Благовещенский собор Московского Кремля

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ


                Не в один день Москва строилась.
                Народная пословица.

Мы снова на Соборной площади Московского Кремля для продолжения знакомства с ее соборами. О находящемся на  этой площади Успенском соборе, который в течение длительного времени был главным собором России, мы уже рассказали («Радость» №11, 2003). Теперь встретимся с Благовещенским собором. Он, как и Успенский собор, посвящен Богородице, но назначение его иное. Он был домовым храмом московских правителей. В этом соборе великие князья московские принимали крещение, исповедовались, иногда венчались. А с XV века протоиереи собора являлись духовниками русских царей. Внешний вид собора изменялся несколько раз, пока не стал таким, каким мы его видим сегодня.               
               
Было так…

                На рубеже XIII-XIV веков на месте нынешнего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на высоком подклете- каменном основании, являвшемся первым этажом храма. Подклет представляет небольшие сводчатые помещения, сложенные из белого тесаного камня. В древности эти помещения являлись казнохранилищем. В 1397 году великий князь Василий Димитриевич (сын Дмитрия Донского) начал строительство каменной придворной церкви Благовещения. В летописи ее называли по-разному: Церковь Благовещения «на великого князя дворе», «на царских сенях», «царской казны» (т.к. в подклете церкви находилась царская казна). Эта небольшая одноглавая церковь примыкала тогда к хоромам великого князя (ныне на их месте расположен Большой Кремлевский дворец) и считалась дворцовой, точнее- домашней церковью великокняжеской семьи. В ней совершались таинства брака и крещения великих князей и царевичей. В 1404 году рядом с Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца установили первые в Москве часы с боем . Народ московский глядел тогда на эти часы как на невиданное чудо. При часах была сделана механическая фигура человека, ударявшего молотом в колокол при окончании каждого часа. Московский летописец записал об этом с восхищением: «...сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая часы нощные и дневные, не бо человек ударяше, но человековидно самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено...»   
               
Расписывают мастера…
                В летописи сказано, что в 1405 году «начали подписывать церковь каменную Святое Благовещение на князя великого дворе, а мастера были Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Это первое упоминание в письменных источниках имени Андрея Рублева. Роспись Благовещенского собора под руководством Феофана Грека стала его первой известной нам работой. Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца не только расписали стены храма, но и создали иконы для его иконостаса. Этот иконостас- шедевр русского искусства и памятник огромной исторической и художественной  ценности. Он является одним из древнейших русских высоких иконостасов. С начала XV века иконостасы стали обязательным элементом убранства русских храмов. Невиданную ранее внушительность и грандиозность иконостасу Благовещенского собора придали фигуры двухметровой высоты его деисусного («деисус» в переводе с греческого- «моление»)  чина (ряда). Главная идея этого ряда- воплощение  молитвы о спасении человечества на Страшном суде. Общий замысел иконостаса принадлежит Феофану Греку. Он же написал и три центральные иконы деисусного ряда: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев исполнил икону «Архангел Михаил» деисусного ряда, а также семь икон праздничного ряда иконостаса. Праздничный ряд иконостаса расположен над деисусным и состоит из пятнадцати икон, изображающих основные христианские праздники- события из земной жизни Христа. В 1416 году церковь незначительно увеличили в размерах. Великий князь Иоанн Васильевич III, осуществляя свой план постройки храмов и заложения новых зданий в Кремле, приказал разобрать обветшавшую к тому времени Благовещенскую церковь и заложить новую. Это и было сделано.               
               
Новый храм
                На подклете разобранной церкви  6 мая 1484 года заложили новый храм- Благовещенский собор. Летописи сообщают, что великий князь «заложил церковь каменну Благовещение пресвятые богородицы на своем дворе, а за ней палату заложил». Этот изящный собор на высоком подклете был увенчан теперь не одной, а тремя главами и окружен открытой галереей-папертью со сходами на Соборную площадь. Настенные росписи старого храма погибли при его сносе, а иконостас и иконы  были сохранены и перенесены в новый. Фрески в новом храме были выполнены в 1508 году  под руководством Феодосия- талантливого сына и ученика великого живописца Дионисия. В летописи об этом сказано: «В лето 7016 (1508) повеле князь великий Василий Иванович всея Руси подписывати церковь Благовещения святые Богородицы у себя на дворе; а мастер Феодосий  Деонисьев сын с братиею». Эти летописные слова написаны на южной стене собора.  Царь  также «иконы  все велел обложити серебром и златом и верх церковный позлатити». Новый белоснежный  изысканно-декоративный собор, построенный под руководством псковских мастеров Ивана Кривцова и Мышкина, был освящен 9 мая 1489 года митрополитом Геронтием. Во время пожара 1547 года собор сильно пострадал.

