Судьба гения. Винсент Ван Гог 2
1. Жизнь
Ван Гог считает, что художнику важно осознавать «реальность жизни».
По мнению Ван Гога жизнь должна состоять из «постепенно слагающихся малых дел». Он говорит: «Великое не приходит случайно, его нужно упорно добиваться».
Перед лицом неблагоприятных обстоятельств Ван Гог рекомендует «собраться с духом и не отступать».
«Чтобы добиться успеха, надо обладать тщеславием», - замечает Ван Гог. Однако у него совсем иная позиция: «Тщеславие кажется мне нелепым». Он по-своему понимает это чувство: «Моё честолюбивое стремление, которое, несмотря ни на что, вдохновляется скорее любовью, чем ненавистью, скорее радостной умиротворенностью, чем страстью». И тут же добавляет: «Как бы часто и глубоко я ни был несчастен, внутри меня всегда живёт тихая, чистая гармония и музыка».
Художник убеждён, что не прислушиваясь к «голосу совести», невозможно создать великое произведение искусства.
«Надо находить прекрасным то, что прекрасно» - советует живописец.
Ван Гог призывает идти «через тьму к свету».
2. Любовь
«Дружба, братство, любовь – вот верховная сила, вот могущественные чары, отворяющие дверь темницы» - восклицает художник.
Жить и творить «с любовью» - вот главный принцип Ван Гога. Он восторженно пишет: «Нужно любить – любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо».
Живописец стремится «верить и любить глубже».
В понимании Ван Гога «искренняя, верная любовь» – великое благо.
Для Ван Гога «моя жизнь и моя любовь – одно целое».
Художник решительно заявляет: «…я не могу, не желаю и не буду жить без любви».
3. Нищета
«…безденежье…достаточно неприятная штука», - жалуется Винсент брату. Служа в художественной галерее, Тео материально помогает живописцу в течение всей его жизни. «Продавайте все, что у меня есть, но дайте мне работать!», - требует Ван Гог.
Задавленный нуждой, Винсент мечтает о лучшем времени: «Ах, если бы у каждого художника было на что жить и работать! Но раз этого нет, я хочу писать картины, писать много и лихорадочно. И, может быть, наступит день, когда мы сумеем расширить наши дела и приобрести больше влияния. Но до этого далеко – сначала нужно крепко поработать».
У художника возникает оригинальное сравнение: «Но живопись всё равно что слишком дорогая любовница: с ней ничего не сделаешь без денег, а денег вечно не хватает. Вот почему связанные с нею расходы следовало бы возложить на общество, а не обременять ими самого художника».
Раздражённый Ван Гог бросает вызов людям: «Сегодняшнее поколение не хочет меня: ну, что ж, мне наплевать на него».
4. Учителя
Первый учитель Ван Гога заявляет: «У вас злобный характер» и отказывается обучать его после двухнедельных занятий.
«Когда тебе говорят: «Ты болен», это ещё не помощь. Но если тебе при этом советуют: «Сделай то-то и то-то, и ты поправишься», и если к тому же совет разумен, это помогает», - оправдывается Ван Гог.
Посещая академию художеств, Ван Гог фиксирует изменения в своей живописной манере: «…работы мои становятся лучше, а они всё больше и больше поглощают меня».
В другой раз по поводу академии Винсент пишет брату: «Должен также сообщить, что хотя я продолжаю ходить в Академию, придирки тамошних преподавателей становятся для меня невыносимы, потому что они, как и прежде, оскорбительны». Через три месяца Ван Гог покидает академию.
5. Призвание
Ван Гог высказывает принципиально важную мысль: «Да, дарование, конечно, необходимо, но не совсем в том смысле, в каком его обычно себе представляют. Нужно уметь протянуть руку и взять это дарование (что, разумеется, нелегко), а не ждать, пока оно проявится само по себе».
Как истинный художник, Ван Гог выдвигает требование к окружающим людям: «…ничто на свете не должно мешать мне работать и лишать меня бодрости».
