Успенский собор Московского Кремля

УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ


Была же та церковь весьма  удивительна величеством и  высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством; таковой же прежде не бывало на Руси…
                «Никоновская летопись».

Алтарь России

«Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь...»       
Так начинает Михаил Юрьевич, влюбленный в Москву, свою исповедь перед нею- «Панораму Москвы». Это- сочинение, написанное в 1834 году 20-летним юнкером лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым по заданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Не только у впечатлительного поэта рождала такой восторг Москва. И не только в те времена. Она всегда волновала и волнует и живущих в ней, и впервые встретившихся с нею. Москва хорошеет с каждым днем. Самая святая ее часть- Кремль, который Лермонтов называет «алтарем России».
Древнейший памятник Кремля- Успенский собор. Он расположен в северной части Соборной площади. Нам лишь кажется, что от времени рождения этих памятников веет  «седой древностью». Когда пропускаешь мысленно через себя «преданья старины глубокой», становишься современником тех событий. Давайте совершим на «машине времени» путешествие в ту эпоху. Через историю всего лишь одного православного храма можно приобщиться ко многим событиям прошлого.    
               
Посвященный Богородице…
                Тем более это возможно через историю такого храма, как Успенский собор. Этот собор посвящен  Богородице, которая на Руси почиталась как народная заступница. «Успение Богородицы»- христианский праздник, который отмечается как день памяти завершения ее жизненного пути- успения (кончины). Собор был свидетелем и участником очень многих важных событий в истории нашей Родины. Успенский собор на протяжении многих веков служил местом венчания на царство русских царей, местом избрания очередного главы русской церкви и усыпальницей московских митрополитов и патриархов.
Здесь нашли свое упокоение мощи святителей митрополитов московских Петра, Феогноста, Ионы, Филиппа и патриарха Гермогена. Возник собор в период образования централизованного Русского государства. Это было время, когда древняя Русь освободилась от татаро-монгольского ига и стала широко развивать международные отношения. Ныне расположенные на Соборной площади соборы стоят на месте более древних. Это относится и к Успенскому собору. Исследователи считают, что ему предшествовали три храма: деревянная церковь XII века, Дмитровский собор XIII века и белокаменный храм времен Ивана Калиты. В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора стояла деревянная церковь. Через сто лет на ее месте московский князь Даниил Александрович построил первое каменное строение Москвы- Успенский собор.
               
Немного истории…
                Собор исправно служил москвичам до тех пор, пока Иван Калита не затеял грандиозное, роскошное, как ему казалось, строительство. Ему хотелось построить собор общегосударственного значения, хотя в то время главным храмом Русской земли продолжал оставаться старый Успенский собор во Владимире, в котором проходили торжественные церемонии «посажения на стол» великих князей. Чтобы придать большую весомость московскому Успенскому собору, Калита переманил из Владимира в Москву митрополита. Построенный белокаменный собор Калиты быстро обветшал, причем так сильно, что его приходилось подпирать толстыми бревнами, чтобы он не обвалился.
 К концу XV века этот белокаменный собор стал для Москвы еще и тесен. Поэтому  в 1472 году великий князь московский, государь всея Руси Иван III и митрополит Филарет решили разрушить старый храм и на его месте возвести новый огромный собор. Возведение нового Успенского собора было лишь началом грандиозного строительства, задуманного великим князем Иваном III для того, чтобы придать Москве и Кремлю особую представительность, соответствующую новому международному положению Руси. Ведь с созданием централизованного Русского государства укреплялся престиж Москвы как Третьего Рима (Вторым Римом был Константинополь). Московский Кремль становился резиденцией государственной власти Руси. С 1475 по 1509 год были перестроены все основные сооружения ансамбля Кремля и окружавших его крепостных стен с башнями. Это обновление Кремля князь Иван III начал с постройки Успенского собора на месте обветшавшего храма времен Ивана Калиты. Чтобы определить, кому поручить возведение собора, провели традиционные торги-соревнования. Победителями оказались зодчие Иван Кривцов и Мышкин. Им было указано взять за образец Успенский собор во Владимире, но при этом превзойти его в размерах и величии. Мастера начали строительство, которому не было суждено завершиться. За два года они вывели стены собора и свели его своды. Казалось, что все идет нормально и близко завершение строительства. Но наступил роковой день для этой стройки день- 20 мая 1474 года. В этот день работники закончили трудиться за час до заката и разошлись по домам ужинать. Пока еще не стемнело многие москвичи взбирались на подмостки полюбоваться с высоты открывающейся с нее красотой.

