Смелый Чик детский рассказ

Огромный кот лежал на подоконнике среди цветов и, щурясь от яркого солнца, лениво играл с цветком. В открытую форточку задувал весенний ветерок, путался в лёгкой занавеске, перебирая чёрную как смоль кошачью шерсть.
В большом кресле, что стояло у самого окна, Аза читала книгу. Увлечённая чтением, она не заметила, как в форточку, словно камушек, влетел воробей. Он запутался в тюле, а Барсик в один миг вскочил на все четыре лапы и прыгнул за добычей, сверкая хищными глазами.
Птичка трепыхалась в занавеске, словно в паутине, кот, вцепившись когтями в тонкую ткань, висел рядом и злобно урчал.
Аза высвободила из пут воробышка – махонького, потрёпанного, одно крылышко у него не двигалось. Воробей барахтался в детских ладошках, пытаясь протиснуть острый клюв между пальцев.
– Мама, гляди! В окно залетел! А Барсик его чуть не слопал! Можно мы его оставим?! Можно?! Можно?! – не унималась девочка, забежав в кухню, где мама была занята готовкой. Аза кружила вокруг обеденного стола, сжимая в кулачке бедную птичку.
Майское солнце, отражаясь в соседних домах, слепило сквозь белоснежную кухонную занавеску. Мама стояла у плиты, помешивая суп. Отложив ложку, она присела на стул:
– Ну, давай, показывай, что ты опять там придумала!
Дочка подошла к маме, аккуратно разжимая кулачок. Ощутив свободу, воробей попытался взлететь, но выпал на пол. Кот был начеку, но Аза оказалась быстрее – она подхватила птичку с пола, показывая маме.
– О-о, – огорчённо вздохнула мама, – так он не может летать. Наверное, повредил крыло, когда попал в окно. Надо ему придумать домик, и чтобы Барсик его не достал.
– Да! – оживлённо воскликнула Аза. – А то получится, как с моим хомяком!
Девочка, бережно прижимая птичку к груди, обиженно посмотрела на кота, который с наглым видом сидел у её ног и облизывался. Чтобы отвлечь Барсика, мама насыпала в его чашку корм.
– Давай пока посадим его в обувную коробку, – предложила мама и открыла дверцу кладовки, где хранилась всякая всячина. Не успела она и глазом моргнуть, как птичка уже сидела в коробке, а дочка обувалась в прихожей:
– Мам, я сбегаю к Валерке! – крикнула она, толкая правую ногу в левый кроссовок. – У него наверняка осталась та большая клетка, в которой жил попугай! Ай, и так сойдёт! – махнула Аза рукой на свою обувь и пропала за дверью.
Валерка Базаев жил на первом этаже. Не дожидаясь лифта, девочка побежала вниз по лестнице. Ей не терпелось похвастаться своим новым питомцем перед мальчиком.
Аза и Валера учились в одном классе и даже сидели за одной партой. Иногда они вместе шли в школу и возвращались домой, но мальчик никогда не предлагал понести её портфель. Он немного стеснялся этой дружбы и боялся, что мальчишки будут его дразнить.
А дружба состоялась благодаря родителям, которые тоже дружили. Мама Азы училась в одном классе с тётей Олей – мамой Валерки.
Папа Валерки – Олег Вадимович, служил на корабле, поэтому его подолгу не было дома. Откуда-то из-за границы он и привёз большого говорящего попугая. Правда, говорил пернатый на непонятном языке. Назвали попугая – Степаном, но Стёпка не оценил заботы и не долго думая, улетел. Клетка осталась бесхозной.
Позвонив в Валеркину дверь, Аза едва могла устоять на месте, её переполняли эмоции. Дверь открыла тётя Оля.
– Здрасте! А Валерка дома? – заглядывая в квартиру, выпалила девочка.
– Дома, – ответила мама, впуская нежданную гостью, – уроки делает. А ты помогать пришла?
– Да не-е! – отмахнулась Аза. – У вас клетка осталась? Помните? В ней попугай ваш сидел! Большая такая! – девочка развела руками, описывая клетку, – она мне очень нужна!
Аза жалобно посмотрела в глаза, сложив умоляющи руки.
– Мама тебе всё-таки разрешила завести попугайчиков? – поинтересовалась хозяйка. В эту минуту, услышав знакомый голос, из своей комнаты с грустным видом вышел Валерка:
– Привет. Ты решила задачу по математике? – спросил он.
– Нет! Я ещё не садилась за уроки. У нас произошло потрясающее событие! – воскликнула гостья.
