108. Сады стихов. Белая Забела-Врубель

                108. Белая Забела-Врубель 

Одна из сторон женственности, строго обратная «Клеопатре». Идеальная составляющая жизни.             

Помните картину Врубеля «Царевна Лебедь», на ней его жена, певица Надежда Забела-Врубель. Такая вся астральная. В сценическом костюме персонажа оперы «Сказка о царе Салтане», сшитом по эскизу того же Врубеля. (Эхо-магнит).

Пушкин – Дельвиг – Римский-Корсаков – Врубель – Забела-Врубель, каждый в одиночестве, пересеклись на «воздушных путях».  И вот результат: виртуальный образ девушки-Лебедя, светлой магини, верховной волшебницы. От нее все зависит. Она всеми повелевает: и белкой, которая песенки поет, да орешки все грызет, а орешки непростые, в них скорлупки золотые… И воинством – в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря, и дядькой Черномором. И князем Гвидоном, возлюбленным женихом.

В жизни волшебство не удалось.

Любимый, Михаил Врубель продолжает список Безумцев фэнсиона  (сумасшествие как альтернатива творчеству).

Модест Мусоргский, Дмитрий Писарев, Глеб Успенский, Всеволод Гаршин, Анастасия Чеботаревская, Ольга Спесивцева, Вацлав Нижинский… Это только пациенты, с медицинским диагнозом, а пограничных случаев гораздо больше.

С Гаршиным (и Велемиром Хлебниковым) Врубель даже лечился в одной палате, в психиатрической больнице на Сабуровой даче.

Из всех Лебедей фэнсиона (Анна Павлова, Мария Тальони, Лика Мизинова, Осип Мандельштам…) Надежда Забела – может быть, самый печальный.

Она была белая (Забела) – романтическая барышня, воспитанная на высоких идеалах. Верная. Кроткая.

Муж с ума сошел.

Маленький сын, Саввочка, единственный,  умер.

Голос пропадает.

Сама на грани сумасшествия.

Как жить?!

Она – пела.

И понемногу выздоровела.

Затем и нужно искусство. Лучшее средство от каждодневного ужаса.


Рецензии