Монастырская обитель в Брестской крепости

<к юбилею матушки Александры>

ОСТРОВ  ЛЮБВИ,  ТИШИНЫ  И  МОЛИТВЫ

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ, Брест

                Чтобы увидеть Небо, надо поднять глаза.
                Чтобы утолить жажду, нужно найти Источник.
                Чтобы услышать Тишину, надо научиться молчать.
                Чтобы жить в монастыре, нужно очень любить Жизнь...

 Монастырская жизнь скрыта от посторонних глаз. Монахи, спасаясь от мирской суеты, ведут уединенный молитвенный образ жизни. И журналист в обители весьма редкий гость. Но для «Зари» в Свято-Рождество-Богородицком женском монастыре сделали исключение: я побывала в обители, побеседовала с ее настоятельницей игуменьей Александрой (Жарин), узнала, как и чем живет современное монашество.

ИСТОРИЯ  ОБИТЕЛИ
          В сентябре возрожденной буквально из руин обители исполнится 13 лет. Хотя  первые упоминания о монастыре на этой земле относятся к 1480 году. Тогда здесь располагался Симеоновский монастырь, в котором подвизался наш славный земляк, небесный покровитель Брестчины – преподобномученик Афанасий (Филиппович).
          При монастыре действовали две церкви: Рождества Пречистой Девы (в ней совершил последнюю перед своей мученической кончиной Литургию игумен Афанасий Брестский) и Честного Креста. В конце ХVI века, после Брестской унии, монастырь был захвачен базилианами, но уже в 1633 году, согласно Конституции короля Владислава IV, был возвращен православным. В тридцатых годах ХIХ века на территории древнего Берестья началось строительство крепости, и монастырь был упразднен. Возрождение монастыря началось в 2001 году благодаря владыке Софронию (Ющуку) – тогда епископу Брестскому и Кобринскому, ныне Могилевскому и Мстиславскому.
          Сегодня о монастыре в Брестской крепости знают далеко за пределами Беларуси. Авторитет и достойная репутация монастыря – ежедневный духовный подвиг его насельниц.

ИГУМЕНЬЯ  АЛЕКСАНДРА
          Духовная жизнь обители в первую очередь зависит от духовных качеств ее настоятельницы. Заслужить имя духовной матери – молитвенный труд души не одного года. Можно быть хорошим администратором (руководителем), грамотным экономистом, но не иметь чуткости и мягкости души, а значит – не услышать сердце ближнего, не понять печали его души, не возлюбить его, как самого себя. А без этого не устоит ни одно дело, тем более – дом, крыша которому, по определению аввы Дорофея, и есть Любовь.
          Игуменью Александру, которой 30 июня исполнилось 50 лет, сестры между собой называют мамой. В этом родном и теплом для сердца каждого человека имени сочетаются  и доверие, и уважение, и любовь, и благодарность. Но служение настоятельницы монастыря - это трудный крест и огромная ответственность, прежде всего - перед Богом за души тех, кто доверил свои жизни. 
          Каждый день в монастыре начинается с молитвы… Уходит ночь и наступает новый день, который непременно завершится с заходом солнца. Но никогда не перестанет звучать молитва в наших монастырях.
          Родилась игуменья Александра в с. Хабовичи Кобринского района в семье будущего сельского священника Константина Жарина. В крещении девочке дали имя Зинаида, что в переводе с греческого обозначает «божественная». «По имени  и жизнь» - гласит народная пословица. С младенчества впитав в себя божественную красоту, чистоту и строгость православной веры, она осознанно выбрала монашеский путь служения Богу. Добрым пастырем на пути ее духовного становления был владыка Питирим (Нечаев), митрополит Волоколамский и Юрьевский,  профессор Московской Духовной академии. Это он научил ее «всех любить и всех понимать»… После окончания регентской школы при Московской духовной семинарии и послушания певчей в Патриаршем Богоявленском соборе Зинаида в 1992 году в Свято-Евфросиниевской Полоцкой обители принимает монашеский постриг с именем Александра - в честь мученицы царицы Александры Римской (память - 6 мая).
 