На ходу скидывая кроссовки, Аза увлекла мальчика в его комнату.
– К нам в окно залетел воробей! Представляешь, настоящий воробей?! Он поломал крыло, поэтому не может летать. Мы с мамой посадили его в обувную коробку, но ему нужен дом! Понимаешь? Клетка! Вот я и пришла! А с математикой потом!
– Ладно, – согласился Валера, – помоги мне задачу решить, и я дам тебе клетку! Но только ты мне покажешь своего воробья! Вечером я зайду на него посмотреть! Согласна!
– По рукам! Куда ж от тебя денешься-то! – Аза по-дружески положила руку на плечо Валеры и улыбнулась.
Тётя Оля тем временем отправилась в коридор, искать клетку в большом синем ящике, в котором хранилась картошка и старые вещи.
Расправившись с задачей, Аза взяла обещанную клетку и потащила её домой. Клетка оказалась гораздо больше, чем она представляла.
– Может Валера тебе поможет? – предложила Ольга Викторовна, провожая девочку. Аза отказалась, осторожно переступая через порог Валеркиной квартиры.
Клетку водрузили на холодильник, куда кот не мог залезть. В кормушки налили воды, накрошили хлеба, но воробей забился в угол и просидел так до вечера.
Аза, чтобы не оставлять своего подопечного без присмотра, устроилась делать уроки за обеденным столом. У холодильника, поглядывая наверх, крутился кот. Он чуял, что там наверху затаилась добыча!
В прихожей раздался телефонный звонок, мама сняла трубку:
– Алло! Да, Ира, здравствуй. Конечно дома, – мама прикрыла трубку рукой и позвала, – Аза, тебя Ира спрашивает. Подойдёшь?
Девочка нехотя слезла со стула, окинув взглядом клетку, вышла в прихожую. Ирка Круглова – одноклассница, кроме того и круглая отличница. Кроме того – ужасная задавака и жадина. Мало кто хотел с ней дружить по-настоящему.
– Алло! – тихим безразличным голосом произнесла Аза в трубку.
– Привет, Аза! А правда что у тебя в клетке живёт воробей?
– А ты откуда знаешь? – удивилась Аза!
– А мне Володька Трухин рассказал!
– А он откуда знает?
– А ему вроде Галька из 3 «А».
– Кто ещё знает? – спросила Аза. Изумлению не было предела. Казалось, что о новом питомце знает уже вся начальная школа!
– Да я не знаю… – протянула рассеяно одноклассница. – Ну, так посмотреть дашь? Мы к тебе вечером зайдём!
– Кто это – МЫ? – в негодовании сдвинув брови Аза посмотрела на маму.
– Ну, я, Катька, Вовка и может ещё Райка придёт! – без тени смущения перечислила Ира. Лицо Азы вытянулось, и ком застрял в горле. С одной стороны её распирала гордость, с другой – ей не нужны были такие гости. Она ждала только Валерку, который на удивление оказался болтуном. Проглотив ком, Аза неуверенно ответила:
– Я спрошу у мамы. Точно больше никто не захочет?
– Не знаю.
– Что вы, воробьёв что ли не видели?
– Так это же домашний воробей!
– Ладно, я перезвоню, когда сделаю уроки! Пока. – Не дожидаясь ответа, Аза бросила трубку. Мама поняла, о чём шла речь и начала первой:
– Что, Валерка разболтал о твоём воробушке?
– Да вообще! – возмущённо воскликнула дочка. – Как он смел? Я же ему по секрету! По-дружески! А он!
– Ну, может он не специально! В любом случае, прежде чем обижаться на него, надо сначала выяснить, как это получилось!
Раздосадованная Аза вернулась на кухню, пододвинула стул к холодильнику и залезла, чтобы заглянуть в клетку. воробей так же сидел в уголке и испуганно озирался вокруг. Кот запрыгнул следом.
– Пошёл вон, разбойник! – девочка оттолкнула его ногой. – Они все хотят прийти сегодня вечером, смотреть на Чика.
– Ты ему уже и имя дала?! – удивилась мама. – Вот привыкнешь к птице, а ей на волю надо! Улетит! Будешь слёзы проливать! Ну, пусть приходят, только не очень поздно, пока папа с работы не вернётся.
Тётя Нина – мама Азы – подготовилась к приходу гостей, поставила на стол яблочный сок и печенье. Гости не заставили себя долго ждать. Аза открыла дверь, и дети шумной оравой ввалились в квартиру. Валерка был в первых рядах.