Любой великий художник подобно Ван Гогу скажет: «Мне не нужно ничего, кроме работы…».
В этом же роде звучит ещё одно замечание живописца: «Чтобы продолжать работу, нужно хладнокровно держать одну руку на руле, а другой отталкивать окружающих». И добавляет: «Не давай сбить себя с ног».
«Я близко принимаю к сердцу свойственное мне неумение ладить с людьми – оно очень сильно огорчает меня, потому что от него в значительной мере зависят мой успех и возможность дальнейшей работы» - сетует художник.
Находясь на иждивении брата, Винсент, тем не менее, пишет ему: «Повторяю: я не хочу ссоры и не намерен ссориться, но я не позволю мешать мне в моём призвании».
И далее Винсент развивает свою мысль: «Но какой бы пустой, бесцельной и мёртвой ни представлялась жизнь, энергичный, верующий, пылкий и кое-что знающий человек не позволит ей водить себя за нос».
«Главное, - объясняет Винсент Тео, - писать с ходу, писать столько, сколько можно написать с ходу». «Когда пустой холст идиотски пялится на тебя, – продолжает он, - малюй хоть что-нибудь. Ты не представляешь себе, как парализует художника вид вот такого пустого холста, который как бы говорит: «Ты ничего не умеешь». Холст таращится, как идиот, и так гипнотизирует некоторых художников, что они сами становятся идиотами. Многие художники боятся пустого холста, но пустой холст сам боится настоящего страстного художника, который дерзает, который раз и навсегда поборол гипноз этих слов: «Ты ничего не умеешь»».
6. Душевное заболевание
В момент упадка духа Ван Гог в письме к брату сокрушённо говорит: «Знай, мне легче совсем бросить живопись, чем видеть, как ты надрываешься ради денег».
Житейские трудности заставляют Ван Гога всё чаще и чаще задумываться о смерти. Судите сами: «Не думаю, что это была бы мания преследования: когда я возбуждён, меня поглощают скорее мысли о вечности и загробной жизни. Но, как бы то ни было, мне не следует слишком полагаться на свои нервы».
«…тоска по недостижимому идеалу настоящей жизни всегда сидит в нас и даёт о себе знать в любой момент нашего художнического существования», - размышляет Ван Гог.
«…я особенно остро чувствую, как всё кругом безнадёжно и мрачно», - сокрушается Винсент в письме к Тео.
«Прощаясь с тобой на Южном вокзале, - признаётся Ван Гог, - я был глубоко несчастен и почти болен; ещё немного – и я бы спился, до такого предела я себя довёл».
«Пока я работаю, я безгранично верую в искусство и убеждён, что добьюсь своей цели; но в дни физической слабости и материальных затруднений я чувствую, что вера моя слабеет, и меня охватывают сомнения, которые я пытаюсь преодолеть…», - сообщает Ван Гог Тео.
После того, как Ван Гог отрезал себе часть уха, он нередко философствует о безумстве художников: «Мы с нашим добрым Гогеном в глубине души сознаём это. Если же мы немного помешаны – пусть: мы ведь вместе с тем достаточно художники, для того чтобы суметь рассеять языком нашей кисти все тревоги насчёт состояния нашего рассудка».
Попав в лечебницу для душевнобольных, Винсент пишет брату: «Не скрою от тебя, я предпочёл бы сдохнуть, лишь бы не быть причиной стольких неприятностей для других и самого себя».
Между тем художник обладает огромной волей и силой духа, когда делает такого рода выводы: «Страдай и не жалуйся – вот единственный урок, который надо усвоить в этой жизни», «Если мне предстоит пройти через тюрьму или одиночку для буйнопомешанных – ну что ж, почему бы и нет?».
Борясь за себя «нормального», Винсент проявляет редкое мужество Вот его слова: «Бесспорно, в истекшем году приступы начинались у меня в самое разное время; однако в нормальное состояние я постепенно приходил лишь тогда, когда начинал работать».
