Благодатный огонь

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ

                Доколе Я в мире, Я свет миру.
                (Евангелие от Иоанна. 9.5.)
                Настоящее религиозное чувство не требует доказательств.
                Борис Раушенбах.
                Temporis filia veritas (лат.- Истина-дочь времени).

Ежегодно, начиная с древних времен, в иерусалимском Храме Гроба Господня- главной святыне всех христиан- в Великую субботу накануне праздника православной Пасхи («торжества торжеств» и «праздников праздника») на смертное ложе Иисуса Христа нисходит Благодатный огонь, непосредственными очевидцами которого оказываются около двадцати тысяч прихожан и паломников.                Так как природа этого огня до сих пор не нашла научного объяснения, верующие воспринимают его как чудо.
А что такое чудо? Согласно православию, чудо отличает действительная польза для людей (случаи воскрешения мертвых, исцеления больных, чудесного насыщения голодных…), а не внешняя эффектность. Истинная вера основывается не на чудесах. То или иное явление считается чудом, если оно признано Церковью. В Русской православной церкви в настоящее время работает Комиссия по описанию чудесных знамений (явлений).
Какое толкование дается Благодатному огню?
В «Толковом словаре…»  В.И. Даля в статье «Благовеличие» находим: «Благодать (церковное)- дары Духа Святого; наитие свыше; помощь, ниспосланная свыше, к исполнению воли Божьей… Благодатный (церковное)- исполненный Божественной благодати, т.е. воли и силы; получивший их свыше; дарующий счастие, блаженство…» В справочниках по православию сказано, что в широком смысле благодать- это благое воздействие Бога на человека, которое воспринимается человеком как благой (Божий) дар. Согласно православию, спасающее действие благодати состоит в том, что она преображает человека, дает ему душевный мир, умиление и радость…  Понятие благодати является одним из главных в православии, оно связано и с описанием жизни и вероучения  Иисуса Христа, изложенными в Новом Завете Библии.
Итак, как же Благодатный огонь связан с Иисусом Христом и что происходит накануне и во время нисхождения Благодатного огня?
Согласно Библии, Христос был распят в пятницу «на месте, называемом Лобное, по-еврейски Голгофа» (Евангелие от Иоанна. 19.17.). Это был холм на окраине Иерусалима, выбранный властями для публичных казней. По форме он походил на человеческий череп (по-арамейски «Голгофа» означает «череп»). Греки Голгофу называют Краниево ( от греч. kranion- «череп»). Видимо из-за такого сходства с формой черепа холм и получил название Лобного места. Точное местоположение Голгофы в Библии не указано. Согласно народной традиции, Ной после потопа захоронил на Голгофе череп Адама и кровь распятого Христа омыла его, искупив первородный грех человечества. После распятия Христа его ученик- Иосиф из Аримафеи, получив у Пилата разрешение снять с креста и взять тело Христа, «купив плащаницу (т.е. полотно- ред.) и сняв Его (Христа- ред.), обвил плащаницею, и положил  Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Евангелие от Марка. 15.46). Эта небольшая скала располагалась рядом с Голгофой. Камень был привален к «двери гроба» (т.е. ко входу в пещеру) для защиты тела от диких животных.  Иудейские могилы представляли собой углубления, часто вырезанные в скалах. Вход закрывался большим валуном, который можно было откатывать. Когда на третий день Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, купив ароматы для помазания тела Христа, пришли «весьма рано, в первый день недели (т.е. в воскресенье- ред.)…. при восходе солнца», то увидели, что «камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в  белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Евангелие от Марка  16. 1-6). В Библии белый цвет является божественным, юноша в белой одежде- это ангел, посланный Богом объявить людям Благую Весть о воскресении Христа. А евангелист Матфей о тех же событиях свидетельствует: «…на рассвете первого дня недели пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Вид его был как молния и одежда его бела, как снег» (Евангелие от Матфея. 28.1-6). Пещеру, в которой находилось тело Христа, позже стали называть Святой Гробницей. В древние времена у иудеев было принято могилы располагать за чертой города. Голгофа и Святая Гробница находились в те времена за чертой города.
