50 оттенков чёрного

(Авторы: Антон Кольцов и Александр Ляхов (http://vk.com/id6307593))

Всё чаще звучит в неформальной среде уже набившее оскомину слово "обыватель". Мы уже привыкли считать таковым каждого, кто предубедительно относится к альтернативной культуре, независимо от его поведения и положения в обществе. Однако, существует некоторая разница. Не любить и не понимать тяжёлый металл может ведь и советский режиссёр, и дирижёр симфонического оркестра, и просто человек, воспитанный в иной среде. А от обывателя, орущего на каждом углу о своих взглядах и запрещающего всё подряд, такой человек отличается тем, что по большей части молчит, по-умному оставшись при своём. Он не пойдёт на рейтинговые ток-шоу, не будет пробиваться в СМИ с целью распространить своё мнение в массы, а спокойно продолжит жить, работать и воспитывать детей, оставшись при этом "врагом" неформального сообщества. Вот глазами подобного индивидуума (назовём его просто "цивил", ибо этот термин уже не нов) мы и попробуем посмотреть на метал-музыкантов и их специфическое творчество. 

Итак, зачем же взрослому, устоявшемуся как личность человеку увлекаться подобными, казалось бы, подростковыми, идеалами и играть "страшную" музыку до самого что ни на есть пенсионного возраста? Отметём наиболее очевидный фактор - финансовый, о нём наш журнал уже как-то писал (см. "Ярмарка тщеславия" в N52), и попробуем разобраться в факторе "человеческом". 

В среде поклонников и знатоков тяжёлой музыки, с лёгкостью отличающих горграйнд от порнокопрограйнда и наизусть знающих все творческие перипетии тех же Deep Purple, великолепно разбирающихся в истории любимого жанра  и стиля и отличиях его от иных жанров(разумеется, в пользу первого, поскольку остальные либо недостаточно «трушные», либо антимузыкальные, либо просто не нравятся данному товарищу) принято считать, что их любимая музыка является элитарной и предназначенной для тех слушателей, чьи жизненные цели отличаются от фактора 8/ 5, желания удовлетворить простейшие биологические потребности  и, разумеется, не подходят для разумения голимого быдла, просто не осознающего своими серыми клеточками (хотя откуда они у него?) хоть что–то выходящее за известный круг «работа – дом – работа» или «поесть – поспать – по…ся». Тяжёлая музыка всегда несёт в себе дух свободы, желания изменить мир и воздействовать хоть как–то на зажравшийся социум. Тяжёлая музыка – даже преимущественно несерьёзный грайнд – является носителем скрытых посланий, глубочайшего смысла и постоянно заставляет задумываться. В тяжмете ВСЕГДА полно аллюзий, отсылок, тайных смыслов, каких-то уловок 22 и никак иначе. Да и за примером ходить далеко не надо: необарочные тексты Cradle of Filth содержат всё вышеперечисленное.

Отсюда и высокомерное отношение к любителям «другой» музыки: ведь шансон, рэп или, упаси Боже, попса априори не содержат в себе ни грамма здравого смысла, а если и содержат, то полностью антисоциальный и направленный чуть ли не на разврат молодёжи с самых пелёнок. Если какой-нибудь «волосач» и предпочтёт послушать что–то из другого лагеря, то лишь в доказательство своих доводов и для поиска адекватных аргументов в очередном этапе оппонирования собеседнику.
А как вам, братцы, такой пример? Известную рэп-команду Public Enemy слушают-то как раз меломаны, не зацикливающиеся на «трушности» и ищущие в музыке конкретный смысл, сермяжную правду. Ведь их тексты во многом остросоциальнее многих рок-вирш, а определённый налёт философии придаёт всей музыке некую элитарность. Скажете, что это либо сарказм, либо высосано из пальца? Отнюдь. Команда писала и пишет об окружающих всех и каждого проблемах. Более того, предупреждала общество о серьёзном кризисе, вылившемся в беспорядки в Лос-Анджелесе в 1992 году, унесших жизни 53 человек и причинивших городу колоссальные убытки. Вот вам и влияние на общество. А как же Дмитрий Маликов, с которым даже Сергей Маврин не гнушался работать и принимал участие в его турне? Музыку–то товарищ пишет вполне себе интеллектуальную – консерватория как-никак за плечами. И таких примеров множество.

