Тени прошлого книга вторая, эпилог

Э П И Л О Г

     Мне было 12-ть лет, и я только что закончил шестой класс. Вместе с классом я поехал в Москву не экскурсию, в программу которой входило обязательное посещение  Мавзолея Владимира Ильича Ленина. Хорошо помню, как отстояли мы в длиннющей очереди с 8:00 до 12:00 часов, когда, уже полусонные от солнцепека и жажды вошли, наконец, под сумрачные своды Мавзолея, откуда повеяло вожделенной прохладой. Но от того, что я там увидел, впечатление осталось удручающее. Под стеклянным колпаком лежала небольшая лакированная кукла с желтенькими усами и бородкой клинышком. Каким-то лаком было покрыто ее лицо. Ничего, ну, абсолютно ничего, сколько-нибудь схожего с человеком… Грубая фабрикация под наименованием «Ленин», находившаяся под колпаком в Мавзолее, потрясла мое детское воображение. Мощи Ильича мне показались величайшей насмешкой над живым Лениным и его Гением вождя. Откуда, как, у кого появилась мысль выпотрошить все внутренности из тела Ленина и из того немногого, что осталось после этой операции, создать подобие человека, - мумию? У кого родилась кощунственная идея под видом останков Ленина сохранить эту штуку в особом Мавзолее?

     Об этом, совершенно так же, как о многом другом неизвестном, о чем мне пришлось говорить на предыдущих страницах, до сих пор ничего не было в печати, а если и было, то намеками и полутонами. Так, историю возникновения Мавзолея Бухарин поведал в письме Рязанову, и чтобы найти ее, мне потребовалось прочесть всю переписку Рязанова, поскольку почти весь архив Бухарина был уничтожен после его ареста.
 
     Нюансы, оттенки мысли, выражения людей, создававших эту «историю», конечно же, скрыты от нас за плотной завесой десятилетий, и мне пришлось их «домысливать», поскольку они показались крайне интересными. Вряд ли мне удалось их передать во всей их «выпуклости», да я не претендую на это, тем не менее, я постарался сделать это, хотя бы грубо и кратко…

     Троцкий в своей автобиографии писал, что «на Красной площади воздвигнут был при моих протестах недостойный и оскорбительный для революционного сознания Мавзолей». Но когда же Троцкий протестовал, где, на каком заседании ЦК? Ведь не тогда же, когда Мавзолей с бальзамированным трупом Ленина уже появился? Тогда протестовать было уже поздно, да и невозможно. Следовательно,протестовал Троцкий задолго до этого, и досадно, что нигде в своих воспоминаниях он об этом не рассказывает, как не говорили об этом и все участники «круглого стола», на котором решалась судьба тела усопшего Ленина. Кроме, пожалуй, Бухарина.

     Хронологически получается, что «круглый стол» состоялся в последних числах октября 1923 года. На него собрались  шестеро из Политбюро - Троцкий, Бухарин, Каменев, Калинин, Сталин, Рыков. Но это не было заседанием Политбюро. Зиновьев и Томский на нем не присутствовали, не сохранилось ни стенограммы происходившего разговора, ни какого-либо зафиксированного решения. Значит, это было только беседой. Сталин сообщил, что по полученным им сведениям состояние здоровья Ленина внезапно столь ухудшилось, что можно опасаться смертельного исхода.

    - Нужно все обдумать заранее, - сказал Генсек партии большевиков, - чтобы не было никакой растерянности, незнания, что делать в часы великой скорби. Этот вопрос, как мне стало известно, очень волнует и некоторых наших товарищей в провинции. Они говорят, что Ленин русский человек и соответственно тому и должен быть похоронен. Они, например, категорически против кремации, сжигания тела Ленина. По их мнению, сожжение тела совершенно не согласуется с русским пониманием любви и преклонения пред усопшим. Оно может показаться даже оскорбительным для памяти его. В сожжении, уничтожении, рассеянии праха русская мысль всегда видела как бы последний высший суд над теми, кто подлежал казни. Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего, во всяком случае, достаточно долгое время, чтобы позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет.

     Троцкий, пребывая в великом волнении от услышанного, даже встал со стула.

     - Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин - русский человек и его нужно хоронить по-русски. По-русски, по канонам русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону - сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина, создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют абсолютно ничего общего!

     Троцкого поддержал Бухарин.

     - Я замечаю, что где-то в партии, из каких-то щелей несет странным духом. Хотят возвеличить физический прах в ущерб идейному возвышению. Говорят, например, о переносе из Англии к нам в Москву праха Маркса. Приходилось даже слышать, что сей прах, похороненный около Кремлевской стены, как бы прибавит «святости», значения всему этому месту, всем погребенным в братском кладбище. Это черт знает что!

     В таком же духе возражал Сталину и Каменев.

     - Товарищи! - сказал Каменев.- Существует предложение, и его особенно поддерживает Зиновьев, переименовать Петроград в Ленинград. Такой акт, отмечающий грандиозное значение Ленина в истории Октябрьской революции, вместе с изданием в десятках миллионов экземпляров его сочинений, явится действительным почитанием памяти Ленина. Что же касается сохранения тела Ленина, то я усматриваю в этом своеобразный и странный отголосок того «поповства», которое бичевал Ленин в своих  книгах и речах.

     Вероятно, на Сталина и на Калинина протесты Троцкого, Бухарина и Каменева впечатления не произвели. Сталин отказался назвать имя «товарища из провинции», предложившего произвести бальзамирование останков Ленина, а Калинин продолжал настойчиво твердить, что Ленина нельзя хоронить как простого смертного. Странную, но клонящую к Сталину и Калинину позицию занял Рыков. Он находил весьма неудачной вообще идею устройства кладбища на Красной площади у Кремлевской стены.