Собор перестраивается

В 1563-1564 годах Благовещенский собор был перестроен по  повелению Ивана Грозного. Некоторые исследователи связывают это с желанием царя увековечить очередную крупную военную победу- взятие Полоцка. Во время восстановительных работ и перестройки собора галереи-паперти были перекрыты сводами, на которых по углам возвели четыре придела в форме небольших одноглавых церквей: «Александра Невского», «Архангела Гавриила», «Собор Богоматери» и «Вход в Иерусалим». С западной стороны собора над его центральной частью появились еще две главы. В результате над центральной частью собора вместо трехглавия появилось пятиглавие, а в целом  собор украсило  девятиглавие. Его купола и кровлю покрыли золоченой медью и назвали собор «златоверхим». Наличники окон и столбы галерей украсила белокаменная резьба. Пол собора выложили узорной яшмой, вывезенной по повелению Ивана Грозного из Ростова Великого.                В результате завершения всех работ собор приобрел парадный и живописный облик, который соответствовал его назначению- дворцового царского храма. В соборе хранилась икона Донской Богоматери, с которой Дмитрий Донской шел на Куликовскую битву и перед которой молились русские воины перед боем. Позднее эта икона была перенесена в Донской монастырь.

«Москва- Третий Рим»

Очень интересны росписи стен, столбов и сводов собора. Большое место в росписях отведено светской власти. Идея преемственности власти московских князей и царей от византийских императоров- через древних владимирских и киевских князей. В этой галерее нашла отражение складывавшаяся с конца XV века политическая теория «Москва- Третий Рим». Согласно этой теории Москва являлась наследницей Константинополя, а московские государи- преемниками византийских императоров. Поэтому в соборе изображены прославленные византийские императоры (например, Константин и его мать Елена, утвердившие христианство государственной религией), русские князья Владимир Мономах, княгиня Ольга, Александр Невский, Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Василий III... Здесь же помещены образы святых патронов (покровителей и защитников) присоединенных к Москве русских земель- Новгорода, Пскова, Твери, Ярославля, Ростова Великого. На стенах паперти (площадка перед западной частью храма, отделенной от средней его части глухой стеной) изображены двенадцать языческих мудрецов- тех, которые «не ведая закона, творили законное по природе». Среди этих мудрецов:  древнегреческие философы Платон, Аристотель, древнегреческий поэт Менандр, греческий писатель Плутарх, римский поэт Вергилий... Пышное убранство интерьера собора в древности дополняли золоченые оклады икон и конструкций иконостаса, богатые люстры- паникадила, дорогая церковная утварь.
В 1572 году с юго-восточной стороны собора пристроили крыльцо, которое вело в придел в южной паперти (южная сторона собора обращена к Москве-реке), превратившийся в личную молельню Ивана Грозного. По преданию, после четвертой женитьбы Иван Грозный не имел прямого доступа к церковной службе в главной части храма и мог лишь с этой крытой галереи слушать литургию (богослужение).   
В 1697 году Петр I приказал обновить собор. Новое обновление понадобилось и к 1770 году. И по повелению Екатерины II это было сделано. Обновленный собор торжественно освятили. С конца XVIII века  наружный вид собора не изменился. В советский период в результате неоднократных реставрационных работ  древние росписи были освобождены от нанесенных на них более поздних росписей- “поновлений”, и подлинная древняя живопись родилась заново, радуя сочностью и яркостью своих красок.
1989 год стал для Благовещенского собора юбилейным- было отпраздновано его 500-летие. Сегодня собору 515 лет.
Любуясь Благовещенским собором, являющимся одним из шедевров русского зодчества, отдадим должное памяти великих отечественных мастеров, соэдавших такую красоту.
                Юрий Жданов    15.02.2004    

Рассказ Юрия Жданова «Благовещенский собор Московского Кремля» опубликован:
Юрий Жданов. Благовещенский собор Московского Кремля. Газета «Радость» № 3, 2004. Стр. 22-24

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).


Рецензии