Деревенская ночь

 Я до сего дня с большой долей скепсиса отношусь ко всякого рода сообщениям о "барабашках", летающих тарелочках, вещих снах и прочих необъяснимых "фактах". Но все же есть рядом с нами что-то иррациональное, нелогичное, зачастую враждебное и зловещее. В моей жизни несколько раз происходили очень странные вещи, которые можно было бы списать на совпадения или случайности, если бы не последующая трагичность событий с ними связанная.
 Но сейчас я хочу рассказать о мамином брате, который жил со своей семьей в другой части города и мои родители, собираясь к нему в гости, часто брали с собой и меня, еще ребенка. Мне нравилось бывать там. Мамин родной брат, дядя Вася и его жена, всегда угощали меня чем-то вкусненьким, баловали карманными деньгами и вообще, были очень гостеприимны. Дядя был занимательный рассказчик, я это уже понимал тогда, хотя многое в его историях мне было недоступно, но я видел живой интерес своих родителей, и то, с каким участием они обсуждают за обильным застольем ту или иную тему. Один из его рассказов я слышал многократно, но всякий раз с внутренне напрягался, когда он подходил к кульминации. Его я и хочу поведать.
 Эта история произошла в 1958 году в селе Петрово Рязанской области, откуда родом и моя мама.
 Деревня не была глухой, работал продуктовый магазин, медпункт, школа, в домах было электричество. Однако многие необходимые вещи - обувь, утварь и пр. - крестьяне по-прежнему делали сами. Во многих деревнях были свои непревзойденные сапожники, горшечники, колесники, корзинщики. В этой деревне, у оврага, за которым начинался настоящий, большой лес, жил горшечник - угрюмый, одинокий человек, слега диковатый и нелюдимый - дед Никанор. Никакой живности он не держал, ни кошки, ни собаки и даже куриные яйца выменивал у деревенских. Свои кувшины и горшки он нанизывал на плетень у старого клена сушиться и случалось их воровали.
 Вернувшись из армии мой дядя устроился кочегаром на железную дорогу в город Ряжск, где была узловая станция. Профессия эта тяжелая и изнурительная, за смену кочегар мог "перелопатить" до 15-ти тонн угля, но дядя Вася был молод и у него хватало сил, часто после работы, спешить в недавно построенный красивый клуб для культурного отдыха, где проводились танцы и работал кинотеатр. Если это были танцы, то с обязательными знакомствами с девчатами из соседней деревни и вечерними, а то и ночными провожаниями. В один из таких теплых летних вечеров пары ему не нашлось и он допоздна "компанействовал" со сверстниками - карты, гитара, самогон. Кто-то упомянул деда Никанора, вспомнил его странности, дескать, часто "забывает" поздороваться, только шевелит морщинистым ртом, словно молитвы шепчет или посмотрит вслед недобрым взглядом. Другие припомнили что-то еще, предложили пойти к нему бить горшки. В пьяной компании одну тему разговора поддерживать трудно, поэтому про деда скоро забыли.
 Надо сказать, что незадолго до этого, будучи под "хмельком", дядя стянул у него кувшин, просто так, ради забавы, показать приятелям, какой он ловкий и шустрый.
 Уже была глубокая ночь, танцы давно закончились, молодежь разошлась, лавочки вокруг клуба опустели. Потянулась по домам и компания. Дядя Вася пресыщенный алкоголем не хотел являться в таком состоянии домой перед мачехой и решил немного погулять, просто побродить по улочкам, развеяться. И раньше бывали случаи, когда он не ночевал дома, поэтому за родных он был спокоен - его не хватятся. Все дома спали. Жизнь в деревне начинается засветло и ночь здесь "берегут". Ни одного светлого окошка. Ночь тихая, безлунная, только сверчки поют, да изредка лениво тявкают собаки.
 Так дядя бродил недолго, в голове слегка прояснилось. Он вспомнил разговор в компании, стало неловко. Надо пойти к деду, извиниться.
 Придя к оврагу, дядя постоял немного, собираясь с мыслями. С одной стороны, кувшин нужно вернуть, с другой - будить деда среди ночи из-за такой мелочи... Подобная мысль могла прийти только в нетрезвую голову. Он стоял возле клена несколько минут размышляя, что делать и прислушиваясь. И вдруг в овраге вспыхнул огонек - яркий, ровный, словно кто-то включил фонарик. В овраге была хорошая глина и дед Никанор спускался туда, часто на целый день, разыскивая кроме глины какие-то корешки и травы. Но чтобы искать ночью - такого за ним раньше никто не замечал. Впрочем, быть может, это и не он вовсе. Дядя все стоял рядом с кленом, не решаясь - спуститься ли в овраг или перелезть через плетень, постучаться к деду в окошко.
 Внезапно смолкли все собаки, стало тихо, только старый клен едва шелестел листьями, будто невнятно шепча: "Ухо-д-и-и-и...". Может эта давящая тишина так подействовала или абсолютно черная ночь, со светлой пробоиной на дне оврага, только на него накатил какой-то панический ужас. Сердце стучало молотом, во рту пересохло, ноги ослабели, хмель прошел совершенно. Дядя все всматривался в огонек, пытаясь совладать с обнаженными нервами. В такие мгновения чувства обостряются в десятки раз, восприятие становится запредельным. Ты слышишь, как жук ползет по пыльному ботинку и знаешь, что через секунду, внезапный ветерок принесет откуда-то издалека жалобный вой старой собаки. Дядя стоял не в силах пошевелиться, а старый клен покряхтывал коряжистыми ветками и нашептывал: "Уходи-и-и, уходи-и-и". В этот момент ему показалось, что за черным одеялом листвы, затаилось само зло этой летней, душной ночи, и плетень и овраг внизу застыли во враждебном ожидании и если сейчас он не сойдет с места, то останется здесь до утра и сойдет с ума. Дядя зажмурился и нервно рассмеялся таким мыслям. Опять залаяли собаки, огонек в овраге погас и ужас схлынул, как набежавшая волна. Наступило облегчение. "Нет, зайду к деду в другой раз, утро скоро, не буду будить" - подумал он и повернулся чтобы уйти. И в это мгновение кто-то тяжелый прыгнул ему на спину, сбил с ног. Он упал на колени, шею обхватили длинные ручищи с грубой шерстью, в нос ударило удушливым смрадом. Крик смешался с хрипотой, мысли стали тягучими, время словно застыло. С превеликим трудом дядя поднялся и согнувшись в три погибели, побрел прочь с какой-то мерзостью за спиной. Страх не вернулся, но накатила апатия, безволие, не было ни сил, ни желания сопротивляться. Какой-то полусон, полубред.
 Так он ходил по спящей деревне с жуткой ношей за плечами, пока не набрел на свою калитку. Здесь нечисть разжала объятья, дала сильного пинка. У дяди еще хватило духу обернуться и разглядеть что-то бесформенное, подпрыгивающее в сторону леса на кочках, словно огромный мяч.
 Едва начало сереть, отец (мой дедушка),  выгонявший корову в стадо,нашел его сидящим на земле у калитки,в полуобмороке, с мутными глазами, изможденного и обессиленного. От пережитого у дяди отнялась речь и открылась грыжа. Позднее, после посещения бабки-шептухи, речь вернулась, но до самой смерти в 1996 году, он слегка заикался и никогда больше не пил, даже в праздники. И уж тем более никогда не брал чужого.
 Н.В.Гоголь написал своего "Вия" на основании народных сказаний. Я ни в коей мере не стремился подражать гению и если мой рассказ напоминает сцену, где панночка катается верхом на несчастном философе Хоме Бруте, то это лишний раз подтверждает, что как и тогда, так и в наш "компьютерный век", есть вещи, места и явления загадочные и по меньшей мере странные. Всякого рода чертовщина происходит с тысячами людьми, вне зависимости от возраста, социального статуса, вероисповедания. Наверное, большая из них часть поддается объяснению, от физических природных процессов, до выдумок рассказчиков. Другие случаи объяснить невозможно их нельзя списать на игры, шутки или розыгрыши. Допускаю мысль, что несмотря на постоянный научный прогресс, всегда будут иметь место явления, не находящие приемлемого объяснения. На первый взгляд парадоксально, но здесь приходят в соприкосновение наука и религия, утверждающие, что помимо нашего мира, материального, существует иной мир (или даже миры), нематериальный и очевидно, он наполнен не только светом. Нечто зловещее, агрессивное и чуждое нашей природе, питается нашими страхами, манипулирует сознанием и влечет в пропасть духовного невежества и деградации. Как точно выразился известный писатель-фантаст Станислав Лем незадолго до своей смерти: "Ложные бесовские чудеса, стремительно плодящиеся в последнее время, скверный знак для человечества".