Вот и думает наш «цивил» о том, что всё это не стоит и выеденного яйца, а все эти идеалы сугубо подростковые, являющиеся необходимой и закономерной «болезнью роста», которой нужно переболеть, как ветрянкой и забыть. О чём можно говорить-то с этими детьми, считающими Нергала вершиной музыкального искусства? И будет неправ, совершенно неправ…. Ведь суть любой культуры в преломлении и отражении человеческой жизни, её высоких и низменных составляющих, а рок-культура более чем и занимается анализом именно ЭТОГО противоречия: наличия в, казалось бы, нигилистических и мизантропических товарищах особого варианта Софии, Софийской мудрости. Ведь, за исключением совсем уж помешанных представителей, тяжёлая музыка доказывает, что именно самые отверженные и непонятые личности, презираемые социумом за «несвоевременные мысли», и являются одними из тех (подчеркиваем, одними!), на которых следует обратить внимание. Отсюда-то и наличие аллюзий на ту же Библию в, казалось бы, сатанинских текстах – ведь только так и познаешь золотую середину. И если ты, дорогой друг, надел ту же пентаграмму, прочёл по верхам о её сущности и начал борьбу с «цивилами», ты встаёшь на путь самого глупого из «цивилов» - обывателя.

Другой пример, о котором  так любят вещать как откровеннейшие обыватели, так и металлисты плоть от плоти и кровь от крови. Идеология. Ведь именно она свидетельствует о наличии хоть какого–то смысла в текстах, а, следовательно, о вышеупомянутой элитарности. Но говорят об этом, в основном, музыканты – они ведь хоть понимают, что делают. Всё-таки не каждый поклонник будет целиком и полностью понимать высказывания того же Силеноза или Кинга Даймонда.  Взять хотя бы товарища Сатониса, фронтмена небезызвестных Agathodaimon. В недавнем интервью нашему журналу, отвечая на вопрос, "насколько сильно может влиять музыка на её слушателей, а также как это контрастирует с «нормальным обществом»", Сатонис упомянул "истинно посвящённых металхэдов, которые воспринимают метал не только как музыкальное направление, но как культурный феномен, идентифицирующий людей во многих аспектах и заставляющий задуматься о своей жизни и о том, как тебе следует её воспринимать". Фанату тяжеляка такие слова, безусловно, будут как бальзам на душу: тёмная музыка, тёмный Сатонис, отделение "знатоков" от "большого" общества - всё это позволяет придать большее значение творчеству любимой группы. Но существуют ли они взаправду, эти тёмные идеалы? Есть ли эта чёткая идеология, в которую "посвящают" начинающего поклонника метала? Свод каких-то определённых правил? Что-то философское, кроме красоты и глубины самой музыки? Именно такие вопросы придут в голову образованному "цивилу", столкнувшемуся с подобными интервью (в отличие от "обывателя", который сразу начнёт орать о сатанизме и сектах). И ответы на них - и то, скорее всего, до ужаса замысловатые - могут дать лишь сами музыканты...

То же самое относится к формулировкам, близким, скорее, готической субкультуре. Очень любили в нулевые в "истинных" журналах писать следующее: "Не выдержав фальши вокруг себя, многие достойные люди ушли из субкультуры". Сразу встаёт вопрос: а как это так можно - уйти из субкультуры? А как в неё вообще входить? Тут вспоминаются всевозможные панковские/сатанинские/готические "обряды" и "посвящения", вестями о которых нас уже буквально продырявили в одиозных ток-шоу и прессе. Но ведь любой нормальный человек - как неформал, так и цивил - прекрасно понимает, что такие "посвящения" - обыкновенный инфантилизм и порождение незрелого мозга. А ведь гот-издания пишутся явно не идиотами. Откуда тогда этот "выход из субкультуры", если "входить" в неё так глупо? И таких вопросов множество….