– Ну, где? Показывай! Где он!? – галдели ребята. Вдруг из кухни раздался грохот, гости тут же затихли и насторожились. Оттуда стремглав выскочил Барсик, сжимая в зубах пернатый комок.
– Мама! Он его достал! – кричала испуганно Аза. – Мама, лови его!
Дети замерли в прихожей, кто наполовину уже раздетый, кто в одном ботинке – все наблюдали за происходящим. Кот шмыгнул под диван, Аза – за ним. Охота на кота длилась не долго. Тётя Нина, отрезав кусок варёной колбасы, выманивала хулигана с одной стороны, а с другой – Аза лезла с веником. Кот жался в дальний угол и гневно урчал. В конце концов, коту надоела добыча, которая достаётся таким тяжким путём и, оставив трепыхающегося, едва живого воробушка под диваном, схватил колбасу. Аза с замиранием сердца достала птичку. В квартире воцарилась тишина, только кот чавкал, доедая кусок.
Девочка, держа на ладошке бедного воробышка, вышла в прихожую.
– Он умирает? – спросил кто-то из детей! Мама подошла к дочери, бережно взяла воробья, оглядела, пощупала ему крылышки. Ребята толпились вокруг неё, сочувствуя маленькой птичке.
– Завтра отнесём в больничку, – сделала заключение тётя Нина, – в ту, куда мы носили хомяка, когда кот повредил ему лапку!
Аза расплакалась, испугавшись, что птица умрёт, ведь она дала ему имя.
– Проходите, что столпились. Запарились небось, – тётя Нина жестом пригласила ребят к столу, – Налетай на печенье!
Клетка вернулась на холодильник. Дети уселись за стол, обсуждая происшествие и ругая подлого кота! Но он ведь всего лишь кот, а котам свойственно охотиться на птиц! Барсик, наевшись колбасы, улёгся на спинку дивана, и ему невдомёк, что за стенкой ведутся горячие споры по поводу его природных инстинктов!
Вскоре с работы вернулся папа и застал всю компанию на кухне.
– Так-так! По какому поводу сбор!? – вошёл в кухню дядя Саша. Дети наперебой стали рассказывать про воробья! Поднялся галдёж! Мама Азы сняла с холодильника клетку.
 – Вот смотри, – сказала она, показывая воробья, который к тому времени чувствовал себя гораздо лучше, – в окно залетел.
– Папа! Это Чик! Мы с мамой завтра понесём его в больницу! – Аза подбежала к клетке. – Может у него сломано крылышко! Его там полечат! А я буду о нём заботиться, пока он не поправится! Ты согласен?
– А это значит, – дядя Саша оглядел ребят и улыбнувшись, продолжил, – твоя группа поддержки?
– Мы поможем! – заверила Ира Круглова, ребята подхватили её. – Мы даже можем принять воробья в наш «Живой уголок»!
Тем временем солнце всё ниже скатывалось к горизонту, и родители одноклассников стали беспокоиться – куда же пропали их дети! Пора было расходиться, а так не хотелось...
На следующий день почти вся школа знала о новом питомце Азы и буквально бурлила этой новостью! Вскоре даже до учителя дошли слухи.
– Аза Меньшикова, – вызвала Людмила Аркадьевна на уроке Окружающей среды, – это правда, что ты ухаживаешь за раненым воробьём?
– Да, – Аза встала, как полагается ученику при ответе, – его зовут Чик! Он уже поправляется! – отчеканила девочка в тишину класса.
– Это очень хороший пример! – похвалила учительница. – А вы знаете, что бывают разные виды воробьёв?
Дети, затаив дыхание, смотрели на Людмилу Аркадьевну.
– Садись Аза! – ученица села на место. – Бывает воробей полевой, африканский, белоголовый, снежный и много других разных видов. Но вид того воробья, который живёт рядом с нами, называется – домовой. Домовые воробьи очень хорошо приспосабливаются к человеку.
Паша Григорьев потянул руку.
– А чем они питаются? – спросил мальчик.
– Растительной пищей, конечно! – ответила Людмила Аркадьевна. – Весной, когда появляются птенцы, иногда даже насекомыми. Но в основном это семена и то, что даёт человек! Вы же делаете кормушки и подкармливаете птиц, особенно зимой?
– Да-а! – в один голос пронеслось по классу.
– А знаете, откуда пошло название этой птицы? – спросила учительница.
– Не-ет! – снова пронеслось по классу.