Когда в IV веке при византийском императоре Константине христианство стало государственной религией, его мать- императрица Елена приказала возвести над Голгофой и Святой Гробницей  великолепный храм-базилику. Голгофа и Святая Гробница оказались под сводами этого храма, который за свою историю неоднократно перестраивался, перенес много пожаров, землетрясений и войн. В 614 году  храм был разрушен персами, захватившими и разрушившими Иерусалим. После разгрома персов византийцами храм в 629 году восстановили. В XVI веке храм оказался в черте того старого города, который был обнесен высокой квадратной стеной при турецком султане Сулеймане Великолепном (1495-1566). Длина каждой из сторон  этой стены равна километру. Сегодня этот храм известен как Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова) в Иерусалиме. Над погребальной пещерой Христа внутри этого храма  воздвигли специальную небольшую часовню (около восьми метров длиной и шести- шириной)- Кувуклию (в переводе означает «царская опочивальня»). Она увенчана куполом и богато украшена. Теперь Храм Гроба Господня представляет огромный архитектурный комплекс, включающий в себя Голгофу с местом распятия, ротонду с огромным куполом (под которым находятся Кувуклия и Кафоликон- Соборный Храм), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой Елены, несколько приделов- маленьких храмов со своими престолами, несколько действующих монастырей, множество вспомогательных помещений, галерей… В храме находится и ваза, которую верующие считают «Пупом земли»- мистическим центром Вселенной. По преданию, здесь Господь создал Адама. Различные части Храма Гроба Господня принадлежат разным ветвям христианства, но главные его святыни (Голгофа, Кувуклия, Кафоликон) и общее руководство службами в этом храме принадлежат Иерусалимской православной церкви.
О схождении Благодатного огня известно издревле. Наиболее раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного огня относится к IV веку. По многим древним и современным свидетельствам, Благодатный огонь может появляться в Храме Гроба Господня в течение всего года, но наибольшее впечатление производит его появление накануне Пасхи. Согласно христианству, Иисус Христос своим  воскресением из мертвых возвестил человечеству о торжестве жизни над смертью, правды над ложью, веры над безверием, любви над ненавистью. Чтобы увидеть в Великую субботу схождение Благодатного огня, люди уже с пятницы собираются к Гробу Господню. Они стоят так плотно, что Храм вмещает около 20 тысяч человек, а в ближайших его окрестностях собирается еще около 50 тысяч человек. С давних времен считается, что для обеспечения схождения Благодатного огня  в этом храме обязательно участие Патриарха Иерусалимской православной церкви (только по его молитвам совершается схождение огня), игумена и монахов лавры Преподобного Саввы Освященного, местных православных арабов. Кувуклию заранее тщательно проверяют, чтобы убедиться, что в ней отсутствуют источники огня, которыми могут быть зажжены свечи. После этого вход в нее опечатывают. Начинается литания (по-гречески «молитвенная процессия») Благодатного огня- крестный ход от алтаря Кафоликона через весь храм с троекратным обходом Кувуклии. Во всем огромном  храме тушатся свечи и лампады. Патриарх останавливается перед входом в Кувуклию, с него снимают праздничные ризы и он в одном лишь подризнике заходит в Кувуклию и проходит к покрытому мраморной плитой погребальному ложу, где лежало тело Христа.  Вместе с ним  в Кувуклию входит и представитель Армянской церкви, но он остается в ее передней части- в  приделе Ангела. Патриарх, оставшись один на один с Гробом Господним, начинает обращенную к Христу тайную коленопреклоненную молитву о даровании Благодатного огня. Молятся и все верующие, находящиеся в Храме. Во всем внутреннем пространстве храма начинаются световые волнообразно нарастающие всполохи («молнии»), интенсивность которых после начала молитвы Патриарха нарастает. Усиливается и общее напряжение присутствующих в храме. Благодатный огонь может сойти через несколько минут (а иногда и через несколько часов) после начала молитвы Патриарха. Что происходит  в Святой Гробнице во время молитвы Патриарха и во время схождения здесь Благодатного огня- знает только сам Патриарх.                И вот, наконец, Патриарх передает верующим через два отверстия, имеющиеся в стене Кувуклии, дарованный Благодатный огонь, от которого загораются находящиеся в храме свечи. В первые мгновения этот огонь не обжигает, им можно даже «умываться»…
В Храме наступает кульминация восторга… 
                Юрий Жданов            06.06.2007
               
Рассказ Юрия Жданова «Благодатный огонь» опубликован:
1. Юрий Жданов. Благодатный огонь. Газета «Радость» № 3-4, 2008. Стр. 17-18.
2. Юрий Жданов. Благодатный огонь. Детская Роман-газета № 4, 2008. Стр. 19-20.
3. Юрий Жданов. Благодатный огонь. Газета «Брависсимо» (г. Евпатория) № 4, 2008. Стр. 12-15.
 
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).


Рецензии