Роковой день…

«Чудна вельми и превысока зело!»- говорили они о новом соборе. После заката они разошлись. И вдруг случилось неслыханное- затряслась земля! Сперва упала северная стена, затем западная и устроенные при ней хоры (балкон или галерея внутри церкви). В чем причина разрушения? Считают, что причин катастрофы было несколько. И случившееся в этот день в Москве землетрясение, и жидко разведенная известь, плохая ее вязкость («Зане же жидко растворяху, ино не клеевито»), и кладка стен без «перевязи», и нерациональное устройство лестницы, ведущей на хоры. В летописи говорится, что был «трус (землетрясение) во граде Москве», от которого «... и храмы все потрясашася, яко земли поколебатися». Сказалось, конечно, и то, что русские мастера к тому времени утратили многие знания и навыки возведения больших каменных сооружений. Ведь почти не велось строительства таких больших каменных зданий в период татарского ига. Чрезвычайно тягостное впечатление произвело на москвичей разрушение почти готового собора.
Вызванные из Пскова мастера осмотрели развалины и отказались возобновить строительство. Развалины собора пролежали посреди Кремля почти год. 
               
Собор строится заново…
                Для возведения собора Иван III решил пригласить специалистов из других стран. Превыше всего из европейских зодчих ценилась тогда итальянская работа. В июле 1474 года поехал в Венецию русский посол Семен Толбузин. Ему было поручено найти хорошего архитектора. Посол узнал, что у венецианского дожа  лучшим  зодчим является Аристотель Фиораванти (ок. 1415-ок.1485), он был сведущ также в военно-инженерном искусстве, литейном и чеканном деле, фортификации и прикладной механике. За баснословное жалованье (10 рублей в месяц: за эти деньги можно было купить в России деревню с крестьянами) он согласился поехать в Москву. По-юношески любознательного 60-летнего зодчего влекла и загадочная, мало известная страна- Россия. Фиораванти- уроженец Болоньи, один из талантливейших архитекторов эпохи Возрождения. Он был первым из длинной череды зодчих-иноземцев, вложивших свои знания, мастерство и силы в развитие российской архитектуры.  Фиораванти  приехал в Россию вместе с сыном Андреем, тоже архитектором, и своим учеником, неким Петром, которые будут помогать ему в работах. Прибыли они в 1475 году с посольством Семена Толбузина. Три месяца добирались до далекой  Московии. Выехали зимой, а приехали в начале апреля 1475 года. Несмотря на утомительное путешествие, итальянец отказался отдыхать и в тот же день поехал на предстоящую стройку. Обследовав остатки разрушенного собора, он похвалил прекрасную работу русских каменотесов, но тут же отметил невысокое качество извести. Восстанавливать разрушенные стены он не согласился. Решил все сломать и строить собор заново. Князь Иван III посоветовал итальянцу взять за образец владимирский Успенский собор. Закончив закладку фундамента собора, Фиораванти отправился путешествовать по стране, чтобы лучше познакомиться с древнерусским зодчеством. Приехал в прославленную столицу суздальских князей- город Владимир. Сильное впечатление на него произвело умение русских строителей сочетать величие и строгую красоту храмов с окружающей природой, находить наилучшее место в городе для размещения храма. Вошел в Успенский собор. Остался в восторге от стен, столбов и сводов собора, покрытых фресками. Его поразила человечность образов, изображенных на фресках. Спросил у переводчика об имени художника, создавшего эти фрески. «Звали его Андреем Рублевым»,- с гордостью ответил толмач.
Обогащенный впечатлениями, полный новых мыслей Фиораванти вернулся в Москву.
Закипела работа по созданию нового Успенского собора. Четыре года под его руководством русские каменщики и плотники возводили собор. Кирпич обжигали по-новому. Для этого создали специальную печь. Кирпич был уже, продолговатее прежнего, а твердость такой, что невозможно было его разломить, не размочив в воде. Известь была как густое тесто. Ее мазали железными лопатками. После засыхания она была чрезвычайно крепкой: «яко же наутрие засохнет, то ножом не мочи расколупити». Впервые на Руси все делали по циркулю и линейке.

