О творчестве Сергея Домашева. Пристрастное мнение

 В современном информационном пространстве можно легко найти всё, что ищешь. Но трудно обнаружить клад, о котором не знаешь. А ведь хорошее художественное произведение, способное обогатить и ум, и душу, сродни бесценному сокровищу. Только как достичь того, чтобы такие ценности становились подлинно народным достоянием, стали известны и доступны широкому кругу читателей, не затерявшись в океане информации, где для поиска по-настоящему ценного, нужного необходимы какие-то ссылки, ориентиры?.. Будучи книгоманом с уже большим читательским багажом, я просто благодарна случаю, предоставившему (подарившему) мне возможность открыть для себя творчество удивительного, талантливого донецкого писателя - поэта и прозаика, члена Союза писателей Дона Сергея Евдокимовича Домашева. И как счастливец, обнаруживший настоящий клад, хочу поделиться радостью своей находки с другими.

 Однажды открыв страницу его повести в стихах "Крестник Пантелея", я уже не смогла оторваться от чтения. Прочла повесть на одном дыхании от начала до конца, сердце плакало, и на глаза наворачивались слёзы... Но "луч света" в финале, когда встреча двух близких людей, хотя и запоздалая, всё же произошла, и чувство вины отпускает человека, - этот луч света снимает тяжесть безысходности, беспросветности оборотной стороны советской действительности. Повесть "Крестник Пантелея" позволяет прочувствовать всю боль и горечь века прошлого, в котором мы (всё взрослое поколение) родились, и который уже стал историей. В судьбе героев отразилась жизнь целого народа, написанная искренне, правдиво и глубоко трагедийно.

 Кладезь исторической правды жизни нескольких поколений в поэтическом, художественном переложении - это уникальный роман-трилогия "Донская суть". По опыту скажу, и не только по своему, что читается – так же, как и "Крестник Пантелея" - на одном дыхании и со слезами на глазах.
  "Я не писал ещё трагедий.
  Как знать, не лопнет ли душа?
  Тут сталь была бы хороша,
  Да вдруг нутро моё - из меди!
  Но не сдадут, надеюсь, нервы.
  Глядишь, не скомкается первый
  Мой блин. И не угаснет печь,
  Переплавляя мысли в речь".
Я ещё не знала, о чём будет идти речь, в чём заключена трагедия, но красота написанных строк в обращении "К читателю", приводила меня в непередаваемый восторг! Захватывающий жизненный роман в стихах "Казачья вдова" - первый в трилогии - о нелёгкой, но достойной судьбе казачки Антонины, написанный красивым, образным, богатым, понятным и точным языком, воспринимается легко. Действительно, "Металл чеканных фраз". Волнующие, запоминающиеся образы и обороты речи: "судьбу сыновью Стране в ладонях протянул", "Дети вянут, Как неполитые ростки"... Вторая часть - "Чугреев курень" - более сдержанная, современная, деловая. Завершает трилогию "Перегуд", самая монументальная книга.