– Так воробья назвали люди давным-давно за то, что стаи этих птиц опустошали поля! Люди, разгоняя их, кричали: «Вора бей!». Так он и стал – ВОРОБЕЙ!
Дети с восхищением слушали учителя, это был последний урок. После звонка Аза спешно засобиралась домой.
– Можно мы пойдём с тобой? – подошёл в однокласснице Паша Гигорьев. – Я тоже хочу посмотреть на домашнего воробья!
– Нет! Мама заругает, если опять припрётся толпа! Я лучше сама его принесу, когда он немного поправится!
– В «Живой уголок»! – встряла в разговор Ирка!
– Ладно! В «Живой уголок»! А то не отстанешь же! – сказала Аза и вышла из класса, закинув на спину портфель.
Стоило девочке переступить порог дома, как тут же зазвонил телефон – все интересовались, как чувствует себя Чик, срослось ли у него крыло! Аза стала популярна среди сверстников. Кот, получив нагоняй за разбой, больше не предпринимал попыток достать птицу.
Школьному «Живому уголку» было выделено место в классе, где проходили уроки биологии. Тут жила кошка-хромоножка. Она перебегала дорогу и попала под колёса велосипеда пятиклассника Лёвы. В результате аварии у кошки была перебита лапа, а у Лёвы – нос! Так же тут поселилась черепаха, два попугая, а в углу стоял аквариум с рыбками. В прошлом году «Живой уголок» приютил ворону, позже – голубя. Утратив свободу, дикие птицы тоскуют о ней, поэтому улетают сразу же, как только появляется возможность! Главное вовремя открыть и проследить, чтобы птица не разбилась о стекло!
Через несколько дней в «Живом уголке» поселился Чик в Валеркиной клетке! Он уже чувствовал себя хорошо, и даже перепархивал с одной жёрдочки на другую.
Аза приходила каждый день убирать клетку, ведь её надо чистить, а смельчаков особо не находилось на это дело! Зато не оставалось равнодушного, кто бы не покормил воробья. Казалось, что Чик не может летать не потому, что у него повреждено крыло, а потому что он откормился и стал почти круглым! Коричневый пернатый шарик сидел на краю кормушки, выбирая просо, которое он любил больше всего.
Спустя две недели Чик оправился и уже посматривал в сторону окна, откуда из-за высоких растений лился дневной яркий свет майского солнца.
Наступил последний учебный день, воробья пора отпускать! Летом некому будет за ним ухаживать, а он всё-таки птица свободная, хоть и домашняя!
После уроков дети пришли провожать пернатого друга на свободу! Толклись под дверью кабинета биологии, пока старшеклассники сдавали экзамены.
– Ну чего вы тут шумите?! – вышла из кабинета учительница биологии. – У нас экзамены, а вы мешаете!
– Нам надо выпустить воробья! – засуетились ребята, заглядывая в класс. Среди старшеклассников началась суматоха.
– Кто-нибудь один пусть пойдёт, заберёт клетку и выйдет! – учительница поняла, что лучше в этой ситуации найти компромисс, чем держать оборону. Она открыла шире дверь, и Аза молча прошла между рядами парт в конец класса, где за перегородкой стояла клетка.
Солнце грело уже по-летнему. Дети радовались наступающему лету и самым большим каникулам в году! Но это всё потом, а пока нужно довести до конца одно важное дело! Выбежав во двор, школьники с нетерпением ждали, когда Аза откроет клетку.
– Ну, лети, Чик! – она достала воробья и подняла его на раскрытой ладони вверх. Одноклассники взяли её в тесный круг, пытаясь погладить на прощанье полюбившегося им воробушка.
– Улетай, воробушек, – провожали дети маленькую птичку, – к своим! Лети к маме, к папе! Они тебя, наверно, заждались!
Чик встрепенулся, похлопал крыльями, как бы убедившись, что всё в порядке, потянул майский воздух и, чирикнув, взлетел над ладошкой девочки. Крылья держали верно, только отъелся чуток… Дети махали в след руками, Аза смотрела на удаляющийся пернатый комочек, всхлипывая.
Да, это не Древний Рим, где было принято знатным девушкам держать ручных воробьёв!
…Однажды утром Аза проснулась от весёлого чириканья. Она подошла к окну и застыла в изумлении! На карнизе сидела стайка воробьёв, и один из них был очень похож на Чика! В ответ воробьям, в белой большой клетке, что стояла у окна на тумбочке, засвистели попугайчики. Раскачиваясь на жёрдочках, они подхватывали настроение диких собратьев.


Рецензии