Иисуса или Варраву?

Как известно, у народа израильского перед лицом Римского суда было право помилования осужденного этим судом иудея. В Суде Пилата евреи могли спасти своего Мессию. Однако, предпочли ему разбойника Варраву.
Но, прежде чем обвинять в нечестии толпу иудеев, собравшихся в Претории и выкрикнувших имя Варравы на вопрос Пилата, кого отпустить в честь праздника, необходимо всмотреться в лицо Варравы.

По ошибке, его часто приравнивают к разбойникам, в компании которых Христос Иисус висел на Голгофе. Варрава, однако, не таков.
По нашим современным понятиям он – революционер, борец за национальную независимость и государственный суверенитет Израиля, против Римского владычества. Соответственно, в определениях Римской власти, он не разбойник, но – мятежник.
Симпатии иудейского «среднего класса» к Варраве несомненно определены этим его статусом.
А что же Иисус? Каков его статус?

Увы! В стане Назарянина нет представителей античной «буржуазии»: с Ним  ходят люди исключительно низшего сословия; а с другой стороны, сочувствуют и помогают Ему люди сословия высшего, близкие к Римской власти.
В отличие от представителей «среднего класса», знать иудейская понимает цивилизующую роль Рима в античной ойкумене и поэтому сотрудничает с ним, не считаясь с "ветхозаветным патриотизмом". Поэтому высшее сословие Израиля не сочувствует Варраве, понимая бесперспективность и даже вредность его борьбы с Римом. И высшее духовенство во главе с первосвященником также не сочувствует Варраве…; однако, на собрании в Претории подговаривает иудеев «голосовать» за Варраву. Почему?!

Как ни странно, по той же причине, по какой не поддерживают Вараву. Именно, они боятся, что галилейский «пророк» способен взбунтовать толпу против римской власти уже не на патриотической, а на религиозной основе, – внушив им ложные ожидания скорого пришествия Мессии, – и этим побудить Рим расправиться с иудейской верой, в которой священство видит единственный залог сохранения евреев как народа, способного в перспективе стать независимым.
Кроме того, священники видят, как успешно распространяется в Азии римский культ Митры. Проповедь Иисуса в их глазах сильно смахивает на митраизм….

Со своей стороны, патриотический «средний класс», оппонирующий Риму, видит в Иисусе Назарянине коллаборациониста, и даже пособника римлян, поскольку Иисус призывает платить подати кесарю, и обещает разрушить иерусалимский храм – оплот национальной идентичности евреев. Кроме того – и, может быть, даже хуже того, – этот Галилеянин выступает против богатства, за  бедность как необходимую добродетель….

С учетом сказанного, разве может удивлять, что на голосовании, устроенном Пилатом в Претории, иудеи проголосовали за Варраву, как за меньшее зло (?).
А вы бы как голосовали? Скажете – за Христа?! Так я и поверил! Поглядите, как теперешняя Украина дружно голосует за Варраву….
 
А Пилат…. Он хотел быть справедливым. Этого требовал от него Митра – ведь Понтий был воином и, значит, поклонником Митры.
Но политика сильнее правды. Он сделал всё, что мог. Вселенский Царь простил его.
          


Рецензии