          – Матушка Александра, говорят, монашество – это война. Какая война имеется в виду, если внешне в Церкви все хорошо: золотые купола и кресты, красивые иконы, богатые священнические одежды?..
          – Внутренняя. Или, как называли ее святые отцы, духовная брань. Эта война  человеческому глазу и далеко не каждому человеческому сердцу видна и знакома. Это – борьба помыслов, борьба с человеческими «хочу» (страстями).  Ведь современные монахи – это те же обыкновенные люди, пришедшие в монастырь из мира, который учит «бери от жизни всё», «делай, что хочешь». А в монастыре главное – послушание Богу через послушание настоятельнице, исполнение Заповедей.
          Хочется человечку утром понежиться в постели, а по монастырскому уставу  каждое утро в 6.00 – молитва. Хочется книгу почитать, а тебе дают послушание поработать на кухне или в огороде. Вот на человека, привыкшего жить, как хочется или как удобнее, начинают восставать помыслы – «тебя здесь не понимают, не жалеют, не слышат…». В таких условиях, конечно, душа – поле брани, а сердце – огневая позиция… Нужно вовремя эти вражеские мысли пресечь. Помогают этому труд и молитва – первое дело монахов.

          – Согласны ли Вы с утверждением, что вера держится на страхе?..
          –  Нет. На страхе человек долго не сможет быть… Страх может быть только первопричиной на пути того, кто еще не узнал Бога. А потом, когда испытаешь на себе лавину Божественной любви, страх исчезает – действует любовь. Это касается всего. Возьмите, к примеру, семью. Разве без любви возможно сохранить семью, даже при наличии страха перед трудностями, одиночеством, непониманием родных?  Нет, без любви ничего не устоит: ни семья, ни монастырь, ни мир…

          – Вы сейчас затронули вопрос семьи, брака. Почему сегодня распадаются совсем молодые семьи? Ведь уже 10 лет (на примере нашей епархии) как проводятся предварительные собеседования для молодоженов, где объясняется Божественный смысл союза мужчины и женщины, молодые люди сегодня свободно посещают церковь, исповедуются, причащаются, добровольно совершают таинство Венчания, где перед Богом и людьми клянутся в верности,  и через года 3 - 4  разводятся. Почему?
          – Пропорция «70 лет безбожия и 10 лет жизни в Церкви» очень неравнозначна.  Отрицание религиозной составляющей в институте брака привело к тому, что мы утратили основополагающий момент в деле воспитания: девочек нужно воспитывать как будущих матерей, а мальчиков – как будущих отцов. Ведь всё закладывается в детстве: в девочках – женственность, забота и нежность, в мальчиках - мужественность и ответственность за свои слова и дела. Что мы встречаем сегодня? Безвольных и слабых мужчин и мужественных женщин, которые взяли на себя мужские функции: зарабатывают деньги и держат в ежовых рукавицах не только мужа, но и всех домочадцев. Всё совершенно противопоставлено сказанному в Библии, где жена должна подчиняться мужу, как Церковь – Христу, а муж должен любить и заботиться о жене, как Христос заботится о Церкви…
          О каком нравственном воспитании детей может идти речь в неполных семьях или в семьях, где постоянно звучит ругань и чинятся  раздоры?…  В то время  как самый лучший способ воспитания –  личный пример.
          Не зря говорят, что браки совершаются на небесах. Благословленный Богом союз мужчины и женщины не может быть итогом страстного влечения, удовлетворением только физиологических потребностей  или каких-то других душевных порывов.  Брак  – это таинство, а семья – это малая церковь. А за 10 лет трудно насадить то, что выжигалось почти век. Нужно время… Нужно терпение. Нужны вера и молитва.

          – Расскажите о своем детстве, каким Вы его запомнили? В какие игры играли? Как проходили Ваши каникулы? Видели ли себя мамой?
          – Я очень благодарна своим родителям за тот уют, комфорт, взаимоуважение и любовь, которые царили в нашей семье.  Видела ли я себя мамой?.. (улыбается). Мне никогда не приходило это в голову.  Нет, я не думала об этом. Я росла среди священнических книг и одежд, все школьные каникулы  проводила в Жировицком монастыре… Мне было не интересно играть в куклы, даже когда соседские подружки играли с куклами, для меня высшим наслаждением было примерить перед зеркалом папину рясу (улыбается)… Помню, как школьницей была с родителями в Свято-Успенском Почаевском монастыре. На службе в храме было много монахов, и мне до замирания сердца хотелось хоть на секундочку прикоснуться к рясе монаха... Казалось, что этим прикосновением я коснусь Бога!.. Видимо, Господь уже с самых первых лет готовил меня к монашеской жизни.

