По чёрному льду

                Журналисту, писателю, наставнику
                М.К.Анисимковой посвящается...

     Вода доходила до подножки вездехода. Машина двигалась по толстому, почерневшему льду, а над ним, куда хватало глаз, дышала весенним туманом напористая талая вода. Бледный водитель, открыв двери, вёл корабль наперекор стихии в направлении спасительной земли, темневшей примерно в километре.

     Пассажирам этого уралистого дредноута казалось, что они плывут, ведь всюду была вода.  Немного жутковато было от этой картины. Юганская Обь.Те кто видел её весной всегда удивлялись: как это речники находят дорогу в этом круговороте рукавов,проток и возникающих внезапно-так и хочется крикнуть: Земля! Земля! - необитаемых островов. Впрочем,тот,который маячил в дымке наших интересов был населённым или скорее, начинённым.

     На нём стояла буровая, издали напоминающая гигантскую цаплю, высматривающую своё лакомство-лягушку. Наша цапля своим клювом долбила твердыню в поисках острой и даже можно сказать, пламенно-жгучей пищи. Чёрной "лягушке" добытой в бескрайних болотах Югры позавидовал бы не только француз, знаток деликатесов. Как писал Валентин Пикуль : она была "грязной, жирной и продажной". И, несмотря на это, её все любили и лелеяли.

      Корреспондент газеты "Вечерняя Югра" ехал на задание, вернее ехала, ибо это была женщина. Рядом с ней в кабине сидел молодой сотрудник с фотоаппаратом, к сожалению зачехлённым. Наверное, ему было не до снимков. Третий пассажир, он же виновник и первопричина их командировки, что-то неспешно бубнил про метры, графики, про "шарошку" которую придумал именно он.
 
     Женщина как-то устало кивала головой, где-то поддакивала, поддерживая разговор. "Я обязательно всё запишу, когда приедем",- любезно отвечала она, когда этот всезнайка спросил про блокнот, эдак с ехидцей:"А чевой-то вы ничего не записываете?"

      Ей приходилось по долгу службы бывать всюду, где живёт, работает и здравствует человек. Припомнился вдруг случай, когда хантыйский охотник вёз её на стойбище, в глухие урманы, где из цивилизации... она задумалась, вспоминая - только водка и мотосани, вот пожалуй и всё. На полпути мотор "Бурана" заглох. Охотник невозмутимо закурил. "Однако, бензинка кончилась",- глубокомысленно заявил он и полез в мешок.

    "Рыбка кушать будем, чай пить будем, Ваньку ждать будем, увидит Кольки нет, искать будет." Грызла молодая девушка замороженную рыбу, пила чай, приняла стопятьдесят для сугрева. Мороз был под сорок.И чего только не передумала за это время,даже с мамой мысленно простилась...  И правда, через четыре часа их нашли. Иногда  говорила себе, "брошу эту собачью работу, дома почти не бываю, всё командировки, но творческое "Я" закипало самолюбием, как писать, если не ездить, ничего не видеть.
               
      В Нефтеюганске, в конторе буровиков им сказали, что лучшая проходка по управлению в бригаде мастера Петренко. "Поезжайте к нему, поснимайте ребят, возьмёте интервью, кстати, он сейчас здесь, вместе и поедете."

      Подошёл "Урал". Зычно прочистил лёгкие пронзительным гудком. На его зов из полутёмных коридоров выкатился человек среднеупитанного вида в шляпе с короткими полями. Если бы не его обувь, то с известной натяжкой его можно было назвать франтом. "Кто тут корреспонденты?"- последовал вопрос.

     Он  к тому же был шутником, ведь кроме них рядом никого. Мастер Петренко, а это был именно он, щеголял резиновыми ботфортами, д"Артаньян бы позавидовал, а они, бедолаги, перешагивали блестящие оконца луж ботиночками. Он взглянул вниз, на обутку и скомандовал: "Полезайте в кабину, там теплийше." День   был заполнен апрелем под завязку.

      Машина, пуская клубы угарно-синего дыма,  рванула на простор бетонной полосы. Пересчитывая стыки  плит организмами, они пронеслись километров двадцать, как послышался сигнал остановки: командир постучал по крыше. "Так Юрко",- послышалось с кузова - "Заворачивай вправо и пошел на ту сторону, за горючим...". "Урал" нехотя свернул в сторону и вскоре встал как вкопанный перед сердитым окриком аншлага: Переправа закрыта с 15 апреля.Проезд запрещён.

     Мастер перегнулся с борта и стал что-то  кричать водителю. Как поняли пассажиры, разговор шёл об ответственности и деньгах. "Я тебе сверхурочные подпишу"- уговаривал Петренко молодого, видно после армии, парнишку. Тот всё больше мрачнел и несколько раз повторил: "И денег не захочешь, ну ты даёшь, Данилыч..."

