророческие строки: переворот совершился в Неделю Св. Григория Паламы; страшной каре подвергся митроп. Владимир, "больше всех ответственный за всё Афонское дело, как первопастырь, санкционировавший все преступнейшие действия арх. Никона на Афоне, согласившийся с совершенно неправославными мнениями архиеп. Антония и упорно до самаго последняго времени противившагося тому, чтобы Афонское дело было авторитетно пересмотрено и разобрано» .
1917 год
Созванный столь поздно Поместный Собор Русской Православной Церкви, наконец, поставил вопрос об Имени Божием и выделил особую подкомиссию для разсмотрения этого вопроса, председателем которой был назначен епископ Полтавский Феофан (Быстров) .  В состав подкомисси и вошли также С. Н. Булгаков, П. Б. Мансуров, кн. Е. Н. Трубецкой и другие. Среди членов ея были как непримиримые противники имяславия, так и будущие его апологеты. Темы докладов, заявленныя в программе работы (напр., Общее философско-религиозное введение к вопросу о почитании Имени Божия" - докладчик Епископ Феофан), говорят о том, что освещение вопроса имяславия предполагалось сделать максимально полным и всесторонним и лишь затем вынести соборное решение по данному вопросу. И несмотря на то, что вследствии революционных событий как Собор, так и подкомиссия вынуждены были прекратить свою работу (состоялось всего три заседания подкомиссии), так не приняв определения по вопросу имяславия, некоторые члены подкомиссии считали своим долгом продолжать работу уже в одиночку, Так, в защиту имяславия в эмиграции были написаны "Философия имени" прот. С.Н. Булгакова (закончена в 1942 г.), а также "Об именах Божественных" и "Имя Божие" Епископа Феофана (Быстрова).
1918 год
В период, когда Кубань была свободна от большевиков, местные миссионеры встречались с Кавказскими имяславцами и подписали совместно ряд догматических положений.
С Февраля о. Антоний (Булатович) после возвращения с фронта, где он около трёх лет прослужил священником , пишет ряд писем в Св. Синод с просьбой разрешить ему священнослужение в том монастыре, к которому он приписан. На его письма ответа не было до Октября.
В Октябре Св. Синод постановил, что прежнее решение Московской Синодальной Конторы о православности имяславия отрицается. Для принятия в церковное общение, от "имябожников" требуется отречение.  О.  Антоний и другие запрещаются в священнослужении.  Подписан этот акт Патриархом Тихоном, Митрополитами: Агафангелом, Арсением, Сергием Владимирским, Архиепископами: Евсевием и Михаилом.

1919 год.
8 Января о. Антоний (Булатович) пишет в Св. Синод отложение от всякаго духовного общения с Церковной властью «до разбора дела по существу». Он уезжает в имение своей матери при с. Луцыковка Лебединскаго уезда Харьковской губ., где в ночь с 5 на 6  Декабря был убит грабителями.

1928 - 1931 гг.
В Кавказских горах и в долине Псху (80 км. от Сухуми) было отслежено, сослано и расстреляно свыше 300 имяславцев, высланных с Афона.

__________________________

Заканчивая этот краткий хронологический обзор истории имяславия, хотелось бы сказать, что Патриарх Тихон, несмотря на своё запрещение, в 20-е годы лично служил в храме с игуменом Давидом, известным имяславцем,
В дальнейшем почти все имяславцы отложились от Митрополита Сергия, который ранее, будучи членом Синода составил Синодальное Послание 1913 года, бросал на пол и топтал ногами разорванную бумажку с именем «Бог», доказывая этим, что Имя Божие никакого сущностнаго отношения к Самому Богу не имеет.
Свидетельством того, что учение имяславия продолжает занимать умы Русских Богословов является ряд изследований по этому вопросу, появившихся как в 20-30-е годы XX века, так и в наши дни .
Так, в работе прот. С.И. Булгакова "Философия имени" имяславие получило апологию, правда, в силу исторических событий не закреплённую Соборным решением. Над этой книгой о. Сергий трудился практически до конца жизни. Свою работу он закончил словами: «Имя Божие есть не только слово, Божественное слово, во всей глубине и неисчерпаемости его значения, но и Божественная сила и сущность. «Имя Божие есть Бог» в смысле Богоприсутствия, энергии Божией. В этом существеннейшем значении оно должно быть понимаемо в молитве и в жизни... Ему же слава во веки веков» .
Известны также труды по имяславию о, Павла Флоренскаго, А.Ф. Лосева, еп. Феофана (Быстрова), митроп. Вениамина (Федченкова), богослова В.Н. Лосскаго .