          – И вот сегодня Вы – настоятельница женского  монастыря.  Что Вас огорчает, радует, вдохновляет?
          – Да, огорчений в жизни, как и у каждого, наверное, человека, было достаточно. Но если предположить, что можно было бы все вернуть назад, то я бы ничего не хотела бы изменить. Пусть был бы тот же путь – с ошибками, болью, скорбями… Все это воспитывает и учит, формирует характер.
          А радует?.. Искренне радует приход нового человека в обитель: еще одна душа потянулась к Богу, избрана для Вечности… Еще одна овечка в Божественной ограде. Никогда не забуду напутственных слов матушки Евфросинии (Максимчук,† 2004), настоятельницы Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке с 1991 года, которую я еще помнила с детства по Жировицкому монастырю. Она 79 лет прожила в монастыре, умерла в 94 года. Так вот она мне говорила: «Монастырь – это Божия овчарня. И если какую-то овечку Господь туда загнал, то Ему Одному известно, зачем Он это сделал, а твое (настоятельницы) дело – смотреть, чтобы волки ее не растерзали. Даже если человек живет нерадиво, оставь на волю Божию, твое дело – учить и молиться о спасении этой души. Смотри, никого не выгоняй...».

          – Вы 26 лет живете в монастыре, это больше половины прожитой на сегодняшний день жизни – дай Вам Бог многая и благая лета! А если брать во внимание и детство, проведенное в священнической семье, то можно с уверенностью сказать, что всю свою жизнь Вы живете с Богом. Вы ощущаете эту любовь? Вы знаете, что Вы любимы Богом, сестрами, паломниками и прихожанами?
          –  И чувствую, и понимаю, и вижу, и осязаю! Когда Господь избирает, наставляет и управляет, то это чувствуешь на каждом шагу. Простых человеческих сил просто бы не хватило. Господь любит каждого любящего Его и слышит каждую нашу мысль, даже мельком пробежавшую! Каждый наш вздох не остается незамеченным – это я уже не однажды испытала на себе. Так было, например, с мощами моей небесной покровительницы – царицы Александры. В то время я и мечтать не могла, чтобы приложиться к ее мощам (даже не знала, есть ли они где-то). А в 1995 году мой папа - священник Константин сделал мне подарок – поездку на святую Землю. Там я самым неожиданным образом приложилась к древнейшей иконе царицы Александры с частицей мощей (в небольшой домовой церкви начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме). Это было так неожиданно, так светло и радостно, что я буквально на секундочку подумала: «Вот бы и мне частичку мощей»… Но, понимая невыполнимость своего желания, сразу же отогнала эту мысль и наложила табу на любое ее движение. «Тихо! – сказала я себе. – Приложилась, увидела и – хватит с тебя».  И больше я об этом думать себе не разрешала... И вот, на Пасху 2012 года мне дарят серебряный наперсный игуменский  крест с вмонтированной внутри частичкой мощей святой царицы Александры! Я не могу описать свой восторг, удивление и благодарность Богу, которые испытала в тот момент… Что это, если не подтверждение того, что даже, как я называю, «шальная» мысль, случайно пролетевшая в нашей голове, не остается не услышанной Богом?! А Бог – щедрый и многомилостивый  –  дает всегда больше, если ты полагаешь на Него всё упование, молитвы и надежды. Уже чуть позже, к 20-летию моего монашеского пострига, мне дарят икону моей святой с еще одной частицей ее мощей!..  Так что, если мы не получаем того, что просим, значит это либо не полезно, либо еще не пришло время…

