Тридцать четвертый вопрос. Что такое цель?

Сегодня у Сережи большие планы! Он собирается со своими друзьями на каток, и при этом очень волнуется. Коньками Сережа как-то не очень увлекался, не то, что лыжами. Вот, правда, на роликовых коньках гонять летом – это с превеликим удовольствием! Это – одно из его любимых занятий. А вот на льду Сережа себя чувствует почему-то не так уверенно, и катается на коньках редко. Но сегодня – другое дело!
– Сережа, – говорит мама, – а вот интересно, в какой зоне мотивации для тебя лежит твой сегодняшний каток?
– Хочу и надо! – уверенно и без задержки отвечает Сережа. – Во-первых я уже давно хочу как следует на коньках научиться кататься, а во-вторых, я договорился с ребятами, они меня будут ждать.
– А что же это за мотивация?
– Это мотивация любви! Северо-восток!
– А если ты не придешь? У нас сегодня дома большая уборка намечается, может быть, поможешь?
– Ну, мама, это уже мотивация страха для меня! Не хочу и надо. А как же тогда каток?
– Почему надо? Ты вовсе и не обязан нам помогать! Ты же таких обязательств на себя не брал?
– А тогда ты меня уже переключаешь на мотивацию совести! Не хочу и необязательно! И что получится? Я или останусь вам помогать, и тогда на каток не попаду – или пойду на каток и буду себя чувствовать виноватым, что вам не помог! И никакой радости в обоих случаях у меня не будет! А раз я еще и виноватым себя буду чувствовать, значит, ты, мамочка, мной манипулируешь!
– Молодец! Не поддался на провокацию! Иди, конечно, мы легко без тебя управимся. В другой раз поможешь. И получи от катка самую настоящую радость! Ведь радость – это и есть твоя цель?
– Радость, мамочка, это моя потребность! А цель – на коньках научиться как следует кататься!
И Сережа довольный убегает.
А вечером, когда он веселый и румяный возвращается уже совсем поздно домой, мы все вместе садимся пить чай и слушаем Сережины рассказы о новой игре, в которую он сегодня учился играть. А потом припоминает мамину провокацию, и разговор снова возвращается к теме целей и потребностей.
– Хорошо, что ты перед моим уходом все в шутку превратила, мамочка, – улыбается Сережа, – а то как бы я с чувством вины на коньках катался?
– Ну и катался бы себе, – улыбается в ответ мама. – Учился бы и свою цель достигал. Оттачивал бы мастерство.
– Ничего бы у меня не получилось! Я бы тогда в лучшем случае цель ребят достиг: что мы все вместе на каток пришли. Или, если бы остался, достиг бы вашу цель убрать квартиру. А не свою.
– Выходит, Сережа, что, когда в твоей мотивации радости нет, то ты не свою цель достигаешь, а чью-то чужую?
– Ага! Это что же получается? – озадаченно спрашивает Сережа. – Получается, что, когда я делаю что-то из страха, или совести, или даже любви, я что? Не свои цели достигаю?
– Но ведь, кроме целей, есть еще и потребности.
– А! Значит, все мотивации, кроме радости, они либо для моих потребностей, либо для чужих целей? Вот так здорово!
– Ну, посуди сам. Погасить кредит банку – кто же радуется, когда такую цель ставит? А когда человек запланировал дорогую покупку, все хорошенько рассчитал, взял на эту покупку кредит и спокойно гасит этот кредит своим запланированным доходом – какая же это цель? Это потребность! Покупка его, наверное, радует, а вот кредит – уж точно нет!
– Ну да, наверное, то же и с затратами на семейный бюджет, и на отдачу долгов… Либо это мои потребности, либо, если я с ними не справляюсь, это цели, но не мои! Даже с кредитом банку: я цели банка достигаю – ему деньги вернуть. И когда нарушаю график, чувствую себя виноватым. И значит, банк мной сманипулировал!