______________

Таким образом, до момента разбора "Афонскаго дела" в Св. Синоде, древнее учение об Имени Божием естественно и гармонично исповедывалось Русской Церковью в Ея вероучении и молитвах. То, "что нельзя познать разумом" (Св. Иоанн Златоустый) и что монахи простецы постигали непосредственным подвижническим опытом, мудрствующие    лукаво    Богословы    попытались    деловито "препарировать" ножом хирурга, и сами не заметили того, как впали  в нововарлаамитскую ересь .
Действительно, Промыслом Божиим России в начале ХХ-го века суждено было решить серьёзнейший догматический вопрос: она оказалась перед выбором принятия   Древне-Отеческаго почитания Имени Божия или отрицания этого почитания. УСИЛИЯМИ некоторых влиятельных архиереев выбор этот склонился в сторону отрицания. Как подчёркивает современный изследователь В.М, Лурье: «сегодня есть все основания полагать, что истинной, хотя и тайной пружиной имяборческаго вдохновения были неправославныя воззрения архиеп. Антония Храповицкаго» , . Но окончательное решение впереди - ведь Соборное постановление ещё не вынесено .
________________________
А пока ограничимся лишь несколькими святоотеческими цитатами из их безчисленнаго множества:
Св. Василий Великий: «Имя Божие называется святым, конечно, не потому, что в самих слогах имеет некую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божие (по которому Бог именуется)» (Толк. псалма 32,21).
Св. Иоанн Златоустый: «Имя Христово свято, поколику творит безчисленныя чудеса» (Толк. Псалтирь Евфимия Зигабена. 1898,С. 888).
Св. Тихон Задонский: "Имя Божие Само по Себе, как свято, так славно и препрославлено есть, того ради от нас не требует прославления нашего: равно всегда славно, свято и страшно пребывает и лучи славы Своея издаёт в созданиях... Слава бо Имени Божия вечна, безконечна и непременяема есть, как и Сам Бог, того ради ни умножитися, ни умалитися в Себе не может... Великое Имя Божие заключает в Себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему Единому собственныя, как то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правду, святость, истину, духовное существо и пр. …Сии собственныя свойства открывает нам Дух Святый в слове Своем» (Творения. М. 1889. Т. 3. Кн. 2. С. 64-65).

Св. Прав. Иоанн Кронштадтский: «Имя Господа есть Сам Господь, Дух везде сый и вся исполняяй, Имя Бога всемогущаго есть Сам Бог, - Дух вездесущий и препростый» (Моя жизнь во Христе. 1894. Т. 1. С. 237); «Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь Имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь всё существо Господа: в Нем Его благость безконечная, премудрость безпредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять Имя Божие всуе, потому, то есть, что Имя Его есть Он Сам - Единый Бог в трёх Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время - не заключаемое, то есть не ограничиваемое Им и ничем сущим. Великия имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, или Отец, Слово и Святый Дух, призванныя с живою сердечною верою и благоговением, или воображенныя в душе суть Сам Бог, и низводят в душу Самого Бога в трёх Лицах... Само это безконечно простое Существо может быть некоторым образом объято одною нашею мыслию, одним словом» (Мысли христианина. С.-Пб. 1903. Сс. 46-47).

___________________________

Для Русского Православия пришло время осознания своих традиций. И восстановление древлеотеческого отношения к Имени Божию  представляется крайне необходимым.

__________________________

Что же касается книги «На горах Кавказа», то хотелось бы последовать   совету   святого   старца   Варсонофия   Оптинскаго, благословившаго ея издание: "Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину ея содержания. Она должна доставить громадное наслаждение людям, имеющим склонность к созерцательной жизни, дай Бог, чтобы чтение принесло вам не только высокое духовное наслаждение, но также и помощь в деле спасения своей души. Аминь" .




Оглавление
книги «На горах Кавказа»

Предисловие автора
Здесь, прежде всего, показано высокое достоинство Иисусовой молитвы
 и её необходимость в деле нашего вечного спасения; частию показано
 значение имени «Иисус»  …………………………………………………….…….…..