КАК ПРИХОДЯТ В МОНАСТЫРЬ
          Сегодня в монастыре подвизается 31 сестра (монахини и послушницы). Люди приходят в монастырь самым неожиданным образом. Например, недавно в монастырь приехала девушка из Крыма. Сейчас ее семья живет в Португалии, к ним туда часто приезжают  русские и белорусские паломники. Как-то приехали и сестры Свято-Елисаветинского монастыря из Минска. Заметив, как тянется душа девушки к монашеской жизни, пригласили к себе в гости - пожить в святой обители. А сопровождала девушку из Португалии в Беларусь брестская паломница, от которой юная крымчанка узнала о нашем Свято-Рождество-Богородицком монастыре. Пришла, попросилась пожить, осмотрелась - понравилось. Но игуменья Александра посоветовала ей съездить еще и в Новинки (район на окраине Минска, где расположен Свято-Елисаветинский монастырь. - Прим. авт.), пожить там, чтобы решение принимать осознанно. Через несколько дней девушка вернулась в Брест и попросила игуменью: «Матушка, никуда меня больше не отправляйте…». И вот уже скоро год, как она живет при монастыре (пока трудницей), сверяя свое сердечное устремление с реальной монастырской жизнью.
          Подвизается в монастыре и сестра, приехавшая из Подмосковья. А совсем недавно попросилась на жительство девушка из Донецка. Три года назад она в группе паломников посещала Беларусь, проездом  они останавливались на ночь в нашей обители. Через год она опять, на сей раз самостоятельно, приехала в брестский Дом Пресвятой Богородицы. А в прошлом году приехала и попросила остаться навсегда…
          Еще одна девушка посещала наш монастырь будучи школьницей во время каникул, проявляя особое усердие на кухне. После школы, по совету матушки Александры, поступила в торгово-кулинарное училище, потом - в техникум... В этом году, получив диплом кондитера 5 разряда, вновь пришла в монастырь, который иначе как «домом» не называет. «И не хочет покидать монастырь, – улыбается матушка Александра, рассказывая, как уговаривает ее продолжить учебу в университете. – И образование не помешает, и себя лишний раз проверит…».
          Монастырь дал около 60-ти рабочих мест для мирян: водители, электрики, сантехники, строители и отделочники, кухонные рабочие. Все они получают зарплату, питаются на монастырской кухне, а приезжим строительным бригадам в Вежном предоставляется проживание.
          Беседую с водителем Сергеем. Скоро исполнится год, как он работает в монастыре. До этого 20 лет служил на погранзаставе, так что за последние 10 лет службы он узнал  жизнь монастыря поближе. Когда закончился контракт его службы, попросился на работу к матушке. Улыбается, когда признается, что наконец-то – спустя год! – привыкает спать по ночам.

СВЯТЫНИ ОБИТЕЛИ
          Недавно в монастыре появилась икона святителя Спиридона Тримифунтского с тапочком с его святых мощей. Мощи святителя Спиридона покоятся на острове Корфу (Греция), в церкви его имени. Тело святого, который почил в IV веке, до сих пор мягкое и имеет постоянную температуру - 36,6 градуса. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное - одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она изнашивается, и тапочки святителя периодически оказываются изношенными…
          Икону и тапочек святителя в дар монастырю передали  в мае прошлого года, когда на Брестчину привозили  ковчег с честной десницей  Спиридона Тримифунтского. Настоятель греческого храма о.Георгий сопроводил Святыню собственноручным письмом-сертификатом за подписью Преосвященного митрополита Нектария.
          Еще один дар монастырю сделал благодетель из Минска Константин – список Афонской иконы Божией Матери «Геронтисса» (в переводе с греческого «Старица», или «Настоятельница»), привезенный им со Святой горы Афон (икона находится справа при входе в монастырскую церковь  –  с серебряным окладом, во весь рост). Прославилась эта икона в афонском монастыре «Пантократор» («Вседержитель», отсюда еще одно название иконы – «Пантократорская»).  Кувшин у ног Богородицы – напоминание о чуде, произошедшем в XVII веке. В монастыре случился  такой сильный голод, что братия начала постепенно расходиться. Игумен же усердно молился о помощи Божией Матери. Однажды утром братия заметила, что из кладовой, где находились в то время уже пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они увидели, что из одного кувшина масло непрерывно лилось через край… Так, за скорую помощь и в память об этом событии на иконе был изображен кувшин с переливающимся через край елеем. День памяти этой особо почитаемой иконы Божией Матери совершается 15 апреля.
          Благоукрашаются и прежние иконы святой обители. Так, к Пасхе Христовой этого года трудами брестского художника-ювелира Николая Кузьмича, автора воссозданного Креста Евфросинии Полоцкой, был сделан золотой нимб к Боголюбской иконе Божией Матери.  Это уже второй нимб, первый был изготовлен 5 лет назад для Феодоровской Божией Матери. Нимбы делаются из серебра и золота, которые жертвуют прихожане, получившие помощь от молитв перед чудотворной иконой «Всецарица», список которой был также привезен со Святой горы Афон и подарен монастырю в 2010 году. Перед этой иконой молятся о страждущих онкологическими заболеваниями.
          Сразу у входа в церковь, справа, у Царских врат, находится мощевик с частицами мощей Оптинских старцев.

СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ СКИТ
          Не стоит село без праведника... Небольшая деревня Вежное на стыке Пружанского и Каменецкого районов, сохранившая всего один жилой дом, была обречена на умирание, если бы не… соловей.
          Скит (по-современному - филиал) прежде всего необходим монастырю для сельскохозяйственной деятельности, чтобы прокормиться. А еще под скитом всегда понималось более уединенное место для молитв монахов. С устройством монастыря сестры, естественно, думали и про скит, подыскивали для него место. Много было объезжено деревень, но как-то все не устраивалось. Однажды две сестры монастыря возвращались в обитель из какой-то поездки. День был летний, жаркий, и они остановились у источника, который попался на пути. Вдруг на веточку хрупкого деревца, у которого стояла одна из монахинь, сел соловей. И не просто сел, а целых минут 5 что-то упорно ей насвистывал. И это – днем, когда обычно соловьи прячутся в тени густых зарослей!
          Позже, когда уже начались работы по строительству скита, старожилы соседних деревень рассказывали, что одному из местных жителей лет 20 назад было видение, что в Вежном на месте, где тогда ничего, кроме деревьев, не было, какие-то люди в белых одеждах накрывали столы… Тогда, конечно, никто не придал значения рассказу  односельчанина, мало того – еще и посмеялись, мол, чего только не померещится человеку…
          Оказалось, что на этом заброшенном хуторке стояла деревянная Свято-Николаевская церковь постройки 1771 года, в которой находилась обновившаяся чудесным образом древняя икона Пресвятой Богородицы Смоленская «Одигитрия» («Путеводительница», память - 10 августа). Место как нельзя лучше подходило для монастырского подворья и в 2006 году началось строительство Свято-Никольского скита, которое благословил правящий епископ Иоанн (Хома).
          Сегодня, когда въезжаешь в Вежное с новой объездной дороги, когда-то заброшенный хутор не узнать! Слева, за возводящимся красивым ограждением с каменными столбиками, выросли новые дома. Эта территория условно называется «для паломников». Здесь уже построена одноэтажная гостиница для женщин (сейчас в ней живут сестры) на 19 мест, на цокольном этаже устроены прачечная, раздевалки, чайная комната, котельная, складские помещения. Точно такую же 19-местную мужскую гостиницу для паломников строят поодаль. В центре территории стоит дом-трапезная, чуть правее – иконописная мастерская и сестринский дом. Позже планируется строительство  дома для священника и дома для высоких гостей, а также богадельни - заведения для престарелых, одиноких и немощных женщин из числа мирян.
          Справа от дороги планируются сугубо монастырские постройки: игуменский дом, дом для скитоначальницы, большое здание богадельни для монахинь с храмом в честь праведного Лазаря Четверодневного. Будут также строиться дом под трапезную для сестер и жилые домики для них.  На монастырской территории будет размещен и хоздвор – коровник, молочная кухня (для переработки молока), небольшой свинарник, где уже сегодня хрюкает несколько пятачков (рабочие-то – миряне, кормить надо мясом), и машинный двор (у монастыря свои легковая и грузовая техника).

ИКОНЫ ПОД ЗАКАЗ
          В монастыре можно сделать заказ на написание иконы. Правда, иконы пишет пока только одна монахиня, поэтому заказывать лучше заранее. Сегодня часто заказывают мерные иконы. Традиционно на Руси эту икону писали к дню крещения младенца, размер дощечки соответствовал росту младенца при рождении (отсюда и название - «мерная»), а небесный покровитель, чье имя собирались дать ребенку, писался во весь рост.
          Заказывают иконы и венчальные пары – Казанскую Богоматерь и Вседержителя. Сейчас в иконописной мастерской пишется большая икона  великомученицы Варвары – заказ прихожан в дар для Свято-Никольской церкви в Вежном. Эту святую молят о недопущении преждевременной (нечаянной, без покаяния) смерти.