(05.IV.08. - 22.III.09.)   


Рецензии
Здравствуйте, Алекс!

Правильно ли я поняла, Вы здесь описываете реальный случай? Тогда страшно-выйдешь ночь погулять, а на тебя там такое запрыгнет... Жуть! Это же тот дедок оборотнем был, получается?

Ольга Деви   03.10.2020 15:11     Заявить о нарушении
Добрый день, Ольга. Случай реальный, не раз мною слышанный. Раньше (да наверное и сейчас) в глухих местах всякое случалось. А дедок был непростой, с нечистью водился. Однако сегодня гораздо опаснее не нечисть, а обычные с виду люди - насильники, грабители, маньяки. Да и войны вспыхивают регулярно. Но, уверен, там где вы живете, ничего плохое вам не грозит.
С уважением,

Алекс Джет   03.10.2020 15:24   Заявить о нарушении
Извините.
Алекс !
Впечатлило фото в резюме. Прям отчаянье наводит.

Потом заметил у вас много о Донбассе. - есть такой Сергей Асёненко. Тяжеловатые тексты. Но ещё и о "до" военной активности там и на Украине в целом.

Успеха в делах и Вам, Ольга !
Лермонтовское о белом парусе - да помогает всем нам !

Георгий Сотула   08.10.2020 14:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! спасибо за пожелания! Всего Вам самого хорошего:))

Ольга Деви   08.10.2020 14:42   Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий. Мира всем нам.
С уважением,

Алекс Джет   09.10.2020 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.