     Минут пять продолжалась пикировка: газетчики сидели молча, не зная брода и местных условий. Затем буровик спрыгнул вниз и подсел к ним в кабину. Обладатели "лейки и блокнота" вежливо потеснились. "Давай, Юрко, давай, родной,"- c южно-русским акцентом увещевал водителя Данилович, победитель всех соревнований.

   Наконец водитель решился и плавно подал машину на лёд, навстречу опасности. В открытые двери сразу потянуло сыростью, и женщина зябко поёжилась. Буровик заметил это движение и сказал: "Ничего, товарищ корреспондент, вернёмся, согреемся." Она не придала этим словам никакого значения.

      Остров, маячивший вышкой по курсу корабля, стал уходить в сторону, влево. "Капитан меняет курс"- подумала озябшая Анастасия Петровна и не ошиблась. Мастер, понимая, что ответа не избежать, опередил вопрос: "Сейчас сгоняем на ту сторону, купим водочки и вернёмся, ребята ждут, проходка трудная была, расслабиться надо." Потом добавил: "Про это писать не обязательно". "Как всё просто у них"- злилась про себя журналистка.- Рискует людьми, машиной, лёд то лёд, да под ним миллионы кубов воды и метров с десяток. И всё ради чего..." Потом улыбнулась глазами, мозг выдал четверостишие, эх запомнить бы...

                Презревая преграды и топи,
                За бутылкой идём, как на дот.
                Ну, а коль журналистов утопим?
                Ничего, они славный народ.

      И чтобы отвлечься, не думать про полынью, про всякие другие ужасы, стала вспоминать о первой встрече с буровой. Она умела переключаться,  и это здорово помогало ей в работе. "Езжай, голубушка, буровая переезжает, поживёшь, посмотришь да нам расскажешь"- давал задание ворчливо-милый редактор  газеты. И вот вертолёт бьет лопастями над деревянной площадкой, устроенной прямо на болоте.

     А от  неё тропинка в снегу узенькая, нечасто по ней ходят, два раза в месяц, вахта. Поместили её к девчатам-поварам. Целую неделю закармливала румяная Сонечка, бригадирша столовой, худющую, с её точки зрения, журналистку. Подкладывала лучшие кусочки и приговаривала: "Ешьте, ешьте Анастасия Петровна, всем хватит, не волнуйтесь, на буровиков продукты не жалеют. " И это было правдой. Сколь ни случалось попадать потом, картина виделась всё та же: яства до отвала.

      Ей виделось, как сейчас, вот буровую, эту громадину разобрали на части и на санях, сваренных из толстых труб, перетаскивают на новое место, экономя время и деньги. Как стосильные тягачи бьют гусянками о толстый лёд, словно мохнатые тяжеловозы-лошади  напыжились, только пар идет. Вот по команде отпустили педали лихие наездники... и пошли сани, словно сами. Но что это? Один стальной конь зачихал, закашлял чёрным дымом и встал. Перегруз вышел на сердце, стало быть. Встали по команде  и другие. Но ведь не зря человек учится у природы веками. Вы когда-нибудь видели как работают муравьи? Правильно, взаимовыручка. На помощь подбежали несколько человек...

      Она очнулась от воспоминаний. Взаимовыручка, к чему это я? Ах, да, мы же за водкой плывём, выручаем товарищей получается. Память, не желая отпускать, отмотала пять лет назад вновь.

   ...Ходила ходуном округа, когда сани, влекомые шестёркой челябинских бизонов понесли многотонную   цаплю-хозяйку болот. Было страшно осознавать, что земной тверди нет, вот нет и всё: даже под толстым слоем льда здесь хлябь, вечная и ненадёжная...

      Мастер был с похмелья. Тяжёлый дух наполнил кабину, как только жуткая водно-ледяная дорога закончилась и двери захлопнулись. На обратном пути единственной даме на плечи накинули бушлат, а она мысленно молила Бога о спасении. Фотокор за всю дорогу не издал ни звука и после командировки уволился.
     Хвалебная статья вышла. Страна требовала героев и их непременно находили.


                АВГУСТ  2003г.


Рецензии
Ситуация и место знакомы. Много раз приходилось пересекать Юганку.
Напомнили.
Удачи Вам!!!

Федор Головин   09.07.2014 20:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Фёдор, за пожелания. Писательница Югры сама поведала мне о том давнем приключении.Её уже не стало, а память о ней живёт. С уважением. Александр.

Александр Калинцев   09.07.2014 21:49   Заявить о нарушении