МОЛИТВА И ТРЕБЫ
          Что бы мы ни говорили, а молиться люди разучились. Занятые семейными и бытовыми проблемами, мы с трудом выстаиваем 2 часа на Литургии, да и то только в праздничный день. А молебны о здравии заказываем (сами не молимся), лишь когда в дом стучится беда… Так что монастырь – спасение для мира.
          Здесь практикуются такие требы, как чтение Псалтири «О здравии» или «О упокоении» - сорокоуст; такие же записочки принимаются на проскомидию сроком на полгода или год (поминовение с выниманием частицы из просфоры за Богослужением). А с июля этого года в нашем Свято-Рождество-Богородицком  монастыре вводится  новая треба – «Всецарица». Треба эта появилась как ответ на многочисленные просьбы прихожан. К сожалению, болезни века сего нещадно губят людей. Одна из них – рак. В монастыре и до этого каждый вторник вечером читался (и читается) Акафист перед иконой Богородицы «Всецарица», а каждую среду утром, после Литургии, служится Молебен у этой иконы о раковых больных. Но больной человек не всегда может прийти на службу: ему необходимо пройти обследование, лечь в больницу и т.д. Поэтому и возникла потребность не в одноразовой молитве, а в более продолжительном церковном поминовении.
          Молитвенный чин требы «Всецарица» будет состоять из чтения отрывка из Евангелия о болящем (-ей), чтения молитвы перед этой чудотворной иконой (молитву  будет читать схимница) и поминовения  всех записочек «О здравии» с именами болящих. Эта треба будет совершаться сроком  на 1 месяц, на полгода и на год – по потребности.
          Напомню, что схима – это высшая степень монашества. Принявшие схиму – схимонахини – более строги к себе и усерднее в молитве. В нашем монастыре подвизаются две старицы-схимницы. Кстати, все телефонные просьбы о молитве передаются непосредственно схимнице (телефон дежурной сестры монастыря 20-69-80).

КОГДА СТАРОСТЬ  -  В РАДОСТЬ
          Этим пожилым женщинам, улыбающимся в объектив фотоаппарата с цветочного балкона, одиночество не страшно. Их не пугают маленькие пенсии и дорогие лекарства. Они не будут злиться и раздражаться, что никому не нужны. Они отдали себя на попечение Бога - в монастырский скит. И сейчас они - совершенно одинокие в миру - живут среди большой и дружной семьи, где им приготовят еду, позовут на службу в храм, который в 10-ти шагах, нужным лекарством обеспечат, с ними поговорят и их утешат, и помолятся о них...
          Бабушка Нюта и бабушка Мария оказываются мне хорошо знакомыми. Бабушка Мария (справа) – прихожанка Свято-Воскресенского собора. А Анна Максимовна (слева), которая готовится скоро отметить 70-летие, была постоянной прихожанкой Брестского кафедрального Свято-Симеоновского собора. 10 лет она как сестра милосердия созданного при соборе сестричества служила в больничной часовне. Она с радостью приглашает меня в свою просторную комнату и спешит записать мое имя в свой блокнотик-синодик для молитвенного поминовения. Светлая комната действительно очень просторная для одного человека. Здесь есть кровать, шкаф, стол, диван. В иконном углу множество икон, на столе - церковные книги. А на стене над столом висят фотографии тех, кто оставил в ее жизни светлый след, - архиепископа Константина и бывшего настоятеля собора отца Евгения Семенюка...

                Чтобы жить в монастыре, нужно очень любить Жизнь. И очень хотеть Жить.
                Поэтому и стараются монахи здесь, в земной жизни, подготовить свои души для Вечной Жизни с Богом.


© Ольга Ролич, 2014
© "Заря" от 10.07.2014 г.
  /Публикации в "ЦС", г.Минск и "ДВ"/Брест/


Рецензии
С Новым Годом, Ольга! Успехов в богослужении и на журналистском поприще.
Тост за единение народов Беларуси и России, за их единение с Богом.

Георгий Кончаков   31.12.2014 11:27     Заявить о нарушении
СПАСИБО, Георгий! с Рождеством Христовым и Новолетием! радуюсь Вашим словам и молитвенно желаю Вам счастья, мира и неоскудевающей ЛЮБВИ!

Ольга Ролич   08.01.2015 09:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.