7
Старческое слово к юным подвижникам ……………………………………..……….. 33
Общее замечание о молитве Иисусовой…………………………………………….…… 39

Часть первая.
Беседа двух старцев – пустынников о том, как через молитву
 Иисус Христову  и прочия добродетели, соединить свою душу
 ипостасному Слову Божию, то есть  Сыну Божию, и через это
 быть причастным вечного живота ещё в сей временной жизни.
Глава 1 Восход пустынножителя на горы и поэтическое описание горной красоты, открывшейся его взору ……………………………………………………………………..
41
Глава 2 Замечательная встреча со старцем пустынножителем, и начало беседы с ним о духовном деле ……………………………………………………………..

49
Глава 3 Разъяснение о том, что в имени Божием присутствует Сам Бог ………….…………….. 57
Глава 4 Доказательства тому – почему имени «Иисус» приписывается Божественное достоинство. И почему для верующего и любящего Господа Иисуса, оно есть
как бы Сам Он Господь и Спаситель ……………………………………………………...

65
Глава 5 Объяснение того, в чём состоит действенность или же ощутимость
 для нашего сердца Иисусовой молитвы ………………………………………………….
76
Глава 6 О плодах молитвы ………………………………………………………………………….. 82
Глава 7    Разъяснение о том, что требуется для приятия дара Исусовой молитвы,
 и       почему она трудна. Как относятся псалмопение и Священное Евангелие
к Иисусовой молитве. Естественное соотношение составных частей в человеке,
и о правиле. Кто научил Старца Иисусовой молитве……...……………………………...    


88
Глава 8 О зверях, птицах и видах Кавказской природы …………………….……………………. 110
Глава 9 Краткая биография старца ………………………………………….……………………... 115
Глава 10 Вечная жизнь в Сыне Божием и разъяснение о том, что требуется для того,
чтобы быть её участником ………………………………………….……………………...
119
Глава 11 Подробное разъяснение о первой степени Иисусовой молитвы …………….…………… 129
Глава 12 О второй степени Иисусовой молитвы ………………………………………….………... 142
Глава 13 О третьей степени Иисусовой Молитвы ……………………………………………...…... 146
Глава 14 Ещё о молитве вообще …………………………………………………………………….. 155
Глава 15 О том, что творящий молитву Иисусову нуждается …………………………………….. 161
Глава 16 Общий вывод о молитве изо всего, доселе о ней сказанного. Откуда явилась Иисусова молитва и частию её содержания ……………………………………...……….
178
Глава 17 Неодобрительный взгляд современности на Иисусову молитву …………………….…. 186
Глава 18 Извлечение из книги Старца Паисия Величковского, в котором особенно
 показано превосходство Иисусовой молитвы пред Псалмопением ……………………
193
Глава 19 О душе человеческой и о силах ея, заимствованное большею частью из учения
о сем предмете святых Отец. Изречения высокие и многополезные.
О Самопознании. В чём состоит сходство нашей души с Богом. …………….…………

201
Глава 20 Разъяснение внутренних сил нашей души: что такое соединение ума с сердцем;
 какое различие между понятиями: ум и дух, и в которой из сих двух сил молитва вселяется …………………………………………………………………………………….

