Из истории семейного быта

         Как-то пришло в голову проанализировать семейную историю освоения  бытовой техники и электроники . Ну и вот что получилось.
Технический прогресс в быту !  Достижения техники приходили в наши дома постепенно, но уверенно.
 
                Мой папа купил телевизор , наверно, когда я только родилась. Он получил премию и купил ламповый черно-белый «Рекорд» в красивом деревянном  корпусе. Кстати, совсем неплохой,   со сравнительно большим экраном (ведь ещё раньше экраны телевизоров  были вообще малюсенькие , поэтому телевизоры оснащали линзой) . Телик этот служил долго и надежно. Родители рассказывали, что к нам ещё приходили соседи по коммуналке смотреть телевизор. Мы стали  первыми в квартире телевизоровладельцами.  Правда, сама я ничего этого я не помню,  знаю только по рассказам старших. Этот телевизор был с нами  долгие годы и только в начале семидесятых его сменил новый черно –белый «Электрон» , его мы купили за два дня до снижения цен на телевизоры  и пролетели на этом на целых 70 рублей – большие по тем временам деньги. А до цветного «Электрона» мы доросли только в конце восьмидесятых. Покупка телевизора была событием , каждый телевизор сопровождал целую эпоху и уступал место новому по причине морального устаревания .          На смену последнему советскому телевизору пришёл «Филлипс», который проработав 16 лет в отличие от всех своих советских предшественников просто буквально на днях сгорел.
      
                А вот стиральная машина появилась у нас не сразу. Вопрос о механизации стирки, конечно, тоже встал с моим рождением и с появлением пелёнок-распашонок. Молодые и  прогрессивные мои родители охотно осваивали новинки техники.  Рассказывали, что сначала для стирки пелёнок был приобретён какой-то вибратор – непонятное  чудо техники, которое якобы  должно было ультразвуком воздействовать на белье и таким образом удалять с него грязь.  Скорее всего, этот агрегат  стоил недорого, иначе мои родители просто финансово  не осилили бы такого приобретения в то небогатое время. Жаль только, что это чудо техники стирать что-то не стирало совсем, это была какая-то фикция, попросту говоря, обман доверчивых покупателей. Моя бабушка язвительно назвала эту штуку «дер сраер» - крикун (идиш.). Название это она дала из-за  акустического принципа действия прибора (ультразвук!).
Она образно объяснила:
- Ну стань и кричи на пелёнки, они от этого постираются?

          Потом  в Белоруссии родителям удалось купить такую круглую тяжеленную стиральную машину марки «Ревтруд». Кто-нибудь помнит такие - отжим через валик, воду наливали сверху, а выпускали через шланг? У этой стиральной машины было только два бесспорных достоинства – исключительная крепость и солидный вес. Бельё она скручивала в тугой узел и для деликатной стирки, конечно, не годилась. Когда покупку привезли домой, у нас собрались все наши родственники – стиральная машина была им всем в диковинку. Никто не верил , что возможна стирка без человеческих рук. Бабушкин брат, между прочим бывший директор школы , снял с себя рубашку  бросил в машину и сказал :
- Ну , если она постирает - я поверю.

        А потом потребность в механизированной стирке стала не столь актуальной, у нас в городе появилась прекрасная и дешевая услуга – прачечная приезжала на дом, забирала белье, а через несколько дней привозили выстиранное, упакованное, выглаженное белье. И все это делалось  за очень умеренную плату. Но после  перестройки дешёвая и удобная  услуга исчезла.  Правда и мы подновлялись – была у нас и скачущая «Рига», и остродефицитная  «Малютка», а в начале 90-х , наконец, появился автомат и кончились стиральные мучения.

              Холодильник родители освоили тоже сравнительно рано. Первый наш маленький холодильничек «Украина» без морозилки и прочих удобств служил нам долго, а потом, как и телевизор  «Рекорд» отправился на сверхсрочную службу в Белоруссию к нашим старикам, у которых ни телика, ни холодильника не было вплоть до 70-х годов.  В эту «Украину» ещё кое-какие  соседи, свои продукты приносили на хранение. У них и такого не было. А родители купили новый – с морозильной камерой холодильник «Ока», который безупречно, без единой поломки, прослужил нам почти до конца лихих 90-х , когда его сменили «Сименсы». Не потому, что «Ока» вышла из строя, просто она морально устарела. Наступила новая эпоха.
 
