Христианские истоки современного естествознания

Колыбель современной науки мы найдем в Западных университетах Европы. Первыми университетами, на которых главными были и остаются теологические факультеты, были, например, Сорбонна (XI в.) , Кембридж (1209 г.) , Оксфорд (занятия ведутся с 1096 года, с того времени, когда Генрих II запретил английским студентам обучаться в Парижском университете) .,
В 1133 г. Роберт Пуллен начал читать (как частный магистр) лекции по толкованию Библии, и очень скоро его коллеги составили теологический факультет Оксфордского университета (первые статуты получил уже в 1214 г.) и Кембриджского (1231 — 1233). География университетского преподавания теологии неизменно расширялась. С 1343 г. она преподается в Пизе, с 1348 —  в  Праге, с 1349 —  во Флоренции, с 1362 —  в Болонье, с 1363 по инициативе Урбана V — в Падуе, с 1385 — в Гейдельберге, с 1388 — в Кельне, с 1409 — в Эксе (Франция),  с 1418 по личному распоряжению Мартина V — в Валладолиде (Испания), с 1426 — в Лувене, с 1443 — в Ростоке, с 1453 — в Глазго, с 1477 — в Тюбингене, с 1502 — в Виттенберге.
Поэтому не кажется удивительным то обстоятельство, что истоки современной науки, вне всякого сомнения, христианские, и об этом пишут многие, в том числе нехристианские исследователи. В российских университетах первокурсникам читают предмет «Концепции современного естествознания» (КСЕ), но крайне редко можно прочитать в них о христианских корнях естествознания. Это прискорбно. Вести этот предмет возможно совершено по-христиански, не выходя за рамки государственного образовательного стандарта. Об этом автором написано несколько статей . Не хватает, к сожалению, христианских университетских учебников. Один из немногих – учебник кандидата химических наук Морозовой Елены Германовны – «Введение в естествознание». М., «Паломник», 2001 г. На основании этого учебника автором был составлен курс КСЕ для религиоведов института гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета и электронная хрестоматия. Подробнее об этом курсе будет рассказано в третьей главе диссертации, а теперь же вполне уместно привести из этого учебника мысль о происхождении современной науки:
Основания современной науки были заложены в Оксфорде, где ученые подвергли критическому разбору учение Фомы Аквинского, доказывая, что Аристотель — основной авторитет, на который опирался Фома, — отчасти заблуждался в отношении феномена природы. В группе этих оксфордских ученых был Роджер Бэкон (1214—1294). Однако наиболее заметный вклад внес Роберт Гроссетесте (ок. 1175—1253), который представил философские основы для отхода от аристотелевской науки. Лидером в критике аристотелевских концепций в ХV—ХVI вв. являлся университет в Падуе.
При образовании Лондонского Королевского Научного Общества, основанного в 1662 году, большинство его членов были верующими христианами. Джордж Тревельян (1876— 1962) в «Истории английского общества» (1942) писал: «Роберт Бойль, Исаак Ньютон и другие члены раннего Королевского общества были религиозными людьми... именно они сделали понятными для умов своих соотечественников идею закономерности вселенной и разработали научные методы исследований, направленных на отыскание истины»... Многие современные ученые, хотя они и не являются сторонниками божественного начала в мироздании, тем не менее, смогли разглядеть христианские корни современной науки. Например, энтомолог Стэнли Век признал, что «первая из недоказуемых предпосылок, на которой основывается наука, — это вера в то, что мир объективно существует и человеческий ум способен понять его истинную природу... Второй и наиболее известный постулат, лежащий в основании структуры научных знаний — это закон причины и следствия. Поскольку мир был создан разумным Богом, они без труда отыскали взаимосвязь между наблюдателем и наблюдаемыми предметами — т. е. между субъектом и объектом. Третья основная научная предпосылка — убеждение, что природа едина» (Stanley D. Beck. Natural  Science and Creationist Theology// Bioscience 32. October 1982, 739c.)
Альфред Норт Уайтхед (1861—1947) и Роберт Оппенгеймер (1904—1967) настаивали на том, что современная наука родилась из христианского мировоззрения. Уайтхед был широко признанным математиком и философом, а Оппенгеймер, после того как в 1947 году стал руководителем Института Новейших Исследований в Принстоне, помимо трудов в своей собственной области — ядерной физике — написал множество работ по самому разнообразному спектру проблем. Ни один из них не был христианином, и не считал себя таковым, и тем не менее оба прямо признали, что современная наука выросла из христианских взглядов на мир. Оппенгеймер, к примеру, писал об этом в статье «О науке и культуре» в журнале «Энкаунтер» за октябрь 1962 года. В Гарварде, в цикле лекций, озаглавленном «Наука и современный мир» (1925), Уайтхед говорил, что христианство является матерью науки, поскольку «средневековье настаивало на разумности Бога». Уайтхед говорил также об уверенности «в явной разумности личного существования». Говорил он в этих лекциях и о связанной с разумностью Бога «исключительной верой (первых ученых) в то, что каждое конкретное явление может быть соотнесено с предшествующим совершенно определенным образом, что являет собой пример общих принципов».
Френсис Шеффер пишет: «...не одни лишь христиане способны создавать прекрасное в искусстве или испытывать порывы вдохновения в научном творчестве. Творческое вдохновение определяется тем фактом, что человек создан по образу и подобию Божьему, по образу Великого Творца — независимо от того, отдает ли себе в этом отчет индивидуальная личность, и даже вопреки тому, что ныне образ Божий в людях искажен. Человек, в противоположность нечеловеку способен к творчеству, и личное мировоззрение проглядывает в любом творении. Это относится и к творческому вдохновению в науке. Мировоззрение определяет, в каком Направлении это вдохновение станет развиваться, и — станет ли оно развиваться вообще или иссякнет». Не все ученые, о которых идет речь, были последовательными христианами, но христианская система мышления первых ученых давала им «веру в возможности науки».

ПРИМЕЧАНИЯ

  http://www.univ-paris1.fr
  http://www.cam.ac.uk
  http://www.ox.ac.uk
  В.К.Шохин. Теология. Введение в богословские дисциплины. Учебно-методическое пособие. М., ИФРАН, 2002
  См. напр., Майоров Д.Н. Мировоззренческий анализ преподавания предмета «Концепции современного естествознания».//XXI век: образование и духовно-нравственное воспитание. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. (III Рождественские образовательные чтения). 2-6 февраля 2004 года – Тюмень, издательство «Нефтегазовый университет», 2004 год. Статью можно прочитать и сайте «Сибирской православной газеты» www.ihtus.ru
Или: Майоров Д.Н., Макареня А.А. Наброски к гуманитарно-нравственному компоненту естественно-научных дисциплин. //XXI век: образование и духовно-нравственное воспитание. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.( IV Рождественские образовательные чтения). 31 января 2005 года – Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет, 2005 г.
  Морозова Е. Г. Введение в естествознание. М., «Паломник», 2001 г., С.65-66


Рецензии