106. Сады стихов. Пушкин в фэнсионе

                106. Пушкин в фэнсионе

Эффект Трапеции (?)

Если речь идет о национальном феномене и такой сложной личности, как Пушкин, довольно трудно утверждать хоть что-то наверняка.   

Но, похоже, что Пушкин перестал здесь быть Сверчком и стал просто – Пушкиным.

«В общем, не литературный» район, о котором крайне мало встретишь упоминаний в пушкинистике.  И все же:
   
 1.Здесь неполных два года снимали скромные апартаменты родители Александра Сергеевича, в доме которых он бывал (Надежда Осиповна заманивала сына на семейные обеды печеной картошкой, до которой он был большой охотник, а также свежими письмами, полученными с Кавказа от брата Льва).
   
 2.Здесь его любимая сестра Ольга вышла замуж, и он устроил ее свадебный пир, на квартире Дельвига.
    
3.Здесь прожила последние годы жизни, скончалась и была отпета во Владимирской церкви его любимая няня Арина Родионовна.
   
4.Здесь (или где-то рядом, или по дороге сюда, отсюда – кто знает наверняка?) были написаны стихи. Возможно,  «Ангел» («В дверях Эдема ангел нежный…»), «Арион» («Нас было много на челне…»), «Поэт» («Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…») «Кастальский ключ», «Анчар», «Талисман»... Возможно, какие-то фрагменты «Полтавы», 6-й и 7-й глав «Онегина». Посвящения жителям фэнсиона: «Череп» – Антону Дельвигу; «Любимец моды легкокрылый» – Оресту Кипренскому, писавшему портрет Пушкина в Фонтанном доме; «Подруга дней моих суровых» – Арине Родионовне.
    
5.Здесь же редактировались альманах «Северные цветы» и «Литературная газета», в которых Пушкин печатался и которые одно время возглавлял.
    
6.Здесь в салоне Дельвига собирались его друзья-поэты– Баратынский, Мицкевич, Кюхельбеккер, Гоголь, Гнедич и другие, которым он читал «Бориса Годунова», «Полтаву», «Евгения Онегина».
    
7.Здесь Анна Керн подарила ему свою любовь.
    
8.Здесь жил Дельвиг, милый ему (даже целовали друг другу руки при встрече).
    
9.Здесь встречался с Адамом Мицкевичем (в Графском переулке стоит бюст его).
    
10.Здесь жил лицейский учитель Пушкина Марат де Будри, брат революционера.
    
11.Здесь на Николаевской квартировал один лицейских друзей поэта барон Модест Корф.
    
12.Здесь Пушкин в юности гадал у петербургской ворожеи Шарлотты Кирхгофф, предсказавшей ему мировую славу и гибель «от белой головы».

13.Здесь жила писательница, автор «Истории России в рассказах для детей» Александра Ишимова. Ей Пушкин адресовал последнее в жизни письмо, книгу  ее он перечитывал в день дуэли: «Вот как надобно писать» (детская книга не устарела и по сей день).
    
14.Здесь Пушкин бывал в гостиной Петра Семеновича Молчанова, где встречался с Жуковским, Крыловым и другими литераторами своего времени.
    
15.Здесь жил знакомый с ним лично композитор, который написал оперу по его поэме «Руслан и Людмила, музыку на ряд его стихотворений, в том числе, к А. П. Керн, посвятив романс дочери Анны Петровны, Екатерине – Михаил Глинка.
   
16.Здесь жил балетмейстер, творениями которого Пушкин восхищался, поставивший балеты на сюжеты его поэм («Кавказский пленник») Шарль-Луи Дидло.
    
17.Здесь также имели личные адреса не знакомые лично с Пушкиным, но связанные им «на воздушных путях» искусства: Анатолий Даргомыжский, создавший оперу по поэме «Русалка», и другую, по маленькой трагедии «Каменный гость»; Модест Мусоргский, автор оперы «Борис Годунов»; Федор Шаляпин, исполнивший партию Бориса в этой опере и партию Мельника в «Русалке»; Николай Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и другое);  Ида Рубинштейн и Анна Павлова, исполнявшие роли в балетах на пушкинские сюжеты (список можно долго продолжать – Фэнсион-Алеф)
    
18.Здесь жили видные исследователи творчества Пушкина Семен Венгеров и Павел Щеголев.
    
19.Наконец, здесь, именно в этом районе Петербурга Пушкину поставили памятник, в честь его назвали улицу.

Мистический смысл периода: фэнсион отпускает своего гения только под венец (свадебный; похоронный).

Именно после сватовства к Гончаровой Пушкин покидает Трапецию, следуя своим путем (комета) к любви и смерти.


Рецензии