В письмах к Тео он постоянно говорит о работе: «ты убедишься, что я тут вовсе не хандрю». Есть и такая запись: «Здоровье у меня так себе, но благодаря работе я чувствую себя в убежище счастливее, чем был бы на свободе».
За последние два месяца жизни в лечебнице Ван Гог создаёт 70 картин, 32 рисунка, 15 портретов, 3 натюрморта и ряд пейзажей. В тот момент, когда к нему возвращается мысль о самоубийстве, Винсент смертельно ранит себя.
В 30 лет Ван Гог предполагает, что проживёт ещё от 6 до 10 лет. Так оно и случилось!
7. Творческая лаборатория
Художнику идут на пользу «суровые испытания нищеты».
Художник должен «заглядывать за кулисы» жизни, «всё анализировать», ему следует обладать «силой мышления и волей».
Художник – вечный «труженик».
Художник – человек «одержимый».
Неукоснительный закон для художника: «развивать себя» ежедневно.
Художник «должен двигаться вперёд».
Важнейшее правило для художника – «преодолевать сопротивление настойчивостью».
Художник заботится о том, чтобы работа была «здоровой и разумной».
Ван Гог намерен «набить себе руку в рисунке».
Ван Гог хочет «стать хозяином своего карандаша, угля, кисти».
«Чтобы хорошо рисовать, надо сразу делать рисунок краской» - уверяет Ван Гог.
Абсолютно верно суждение Ван Гога: «Чем гармоничнее техника, тем легче воспринимают картину люди».
Ван Гог стремится к тому, чтобы иметь «новый, свежий взгляд на вещи».
«Я хочу сделать нечто серьёзное, свежее, нечто такое, в чём есть душа!», - заявляет Ван Гог.
По поводу общественных проблем Ван Гог справедливо говорит: «Честность – лучшая политика».
8. Гуманное искусство.
Ван Гог напоминает о долге художника: «Что же касается меня, то я знаю лишь одно: самое важное – это не уклоняться от своего долга и не идти ни на какие компромиссы там, где речь заходит о нём».
О предназначении художника Ван Гог пишет: «Я чувствую, что работа моя – это постижение сердца народа, что я должен держаться этого пути, должен вгрызаться в глубину жизни, и невзирая на бесконечные трудности и тревоги, пробиваться вперёд».
Жить среди ткачей и рабочих, как говорит Ван Гог, - «большое счастье».
Ван Гог называет себя «крестьянским художником».
Ван Гог объясняет свою творческую позицию: «Повторяю, фигура крестьянина за работой – только она и есть подлинно современная фигура, душа современного искусства, такое, чего не делали ни греки, ни художники Ренессанса, ни старая голландская школа».
«Чем больше художников примется за фигуры рабочих и крестьян, тем больше мне это будет по душе», - делится своими раздумьями Винсент.
Ван Гог отталкивается от учения Льва Николаевича Толстого: «В своём сочинении «В чём моя вера?» Толстой, как мне представляется, выдвигает следующую мысль: независимо от насильственной, социальной революции, должна произойти внутренняя, невидимая революция в сердцах, которая вызовет к жизни новую религию или, вернее, нечто совершенно новое, безымянное, но такое, что будет так же утешать людей и облегчать им жизнь, как когда-то христианство». Далее он пророчески замечает: «…людям надоест цинизм, скепсис, насмешка и они захотят более гармоничной жизни».
Ван Гог раскрывает сложную диалектику, существующую между живописцем и искусством: «…чем больше я становлюсь беспутной и больной старой развалиной, тем больше во мне говорит художник и творец, участник того великого возрождения искусства, о котором идёт речь».
Ван Гог выдвигает великую идею о синтезе любви и искусства: «Нет ничего подлинно художественного, чем любить людей».
Ван Гог твёрдо верит в искусство: «У искусства есть будущее, и такое прекрасное, такое юное, такое подлинное, что, отдавая за него нашу молодость, мы лишь выигрываем и обретаем душевный покой».
Свидетельство о публикации №214070900721