Религиозность ученых xvi-xviii веков и их наука

Религиозность ученых XVI-XVIII веков и влияние их религиозности на развитие естествознания

 Это положение широко известно, часто применяется в апологетических целях, и не нуждается в особом представлении. Однако и на сегодняшний день это обстоятельство требует особых пояснений: мы все в большей или меньшей степени претерпели воздействие атеистического воспитания, когда нам объясняли, что религиозность ученых Западной Европы эпохи Ренессанса и позже объясняется их принудительно религиозным воспитанием и навязанной традицией. Мы могли бы вернуть этот аргумент нашим советским воспитателям: значит, наш атеизм – плод вашего воспитания и атеистической традиции, и все дело в исторических условиях воспитания человека. Но дело в том, что не все объясняется воспитанием: ученые- атеисты (чаще агностики и оккультисты) были и в Средние века, а верующие ученые были даже тогда, когда можно за веру угодить в тюрьму или психиатрическую лечебницу. Все дело в свободной воле человека, и душе человека, стремящейся к Богу, ибо она – «по природе христианке», как выразился Тертуллиан в известной работе «О свидетельстве души». Только вот что полезнее для науки: вера или неверие, показывает сама история естествознания.
Ну вот, ответят нам, люди-то ученые в Бога и не веруют. Ведь книги пишут люди образованные, а в книгах и говорится, что Бога нет. Но можно ли так голословно говорить и утверждать, что люди ученые в Бога не веруют? Ни в коем случае. Впрочем, послушаем лучше, что они говорят сами. Чем более я занимаюсь изучением природы, говорит великий ученый Пастер, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Знаменитый ученый Линней заканчивает свою книгу о растениях такими словами: Воистину есть Бог великий и вечный, без Которого ничто не может существовать. Астроном Кеплер восклицает: О, велик Господь наш и велико Его могущество, и мудрости Его нет границ, И ты, душа моя, пой славу Господу твоему во всю твою жизнь!
Приведем еще красноречивое свидетельство.
Ученый Деннерт опросил 423 ученых естествоиспытателя: 56 из них ответов не прислали, 349 оказались верующими в Бога, и только 18 заявили, что они или неверующие или равнодушные к вере (Вера и наука, Ф. Н. Белявский). Можно было бы привести и много других свидетельств в пользу того, что ученые веруют в Бога, но и приведенных, думаем, достаточно.
Нам возразят: Да, были и есть среди ученых верующие люди, но есть среди них и неверующие.
Совершенно верно. Но из этого вовсе не следует, что Бога нет. Из этого следует только то, что вера дело свободное: хочешь верь, не хочешь никто тебя не принуждает. 
Более яркое свидетельство о вере первых ученых, давших мощное начало современной науке, мы можем найти в статье диакона Андрея Кураева «Реферат на тему «Наука и религия»:
Так, Николай Коперник был каноником, управляющим хозяйством Вармийской епархии, членом епархиального совета. Иоганн Кеплер три года учился на богословском факультете Тюбингенского университета, но его, помимо его воли, избрали преподавателем математики в Граце. «Для Кеплера такое решение означало крах всех его многолетних надежд. Он не мог себе представить, что дорога к карьере священника для него отныне закрыта, но тем не менее вынужден был подчиниться. Но глубокая религиозность и стремление "согласовать" науку со своим выстраданным и искренним представлением о Боге остались характерными для всей его жизни» . «Я хотел быть служителем Бога и много трудился для того, чтобы стать им; и вот в конце концов я стал славить Бога моими работами по астрономии... Я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае, в той мере, в какой мой ограниченный разум смог постичь нечто от Твоего безграничного величия» (Иоганн Кеплер)
Галилей в 14 лет поступил послушником в орден иезуитов, «однако отец Галилея вовсе не желал видеть своего сына монахом и забрал его домой под предлогом того, что тот нуждается в лечении глаз»  .  Лейбниц (если кто забыл — это создатель системы дифференциального исчисления) свой главный труд посвятил «теодицее» — «оправданию Бога»  . Ньютон писал толкования на библейские книги пророка Даниила и апостола Иоанна Богослова  . Декарт (если кто опять-таки забыл — это создатель так называемой «Декартовой системы координат») получил образование «в иезуитском колледже, цитадели антиоккультизма»  . В переписке со шведской королевой Христиной  и богемской принцессой Елизаветой он защищал католичество  и наставлял в благочестии: «Первое и главное познание состоит в понимании, что существует Бог, от Которого зависят все вещи: это научит нас принимать как благо все, что с нами случается, ибо все это явно послано нам Богом» . Напомню, что пишет это Декарт тяжело больной женщине, пишет, вспоминая и собственный опыт болезней, и эти его слова нельзя не сопоставить со свидетельством святителя Иоанна Златоуста (также не отличавшегося крепким здоровьем): «Тот, кто научился благодарить Бога за свои болезни, недалек от святости».

Причины, по которым возникает современная наука именно в христианском мире Западной Европы, а не на исламском Востоке, конфуцианском Китае, Индии, Египте или Греции указывает профессор религии и профессор науки и технологии в Карлтоновском колледже в Минессоте (США) Иен Барбур:
 Почему из всех мировых культур только в западной цивилизации возникла и развилась наука в ее современном виде? Ведь в XIII веке арабская наука значительно опережала западную, особенно в таких областях, как астрономия, оптика и медицина, но за последующие столетия она безнадежно отстала. В одной недавней работе выдвигается предположение о том, что упадок науки в исламских странах был обусловлен в первую очередь жестким контролем религиозных властей над высшим образованием . Аристотель и греческая наука в высших учебных заве¬дениях были запрещены, поскольку они посягали на авторитет религиозной традиции. Научные исследования могли проводиться лишь в отдельных библиотеках и астрономических обсерваториях. В западных университетах, на¬против, как мы видели, Аристотелева философия природы была ядром обязательной программы и широко обсуждалась. Тем самым подготавливалась почва для его окончательного ниспровержения. Фома Аквинский своим синтезом стремился лишь христианизировать Аристотеля, а не отвергнуть его. На Западе была сильнее развита вера в возможности человеческого разума, и в университетах дозволялась значительная свобода научных исследований до тех пор, пока не ставились под сомнение основополагающие богословские доктрины. В Китае, еще одном регионе, где наука могла бы получить развитие, были достигнуты впечатляющие успехи в практической технологии, но не в теоретической науке. Высшее образование там находилось под контролем государственной власти и основывалось на авторитете классиков, которые о науке говорили мало

ПРИМЕЧАНИЯ

  Морозова Е. Г. Введение в естествознание. М., «Паломник», 2001 г., С.65-66
  Протоиерей Герасим Шорец. Есть ли Бог? Апологетические статьи. Москва Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского. Вэб-Центр "Омега"- 2004
  Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987. С. 103.
  Цит. по: Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.1983. С. 85
  Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. С. 150.
  См.: Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1989.
  См.: Дмитриев И. С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи-СПб., 1999.
  Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 61.
  В 1654 году государыня лютеранской Швеции заболела и дала обет в случае выздоровления принять католичество. По исцелении она, но сменила веру, отреклась от престола в пользу своего двоюродного брата Карла X  Густава и уехала в Рим (см.: Цветков С. Э. Карл XII. С. 27).
  См.: Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 489-541.
  Декарт Р. Сочинения. Т. 2. С. 517.


Рецензии