– Все правильно, Сережа, но не одни банки тебе захотят твои цели подменить чужими. Смотри, как это точно сформулировал один из персонажей фильма «Пираты силиконовой долины»:
«Надо выяснить, насколько этот парень не знает, что ему нужно, и убедить его, что ему нужно именно то, что дать ему можем только мы».
– Получается, что для моих целей может быть только одна настоящая мотивация: хочу, но необязательно? Мотивация радости?
– Но ведь так оно и есть! У цели как понятия есть только два качества: она за пределами твоего круга влияния, и…
– Я ее хочу получить! Но раз она не входит в мой круг влияния, то и получить для меня ее – необязательно! А при чем тут радость? А, я догадался! Хочу, но необязательно – это и есть как раз зона радости!
– Ну конечно! Вспомни теперь, как звучит Закон Намерения и Желания?
– «Каждый раз, когда ты чего-то хочешь, ты бросаешь в землю семя»! Получается, что любая моя цель – это мое желание, которое я как будто сажаю в землю! В поле чистой потенциальности! И превращаю его в намерение, потому что теперь все зависит не от меня, а от земли!
– А что такое тогда потребности?
– Потребности? Ну, цели мне надо ждать, пока они вырастут и дадут плоды… А когда семена целей вырастут и созреют –  это и будут мои потребности! Значит, потребности – это растения, которые выросли и с которых я могу срывать плоды, а цели – это семена и ростки! Пока они растут, они мне как раз радость и приносят!
– Наверное, на твоем поле вырастают не только те семена, которые ты посеял сам?
– Конечно! Там еще и сорняки всякие растут! Смотри, мама, как интересно получается: мои потребности с мотивацией страха – это как вредные сорняки, которые не хочется рвать, а надо, потребности совести – это не вредные, но некрасивые и неполезные растения, а вот потребности любви – это и есть мой огород! С него плоды собирать – и хочется, и надо!
– Замечательно красивая картинка, Сережа! Значит, чьи семена посеяны на твоем поле?
– Мои! А когда я найду чужие, то я их выполю!
– А как же ты их найдешь?
– У меня же есть инструмент! Даже целых два! Моя тетрадь желаний и игра «Цели и тревоги». И я легко со своего поля могу выполоть сорняки!
– Итак, получается, что потребности твои уже проросли на твоем огороде и даже некоторые дали плоды: плоды страха, совести или любви. А вот посевы радости еще не взошли – это твои цели. Но, чтобы тебе не запутаться в дальнейшем, нам надо рассмотреть еще один пример: а любовь, любовь к конкретному человеку, которую ты рано или поздно обретешь в жизни, для тебя цель или потребность?
– Конечно, цель!
– А для чего тебе найти свою любовь? Что она тебе даст?
– Она даст мне счастье! И мы будем жить счастливо!
– А ты хочешь свою любовь найти в мире изобилия или в мире нищеты?
– Конечно, в мире изобилия! А что, это разные цели?
– Разные! В мире нищеты твоя мотивация – получить, и значит, цель: счастье для себя. А в мире изобилия мотивация – подарить, и значит, цель твоя – счастье для того, кого ты любишь.
– Здорово! Значит, моя цель найти любовь в мире изобилия – это всегда дарить кому-то счастье! И будет, как у тебя с папой!
– Мы будем этому очень рады! А теперь нам осталось только наши ответы подготовить для ответной тетради. Итак, что такое твоя цель?
– Это то, чего у меня нет, и что принесет мне радость!
– А зачем тебе достигать твои цели?
– Для того чтобы цели становились потребностями, а радость превращалась в любовь!
И в нашей ответной тетради появилась новая страничка:

Тридцать четвертый вопрос:

ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛЬ?

Ответ:

ТО, ЧЕГО У МЕНЯ НЕТ, И ЧТО ПРИНЕСЕТ МНЕ РАДОСТЬ!

А зачем мне достигать мои цели?

ЧТОБЫ ЦЕЛИ СТАНОВИЛИСЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ, А РАДОСТЬ ПРЕВРАЩАЛАСЬ В ЛЮБОВЬ!
 
Новая игра      Что такое цель?
То, чего у меня нет, и что мне принесет радость!

Радость – это замечательная энергия, которая питает «мотор» нашего развития. В самом деле: цели свои Сережа ставит потому, что будет радоваться, когда их достигнет. А чтобы достичь какую-то цель, надо приобретать новые Знания, вырабатывать новые Привычки и получать новые Навыки. То есть, играть в новую Игру. А любая игра всегда радость приносит. От новых З * П * Н будет расширяться Сережин круг влияния, а значит, будет от этого Сережа развиваться. И получается, что без радости нет развития!

– А если мне цель нужна для того, чтобы радоваться, может быть, в мире изобилия цели вообще не нужны? Ведь когда у меня уже все будет, то расширение моего круга влияния не в погоне за какой-то целью, а просто ради радости – это и будет моя мотивация?
– Твоя догадка очень близка к точному ответу! Но о мотивациях в мире изобилия мы поговорим попозже. А пока скажи, а что такое – цель команды?
– Команды? Ну, это, во-первых, то, что будет радовать каждого из этой команды без исключения! Если кого-то не радует, то это уже не команда, а какой-нибудь коллектив.
– Так, а еще?
– А еще эта цель должна быть за пределами общего круга влияния команды!
– А что это такое – общий круг влияния команды?
– Это объединение кругов влияния каждого в команде. Вот мы с тобой команда, ты знаешь, как, и умеешь книги писать, а я пока не умею. Значит, в круг влияния нашей команды входят З * П * Н писателя!
– Да, ты совершенно прав! Но у цели есть еще одно очень важное свойство, о котором все обычно забывают.
– Какое свойство?
– А вот какое. Будет ли достигнутая цель тебе деньги приносить или не будет?
– Папа, что ты говоришь? Когда мой круг влияния расширится, у меня будут новые навыки – а значит, я уже по-другому смогу деньги зарабатывать! И получается, что любая цель рано или поздно принесет деньги!
– Это так, да не совсем. Вот захочешь ты научиться печь замечательные пирожки, каких никто больше печь не может. Это тебя порадует?
– Порадует, конечно!
– Твои гости будут этими пирожками угощаться и радоваться. Но денег никаких это тебе не принесет. Но вот когда ты решишь, что тебе принесет радость открыть маленький бизнес и эти свои пирожки начать продавать, тогда от их выпечки ты будешь получать еще и заработок.
– Но печь пирожки и продавать их – это цели разные!
– Вот именно. Очень много целей просто радуют тебя, а денег не приносят. Наоборот, требуют еще и затрат (на муку, на начинку).  Такие цели называются пассивами. А вот цель научиться испеченные тобой пирожки продавать в результате даст тебе еще и радость от поступающих доходов. И это будет уже твой актив.
– Значит, мои цели могут быть и активами и пассивами?
– Точно! А как ты думаешь, когда цель становится твоим активом или пассивом?
– Конечно, когда я ее ставлю! Когда сажаю семечко намерения!
– Поэтому каждый раз, когда ты захочешь осознать свою очередную цель, обязательно скажи сам себе: актив это будет или пассив? Принесет тебе радость просто потратить на эту цель деньги (например, купить) или ты будешь ждать от этой цели доходов и радоваться им?

Да, теперь у Сережи есть в руках все инструменты, чтобы осознанно ставить свои цели! Во всяком случае, его не ждет разочарование, как большинство начинающих бизнесменов, от того, что в самом начале своего бизнеса он просто забыл осознать и написать, что цель его бизнеса – актив.
Такой простой навык – а никакой бизнес без него не построишь!


Рецензии