 По-настоящему волнуют судьбы героев. В каждой части центральными действующими лицами становятся разные персонажи. Образы очень живые, именно своей реалистичностью произведения заставляют искренне сопереживать героям. Каких только натур и характеров здесь нет! Ни к кому из героев романа читатель не может остаться равнодушным. Когда в романе "Перегуд", завершающем трилогию, встречаются персонажи из "Казачьей вдовы", воспринимаешь их уже как старых знакомых. Трудно угадать, какие перипетии ждут ещё героев... Злодейств разных, тягот человеческих в нашей истории происходило великое множество, но всегда жила и живёт в душе надежда на лучшее. И не только надежда, а также воля, устремление души...
Читая дальше, больше и больше понимаешь, что "Донская суть" гораздо обширнее и глубже, чем даже можно было предполагать. Каждая последующая часть масштабнее предыдущей. Через призму сложных человеческих судеб разворачиваются перед читателем многоплановые панорамные картины истории народной с начала прошлого века до времён перестройки. Цитируя писателя и академика Евгения Рябцева, скажу: "Сколько разных течений смешалось в нём!.. Мистика и реальность, любовь и ненависть, истинный патриотизм и подлое предательство, многовековая давность и нынешний день - это лишь некоторые тона волшебной картины. А волшебство здесь рождено простотой и силой рассказа". "Донская суть" заставляет читателя плакать, смеяться, восхищаться, удивляться и... наслаждаться поэзией. Глобальное, монументальное значение произведений не мешает смаковать каждый эпизод, каждого персонажа, каждую строчку в отдельности. Ведь автор знает, предвидит, предвосхищает всё, о чём пишет, ведёт за собой. Писатель, как будто не напрягаясь, просто следует пером за ходом своих мыслей. А читатель следует за сюжетом, за героями, сначала проживает все события... И потом осмысливает всю мощь содержания...
 "Всё ж приём был найден.
 Дикий, грубый.
 Но зато поддался черенок!
 И Роман поставить стойку смог,
 В клочья изодравши дёсны, губы...
 Долго врач занозы вынимал,
 И его, шутя, бобром прозвал"… - в книге много моментов, когда описываемые в разных ситуациях героизм и самоотверженность людей, обычных, с виду, но цельных, с несгибаемым внутренним стержнем, просто до слёз поражают воображение, вызывая в душе и боль, и восхищение, и преклонение перед силой человеческого духа...

 Кроме того, книги Сергея Домашева содержат много познавательного, научного материала, равного энциклопедическому, и всё интересно. Чувствуется профессиональное знание автором любой из сфер жизни, которую он поэтически преподносит читателям. Например, что касается исторических экскурсов, то цыганская тема - кусочек собственного авторского исследования. Я узнала об этом, когда убедилась в своей догадке, что Сергей Евдокимович – историк, и не только, а ещё и профессионал во многих других сферах человеческой деятельности. Как узнала?

 Читая произведения Домашева, невозможно не заинтересоваться личностью самого поэта. Всемирная паутина дала мне возможность связаться и пообщаться с писателем, выразить свой восторг и преклонение перед его творчеством. В Интернете же я нашла некоторые материалы о нём. И я безмерно благодарна писателю и кандидату филологических наук, член-корреспонденту Петровской Академии Наук и Искусств Евгению Рябцеву, автору замечательной статьи "Степная симфония", цитату из которой я уже приводила здесь чуть выше. Ведь когда я читала повесть "Крестник Пантелея", трилогию "Донская суть", переживая, где-то любуясь, восхищаясь, а где-то обливаясь слезами, всё время думала об авторе. Хотелось узнать о нём больше, чем я нашла в Интернете.

 Но вернёмся к "Донской сути"…
 " ...Ромка умер сразу, без хворобы.
 Шли за гробом, окромя детей,
 Имангул-татарин и Андрей"… - 
Так неожиданно всё кончилось. Конечно, я знала, что роман будет завершён, более того - завершена трилогия. Но, всё равно, концовка застала врасплох. Как в жизни, когда теряешь близких, и разум не хочет принимать фактов. И хочется реветь... Даже не могу представить, что творилось в душе поэта, какая буря должна была бушевать, которую он сумел направить в одно русло, вытянул в одну звенящую струну, когда писал. И как хватило простого человеческого сердца вместить в себя, вынести и донести до читателя столь необъятный ценный груз.

 Чтобы такое подробно описать, кажется, что-то подобное автором должно быть пережито... И это, действительно, так: ведь он является частицей этого народа, этого времени, мира. Чувствуется, что герои не совсем выдуманы, что есть среди них близкие поэту и родные по духу люди, которых он очень любит. И Сергей Евдокимович признаётся: "Конечно, в эту книгу вошло многое из моего житья-бытья, иначе-то и быть не могло: ведь мог ли посторонний наблюдатель заучить и перемолоть в себе всё написанное! Однако это и нельзя считать моей биографией. Я стремился вложить в историю нескольких семей суть всего донского казачества. Если анализировать трилогию по схеме быль-выдумка, то она, скорее всего, будет напоминать бетонное изделие, где камешки реального сцементированы раствором выдумки. Все имена в книге вымышлены, многие события придуманы, но все места действий - настоящие. Есть на свете хутора: Вещислав, Кутейники, Грязновский и совхозная ферма между ними, есть овраги с завалившимися староверческими скитами. Существует поныне Успенская церковь в станице Гундоровской, звон которой слышала с парома Нина Шевырёва. И паром есть до сих пор, и хутор Шевырёвский тоже. Есть даже родник, в котором крестили цыганского вожака. Он упоминается в одном из моих первых стихов и всю жизнь служит мне символом чистоты и неутомимости в добрых делах. Вещислав от меня в трёхстах километрах, но я не бываю там, чтобы действительность не вымела его из памяти". Говоря о своём поэтическом детище, Сергей Евдокимович отмечает, что "поэма написана для людей, начавших возрождение своей истории", "А сама идея трилогии выдвигает на главную роль двоих: 1-степь, земля донская, 2 - народ этой степи. Он - суть".

