Судьба субботника

  Закрыв последнюю страницу этой книги ("Рафул -повесть солдата"), я подумала, что в ней поразила меня судьба не столько самого героя мемуаров, сколько его родителей. А еще точнее - родителей его родителей, так называемых субботников.
  И в наше время есть люди, которые меняют свое вероисповедание, но все-таки в основном это частное решение индивидуума. Но в субботничество, если так можно выразиться, переходили целыми общинами. И возникло это движение в России в среде помещичьих крестьян, на рубеже 17-18 веков.
  Как такое могло случиться, что крестьяне предпочли традиционной вере своих отцов чужую, иудейскую? Правда, они, в отличие от "настоящих" иудеев, признавали лишь Ветхий Завет, а Талмуд - нет, но истово соблюдали субботу и все традиции, связанные с ней.
  Пытаться дать ответ на заданный вопрос - это все равно что блуждать в чужом лесу:местные с детства знают в нем каждую тропинку и принимают это как нечто само собой разумеющееся. Что тут объяснять постороннему человеку?
  В случае с субботниками поражает даже не столько смена вероисповедания, сколько  необычная крепость их веры, несмотря на все невзгоды и преследования. Поневоле сравниваешь их с самаритянами, но самаритяне, в отличие от субботников, веками жили на Земле Обетованной, считали себя истинными последователями веры Моисеевой.
  Субботники стали переселяться в Эрец-Исраэль с 1890 года. Семья матери Рафула - героя упомянутой книги-, Орловы, прибыла сюда в 1904 году.
  Надо ли говорить, что эта фамилия в России была знаменита, и даже в семье матери Рафула существовала легенда, будто один из предков матери был телохранителем царя Николая Первого.
  Правда, сам Рафул или Рафаэль, как "официально" его именовали, в эту легенду не верил, хотя и допускал, что такое могло быть.
  В семье Орловых из маленького села на Украине, рассказывал Рафул, было девять детей, и все приехали в Эрец-Исраэль, обосновавшись в Петах-Тикве.
  В том, что они  прижились на новом месте, ничего удивительного не было:все они были на редкость трудолюбивыми людьми. Но один из братьев матери Рафула вообще поразил всех, став первым преподавателем гимнастики в Эрец-Исраэль.
  Свою фамилию Орловы они переделали на ивритский лад - Нешри. "Нешер" - орел, "нишри"- орлиный.
  "Орел" на иврите имеет еще одно обозначение - "аит", с ударением на "а". И именно это слово Рафуль превратил в свою израильскую фамилию, став Эйтаном, что  говорит о его характере многое:он хотел оставаться орлом, но пребывая в собственном, самостоятельном полете.
  Забегая вперед, скажу, что это удалось ему и в буквальном смысле слова:он всегда хотел летать и стал пилотом, хотя в армии служил на сухопутных должностях, став в конечном итоге генералом и начальником генерального штаба.
  Отец Рафула носил фамилию Каминский и на ивритский лад ее не переделал:то ли это было трудно, то ли отец этого не хотел. Фамилия эта характерна, как сказано в одном из комментариев, для польского дворянского рода, но ее носили и евреи, и белорусы, видимо, те, кто работал в панских имениях.
  Каминский-отец, как и мать Рафула, тоже был родом с Украины, но никогда не рассказывал о своей семье, как ни упрашивал его сын. Единственное, что было известно:отец приехал в Палестину в 17-летнем возрасте, вместе с братом Иосифом, которого турки выслали обратно в Россию, подозревая, что он принимал участие в революции 1905 года.
  Мать и отец Рафула, поженившись, осели на земле, в деревне, если употреблять русскую терминологию,   километрах в пяти от Афулы. Рафул был пятым и нежеланным -из-а нищеты - ребенком. На то, чтобы сделать аборт, не смогли собрать денег.
  Днем крестьяне работали в поле, ночью охраняли поселение от арабов.
  Когда началась Первая мировая война, отец Рафула пошел служить в британскую армию. Он был разведчиком в австралийской дивизии.
  А потом пришло время, когда  турок стали вытеснять и из Эрец-Исраэль, и, проходя через Петах-Тикву, и далее на север, отец приветствовал население на иврите, вызывая у них изумление:надо же, австралиец, а говорит на их языке.
  Кстати, Элиагу Каминский хорошо говорил и по-арабски.
  После окончания Первой мировой войны он вернулся домой и стал работать опять на земле. Из прошлой жизни он привез с собой рубанок, который принадлежал еще его деду. Это было единственное, что вещественно связывало его с далекой прошлой жизнью. В духовном отношении он уже давно стал неделимой частью Эрец-Исраэль, как и семья Орловых, мечтая о том, чтобы у евреев было свое независимое государство.
  И снова начинаешь думать о феномене веры, насколько она может изменить внутренний мир людей, практически родить их наново. Если уже отец Рафула чувствовал себя евреем, израильтянином, то о самом Рафуле, выросшего на этой земле, и говорить не приходится.
  Он родился в 1929 году, начале коллективизации в СССР. А там и до Голодомора на Украине недалеко. Какая судьба ждала семьи Орловых-Каминских, останься они в России?
  Гадать не стоит.  Кто знает,может быть, им и удалось бы избежать всяческих несчастий.  А насколько счастливы они были на Святой Земле? В их жизни случалось немало бед:умирали дети, братья, приходилось постоянно бороться с невзгодами и лишениями, воевать с врагами.
  У Рафула умерло двое сыновей:один в 10-летнем возрасте от удушья, второй, летчик, погиб при крушении самолета.
  Сам Рафул участвовал во всех войнах, которые пришлось вести Израилю, трижды был тяжело ранен, и только в 54 года ушел в отставку - с должности начальника Генерального штаба ЦАХАЛА.
  Вернулся на родовую ферму и взял в руки отцовский рубанок, - тот самый, доставшийся ему от деда.
  Но долго хозяйствовать Рафулу не довелось:он был избран депутатом Кнессета, создал даже собственную партию. Правда, здесь его деятельность не была столь успешна, как в армии, и в конце концов он ушел на покой.
  Но это только так сказано:не тот характер был у потомка субботников, чтобы сидеть без дела.  Он стал руководить строительством нового волнореза порта "Юбилейный" в Ашдоде.
  Но это еще не все:в 1996 году он, в возрасте 67 лет,  разводится с женой и жениться на новой избраннице!
  Силен в нем был жизненный, крестьянский корень!
  В 2004 году, приехав проверить дела на стройке, Рафул перестал выходить на связь. Позже его тело нашли в воде. Полагают, что Рафула смыло в море внезапно накатившейся сильной волной.
  Кто знает, как было на самом деле, ведь Рафул прекрасно умел плавать, и как это воде удалось одолеть его?
  В книге воспоминаний Рафула,- а себя он в первую очередь считал солдатом, несмотря на высокие воинские звания,- есть эпизод, о котором никогда прежде мне не доводилось ни читать, не слышать. Оказывается, в 1956 году израильскую делегацию пригласили в Москву для участия в соревнованиях парашютистов.
  Москва понравилась Рафулу, и он нередко подолгу гулял по ней. Но как же с языком? "Еще с детства я умел немного говорить по-русски,- пишет Рафул.- С каждым днем пребывания в Москве русский мой буквально улучшался на глазах. После трех недель я уже свободно разговаривал".
  И это самое удивительное в судьбе субботников:их корни (язык!) оказались не менее прочными, чем их вероисповедание.
 
 


Рецензии