Писатели детям. 1990-2000 гг. , нач. 21 века

      
     В конце 20-го века  в России начались преобразования, которые  продолжаются и поныне. Сдвиги в общественном сознании повлияли и на  ход всего литературного процесса.  Произошли изменения, связанные и с  детским  чтением. Из него исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию и частично возвращены незаслуженно «забытые»: Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам.

     Предпринимаются попытки современного прочтения произведений детских писателей советского периода, весьма разноречивые и совсем не бесспорные. Уточняются некоторые аспекты истории русской детской литературы.

     Главным открытием 20-го века стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности. И для творчества современных авторов также характерна попытка разглядеть  личность маленького человека.  При этом  разговор с читателем идёт на равных.
По-прежнему одним из популярнейших жанров остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в 20-м веке и прежде всего, тема взаимоотношений детей с взрослыми, и сверстниками.
 
     Однако в наше время возникает уже другая проблема - дети перестают читать книги, падает культура чтения. Этому способствуют разные факторы, в том числе и развитие новых информационных технологий, революция в телекоммуникациях.

     Заметное снижение интереса к чтению не могло не повлиять и  на литературный процесс: одной из тенденций становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения. Увеличивается число групп  детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы. Но и при  разнообразии книжной и журнальной продукции, адресованной этой аудитории, далеко не всё благополучно. Подростки ориентируются  не на лучшую, а на  «модную» в их среде продукцию. Растет  спрос на периодику с большим количеством картинок, несущих информацию, в основном,  развлекательного характера.

     У мальчиков  старше 10 лет популярны «диснеевские», технические, познавательные и компьютерные журналы,  комиксы и    издания,  связанные со спортом, автоделом.  А девочки интересуются различными красочными изданиями, ориентированными на женскую аудиторию.

     Массовый, неконтролируемый выпуск детских книг в последние годы,   привел к тому, что на книжном рынке появилось много литературы, не обладающей хорошим художественным вкусом. Широкое распространение получают такие жанры, как детективы и триллеры. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют в своих произведениях самые разные средства, в том числе и совсем не детские. Спросом сегодня пользуются  детективы серии «Чёрный Котёнок»,  "ужастики" из серии «Страшилки»,    фэнтези из серии  «Чародеи».

     Каких же авторов   выбирают современные дети  себе в друзья и собеседники?
     Среди читаемых современных   авторов можно назвать  Е. Некрасова. Он пишет о том, как вместе с человеком растут его отвага, честь и желание сопротивляться разнокалиберным гадостям окружающего мира под лозунгом: «Если не я - то кто же?!». А. Веселов в своих повестях показывает, как  общество превращает в моральных уродов мальчишек и девчонок из нищих «спальных районов». В. Гусев в фантасмагорично-весёлых произведениях пишет о том, как  маленькие, но упорные и честные люди вновь и вновь разоблачают все проявления «мирового зла» и с бесстрашным озорством борются с взрослыми «хозяевами жизни», возомнившими себя всесильными.  С. Сухинов поветствует о Рыцарях Света в джинсах и ветровках. С. Лукьяненко стал популярен благодаря своим печальным, но завораживающим  «дозорам».

     Ученицы младших и средних классов увлекаются романами Ж. Уилсон, которые представляют собой своеобразные «энциклопедии жизни» для девчонок. А серия книг М. Бершадской «Большая маленькая девочка» учат их находить выход из сложных ситуаций. Дети разного возраста читают книги Дины Сабитовой «Где нет зимы», «Цирк в шкатулке», «Сказки для Марты».
 
     Очень популярны стали книги серий: "Детский детектив" (К. Кин, А.Хичкок, Э. Блайтон и др.), "Школа в ласковой долине"  Ф. Паскаль. С удовольствием читают произведения: «Время всегда хорошее», «Я хочу в школу!», «Смерть мертвым душам» А. Жвалевского и Е. Пастернак,  «Облачный полк» Э. Веркина, "Призрак сети", "Телепат", "Потапов, к доске!", «Костя+Ника=», «Узник зеркала»  Т. Крюковой, «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» М. Вишневецкой и др.

     Подросткам и старшеклассникам, кроме книг о Гарри Поттере Дж. Роулинг, нравятся произведения Х. Мураками, П. Коэльо, Э. Райс, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Булгакова, Р. Бернса, японская поэзия хокку, энциклопедии и жизнеописания замечательных людей и др.
     Кроме признанных классиков читают и стихи А. Усачева, С. Белорусеца, М. Яснова, С. Михотина и др.
     И только малыши по-прежнему читают  А. Пушкина, А. Волкова,  Г.  Остера, Э. Успенского и др.

     Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить. Именно книги формируют внутренний мир ребенка.  Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства.  Поэтому все чаще современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет», на которых выросло несколько поколений. По русским народным сказкам и сказкам Пушкина, стихотворениям Токмаковой, Барто, Благининой, Мориц, рассказам Драгунского учились жить, думать, фантазировать.