«… преже сего не бывало на Руси»

Когда стены поднялись высоко, камни на них не носили, а поднимали устроенной Фиораванти машиной, прозванной «векшей»,- конструкция из большого и малых колес на цепях. Фиораванти научил москвичей закладывать в стены железные связи взамен быстро сгнивающих дубовых, сводить крестовые своды (криволинейные перекрытия), делать красивые двойные арки с «вислым каменьем», класть своды в один кирпич. Скоро эти итальянские приемы так органично вошли в русскую архитектуру, что забылось их итальянское происхождение. Сплав художественных архитектурных традиций домонгольской Руси и перенесенных Фиораванти на русскую землю веяний эпохи Возрождения заложил основы новой, «московской», архитектурной школы. Увенчанный пятью золочеными куполами, собор был виден с различных точек Москвы. Хотя за основу  были взяты формы владимирского Успенского собора, московский собор выглядел более монументальным, строгим и торжественным. Были и необычные, оригинальные элементы в его архитектуре. Белокаменные стены оживлялись пилястрами (фр. pilastre от ит.  pilastro от лат. pila-столб; плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены), поясом арочек и узкими щелевидными окнами. Вертикальный строй пилястр подхватывали пять цилиндрических барабанов с венчающими их позолоченными куполами. Очень оригинально итальянец решил и внутреннее пространство собора. Оно светлое и просторное, открывается с первого взгляда. Отсутствуют хоры. Столбы, поддерживающие своды здания, расписаны фресками и мозаиками. Пол вымощен мелким камнем. Многое в Успенском соборе напоминало древнерусское зодчество, но в то же время он не был простым повторением одноименного владимирского собора. Фиораванти талантливо соединил наследие древнерусской архитектуры с достижениями мастеров своей родины. Он построил собор так называемым «палатным образом», когда внутреннее пространство оформлено как огромный торжественный зал. Массивные круглые столбы, поддерживающие своды, не создают впечатления тяжести. Современники сравнивали их с «древесными стволами». На соборной площади поднялся белокаменный собор необычайно гармоничных и одновременно строгих форм. Он поражает спокойным величием и торжественностью. Именно такой собор и требовался: талантливый зодчий сумел понять, что Владимир был уже старой столицей, а теперь возвышалась новая- Москва.
Он понял также и то, что роль этого собора велика не только в архитектурном пространстве Соборной площади Кремля, но и в жизни всей Руси.
«Та церковь чудна вельми величеством, и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством. Такова же преже сего не бывало на Руси»,- с восхищением писал летописец.
Новый собор, построенный «по всей хитрости», воспринимался, словами летописца, «яко един камень». Москвичи, и не только, были в восторге.   
               
