Затонувшая Императрица

Вместе с царским именем линейный корабль «Императрица Екатерина Великая» получил яркую и трагическую судьбу - будучи гордостью Черноморского флота, он был затоплен у берегов Новороссийска в 1918 году. На протяжении почти ста лет корабль привлекает к себе внимание. Помимо охотников за артефактами, линкор давно стал учебно-тренировочным местом для водолазов. Но его исторические тайны приоткрываются только сейчас. В нынешнем сезоне команда опытных дайверов из Центра подводных исследований продолжает обследовать внутренние помещения корабля. При этом слабый ветер с дождем не всегда помеха для работы – уж слишком значительна глубина, куда не проникает солнечный свет. 

Гордость Черноморского флота
  Подготовка к экспедиции велась несколько лет. Начало работ было приурочено к круглой дате – столетию спуска корабля  на воду. Перед участниками поставили жесткие требования – необходимо обладать серьезным опытом погружений и водолазной подготовкой. Дело в том, что корабль покоится в Новороссийской бухте на глубине сорока метров килем вверх. Носовая часть его существенно разрушена, а верхние палубы погружены в грунт. В некоторых случаях зоны разломов и пробоины служат единственным лазом для проникновения в отдаленные уголки корпуса. Попадая сюда, даже натренированный человек несколько теряется, борясь с легким головокружением. Ведь в перевернутом пространстве предметы, будто не на своих местах и некоторое время привыкаешь к обстановке. Обыкновенно видимость на такой глубине приближена к нулю, но море непредсказуемо. Смена температур и плотность осадков создает в воде «слои» разной степени прозрачности, поэтому в солнечный день на дне может царить темнота, а может быть вполне светло. Подобные физические нагрузки  выдержит далеко не каждый, и формирование команды было залогом успеха. В основной состав вошли пять человек, но при этом к работе привлекаются и волонтеры.

- Весь прошлый год с начала экспедиции мы посвятили рутинной, но фундаментальной работе – говорит руководитель команды Сумбат Александров, – в ней нет ни пафоса, ни героизма. Во-первых, выполнили большое количество измерений на корабле. Во-вторых, на основании отснятого материала нам удалось создать трехмерную модель судна, составив его подробный план.

  Как и следовало ожидать, больше всего исследователей потрясли размеры корабля. Длиной 170 метров, своими очертаниями он схож с гигантской рыбиной. Корпус вмещает более двадцати поперечных водонепроницаемых переборок, а бронирование в средней части достигает 263 мм. Обстановка кают проста и скудна, однако о мощностях боевой машины свидетельствуют 305 мм трехорудийные башни и установленные торпедные аппараты. Линкор был не единственным в своем роде, в 1914 году на воду спустили еще два судна серии, получившей название в честь головного корабля «Императрица Мария». Прообразом для всех троих послужили балтийские дредноуты.

  Удивительно, но первый же поход «Императрицы Екатерины Великой» ознаменовался схваткой. Утром 26 декабря 1915 года вблизи острова Кирпен корабль столкнулся нос к носу с немецким крейсером «Гебен». Желая с максимальным эффектом использовать мощь бортового залпа, «Екатерина» не сразу бросилась в погоню, а некоторое время шла вровень. От снарядов вода вокруг «Гебена» вздымалась столбами брызг, на палубу летели горячие осколки, однако имея преимущество в скорости, крейсер сумел-таки ускользнуть от преследования.
 
  Драматический момент в этой истории наступил с подписанием Брестского мира. Германский ультиматум, требовавший прибытия российских кораблей в Севастополь, поставил офицерское командование линкора, уже переименованного революционными событиями в «Свободную Россию», перед выбором: то ли подчиниться унизительным условиям, то ли выполнить шифрованное распоряжение из Москвы и затопить броненосец. Случилось последнее. 18 июня 1918 года три торпеды, выпущенные эсминцем «Керчь» лишь слегка встряхнули судно и только после четвертой торпеды, корабль начал крениться, а через сорок минут полностью исчез под водой.

Раскрывая тайны
  Сокровища Черного моря поистине разнообразны. И далеко не всегда доступны. О том, чтобы поднять «Екатерину», думали давно. С этими целями в 1930 году снарядили экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Работать приходилось на глубине 45 метров, что в то время считалось запредельным. К тому же на этом участке были открыты сильные морские течения. Сначала все шло хорошо – водолазы, сменяя друг друга, приводили в действие заряды. Пока на восьмой день не прогремел взрыв. Его сила оказалась столь мощной, что разрушила почти одну треть корабля. Причина взрыва до сих пор остается загадкой – одни объясняют случившееся детонацией пороховых зарядов носовой орудийной башни, другие взрывом сжатого воздуха и скоплением нефтяных паров в цистернах.  Как бы там ни было, но мысль о подъеме корабля пришлось оставить. Вместо этого были сняты винты и подняты две башни главного калибра – позже орудия этих башен установили на береговых батареях Севастополя и в годы Великой Отечественной они защищали город.

  В наше время легендарный линкор превратился в популярнейший объект для погружения дайверов. Правда делать это не совсем удобно, ведь корабль находится в акватории якорной стоянки судов с опасными грузами и погружения необходимо согласовывать с администрацией Новороссийского порта.