     - Принесли туда несколько сот гробов, якобы защитников Октябрьской революции, и сложили в братские могилы. Но были ли они действительными защитниками революции, а не случайно убитыми и даже врагами этой революции, этого точно мы не знаем. Этот вопрос кое-кем поднимался в 1919 году, когда хоронили в том же месте Якова Михайловича Свердлова.

     Что же случилось, когда Ленин умер и уже безотлагательно потребовалось определиться, как его хоронить? О принятом на этот счет решении не знали даже в руководящих рядах партии. Например, Емельян Ярославский занимал важнейший пост секретаря Центральной Контрольной Комиссии партии, куда, по определению Сталина, могли входить лишь люди, равные «цекистам» по рангу. В все-таки даже он, Ярославский, не знал, что решено, и потому в своей поминальной статье (над нею потом вволю поиздевались), помещенной 26 января в «Правде», он писал: «Родной Ленин! Смертное тело твое - скроем в землю, а дело твое, твои мысли останутся с нами в нас».

     Но в том-то и дело, что было решено не скрывать, не зарывать останки Ленина в землю. И в том же самом номере «Правды», в левом уголке четвертой страницы, явно избегая эпатировать партию и население, скромненько поместилось следующее постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза, подписанное председателем ЦИК Калининым.

«Идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями и обращениями в ЦИК СССР; и в целях предоставления всем желающим, которые не успели прибыть в Москву ко дню похорон, возможности проститься с любимым вождем, президиум ЦИК Союза постановляет:

1. Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения.

2. Склеп соорудить у Кремлевской стены на Красной площади среди братской могилы борцов Октябрьской революции».

     Согласитесь, что текст этого постановления представляется каким-то ребусом. Ибо оно двусмысленное. С одной стороны, сохранение тела Ленина должно носить временный характер, дабы дать не приехавшим делегациям из провинции возможность «проститься» с любимым вождем. С другой стороны, «склеп соорудить» приказано партией совсем не для временной цели, а навсегда для его постоянного посещения. Объяснение ребуса видится простым. В Политбюро была группа, которая, не считаясь с протестами Троцкого, Каменева, Бухарина, твердо решила труп Ленина бальзамировать и сохранять. За это стояли Сталин, Рыков, Калинин.

     Против такого решения выступила семья Ленина, его жена Надежда Крупская и брат Дмитрий, и сестры, но руководство партии оказалось непреклонным. Родственники были фактически отстранены от решения дальнейшей судьбы тела Ленина. Тем более что существовали тому и другие причины – идеологические. Как заявил Леонид Красин, которому впоследствии был поручен надзор за телом вождя, «Мавзолей по своему значению превзойдет Мекку и Иерусалим»…

     Поначалу планировалось использовать замораживание. Для этого из Европы даже было выписано специальное, сложное и тонкое оборудование. Но его просто не успели смонтировать: тело начало стремительно разлагаться, медлить больше было нельзя. Тогда ученые Владимир Воробьев и Борис Збарский (Бер Элиевич Збарский) разработали и предложили свою технологию бальзамирования.

     В первую очередь нужно было  устранить уже возникшие следы разложения. Медики обесцветили пятна на лице и руках тем же средством, каким в те времена модницы обесцвечивали волосы – перекисью водорода. Однако оказалось, что эффект этот временный, и Воробьеву пришлось найти другой способ – «отбеливать Ленина», обрабатывая его тело сперва уксусной кислотой, а затем и перекисью с добавлением аммиака.

     Несколько дней тело оставалось в резиновой ванне, в нем были сделаны дополнительные разрезы, которые позволили пропитать самые крупные мышцы. Затем тело перенесли в ванну с 20-процентным спиртовым раствором, в который понемногу стали добавлять глицерин – тут оно провело еще две недели.

    На последнем этапе тело погрузили «бальзамическую жидкость», которая не только препятствует иссыханию тканей, но и содержит бактерицидные компоненты – основу этой вязкой жидкости составляет глицерин (66%) и ацетат калия, а также противомикробный 2-процентный хлорид хинина. Были изготовлены и вставлены глазные протезы, на рот наложены швы, которые ловко скрыты бородой и усами.

     К концу июля работы по бальзамированию были закончены, и 26 июля 1924 года к 10 часам утра Мавзолей был готов принять первых посетителей, которыми стали Дзержинский, Молотов, Ворошилов, Красин, Енукидзе и другие руководители (кроме Сталина).

     Владимир Воробьев умер внезапно во время наркоза на операционном столе 31 октября 1937 года в возрасте 61 года.

     В 1952 году Борис Збарский был арестован. Спустя год после смерти Сталина реабилитирован. Дни его, однако, после этого уже были сочтены: 7 октября 1954 года в возрасте 69 лет Збарский скончался.

     Готовя тело вождя к перемещению в Траурный зал Мавзолея, Збарский посетил Надежду Константиновну. И был поражен ее реакцией на это действо. "Мне со всех сторон говорят, - сказала Крупская, - что это вообще неосуществимая вещь. Что вы там делаете? Неужели вы думаете, что возможно сохранить тело Владимира Ильича так, чтобы оно лежало на воздухе? Лучше уж было похоронить его в свое время, чем так продолжительно поддерживать какие-то несбыточные надежды. Ведь все равно потом придется похоронить Владимира Ильича"…

     Мавзолей Ленина посетили более ста двадцати миллионов посетителей со всех концов Земли...


Рецензии
Игорь Леонидович, я был в мавзолее, когда был студентом, приблизительно в конце семидесятых годов.
Я тогда учился в Московском физико-техническом институте.
Не заметил признаков «куклы». Видимо, хорошо замаскировали.

С уважением,
Александр

Александр Пересыпкин   12.07.2014 00:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.