Главный на Руси
                Собор становится главным на Руси. В нем оглашались государственные акты, в алтаре храма хранились важнейшие государственные документы. В нем возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси.
Здесь у гроба митрополита Петра и перед общерусской святыней- иконой «Богоматерь Владимирская» удельные князья и «все чины» приносили присягу верности Москве и великому князю, а впоследствии и царю. Воеводы получали в соборе благословение перед военными походами, а позже здесь венчались на царство русские князья и цари. Последней стала коронация здесь 14 мая 1896 года Николая II.
В Успенском соборе проходили наиболее значимые для государства церемонии бракосочетания: князя Василия I, сына Дмитрия Донского, и литовской княжны Софьи Витовтовны; Ивана III и Софьи Палеолог; Василия III и Елены Глинской- матери Ивана Грозного.
Когда великий русский художник Василий Суриков увидел в Венеции  замечательный собор Святого Марка, он невольно сравнил его с московским Успенским собором. И сравнение это привело Сурикова к выводу, что Успенский собор «сановитее»- от него веет таящейся в нем, вобранной внутрь, вросшей в землю, грозной, богатырской силой, ждущей своего часа.
Созданный Фиораванти  Успенский собор стал на долгие годы образцом для подражания, своего рода каноном. По нему строились многие храмы в других городах России, например Успенские соборы в Ростове Великом, Троице-Сергиевой лавре, Софийский собор в Вологде.
Иосиф Волоцкий назвал Успенский собор «земным небом, сияющим, как великое солнце, посреди земли Русской».

Собор освящают и расписывают…

Собор торжественно освятили 15 августа 1479 года. Но еще два года после освящения собор стоял нерасписанным. Наконец в 1481 году к работе над восточной, алтарной частью приступил великий русский иконописец Дионисий с учениками- Тимофеем, Ярцем и Коней. Говоря словами иконописца «иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня» украсили собор трехярусным иконостасом. Росписи Дионисия частично сохранились до наших дней. Его кисти принадлежат также несколько икон Успенского собора: храмовая икона «Успение Богоматери», иконы «О тебе радуется», «Петр митрополит с житием», «Алексий митрополит с житием». К росписям остальных стен собора приступили лишь в 1513 году. Но как выглядела эта роспись-  не известно, так как пожар 1626 года очень сильно повредил ее, и в 1642 году решили расписать
собор заново. По царскому указу в Москву приехали более ста живописцев. Они трудились два года. Новая роспись выглядела пышнее и богаче старой- ведь для ее позолоты пошло более двух тысяч тонких листов золота. Через восемь лет после окончания росписи собора мастера Троице-Сергиева монастыря создали новый иконостас, который существует и поныне.   
               
Судьба строителя собора
                А как сложилась дальнейшая жизнь Фиораванти? Когда он в 1479 году завершил строительство Успенского собора, архитектурная коммуна Болоньи просит вернуть ей городского архитектора. Но просьба эта не была удовлетворена. Он был удержан великим князем в Москве, вероятно для постройки и перестройки других церквей. Есть основания считать, что именно Фиораванти продумал общее расположение кирпичных стен и башен Кремля, возводившихся взамен обветшавших белокаменных стен и башен. Помимо зодчества он занимался еще и литейным делом. С его прибытием в Москву был учрежден пушечно-литейный двор. Его знания военного инженера были использованы во время походов Ивана III на Новгород (1478), Казань (1482) и Тверь (1485). Когда при подходе к Новгороду потребовалось навести мост через Волхов, Фиораванти построил временный наплавной мост. Прочность моста  была настолько необыкновенной, что он стоял долго и после того, как князь одолел город.  Фиораванти руководил артиллерией при походе великого князя на Казань в 1482 году. Фактически он был главным инженером московского войска. Также имел отношение и к чеканке монеты на Руси. Многосторонние знания итальянского зодчего и инженера снискали ему в Москве уважение. По преданию, в знак милости к нему великого князя он носил на груди золотую медаль. Однако это не избавило его на склоне лет от трудных испытаний. Страшное впечатление произвела на него казнь в 1483 году иностранного врача Антонио, ставшего жертвой разгоравшейся в то время неприязни к иноплеменникам. Антонио обвинили в том, что он не смог вылечить служилого татарского царевича Каракучу Данвярова. Врача «выдали головою» семье царевича. Фиораванти заволновался и попросил отпустить его на родину. Об этом тогда сообщалось так: «Аристотель боялся того же, начал проситися у великого князя в свою землю; князь же велики пойма его и ограбив посади на Онтонове дворе за Лазорем святым». То есть за эту просьбу его в 1483 году посадили в тюрьму, а имущество конфисковали. Эта опала продолжалась, видимо, до 1484 года. Далее сведения о нем смутные. Его имя  в летописи последний раз упоминается в 1485 году, когда он, как начальник артиллерии, участвовал в походе Ивана III для покорения Тверского княжества.. Возможно, семидесятилетний великий инженер и зодчий нашел упокоение в земле, которой он подарил свое лучшее творение...  По мере присоединения к Москве новых земель в Успенский собор переносили особо почитаемые иконы. Так государственная идея единения Руси находила свое проявление и в церковной сфере. Здесь, в частности, хранилась и одна из главных святынь Русского государства-  икона Владимирской Богоматери. Она была перевезена в Москву из Владимира в 1395 году, когда полчища Тамерлана (Темир Аксак) двинулись на Москву, и не было спасения царствующему граду... И в тот день, когда икона прибыла в Москву, «Темир Аксак царь убояся и устрашися, аки некими гонимы быша».