 Рассчитанная на три года, новая экспедиция дала возможность людям прикоснуться к живой истории. Как признаются сами члены команды, одним из достижений стал подъем четырех звеньев основной якорной цепи. Каждое звено весом 36 килограмм настолько толстое, что дает зрителю яркое представление об истинных масштабах корабля. Чтобы поднять их на поверхность, пришлось прибегнуть к чудесам хитрости – ведь все работы проделывались вручную. На передвижной выставке в крае было представлено множество предметов, в их числе манометр из разрушенного машинного отделения, телефон связи с носовым командным постом (у последнего сохранился фирменный вензель «Товарищество Эриксон в Петрограде»), а также образцы брикетированного угля. Такой уголь являлся элитным топливом по аналогии с сегодняшним «98 бензином» и стоил очень дорого. Ведь сначала его размалывали в крошку, высушивали, а затем прессовали в брикеты. Он давал большую силу горения и практически не чадил, поэтому корабль могли долго не обнаружить в море.

- В этом году мы планируем водолазные работы и хотим поднять интересные артефакты – продолжает Сумбат Александров. – Есть большая интрига. Если смотреть фотографии корабля, когда он был еще «Екатериной Великой», то на корме можно увидеть огромного бронзового орла и надпись из выпуклых букв. Я негде, ни  в каких источниках, ни на более поздних фотографиях не нашел, что стало с этим орлом и надписью, когда корабль переименовали в «Свободную Россию». Крепления были очень прочными, и сбить их прикладом, как это делалось с названиями  государственных учреждений, просто не получилось бы. Я надеюсь, что их просто взяли и закрасили. Поэтому хочется обнажить почти четыре метра грунта под водой и, если мы найдем их, то сделать качественные снимки. Могу сказать, что подобные водолазные работы по перемещению большого количества грунта ручным инструментом в настоящее время редко проводятся. 

Живая память
  Как частенько бывает в таких случаях, экспедиция зажила своей жизнью. Однажды, увидев телевизионный сюжет о линкоре, с командой проекта связалась жительница Курска, Ирина Савченко. Выяснилось, что ее дед служил электриком на легендарном корабле. В домашнем архиве сохранились фотографии членов экипажа. Некоторые снимки от времени настолько выцвели, что изображения пришлось реставрировать. Среди документов выделяется военный билет на имя Андрея Еремина, восстановленный уже в 1949 году. В нем указано, что тот в сентябре 1914 году поступил на линкор «Свободная Россия», хотя последнее название он получил несколько позже. Императорское прошлое судна советские власти всячески отрицали.
 
- Мне было всего пять лет, когда не стало деда, — вспоминает Ирина Владимировна. – Поэтому, к сожалению, я мало знаю о нем. Что-то рассказывали родные, что-то я узнала из семейных документов.
   
  Другая история еще более любопытна. Константин Стрельбицкий живет в Москве. Мужчины в его семье не раз выбирали военную карьеру, да и сам он посвятил свою жизнь изучению военно-морской истории. Интерес к этому подпитывали рассказы о морской службе предков. Его дед, Петр Бордюков, был родом из Беларуси. Окончив в Кронштадте школу машинных квартирмейстеров, он отправился служить на Черноморский флот. Личные качества рядового матроса не остались не замеченными. Со временем его произвели в машинные кондукторы, которые были ближайшими помощниками офицеров-специалистов.  На «Императрице Екатерине Великой» Петр Бордюков прослужил все четыре года вплоть до ухода корабля в Новороссийск. Нараставшее волнение и массовые митинги разъедали обстановку среди матросов. Петр Григорьевич в сложившихся условиях принял решение покинуть корабль и остаться в Севастополе. Однако сидеть без дела моряку не пришлось. Вскоре Крым заняла Белая армия, и Петр был вновь мобилизован, только уже под белые знамена. О служебном усердии корабельного электромеханика свидетельствует тот факт, что генерал Врангель приказал присвоить ему первичный офицерский чин – мичмана военного времени.
    
- С линкором связан один интересный эпизод. Мой дед рассказывал о нем своему сыну – признается Константин. – В одном из очередных патрулирований турецкого побережья Черного моря броненосец был обстрелян своими миноносцами. Как это произошло? Было еще полутемно, и на месте встречи, прибывшие раньше эсминцы заметили корабль, который приняли за германский крейсер-дредноут «Гебен». Один из миноносцев мгновенно выпустил торпеду. За сравнительно короткий промежуток времени на рассвете всего выпустили семь торпед в свой же линкор. Во время морского похода на носу каждого корабля находился матрос-впередсмотрящий, который внимательно наблюдал за горизонтом. Вот благодаря исключительному вниманию такого впередсмотрящего матроса, а также рулевого, торпеды прошли мимо.
 
  В этом году организаторы экспедиции во главе с Русским географическим обществом планируют установку памятника погибшему кораблю. Броневая плита как нельзя лучше воплотит общую идею. В числе участников торжественной церемонии будут и потомки моряков.


Рецензии
Анна!Прочитал Ваш очерк.Понравилось.В сравнительно небольшом по размеру материале Вы рассказали об очень многом,связанном с линкором.Сам я пишу на морские темы,так что такие рассказы меня всегда привлекают.Заходите на мою страничку,если будет время и интерес.С уважением,Вячеслав Прытков.

Вячеслав Прытков   06.04.2017 16:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.