Албания крупным планом

 

     Статистическая справка. В республике Албания проживает около трех миллионов человек.  Население ;   албанцы, греки, цыгане.   Столица — Тирана.  Национальная валюта — лек.

         ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ...


            
     Еще совсем   недавно  союзная республика Югославия  простиралась по  очень    большой территории Балканского полуострова, а теперь в результате кровавой войны, навязанной американцами  на стыке веков,  распалась на шесть самостоятельных государств. Через два часа пути наш большой  туристский автобус припарковался на  пограничном терминале Черногории.  Высокий полицейский в форме  младшего офицера  зашел  в салон  и,  окинув пассажиров  цепким взглядом, стал собирать паспорта. Затем он удалился к себе в будку и стал сканировать документы. Припекало солнце.  Наше ожидание  было довольно продолжительным.  Около получаса простояли мы на пограничном посту. Наконец   довольный водитель принес пачку паспортов,  и мы обратили внимание на  страницы,     испещренные  штампами. Еще при въезде в Черногорию из соседней Хорватии, куда приземлился мой самолет  из Германии,  в Дубровнике мне поставили  печати этих республик. А потом я выезжал в Боснию и Герцеговину,  где пограничный ритуал вновь имел продолжение. Наш гид-экскурсовод Вера так объяснила эту канцелярскую формальность:  «Каждый день границы смежных государств пересекают многие сотни и даже тысячи единиц транспорта, и столько же движутся в обратном направлении. А сканирование документов делается исключительно для строгого учета  граждан:   как на въезде, так и на выезде.  Именно по этим самым  ксерокопиям документов пограничники могут определить так называемых «потеряшек».   Что и говорить, бдительность черногорских чиновников просто зашкаливает.  И вот чего не скажешь, то  на албанском участке наблюдалась совсем иная картинка.  Зевающий полицейский,   забрав наши документы  у водителя,  через считанные минуты принес паспорта в автобус.  Все мы удивились его  оперативности.  Оказалось, что офицер только сделал сканы паспортов, а вот  печати проставить посчитал делом не совсем обязательным. Формально  в его действиях тоже была  своя логика. Раз мы прибыли из соседнего региона, то и возвратной точки нам тоже никак не избежать. Таким образом,  черногорские  пограничные чиновники определяют наше возвращение по этим самым ксерокопиям. Я взглянул на свой новенький десятилетний паспорт, проштампованный только в этой последней курортной поездке шесть раз, и пожалел о том, что  в документе всего сорок шесть страниц. Неизвестно, что меня ждет впереди?  А ведь я на жизнь смотрю с большой долей оптимизма…

          ЛЕС ГРЯЗНЫХ ЛАДОШЕК

     В город  Шкодер наш автобус въехал в двенадцатом часу дня.  По улицам сновали битые автомобили и такие же,  небрежные  и мятые,   с облупленной краской, мотоциклы.   Не успели мы «высыпать» из автобуса,  как нас   в буквальном смысле слова   облепила большая ватага детишек дошкольного возраста.   Дети настойчиво тянули к нашим лицам свои грязные ладошки.  Я невольно опешил.  В портмоне у меня было немного европейской мелочи.  Я достал пару  монеток и протянул их одной чумазой маленькой девочке, потом еще несколько монет  подал кудрявому мальчугану,  который был чуть постарше. Через пару минут мой кошелек опустел.  Давать же детям кредитки не входило в мои планы,  поэтому  я отчужденно стал отмахиваться от  них, как от назойливых мух.  Ведь остальные маленькие попрошайки, заметив щедрость туриста, начинают нагло требовать и своей доли.  А если подать милостыню одному ребенку,  как не подать ее  еще десятку таких же чумазых детей?   Осуществить такое невозможно.   К тому же, вполне вероятно,  когда мы,  сердобольные туристы,  даем деньги  этим детям,  мы  тем самым   финансируем преступников.  Во всех театрализованных  действиях  всегда есть свой режиссер.  Я оглянулся… Действительно, чуть поодаль от нашей группы стоял небритый мужчина,  одетый  в  черную поношенную футболку и  серые полотняные брюки.   
     Местная женщина-экскурсовод перевела  нашу группу через  уличный переход,  и мы направились  осматривать мусульманский храм.  Но  на протяжении всего пути следования нас сопровождал  лес  детских ладошек и несколько десятков пытливых глаз…

       ПРЕДЪЯВИТЕ ПАСПОРТ, ПОЖАЛУЙСТА!

