Дидактика с примерами

   – … даже Штирлиц знал!?, что запоминается последняя фраза, – эмоционально выдавал я основы дидактики.
   – Точно! – подтвердил Игорь Валентинович. – Вот когда я летал ещё на Ан-2, случай такой был. Выполняем мы с командиром почтовый рейс в тьму тараканью. Под завязочку загрузили самолёт корреспонденцией, дверь закрыли, готовимся к взлёту. Вдруг – стук в дверь. Открываем – ??? – стоит бабулька: «Сынки! отвезите меня домой, мОчи больше нет, в каменных стенах жить».
   «Да не вопрос. Залезай, только без сидений лететь придётся». «Да вы что, – обрадовалась бабулька, – стоя полечу!» «Нет, дорогая! Стоя нельзя! Вот сюда садись и вот за это держись» – примостили мы её между почтовых мешков. Дверь закрыли, по газам и полетели.
   А зона полётов такая, что надо долго лететь низко-низко, чтобы «большие» самолёты нас не зацепили при взлёте. Лететь по верхушкам деревьев минут двадцать надо: ни вверх нельзя, ни вниз. Словом, напряжение присутствует. Выходим из этой зоны ограничений, а погода летняя, аж звенит: солнце, небо голубое. Командир мне: «Давай горку!» «А, давай!» – я штурвал на себя и попёр вертикально вверх, пока мощи двигателя хватает, и в самом верху резко штурвал от себя. Самолёт поворачивает носом к земле и проваливается в космическую невесомость. У самой земли снова штурвал на себя и перегрузка возвращает тебя в реальность. Ощущения не передать – напряжение и стресс от двадцатиминутной «прогулки» по деревьям вмиг снимает.
   Слышим, в салоне самолёта какое-то кряхтение. Оглядываемся, а это бабулька из космоса возвратилась и снова устраивается среди мешков так, как ей было сказано. Мы с командиром переглянулись – совсем о престарелой пассажирке забыли, рейс-то почтовый.
   Командир: «Ну, Вы нас, уважаемая, извините. Всякое бывает». А бабулька: «Что вы сынки! Думаете, что я про воздушные ямы не знаю!? Слыхала…»

   – Правильно, Игорь Валентинович, хороший пример, – и сразу даю следующий тезис. – Повторение пройденного материала – это основа формирования прочных знаний, которое обеспечивается…
   – Ничего подобного! – прервал мой тезис Игорь Валентинович. – Выполняем мы рейс из N-ского посёлка. Сидим в самолёте, ждём вылетающих. Подымаются к нам на борт урковатого вида пассажиры. Командира спрашиваю: «Кто это?» Оказалось, что недалеко от N-ска есть колония-поселение и иногда осужденным разрешают посетить цивилизацию: вылететь в райцентр. Осуждённых набилось целый самолёт. Я выполняю свои обязанности: дверь закрываю и прошу граждан пассажиров сесть на свои места и застегнуть привязные ремни. Понятно, что на мои слова ни один гражданин не среагировал – западло бравым парням пристёгиваться – гонят порожняк между собой на блатном, типа: «Кто же его посадит? Он же памятник!»
   Хорошо, не хотите – не надо. По газам, взлетаем. Летим. Смотрю, граждане пассажиры закурили, по самолёту прохаживаются, кучкуются по интересам. Я им замечание – не реагируют.
   Командиру говорю: «Непорядок на корабле!» Командир: «Понял. Сейчас порядок наведём!» Разгоняет самолёт, делает горку, штурвал от себя – невесомость, как с бабулькой, левую ногу вперёд до упора – самолёт влево… И граждане левого борта встречаются лбами с гражданами правого, не взирая на воровскую иерархию…
   Через некоторое время стук в дверь кабины экипажа. Началось… Открываем, стоит, с золотыми зубами, похоже старший из них. Все остальные сидят на своих местах, никто не курит, на нас смотрят.
   Старший:  «И чё это было?»
   Мы переглянулись: «Так, воздушная яма…»
   Старший оглянулся, крутя чётки, и нам: «Х-э-э, а повторить можешь!»
   Командир: «Да не вопрос…»
   Разгоняет, горка, космическая невесомость, правая нога до упора, самолёт вправо… И граждане правого борта сидят на головах левого…
В самолёте всё успокоилось, разговоры прекратились, пассажиры все пристегнулись…

   – Вот видите, не зря говорят, что повторенье мать ученья! – торжественно изрёк я.
   – Погодите, это ещё не конец. Слушайте дальше! – возразил мне Игорь Валентинович.
   Часа через три нас снова посылают лететь в этот же посёлок. Странно – рейс не запланирован, но раз надо, значит надо. Сидим в самолёте, ждём вылетающих. Смотрим, по лётному полю ведут всё тех же граждан и каждый из них тащит в руках несколько сумок. Оказывается, они в райцентр летали не цивилизацией любоваться, а за водкой, и пока мы отдыхали, они в магазинах скупили всё спиртное.
   Я закрываю дверь, и, как положено по инструкции, прошу всех сесть на свои места и застегнуть привязные ремни. Они как один ремни застегнули: «Мы правила знаем!» – отрапортовал старший.
   Полетели.
   При подлёте к конечной точке маршрута дверь кабины открывается и заглядывает старший: «Командир! А можно ещё раз космос сделать?» «Да не вопрос!» Разгон, штурвал от себя, невесомость, штурвал на себя – и всё, что взлетело, с ускорением понеслось вниз…
   А так как граждане пассажиры были пристёгнуты, вверх взлетали только авоськи, набитые водкой. И всё спиртное магазинов N-ска встретилось с железным полом Ан-2…

   – Тюремные законы, конечно непреклонны, но законы физики незыблемы, также как и дидактики.

29.01.2014. 1440 …1605
г. Архангельск


Рецензии
Один самолёт чего стоит!!! Спасибо!!!

Сергей Засухинпоздеев   15.07.2014 21:00     Заявить о нарушении