Ленин

Крупская Н. К. Как и что рассказывать школьникам
О Ленине.
Воспитание коммунистической нравственности.


Было в моде одно время, изображали Ленина как пай- мальчика, вежливого, послушного, отличника.
А вот как хотела Н.К Крупская что - бы изображали Владимира Ильича
 
«Надо рассказать об отце Ильича, что он вышел из бедной семьи, что он был директором начальных училищ.
Отец Владимира Ильича был шестидесятником,
Человек ненавидящий крепостное право.
Всё своё время он создавал школы для ребят крестьян.
 Илья Николаевич любил стихи Некрасова,
Поэтов газеты Искра.
Читал всей семье « Хижину дяди Тома»- об Америке, о войне Северных штатах с Южными за уничтожение рабства негров.

 И как на этом фоне особо выступало угнетение царской властью  «инородцев».
Илья Николаевич заботился о детях чувашей мордвинов, об их учебе.
 И сам Владимир Ильич чутко относился к детям других национальностей.
Необходимо вспомнить и о польском восстании, о том, как расправилось царское правительство с повстанцами, с поляками.

Надо рассказать, как переживался 1881год, убийство
Александра 2.


Как прислушивался Ильич к разговорам старшего брата и сестёр.
 Как он твёрдо решил стать революционером, как переживал арест и казнь
старшего любимого брата.
 Как стало необходимость идти другим путём, путём массовой борьбы рабочего класса.

Дети должны знать, как он работал над собой, готовясь, стать революционером, уделяя каждую свободную минуту на чтение  книг.
 О борьбе рабочего класса, о революции, отказываясь от катания на коньках
От заинтересовавших его занятий латынью, как рос, воспитывался Ильич- мыслитель, революционер, умеющий вглядываться в жизнь.

Следует рассказать и о матери Ильича, о её заботах, о муже, которому она создавала благоприятные условия для работ и отдыха.
Об умении создать дружный семейный коллектив.
При помощи музыки организовать ребят.

Ильич рос с детства организатором; организовывал игры, умел обращаться с малышами, помогал товарищам по гимназии.
Он с ранних лет работал над произведениями Маркса и Энгельса, об его участии в казанских кружках, в студенческом движении в Самаре.
Сообщая об Ильиче как организаторе питерской
социал-демократической организации, о его работе в кружках, надо подробно остановиться на значении рабочего движения, на том, почему рабочий класс
Не мог не стать во главе революционного движения,
почему так надеялись на него Маркс и Энгельс.

Следует сказать тут и о социализме.
В рассказах о ссылке надо не столько об охоте и о катании на коньках говорить, сколько о работе с крестьянами, и о переписке с товарищами.
В рассказах о жизни Ильича за границей важно разъяснить детям значение нелегальной общерусской газеты, говорившей до конца всю правду рабочим.
О международном движении, об Интернационале.
О большевиках, веривших в победу рабочего класса.
И о меньшевиках, не веривших в рабочее движение, предавших его.

Образ Ленина как борца против всякого угнетения,
Против всякой эксплуатации, борца за сытую, здоровую, просвещенную, светлую жизнь для всех трудящихся.
Не следует изображать Ильича каким-то ментором, только поучавших ребят: «Учиться, учиться и ещё раз учиться».
Ленин любил поговорить, пошутить с ребятами, повозиться с ними. Он всячески заботился об их питании, об их здоровье, о том, чтобы ребята малоимущих родителей снабжались одеждой и обувью, заботился об устройстве детдомов, об охране труда ребят.

Он тщательно изучал всё, что писали Маркс и Энгельс о школе, о воспитании, и стоял за новую, социалистическую школу.

Сам ученик классической гимназии, типичной старой средней школ, он ненавидел эту старую школу с её зарубежкой и муштрой, с её отрывом от живой жизни.
Он требовал, чтобы в советской школе ребятам давали лишь самое нужное, существенное, основ наук, чтоб теорию тесно связывали с практикой, чтоб учили и умственному труду и физическому.
Ильич хотел, чтобы ребята в школе были спаяны в дружный коллектив, ведущий и общественную работу.

Надо рассказать школьникам всех возрастов, как хотелось Ильичу, чтоб дети вросли сознательными коммунистами, продолжали дело своих отцов и умело защищать его с оружием в руках…..

Надо сообщить о 1905годе, о годах реакции, о русской эмиграции, об уверенности в победе, о войне
1914года об Октябрьской революции, о гражданской войне.
Надо остановиться на борьбе с помещиками и капиталистами, на развитии хозяйственной и культурной жизни стран, смычке с крестьянством.
На привлечении на сторону Советской власти лучшей части интеллигенции.
Надо говорить лишь о самом существенном, самом важном  «Поменьше лозунгов, побольше простых, понятных рассказов».

Использован материал «Библиотечка вожатого» 1980год издательство «Молодая гвардия»


Рецензии