Ответ, как ни странно, прост, как и многое в нашем многострадальном мире. Если идеология и присутствует, то в голове каждого из музыкантов, о которых он вещает направо или налево или, выражаясь научно, транслирует своё мировоззрение благодарной аудитории. Проще говоря, идеологий в тяжмете столько, сколько же и групп. Безусловно, общие черты имеются – в том же блэк-метале существовала определённая идеологическая платформа, на которой и базировались так любимые разнообразнейшими мизантропами идеи. Но и там существовал целый конгломерат мировоззрений – от корневого язычества и оккультизма до сугубо политических идей, а блэк-металлическая музыка являлась для них «плавильным котлом». До сих пор в данном направлений можно встретить как сторонников Юлиуса Эволы и Эрнста Юнгера, так и поклонников Валентина Скавра и даже Антона Шандора  ЛаВея.

Поэтому обеим спорящим сторонам  следует сесть и задуматься, ибо радикализм тут неуместен. Поклонникам тяжёлого направления нужно понять, что основной целью музыки – а нашего направления в особенности -  является расширение сознания человека, отход от штампов и готовых шаблонов мышления и выработка цельной Личности. Как говорится, «я не знаю никого, кто не прав» (с). А вот людям со стороны скажем одно : не воспринимайте всё это как дешёвый театр, детский лепет или свидетельство духовной нищеты нации. Лучше вспомните Шопенгауэра: «Мир есть моё представление о нём». И дайте жизнь другой версии мышления.

Впрочем, не все так углубляются в субкультурные дебри. Некоторые известные металеры объясняют своё увлечение намного проще. Тут нельзя не коснуться притчи во языцех среди всех "непосвящённых", кто хоть раз ненароком сталкивался с тяжметом, - легендарных Cannibal Corpse. Для обывателя их кровавое творчество - кошмар и сатанизм, для фаната - своеобразное патологическое наслаждение, а цивил, наверное, полезет в подробную биографию каждого участника с целью найти сведения об их подростковых комплексах - не просто же так взрослые люди эксплуатируют подобный интерес к жестокостям. Сами же Крис Барнс и Джордж Фишер объясняют это тем, что их просто "прикалывают" музыка, зомби и фильмы ужасов, а в жизни они ни разу не являются ни идеологами, ни персонажами своих песен. Не все им, конечно, поверят, зато здесь уже не идёт речи ни о каких туманных идеалах и "посвящённости". 

Также нужно припомнить человека, уже двадцать лет находящегося на иконах "тёмных романтиков" - конечно же, это Дэни Филт. Действительно, как цивилу, так и неформалу сложно поверить, что автор и идеолог Cradle of Filth, блещущих глубокими и разветвлёнными текстами о ритуалах, оккультизме и чёрной магии, на самом деле -обычный человек, воспитывающий ребёнка, которого он вовсе не собирается съесть на ближайший обед. В случае с Дэни есть уже смысл говорить о непонимании не между творцом и цивилом, а между творцом и фанатом - среднестатистический поклонник "крэдлов" до последнего будет уверен в том, что Филт целые дни посвящает неким кровавым обрядам, хотя тот такого повода, кроме своего творчества, не давал. Цивил же просто останется в недоумении...
И ответ цивилу может быть только один: каждый увлекается тем, чем он хочет. Пусть в основе некоторых творческих проявлений лежат подростковые комплексы, оставшиеся на всю жизнь, пусть порой эти проявления с точки зрения большинства уродливы, - однако, каждый имеет право, не вредя другим, идти своим неповторимым путём и реализовывать себя в том, что ему близко и любимо, а также вкладывать в это свой собственный глубокий смысл и придумывать собственные идеалы. Принимать ли их всерьёз - второй вопрос, это уже личное дело каждого слушателя.

Подведём итоги. Данный спор может продолжаться сколь угодно долго, веки и веки…. Нужно понять только одно: начиная такой спор, ты невольно унижаешь. Нет, не другого – СЕБЯ. Ведь дурак дураком и останется, умный станет ещё умнее, а ты потеряешь часть себя. Не нужно растрачивать себя на бесконечные дрязги с теми, кто тебя не принимает и не становиться обывателем. Необходимо расти над собой и нести свой индивидуальный Свет. А вот от кого он – уже дело десятое, дьявол в деталях.

(с)Антон Кольцов и Александр Ляхов


Рецензии