     И резервы для дальнейшего переиздания классики ещё далеко не исчерпаны: есть еще национальная литература СССР -  Н. Думбадзе, Ф. Искандер, А. Бикчентаев, Н. Матханова;  литература зарубежья - Баум, Диккенс, Льюис, Перро, братья Гримм и др.
 
     В последние годы заметно увеличивается выпуск детских книг, улучшается их  содержание, расширяется  тематика, более привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка литературой.
 
     В 1990-2000-е годы продолжился выпуск популярных журналов "Мурзилка", "Весёлые картинки", появились новые периодические издания для детей: "Незнайка", "Жили-были", "Свирелька", «Читаем, учимся, играем», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», "Весёлые уроки".

     Переиздаются произведения, ставшие классикой детского чтения: сказки К. И. Чуковского, стихи С. Маршака,  В. Берестова,  В. Лунина, Р. Сефа, Л. Яковлева, О. Григорьева,  Г. Юдина,  И. Иртеньева».

     Но,  если мэтров детской поэзии с трудом, но всё, же переиздают, то новичкам очень трудно пробиться на книжный рынок, который захлестнула массовая литература. Начинающие поэты не имеют возможности публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы. В результате многие  переходят на прозу.
 
     Детская писательница из Санкт-Петербурга, Е. Матюшкина,  одна из авторов популярной  книги «Лапы вверх!»  начинала, как поэт, но потом переключилась на детскую детективную прозу. Обратились  к прозе и поэты  Т.  Собакин, Л. Яковлев, Е. Григорьева, М. Богородицкая.

     Почему же поэзия сегодня не в чести? Во многом виновато, наверное,  наше время - слишком уж  непоэтическим оно стало. Возможно, дело и в коммерческо-издательской стороне дела. Ведь ни для кого не секрет, что  сегодня успех книги напрямую зависит от читательского спроса. И, не выдерживая  современных  условий жизни,  детская литература неумолимо выталкивает из себя тех, кто эту литературу создаёт.

     Так  писательница Г. Щербакова, чьи повести для подростков и о подростках «Отчаянная осень», «Вам и не снилось…», «Дверь в чужую жизнь» и др., были популярны в 1980-е годы, сейчас   переключилась на «взрослую» литературу. Реже для детей стали писать Т. Пономарёва, Б. Минаев, В. Друк,  С. Георгиев,  А.  Милн, Р. Сеф. Уехали из России  писатели Д. Рубина,  А. Алексин,  В. Порудоминский, П. Френкель, И. Цесарский. Ушли из жизни известные  детские  писатели Ю. Коваль, В.  Берестов, С. Иванов,  В. Приходько и др.

     В целом же современная детская литература представляет собой подвижное противоречивое явление и постоянно находится в процессе становления.
     Проблемами детского чтения и издания литературы для  детей  сегодня озабочены многие. На одном из заседаний круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы», организованном исполкомом выставки «ПРЕССА», была поставлена цель: выработать конкретные действенные шаги по привлечению внимания государства и общества к проблемам детских изданий, воспитывающих у ребенка любовь к чтению и формирующих нравственные основы личности. Среди многочисленных рекомендаций,  высказанных по итогам   круглого стола,  прозвучали и такие   предложения, как: сделать  издание книг для детей  в книгоиздании приоритетным,   возродить  государственный заказ на выпуск детской литературы, повысить  статус конкурсов среди детских писателей для отбора лучших произведений.

     Президент В. В. Путин в статье "Россия: национальный вопрос" подчеркнул:  «Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или, по крайней мере, дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах».

     Такой список под названием "100 книг по истории, культуре и литературе народов России" был сформирован. Готовился он специалистами многих ведомств. Непросто было из моря литературы выбрать самое необходимое. В список вошли 87 произведений русских и советских авторов, а также эпос,  былины, летописи.

     Конечно,  не всем понятно, почему   в список вошли именно эти книги. Некоторые писатели представлены в нем одним или двумя произведениями, а творчество других рекомендовано к изучению полностью. Есть в перечне и детские книги («Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского), и очень серьезные («От Руси к России» Л. Гумилева), но нет, ни одного произведения иностранных авторов. Тем не менее, список "100 книг по истории, культуре и литературе народов России" был составлен, и Министерство образования России  рекомендовало его школьникам для самостоятельного прочтения.

     Конечно, с появлением данного списка, современные дети не стали сразу же книгочеями. Но в любом случае, хорошо, что этот список появился, значит, ориентиры для общего развития заданы. 



1.Тюшина, Екатерина   Писатели нашего детства: обзор отечественной литературы для юных читателей // Библиотека. - 2015.- № 2.   – С. 31- 41.






 


Рецензии
Я детское не пишу никогда, ведь намного сложнее из-за ограничений.

Александра Казакова 2   09.11.2021 14:34     Заявить о нарушении
Детские книги, конечно, сложнее писать, ведь для них нужно писать как для взрослых, только лучше!!!

Екатерина Тюшина   10.11.2021 11:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.