     Уже на выезде из города пожилая женщина-гид рассказала нам такую историю. Еще во времена социалистической Албании, когда страна залечивала раны второй мировой войны, на прибрежной части суши,   примыкающей  к городу,  была небольшая деревня.  И то ли  жители этого селения были слишком  бдительны,  видя в каждом пришельце врага, то ли просто  сторонились чужаков,  вход в эту  деревню был строго по паспортам. Это продолжалось до тех пор, пока у руля страны стоял верный соратник и ученик Сталина  ; Энвер Ходжа. После его смерти деревня обезлюдела,  все ее обитатели  переселились на новые места,  а освободившийся участок земли  пустили под  пляж на радость местным жителям  и гостям города.  Ведь как приятно в зной ощутить желанную прохладу Скадарского озера…

               ЗДРАВСТВУЙ, ТИРАНА!

     Cтолица Албании  встретила нас изнуряющей жарой.   Температура в тени зашкаливала за тридцать градусов.  Город,  распложенный в долине между гор, поразил нас своей ослепительной чистотой.  Широкие улицы и проспекты утопали в буйной зелени листвы стройных,   раскидистых пальм и цветущих кустарников.   В отличие от  предыдущего города Шкодера по магистралям двигались   автомобили в основном представительского класса:   новенькие,  ухоженные,  как говорится,  «и муха не сидела».  Центральный район города запомнился своими широкими проездами и разнообразной архитектурой,  где  прекрасно сочетаются старые каменные здания и более современные постройки.  Нынешний вид столицы Албании говорит о двойном наследии:  оттоманском правлении и коммунистическом режиме.  Например, на центральной площади мирно «уживаются»  трехэтажные  здания  правительственных органов и пятнадцатиэтажный отель  «Тирана Интернешлн», современный Дворец культуры   соседствует  с великолепно украшенным   минаретом,  возвышающимся над мечетью Хаджи-Этхем-бея.    Фасады современных домов выполнены преимущественно из стекла и бетона.  Повсюду банки,  торговые представительства и офисы компаний. Сразу чувствуется столичный город.  И сам народ  под стать стремительному  его ритму.  Здесь я не увидел праздношатающихся людей:  все горожане  куда-то деловито спешили.  Да и одеты люди были не во что попало, а в строгую и элегантную одежду.  В столице Албании  сосредоточена значительная часть промышленного производства страны.    Промышленные предприятия размещены преимущественно в западной и юго-западной части столицы. 
     На рубеже тысячелетия правительство города начало кампанию по освобождению и украшению  пространства,  ранее занятого нелегальными коммерческими структурами. Кампания, названная «Возвращение к идентичности»,  включила в себя возвращение парков, берегов рек и других структур в их состояние до 1990 года.   Подверглись перепланировке и пустыри между жилыми домами.  Незаконные постройки были снесены, а на их месте высажены сады и разбиты парки.  Тем самым городу был придан  вполне европейский вид.   Здесь  работают Албанская академия наук, университет, несколько музеев.
     Центральная площадь Тираны названа в честь национального героя Албании ; Скандеберга.   В пятнадцатом столетии именно под его руководством  албанский народ   вел  непримиримую борьбу против турецких захватчиков.  Война продолжалась целых 25 лет.  Чтобы увековечить  память о тех жестоких событиях,  благодарный народ Албании в центре города  воздвигнул памятник своему популярному герою.     В Тиране есть еще несколько памятников ;  достопримечательностей города.  Среди них   памятник неизвестному партизану, памятник матери Терезе,  памятник  Иосифу  Сталину и  даже… памятник В.И.Ленину.  Хотя идеологические разногласия с Советским Союзом вынудили Албанию разорвать  связи с Кремлем еще в 1961 году,  страна продолжает жить социалистическим прошлым.
     В Тиране  типичный средиземноморский климат с засушливым  летом и бесснежной зимой.  Осадки в виде снега выпадают   очень редко.  Городские жители спасаются от жары, купаясь в местной реке  Ишме.   Примечательно, что купальный сезон продолжается около шести месяцев в году  ;  с начала мая по начало ноября.  Любимое место отдыха жителей Тираны  ;  это аквапарк.  Сюда приходят целые семьи.
   Экскурсовод водила нас по центру города, где мы повсюду натыкались на торчащие из-под земли квадраты бетонных бункеров, очевидно,  бывших бомбоубежищ.  И тогда гид рассказала нам удивительную историю…

         БУНКЕРА ВМЕСТО КВАРТИР, ИЛИ ХОЧЕШЬ МИРА, ГОТОВЬСЯ К ВОЙНЕ!
   