          Первый наш магнитофон находился под крышкой радиоприёмника «Вайва». Мой папа вообще любил комбайны и как только стало возможным, купил приёмник-магнитофон.  Как и все магнитофоны того времени, "Вайва" рвал плёнку и её склеивали клеем БФ. Иногда он жевал плёнку, портил ее безнадёжно. Запись производилась через микрофон. Правда, записывать особо не было чего, разве только виртуозно наиграл мой учитель музыки на аккордеоне  или напела старинные песни бабушка. Увы, ничего не сохранилось, плёнки стареют, разрушаются, прослушать нельзя. А вот ламповые приёмники , как ни странно, интересуют любителей радиоантриквариата, которые их ищут, скупают у людей, возвращают к жизни. Старинный ламповый приёмник теперь становится ценной антикварной вешью.
В студенческие годы захотелось иметь возможность слушать и записывать музыку. «Аккорд 001» с его мягким звучанием и коллекция виниловых пластинок (скорость 33 ) осуществили нашу мечту. Отличный проигрыватель стал украшением дома, мы его разместили в секции, сзади повесили плакат с изображением взлетающего самолёта. Проигрыватель бы служил до сих пор, но резиновые детали в конце 90-х просто растаяли, а ремонтная мастерская, где пытались найти замену, банкротировала и аппарат пропал.  А пластинки сохранились, сейчас появилась армия коллекционеров – скупщиков «винила», но я надеюсь, что, может, приобрету когда-нибудь проигрыватель и смогу опять послушать пластинки – ведь у меня великолепные записи классики – оперы, балеты. А «винил», по словам специалистов, и по сей день лучше передаёт звучание , чем любые цифровые записи.

        В восьмидесятые же годы мы увлеклись устройством дискотек. Удалось собрать отличные альбомы записей. В компании с ещё двумя друзьями-приятелями радиоумельцами собрали неплохую цветомузыку, а приобретённый на «халтурные» деньги (сколько контрольных, курсовых и даже дипломов для студентов одного  техникума «на моей совести» - умолчу) мощный магнитофон  «Юпитер» и специально на заводе-изготовителе  для нас отлаженная экспериментальная «Эльфа» во-всю пахали на многих дискотеках,  и с честью выдержали многолетние испытания , к тому же принося нам совсем недурственный  доход. 
       
                В конце восьмидесятых пришла эпоха домашнего видео.
Впервые видик мы смотрели одолженный, нам кто-то дал эту забаву на некоторое время. Смотрели сами, родственники приходили смотреть. Прямо, как на киносеанс собирались . (Кстати, в те времена и в самом деле были такие подпольные видеопросмотры на квартирах по 3-5 рублей с носа, неплохой по тем временам бизнес). А знаете какой смотрели первый фильм? Это была израильская кинокомедия «Горячая жевательная резинка», тогда она мне показалась безумно смешной. Спустя много лет отыскала этот фильм в интернете и пересмотрела. Такого, как прежде, впечатления не произвёл, почему-то.
А тот видик у нас ещё погостил. Мой кузен, большой приколист, частенько  притаскивал «порнуху» и разыгрывал  бабушку:
- Баба, баба, иди посмотри . что по телику передают!
Она подходила, а увидев «это» на экране отчаянно  плевалась:
- Ах,  холера!
 
          Я вообще равнодушна к вещам, но единственно о чем я мечтала – это о видеокамере, чтобы запечатлеть дорогие мгновения и дорогих мне людей. Первая камера тоже была одолженной и, кстати, очень дорогой, а заснятый материал для меня просто бесценный. Камера эта была огромной и съёмка производилась на большие кассеты, на таких в те времена записывались фильмы,  поступавшие  в прокат и в продажу.  А потом я поменяла несколько камер и чем они становились прогрессивнее и дешевле, тем более плоским становились изображение и звук.
 
         Автомобиль к нам пришёл в конце 70-х. На этого «Жигуля» (цвет «светло-коричневый», 11 модель) родители копили много лет, но когда выделили талон на машину, денег пришлось дозанять, все равно не хватило. Получать её ездили в Каунас, там был центр выдачи. Когда пригнали, радостно отметили событие с выпивкой и закуской.   Над первой машиной тряслись, переживали за каждую царапину, укрывали чехлом. Кстати, ездила она отменно, никаких хлопот не доставляла.  Потом были ещё одни «Жигули», в которые нам врезалась пьяная тётка, и разбила их нам до «восстановлению не подлежит», досталось и нам, пассажирам.  А в новом тысячелетии для нас пришла эпоха фольксвагенов. На машины теперь не молятся, поскольку уже давно автомобиль не роскошь, а средство передвижения, как сказал классик. Автомобиль стал вещью, люди вещи меняют и  автосвалки горами окружают города и дороги.