 От себя хочу сказать, что хоть я и читала, перечитывала "Донскую суть", этот титанический труд требует осмысления ещё; написать обо всём, чем полнится душа после прочтения, наскоком как-то не получается. Но...

 С радостью привожу цитату из статьи корреспондента газеты "Донецкий рабочий" Ирины Прилепской о презентации трилогии "Донская суть":
"…его первая книга романа-трилогии «Казачья вдова» в 2005 году удостоена национальной золотой медали имени М. А. Шолохова (тогда такая награда была вручена только ему и народной артистке, исполнившей роль легендарной шолоховской Аксиньи, - Элине Быстрицкой), а после издания второй книги «Чугреев курень» автор получил звание кавалера ордена-знака «М. А. Шолохов»".

 Вышел в свет первый том нового романа Сергея Домашева, в прозе, "Запах земли". Сравнивая свои романы, Домашев говорит: "В трилогии главным героем была донская степь, это она - казачья вдова. В тексте, если помните, подсказка есть: "...степь казачья овдовела". Главная героиня, степь, выражена судьбами людей, её населяющих. А роман "Запах земли" продолжает эту же тему, только в более широком масштабе, здесь уже героиня не степь донская, а вся земля русская в трёхсотлетнем временном объёме и во многих сферах жизни. Правдивый писатель не может добавлять елей в горькие судьбы, и тут ни автору, ни читателю никак не обойтись без слёз". Вторая книга готовится к выходу. Исполняя сыновний долг перед землёй родной, Сергей Евдокимович Домашев стремится успеть осуществить ещё много планов во славу казачества, Дона, России.


Альбина Абдуллина,
п. Новоаганск, Ханты-Мансийский АО


Рецензии
Альбина! Никакой "рецензии" здесь и быть не может. Просто хочу искренне поблагодарить за отзыв о творчестве Сергея Домашева, моего земляка, с которым я имею честь быть лично знакомым и часто общаться, впрочем, как и с Евгением Рябцевым, упомянутым Вами.
Новых Вам интересных открытий и творческих успехов.
С уважением, Сергей Даштамиров.

Сергей Даштамиров   22.07.2014 19:08     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо. Рецензии здесь, наверное, и не нужны. Просто, на Стихи.ру есть произведения Сергея Евдокимовича, а на Прозе.ру публиковаться "Запах земли" будет ли, не знаю. Захотелось поделиться... Вы тоже для меня открытие :-) Люблю Ваши венки сонетов. Интернет расширяет возможности общения и открытия нового. В альманахе "Донские волны" я почитала и о других Ваших земляках. А Сибирь тоже богата талантами. Почему-то мне никогда не приходило в голову написать что-то о сибирских писателях или поэтах. Наверное, потому что они в моём окружении всегда на слуху... Да и не было такой потребности высказаться. Зачем, когда всё сказано до меня? Где-то когда-то в голове у меня родились строчки
"Всё давным-давно придумано:
Рифмы все, и все слова, -
И поэтому надуманы
На свои стихи права..." Не шедевр, но эта мысль меня всегда держит. А когда читаю Домашева или Ваше, понимаю: есть люди, на которых это не распространяется, и у кого много не общеизбитого, а своего - самобытного...
С уважением к Вам и Вашему творчеству, Альбина.

Альбина Абдуллина   22.07.2014 21:48   Заявить о нарушении