   Тяжелое наследие досталось Албании после второй мировой войны.  Промышленность и сельское хозяйство пришли в упадок, народ возвращался к мирной жизни,  живя впроголодь.  С приходом в 1944 году нового политического лидера Энвера Ходжи,  страна взяла  на вооружение  сталинский курс развития общества.  Личная дружба албанского президента с отцом всех народов сыграла свою  позитивную роль в становлении республики.  Благодаря советским инженерам, гидростроителям, архитекторам,   в Албании стали восстанавливаться и строиться новые промышленные гиганты индустрии,  электростанции.  А вот появление  в городах бетонных бункеров было обусловлено заботой  президента об укреплении обороноспособности страны и эффективности гражданской обороны.  В послевоенный период было построено семьсот тысяч  таких бетонных коробок, а ведь число жителей в Албании в пятидесятые годы прошлого столетия не превышало и одного миллиона человек.  Но народ был  напуган войной.  Энвер Ходжа строил свою политику строительства социализма по индивидуальному, как говорится,  плану,  но все же оглядываясь на Советский Союз,  а в семидесятые годы  на китайскую модель развития общества.  В стране было введено правило треугольника:  обязательное среднее образование,  на должном уровне физическая  и военная подготовка,   а также   продуманная  ориентация на получение профессии. Удивительно,   ведь  прошло почти тридцать лет,  как ушел из жизни товарищ Ходжа,  а заветы его до сих пор выполняются народом. Что же касается сегодняшнего использования бункеров, то они стали объектами туристской примечательности.  И если в Тиране бункера служат как  памятники истории,  то в других городах эти тесные квадраты подземелий под временное жилье используют заезжие цыгане.  А ведь там нет ни воды, ни туалетов, ни канализации…

                ОБЕД ПО-АЛБАНСКИ
    
     Всякий раз, когда  в качестве туриста приезжаешь  в ту или иную страну, мечтаешь попробовать шедевры местной национальной кухни.  Но, надо сказать, в  странах балканского региона настолько богатая и разнообразная кухня,  что одной поездки не хватит познать все кулинарные изыски.  И  если в Черногории я отведал изумительную по вкусу свежую жареную рыбу на вертеле, а в Боснии мясо  жареного ягненка, то здесь,  в Тиране,  мне тоже захотелось попробовать чего-то экзотического. Уютный ресторан в старом городе встретил нас нарядным убранством.  Всюду роскошная зелень в горшках, свежие и благоухающие  цветы в вазах.  Длинный сервированный стол  в зале больше походил  на   свадебный.  Какие только разносолы здесь не присутствовали!   Большое количество    овощных салатов, всевозможные  соления,   разнообразные специи.   На первое был  уже известный  нам гороховый суп.  А вот  когда принесли второе блюдо,  никто не мог понять, что же  это?  В глубокой пиале лежала кашицеобразная мясная,  мелко изрубленная  масса.  На вкус  она была очень даже аппетитная,  с чесночным запахом.  Вот только  как называется  это произведение кулинарии, мы в запарке забыли спросить.  Ничего, придется эту  загадку  решить, познакомившись с книгой рецептов местной национальной кухни,  или в интернете…


ВМЕСТО ЭПИЛОГА:

     На обратном пути в Черногорию наш гид продолжала захватывающе  рассказывать об удивительной природе балканского региона,  об  истории его  стран и  людях,  проживающих здесь,  а я уже делал в своем блокноте пометки.  Раздумывал о том, что мне,  для полноты впечатлений,  нужно еще посетить Словению, Сербию и Македонию.   Конечно же,  можно  воспользоваться и путеводителями,  однако,  лучше один раз увидеть собственными глазами,  чем прочитать об этом в книге или  увидеть в  фильме.   Путешествовать обязательно надо,  иначе,  что мы  будем вспоминать в старости?
     Признаюсь,    плодотворная   и приятная поездка  в эти изумительные края оставила у меня весьма глубокие впечатления.  Я  до сих пор вспоминаю  уютный пляж в Будве,  ласковый плеск  теплого изумрудного моря и ловлю себя на мысли снова посетить эти чудесные места.  И кто знает,  может быть,  это желание и сбудется,  во всяком случае,  я этой надежды не теряю…

 г. Кельн, Германия 2014 год.
      
    
 


Рецензии
Всегда хотел посетить Албанию - всё-таки одна из самых закрытых стран Европы в недавнем прошлом. По хорошему завидую автору. И спасибо за то, что позволили мне хоть немного утолить свой интерес.

Успехов!

Барамунда   01.07.2015 01:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.