               Впервые по телефону я поговорила будучи первоклашкой в папином рабочем кабинете, куда он меня привёл после школы. Папа вышел, а тут зазвонил телефон и я сыграла роль секретарши, сообщив, что главный инженер вышел. Дома нам удалось телефон установить с большим трудом через несколько лет. На установку телефона были очереди, которые медленно двигались. Так продолжалось долго. Уже в 90-е, когда мы занимались своим бизнесом, встал вопрос о  помещении для работы. Мы смотрели разные варианты и наличие телефона было важным критерием выбора. Одни жулики предложили нам довольно запущенную квартирку в старом дворе, но без телефона. Телефон по их словам  должен был появиться на днях. Когда мы пришли смотреть, его и вправду продемонстрировали, мы позвонили – все хорошо. Но отец все же проверил на телефонной станции и оказалось, что нас обманули, просто спустили провод из другой квартиры. Потом мы  обосновались в в  небольшом офисе неподалёку от нашей квартиры, тоже без телефона. Где-то через год уже стало проще с телефонами и нам его провели. А до этого клиенты звонили к нам на квартиру и при необходимости тому, кто принял звонок, приходилось бежать в офис и передавать сообщение. Мобильная связь была страшно дорогой и по карману только мафиози, которые  ходили с толстыми «голдами» на бычьих шеях и мобильниками в руках. Правда был ещё один вариант – советская система полностью автоматической мобильной связи «Алтай». Это была   автомобильная телефонная база, она порядочно стоила, около полутора тысяч долларов, но платить за разговоры не надо было. Говорили, что связь осуществлялась через устройства на телебашне.  Через некоторое время такая связь у нас в Литве  перестала поддерживаться, и владельцы установок, кто успел, порастолкали установки в Россию. (Насколько я знаю, с 2011 года не осталось такой поддержки и в России.)  А жизнь шла своим чередом. Бешеная конкуренция мобильных операторов сделала своё дело. Связь стала дешёвой, у каждого ребёнка мобильник есть. Операторы аппараты  дают клиентам за символическую плату. У меня тоже лежит несколько  .

            Первый компьютер мне служит до сих пор с начала нынешнего века, он давно устарел морально, памяти маловато и не добавишь, но свою работу делает. И работать с текстами на нем удобнее чисто эргономически – от плоских клавиш и сенсорной мыши нового ноутбука болят руки, а на «старичке» все легко и быстро. Вот и пусть живёт пока.

                Когда-то мир вещей был стабилен, как и вся эпоха того времени.  Вещи с трудом доставались, служили долго, передавались следующему. Их ремонтировали, а не выбрасывали. Плохо это или хорошо? С одной стороны, люди ценили вещи, бережно относились к ним. Много умели делать своими руками.   Вопрос отходов бытовой электроники или прочей техники не стоял – все можно было починить, вещи обретали вторую, третью жизнь. С другой стороны – удобства и прогресс приходили в нашу жизнь медленно, не было теперешнего комфорта и чудес бытовой техники и электроники . Сейчас темп прогресса стремительный и все новые достижения техники врываются в наш быт.  Сейчас вещи меняют, не дав им состариться. Неисправные выбрасывают – невыгодно ремонтировать. Небрежно относятся к затраченному на их изготовлению труду и материалам. Ничего не жалеют.   Это выгодно производителям и торговцам, но уходящие в прошлое вещи становятся головной болью человечества, потому что переработчики отходов не успевают за бурным ростом потребления. Плохо это или хорошо ? 


Рецензии
Интересные наблюдения! Получилась целая история жизни вещей. Так незаметно прогресс меняет одни предметы на другие, и современные дети, увидев на фотографии то, чем мы пользовались, спрашивают: "А что это?"
- С уважением, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   28.01.2024 02:18     Заявить о нарушении
Спасибо за простение и отзыв.
История вещей действительно , интересное дело и отражает эпоху.

Эми Ариель   28.01.2024 10:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.