223
Глава 21 О сердце человеческом…………………………………………….……………………….. 236
Глава 22 О духе человеческом ……………………………………………….……………………… 247
Глава 23 О достоинстве человеческом и ещё о духе нашем ……………………….……………… 253
Глава 24 О чувстве Божия бытия, вложенном в душу человеческую ……………………….……. 256
Глава 25 Что такое духовный мир? ……………………………………………………….…………. 259
Глава 26 О воплощении Сына Божия и о том, что в имени Своём для верующих
и молящихся Он Сам пребывает Своим Божественным Существом ……………..…….
264
Глава 27 О чрезвычайной важности в деле нашего вечного спасения Иисусовой молитвы.
Её объяснение; сравнение с прочими молитвами и ея достоинство. ……………………
285
Глава 28 От чего внутренняя по Богу жизнь ото всех людей находится в      
почитании и уважении? …………………………………………………………………….
303
Глава 29 Мои впечатления и чувства при зрении на Небо в тёмную ночь среди
 Кавказских хребтов ………………………………………………………………………...
323
Глава 30 Изображения воздушных явлений ………………………………………………….…….. 330
Глава 31 Вид гор осенью в пустынных дебрях Кавказа со слов пустынника …………….……… 345
Глава 32 Вид тех же гор в зимнее время ……………………………………………….…………… 349
Глава 33 Другие мои путешествия по горам Кавказа и разные случаи и
приключения во время их со мною бывшие …………………….………………………..
351
Глава 34 Похвала Кавказской пустыне. Что нужно иметь тому, кто желает жить в пустыне.
В чём состоит внутреннее содержание этой жизни …………………………….………..
363
Глава 35 Мои чувства по лишении пустыни ……………………………………………….……….. 368
Глава 36 Мысли и чувства пустынника при его прощании с обителью, в которой
он прожил много лет; прощание с игуменом и братиею ………………………………...
373
Глава 37 Предостережение от ранней пустыни. Что нужно для правильного
в неё вступления …………………………………………………………………………….
381
Глава 38 О сравнительном значении жизни монастырской (общежительной)
 и пустынной ……………………………………………………………………….………..
387
Глава 39 О вере в Бога, приобретаемой пустынником в опытах его жизни……………….……… 403
Глава 40 О применении веры к деятельности пустынника.
О любви. О Христианской надежде ……………………………………………………….
411
Глава 41 О помыслах, - как их удерживать …………………………………………………….…… 438
Глава 42 О бесовских привидениях, кознях и страхах, коим подвергаются
пустынножители и о средствах избавления от них  ……………………………….……..
441
Глава 43 Прощание старца с горами, по причине его состарения и крайнего
 изнеможения своих телесных сил ………………………………………………………...
451
Глава 44 Наше последнее посещение старца и его блаженная кончина ………………….………. 456

Часть вторая
Здесь находится краткое описание некоторых частей из земной жизни Христа Спасителя и Его Божественного учения. Притчи Господни, о Его последних
 днях и о страдании. Потом приложены 21 статья под заглавием: «В кратких картинах изображение Христовых страстей» ……………………………….…………..


480

Часть третья
Духовные письма пустынного Старца к разным лицам, имеющие своим содержанием то же разъяснение Иисусовой молитвы. Потом приложено слово, иже во Святых Отца Нашего Иоанна Карпафийского о достоинстве монашеской жизни ..

691

Заключение ………………………………………………….…………………………… 862

Ответ на рецензию книги «На Горах Кавказа», в котором доказывается Божественность Имени Иисус Христова …………………………….…………………..
884

Послесловие от редакции
Краткий очерк о жизни старца Илариона и об истории имяславия в России ………… 901

Приложение ……………………………………………………………………….………. 931








Книга сия имеет всем своим содержанием добрую цель, как сказано и в её Предисловии: напомнить современному монашеству, а вместе и всем Православным Христианам забытое ими древлеотеческое учение о молитве Иисусовой, составившее в те блаженные времена, как известно из дошедших до нас писаний из того времени, - славу, красоту и цвет Христианской жизни. И как Солнце она озаряла своим невечерним, блистающим светом те первобытные времена Христианского мира.

Ныне же не то, но окружили нас печальные времена. И нужно сказать с уверенностью, что пока монашество  не положит в основании своего духовного подвижничества Богоносного и священнолепного занятия Иисусовою молитвою, до тех пор не увидит пределов духовного совершенства и внутренней самостоятельности и блаженного состояния.


Схимонах Иларион.
На горах Кавказа.
Печатается по Постановлению Учёнаго Совета                Русской Православной Академии Богословских Наук                и Научно-Богословских Изследований за /V 21, принятом                на Заседании от 13(26) Ноября 1997 года.
Секретарь Учёного Совета Священник Владимир Дмитриев.
Главный редактор
Данилушкин Михаил Бориславич
Научный Консультант
Игумен Андроник (Трубачёв)
Послесловие
Данилушкин Михаил Бориславич
Корректор
Петрова Раиса Прохоровна
Художественное оформление
Светозаров Андрей Валентинович
Компьютерная вёрстка
Данилушкина Марина Борисовна
Редактор
Копаничук Владимир Иванович
Форзац: Афонский Свято- Пантелеимоновский монастырь
Нарзац: Ново-Афонский монастырь (Кавказ)
ЛР № 063336 от 07(20).03.94.
Подписано в печать 16.0798. Формат 60 х 88 1-16.                Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 59 + 0,5 п. л, вкл.                Тираж 5000 экз. Заказ № 136.                Отпечатано с готовых диапозитивов
в ордена Трудового Красного Знамени гп "Техническая книга"                Комитета Российской Федерации по печати.                198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр. 29.


Рецензии