Обижаться - мстить себе за ошибки других

Обижаться – мстить себе за ошибки других. Не знаю, кто это сказал, но доля истины в словах мне кажется очевидной. Ведь нас, по большому счету, мучает даже не само событие, не сам факт действий или бездействий близкого нам человека. Наша реакция на произошедшее, наше отношение, вызывает определённые эмоции, чувства. А то, что наше, нам уже подвластно. С собой нам разбираться и сподручнее, и проще. Вот на этом, на своём, родном, и сконцентрируем внимание.
Возникновение реакции, эмоции обиды само по себе естественно. Какая бы яркая вспышка не произошла, не причинит она больших страданий если мгновенна, краткосрочна. Палец в крутой кипяток опустить на мгновение – даже ожога не будет, так, лёгкий шок. А подольше в горячей воде подержать, даже не в кипятке – ожог, боль, шрам...   Вся неприятность в том, что запускает обида определённые внутренние программы, которые имеют вполне определённые механизмы реализации. И пока эти механизмы будут реализовываться, обида никуда от нас не уйдёт. Казалось бы, естественно, что чем быстрее реализуется механизм «возмездия», тем проще и безболезненней нам будет. Только вот беда, не управляем мы этими механизмами. Из бессознательного они запускаются, помимо нашей воли.
Вот в этом случае более очевидно становится, что поле нашей деятельности исключительно в нашем сознании, точнее в бессознательной его части. Влезть в душу другому, даже очень близкому человеку невозможно. Да и не ориентируемся мы в чужой душе. Как там оно всё устроено, не навредить бы. Чувство вины не менее болезненно, чем обида. Что ж ранить им любимых нам и близких. А вот своя душа и ближе и понятней. Да и безопасней для себя и окружающих. Хотя, конечно, не приятно.
И первое что следует признать, что Вы не пуп земли, не властелин вселенной. Что Ваше мнение не истина, всего лишь мнение по данному вопросу. Даже если Вам кажется, что оно совпадает с мнением большинства, социума. Это ничего не решает и не определяет. Вы вправе иметь своё мнение, и даже вправе его отстаивать. Но кто лишил того же права Вашего «обидчика». Вы вправе судить и осуждать, требовать и надеяться, но это не эксклюзивное Ваше право. У всех, а главное у каждого, такие же права. Обида Вам подсказывает, что Ваше мнение не совпадает с реальностью, с произошедшим. Вы не согласны, ну и что с того? Вы сравниваете реальность с Вашим мнением, Вы судите и рассчитываете на справедливость. И именно это сравнение не всегда Вас устраивает. Призывать не судить, и не сравнивать – занятие праздное и бесполезное. За две тысячи лет призыв не судить даже от самого авторитетного источника никакого влияния не оказал. Видимо здесь есть какой-то смысл. Не знаю, Всевышнему видней! И суть не в этом. Несчастья в виде горечи обиды нам приносят не сами по себе сравненья и суждения, но их категоричность. В обиде мы не оставляем шанса. Нам очевиден лишь один из вариантов. Иной нам просто не приемлем. Но он есть, и не один. Вариантов много, еще больше нюансов. В обиде мы лишаем себя манёвра, поиска вариантов, тем самым перекрывая себе путь к прощению.
Принятие. Причем принятие условное, а не абсолютное. Абсолютное принятие, это Вера – ни увидеть, ни понять. С обидой проще, достаточно допустить лишь вариант. Всего лишь на миг предположить. А если я не прав? Ну не совсем прав? Не абсолютно? Достаточно предположить, и мгновенно меняется направление Ваших мыслей. Из деструктивного, поток Ваших мыслей становится конструктивным. При этом, право правым быть никто у Вас не отбирает. Но Вы даёте шанс, лазейку открывая для понимания того, что в спешке не успелось.  Возможности себе преумножаете, снижаете накал страстей обиды, и подчиняете её себе. Теперь обида Ваш слуга покорный. Не раб, но и не господин. И мысли Ваши Вам теперь подвластны. Вы вольны выбирать, быть может так, а может быть иначе. А почему бы нет! Хотя бы в виде просто развлечения. Ну, шутки ради, поразмыслить, почему бы нет? А вдруг, а может быть и мне удастся, свою гордыню усмирить. Пусть не смирюсь с обидчиком, но дам лишь шанс к спасению. Спасётся он – признав пусть часть вины – победа очевидна. Пусть не в  войне, в сражении едином. Но по крупицам, даже отступая, не тратя сил и не губя солдат, Кутузов возвратил в Париж французов, в Россию мир вернул на долгие года. И кто готов последовать совету, не идеален он, сказать обиде  да. Но это шанс, не призвать к ответу, но приструнить обиду навсегда.


Рецензии