История продолжается…

Каждая эпоха оставляла свои памятные следы в Успенском соборе. Во времена Ивана Грозного, в 1551 году, было изготовлено резчиками по дереву и установлено в соборе узорочное «царское место». Позже его стали называть «Мономаховым троном». Над троном возвышается резной шатер на фигурных столбиках. Ножками этого трона служат четыре вырезанных из дерева зверя. Стенки трона покрыты барельефами, повествующими о получении Владимиром Мономахом регалий в Константинополе. Есть сведения о том, что трон однажды хотели убрать из собора. Это было при подготовке к коронации Екатерины I. Но Петр I запретил это делать, сказав: “Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские государи, на нем стояли”.
С собором связаны и радостные и трагические страницы нашей истории. Захватив в 1812 году Москву, “цивилизованные европейцы” устроили  в соборе конюшню (а русские “варвары”, войдя победоносно в 1814 году в Париж, восторгались Собором Парижской Богоматери). Перед бегством из Москвы французы вывезли из Успенского собора более пяти тонн серебра и около трехсот килограммов золота. Они похитили большое количество драгоценной церковной утвари, золотые и серебряные оклады с иконостаса и некоторых икон, разорили серебряные раки (гробница с останками) митрополитов, многие древние иконы использовали вместо дров. Наполеон задумал взорвать собор, но это, к счастью, сделать ему не удалось. После изгнания интервентов из Москвы в Кремле провели большие реставрационные работы. Из отбитого казаками у французов серебра была отлита после войны центральная люстра собора- паникадило “Урожай”. В нем 328 килограммов серебра!       
               
Затеплились свечи в соборе
                В октябре 1917 года здание собора получило повреждения при артиллерийском обстреле Кремля. После революции 1917 года многие реликвии Собора были переданы в Оружейную палату и в другие в музеи, но многое было и расхищено. В 1918 году после переезда в Кремль советского правительства, соборы и храмы Кремля были закрыты, в том числе и Успенский Собор. В середине 1950-х годов Собор открыли для музейного обозрения. Долгое время он играл роль “этнографического музея”.  Последние десятилетия в Соборе проводилась реставрация, в том числе древние фрески освобождались  от записей и поновлений XIX века. Пришли новые времена, и  во время Поместного собора Русской Православной Церкви 13 октября 1989 года Святейший  патриарх Пимен отслужил в Успенском соборе  молебен, а  23 сентября 1990 года Святейший патриарх Алексий II совершил здесь Литургию. Ныне в Соборе богослужения совершаются в дни великих праздников, в дни памяти покоящихся в Соборе святителей московских и, по особому благословению патриарха, в дни иных празднований. В соборе снова затеплились свечи.
                Юрий Жданов            08.11.2003

Рассказ Юрия Жданова «Успенский собор Московского Кремля» опубликован:
Юрий Жданов. Древнейший памятник Кремля. Газета «Радость» № 11, 2003. Стр. 14-19

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).


Рецензии